Решение б/н решение от 15 февраля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 058/05/5-39/2021

 

15 февраля 2021 года                                                                   г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2021 года.

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

рассмотрев дело № 058/05/5-39/2021 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбужденное в отношении Общества с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фристайл» (ИНН 5836310830; ОГРН 1065836011801; ранее – ООО Микрофинансовая организация «Фристайл»; далее – ООО МКК «Фристайл») по факту распространения рекламы «займы под ПТС», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»)

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области установлен факт распространения в январе 2021 года при входе в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а) рекламы «займы под ПТС» с признаками нарушения законодательства о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 28.01.2021 по факту распространения рекламы «займа под ПТС» возбуждено дело № 058/05/5-39/2021 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе». Рассмотрение дела назначено на 15.02.2021. К участию в деле в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечено ООО МКК «Фристайл».

При рассмотрении настоящего дела представитель ООО МКК «Фристайл» факт нарушения законодательства о рекламе признал. Сообщил, что реклама «займы под ПТС», распространяемая Обществом в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а), демонтирована.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

В январе 2021 года при входе в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а) над входной дверью размещена реклама следующего содержания: «003 скорая финансовая помощь ЗАЙМЫ под ПТС 39-77-11 ООО МКК «Фристайл».

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:

-предназначаться для неопределенного круга лиц;

-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;

-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.

Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.

Информация: «003 скорая финансовая помощь ЗАЙМЫ под ПТС 39-77-11 ООО МКК «Фристайл», распространяющаяся в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а), содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

В рекламе используется выражение: «ЗАЙМЫ под ПТС».

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В силу части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Частью 1 статьи 336 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) установлено, что предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания, требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, и иных прав, уступка которых другому лицу запрещена законом.

ПТС – паспорт транспортного средства, документ, в котором содержатся сведения о технических характеристиках, идентификационных данных и сведения о собственниках. Данный документ не может выступать в качестве обеспечения по кредиту или займу, поскольку как таковой ценности он не имеет: он может быть потерян, восстановлен, сделан дубликат и т.д. Обеспечением по договору займа всегда выступает автомобиль, принадлежащий заемщику, при этом заключается договор займа под залог автомобиля с правом пользования.

Так, согласно пункту 4 «Информации об условиях предоставления, использования и возврата займов категории «Потребительский займ с обеспечением в виде залога» (далее – «Инструкция»), представленной ООО МКК «Фристайл», к видам потребительского займа относятся потребительский микрозайм с обеспечением в виде залога. Кроме того, пунктом 14 «Инструкции» определено, что способом обеспечения исполнения обязательств по договору займа является залог движимого имущества (в т.ч. автотранспортного средства).

В соответствии с пунктом 1.1. договора залога «Залогодатель» передает «Залогодержателю» ( ООО МКК «Фристайл») в залог имущество, указанное в Акте осмотра, являющемся неотъемлемой частью Договора.

С учетом вышеизложенного, использование в рекламе выражения: «займы под ПТС», не соответствует действительности, поскольку фактически заем выдается под залог имущественных прав на транспортное средство.

Данный рекламный слоган вводит потребителя рекламы в заблуждение относительно оказываемых обществом услуг.

Таким образом, вышеуказанная реклама содержит нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, индивидуальным предпринимателем Подложеновым В.В. (Исполнитель, рекламораспространитель) 15.02.2016 заключил с Обществом с ограниченной ответственностью Микрокредитная компания «Фристайл» (ИНН 5836310830; ОГРН 1065836011801; ранее – ООО Микрофинансовая организация «Фристайл»; далее – ООО МКК «Фристайл») (Заказчик) Договор №216Р по оказанию услуг по размещению вышеуказанной рекламы в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а).

Следовательно, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ООО МКК «Фристайл».

Учитывая вышеизложенное, и, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО МКК «Фристайл» нарушил требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статье 1 Закона о рекламе целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Статьей 33 Закона о рекламе предусмотрены полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы, в частности, выдавать рекламодателям, рекламораспространителям, рекламопроизводителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

09.02.2021 ООО МКК «Фристайл» представило в Пензенское УФАС России письменные пояснения и доказательства, из которых следует, что реклама «займы под ПТС», распространяемая в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а), снята с распространения.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу предписание ООО МКК «Фристайл» не выдавать.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и  в соответствии с пунктами 42-48 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства  Российской  Федерации о рекламе от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу «займы под ПТС», распространяемую ООО МКК «Фристайл» в январе 2021 года в ТЦ «Суворовский» (г. Пенза, ул. Суворова, 144а), поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. В связи с тем, что реклама снята с распространения, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны