Решение №058/06/106-155/2023 На заседании Комиссии заявитель пояснил, что в составе извещ... от 3 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-155/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

03 апреля 2023 года                                                                           г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика Правительства Пензенской области: <…> (представитель по доверенности от 31.03.2023), <…> (представитель по доверенности от 31.03.2023),

со стороны уполномоченного органа Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области: <…> (представитель по доверенности),

со стороны заявителя – общества с ограниченной ответственностью Академия «Ценный Советник» (далее – заявитель, ООО Академия «Ценный Советник», Общество), <…> (генеральный директор управляющей компании),

рассмотрев жалобу ООО Академия «Ценный Советник» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Правительства Пензенской области открытого конкурса в электронной форме «Оказание услуг по организации и проведению семинара для государственных гражданских служащих Пензенской области по программе "Антикризисные меры поддержки участников контрактной системы. Практика применения 44-ФЗ"» (извещение № 0155200000923000085 опубликовано 06.03.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

 

27.03.2023 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО Академия «Ценный Советник» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Правительства Пензенской области открытого конкурса в электронной форме «Оказание услуг по организации и проведению семинара для государственных гражданских служащих Пензенской области по программе "Антикризисные меры поддержки участников контрактной системы. Практика применения 44-ФЗ"» (извещение № 0155200000923000085 опубликовано 06.03.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 03.04.2023 в 11 часов 00 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

На заседании Комиссии заявитель пояснил, что в составе извещения о проведении конкурса размещен документ, содержащий порядок рассмотрения и оценки заявок. Указанным порядком установлено, что по показателю оценки «Общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов)» критерия «квалификация участников закупки» комиссией будет оцениваться общая стоимость оказанных услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских или муниципальных служащих сопоставимого характера и объема, выполненных участником закупки в 2021-2022 гг. (включительно), на основе представленных участником закупки копий контрактов (договоров) и актов сдачи-приемки услуг (документов о приемке). По мнению заявителя, данное требование установлено незаконно, так как нарушает положения подпункта «г» пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Положение).

Представитель заказчика пояснила, что цель заказчика – эффективное расходование бюджетных средств. По мнению заказчика, установление в показателе оценки уточнения об учете исполненных контрактов в 2021-2022 гг. не нарушает требования подпункта «г» пункта 28 Положения, так как указанный срок не превышает 5 лет.

На заседании Комиссии представитель уполномоченного органа пояснила, что установленное требование не противоречит требованиям Постановления № 2604, так как данная норма не устанавливает временной период заключения контрактов, а указывает на максимально допустимый срок подписания актов.

В целях получения дополнительной информации и документов рассмотрение жалобы отложено до 16 часов 30 минут 03.04.2023.

После перерыва заявителем направлены дополнения к жалобе согласно которым он просит внести изменение в просительную часть жалобы и признать также нарушение уполномоченным органом требований пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

06.03.2023 уполномоченным органом для нужд на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0155200000923000085 об открытом конкурсе в электронной форме «Оказание услуг по организации и проведению семинара для государственных гражданских служащих Пензенской области по программе «Антикризисные меры поддержки участников контрактной системы. Практика применения 44-ФЗ».

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 35 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 27.03.2023 09:00 (МСК).

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок - 29.03.2023.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 30.03.2023.

Идентификационный код закупки: 232583601099558360100100380018542244.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерий квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно подпункту «г» пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется в том числе критерий оценки квалификация участников закупки.

Подпунктом «в» пункта 24 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки, в том числе наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом «в» пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей:

  • общая цена исполненных участником закупки договоров;
  • общее количество исполненных участником закупки договоров;
  • наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.

Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе по извещению № 0155200000923000085 критериями оценки заявок на участие в закупке являются:

  1. Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги,
  2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

Комиссией Пензенского УФАС России установлено, что согласно указанному порядку детализирующим показателем оценки критерия квалификация участников является общая цена исполненных участником закупки договоров (контрактов). При этом оценивается общая стоимость оказанных услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских или муниципальных служащих сопоставимого характера и объема, выполненных участником закупки в 2021-2022 гг. (включительно), на основе представленных участником закупки копий контрактов (договоров) и актов сдачи-приемки услуг (документов о приемке).

Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:

1) Исполненные участником закупки контракты (договоры) на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских или муниципальных служащих сопоставимого характера и объема, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Под услугами сопоставимого характера и объема понимаются образовательные услуги по тематике программы дополнительного профессионального образования, указанной в описании объекта закупки.

2) Акт (акты) приемки оказанных услуг (документ о приемке), составленные при исполнении таких контрактов (договоров) или иной документ, подтверждающий исполнение услуг по представленным контрактам (договорам) и подтверждающий цену оказанных услуг.

Из указанного следует, что согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе к оценке будут приняты контракты, исполненные участниками в 2021-2022 гг. (включительно).

Вместе с тем, подпунктом «г» пункта 28 Положения предусмотрено, что последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта «в» настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.

Учитывая, что дата окончания срока подачи заявок в открытом конкурсе в электронной форме 27.03.2023, то последний акт, составленный при исполнении договора, подлежащего оценке может быть фактически подписан позднее 27.03.2018.

Таким образом, в соответствии с подпунктом «г» пункта 28 Положения участник закупки вправе представить заключенные и исполненные договоры и акты выполненных работ (оказания услуг), подтверждающие наличие у него соответствующего опыта, подписанные не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок, в связи с чем требование о подтверждении наличии опыта, предусматривающего исполнение контрактов участниками в 2021-2022 гг. (включительно), не соответствует указанным нормам Положения.

Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что подпунктом «д» пункта 28 Положения определено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.

При этом заказчиком в порядке оценке предусмотрено, что оценке подлежат исполненные участником закупки контракты (договоры) на оказание образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования государственных гражданских или муниципальных служащих сопоставимого характера и объема, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Тем самым заказчиком/уполномоченным органом в нарушение подпункта «д» пункта 28 Положения ограничена возможность представления иных договоров.

Заявителем в жалобе указано на то, что нарушения допущены именно уполномоченным органом, который в силу порядка взаимодействия заказчика и уполномоченного органа, после проведения правовой экспертизы разместил извещение о закупке, включая порядок рассмотрения и оценки заявок, который нарушает требования законодательства о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что вопрос о распределении ответственности между заказчиком и уполномоченным органом будет рассмотрен при решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с необходимостью получения и анализа дополнительных материалов по закупке.

Согласно протоколу подведения итогов от 29.03.2023 на участие в закупке было подано 5 заявок, в том числе, подателя жалобы, признанных соответствующими, победителем закупки стал участник, предложивший цену контракта 15 000,00 руб., тем самым снижение составило 57% от НМЦК.

В связи с чем, Комиссия приходит к выводу об отсутствии целесообразности выдачи предписания об устранении допущенных нарушений, т.к. отсутствуют доказательства того, что нарушение повлекло ограничение количества участников и повлияло на результат определения победителя.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО Академия «Ценный Советник» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области в интересах заказчика – Правительства Пензенской области открытого конкурса в электронной форме «Оказание услуг по организации и проведению семинара для государственных гражданских служащих Пензенской области по программе "Антикризисные меры поддержки участников контрактной системы. Практика применения 44-ФЗ"» (извещение № 0155200000923000085 опубликовано 06.03.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) обоснованной.
  2. Признать заказчика/уполномоченный орган нарушившим требования части 8 статьи 32, пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 28 Положения, что свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии                                                                     <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                        <…>

 

                                                                                                   <…>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны