Предупреждение б/н предупреждение 2-01-03/18-2023 от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

№ 2-01-03/18-2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

15.12.2023 года г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение жителя города Сурска Городищенского района Пензенской области в отношении ООО «Экопром» (далее – Общество) по вопросу неисполнения Обществом обязанности по вывозу мусора, образовавшегося от уборки придомовых территорий многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов. По результатам анализа документов и информации установлено следующее. Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Экопром» (603127, Нижегородская область, г.Нижний Новгород, УЛ. ФЕДОСЕЕНКО, Д. 51, ИНН 5263049020) является сбор отходов (ОКВЭД 38.1). По результатам конкурсного отбора об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории Пензенской области зона «Восточная» ООО «Экопром» выбран региональным оператором на данной территории (протокол о результатах проведения конкурсного отбора N 02 от 07.06.2018). Согласно Соглашению, заключенному между Управлением жилищнокоммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и ООО «Экопром» от 28.06.2018г., «Экопром» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО (далее – Соглашение)/

«Экопром» осуществляет деятельность по обращению с ТКО по регулируемым тарифам в области ТКО, устанавливаемым Управлением по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области (п.1.2 Соглашения). Статус регионального оператора присваивается Региональному оператору с момента вступления в силу Соглашения и действует 10 лет (п.1.3 Соглашения). Зона деятельности Регионального оператора определена зоной деятельности регионального оператора «Восточная зона», установленная схемой обращения с отходами (п.1.4 Соглашения). Таким образом, ООО «Экопром» является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Пензенской области зона деятельности «Восточная». В соответствии с Постановлением Правительства Пензенской области от 10.04.2020г. №226-пП «Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Пензенской области» к «Восточной зоне» относятся следующие районы/городские округа в составе зон деятельности региональных операторов: Городской округ город Кузнецк, Городищенский, Камешкирский, Кузнецкий Лопатинский, Неверкинский, Никольский, Сосновоборский муниципальные районы. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами – оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

В силу статьи 24.7 Закон об отходах производства и потребления региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов. Приказом Министерства ЖКХ и ГЗН Пензенской обл. от 28.11.2022 N 98-т «Об утверждении предельных единых тарифов на услугу региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Пензенской области и признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области и Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области»  ООО «Экопром» на 2023 год установлен и введен в действие предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из поступившего обращения следует, что ООО «Экопром» отказывается вывозить отходы с контейнерных площадок для сбора ТКО на территории города Сурска Городищенского района Пензенской области, образовавшихся от уборки придомовых территорий многоквартирных и индивидуальных жилых домов (опиловка древесно-кустарниковой растительности, покос травы, отходы сельскохозяйственных культур, отходы опавшей листвы), ссылаясь на то, что данные отходы образованы вне жилых помещений, и не соответствуют определению ТКО и объемы данных отходов не включены в единый тариф регионального оператора по обращению с ТКО. Факт неисполнения ООО «Экопром» обязанности по вывозу мусора, образовавшегося от уборки придомовых территорий многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, подтверждается фото и видео-материалами, представленными жителем. Кроме того, данный факт подтверждается ответом Администрации города Сурска Городищенского района Пензенской области. Как указано в обращении, представители ООО «Экопром» предлагают жителям города Сурска Городищенского района Пензенской области заключить отдельный договор на вывоз отходов, образовавшихся от уборки придомовых территорий многоквартирных и индивидуальных жилых домов. На запрос антимонопольного органа ООО «Экопром» указанные обстоятельства не подтвердило. Вместе с тем опровергающих доказательств не представило. Согласно абзацу двадцать первому статьи 1 Закон об отходах производства и потребления твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами. В соответствии с частью 1 статьи 24.6 Закон об отходах производства и потребления сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2023 г. N 1390 признаны утратившими силу вышеназванные правила и утверждены новые правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 5 Правил нормативны накопления определяются в том числе: а) для категории потребителей в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых  домах. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства) (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации). К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната (часть 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Под жилым домом (объектом индивидуального жилищного строительства, индивидуальным жилым домом) понимается отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более 20 метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации; пункт 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В пункте 3.1.17 СП 476.1325800.2020 "Свод правил. Территории городских и сельских поселений. Правила планировки, застройки и благоустройства жилых микрорайонов", утвержденного и введенного в действие Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 24 января 2020 г., N 33/пр, определено, что придомовая территория (приватная) - территория, часть участка многоквартирного жилого дома, группы домов, примыкающая к жилым зданиям, находящаяся в преимущественном пользовании жителей домов и предназначенная для обеспечения бытовых нужд и досуга жителей дома (домов). Приватная территория отделена от внутриквартальных территорий общего пользования периметром застройки, а также ландшафтными и планировочными решениями. С 1 мая 2023 г. утвержден и введен в действие приказом Федерального  агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 октября 2022 г. N 1093-ст ГОСТ Р 70386-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Комплексное благоустройство и эксплуатация городских территорий. Определения, основные требования и процессы", в пункте 3.21 которого дано определение придомовой территории как территории, на которой расположен жилой дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанной территории объектами.

Исходя из приведенных нормативных положений в состав отходов, подлежащих учету, включены также такие отходы, которые образуются при уборке придомовой территории жилого дома и многоквартирного дома, вследствие чего придомовая территория объекта индивидуального жилищного строительства или многоквартирного дома подлежит рассмотрению как целостный объект при формировании бытовых отходов, а региональные операторы в рамках установленного единого тарифа на услугу регионального оператора обеспечивают обращение с ТКО, которые соответствуют терминологии Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и учтены в нормативах накопления ТКО, образующихся при уборке придомовой территории. Пунктом 1 статьи 20 Закон об отходах производства и потребления предусмотрено ведение государственного кадастра отходов, включающего в себя среди прочего Федеральный классификационный каталог отходов. В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (7 30 000 00 00 0) в том числе включает в себя вид отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древеснокустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (7 31 300 00 00 0), в который входят такие отходы, как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (7 31 300 01 20 5) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (7 31 300 02 20 5). Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17 декабря 2008 г. N 433-ст).

Под содержанием зеленых насаждений в соответствии с пунктом 3.13 ГОСТ Р 56195-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищнокоммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 г. N 1447-ст (далее - ГОСТ Р 56195- 2014), понимается комплекс работ (мероприятий) по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающих мероприятия по посеву газонов, устройству цветников, 2023-4445 подготовке участков для озеленения, посадке деревьев и кустарников, по обеспечению их сохранности и проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки. Согласно пунктам 6.3, 6.3.1 ГОСТ Р 56195-2014 уборка придомовой территории подразделяется на летнюю и зимнюю. В перечень работ по уборке придомовой территории в летний период входит помимо иного надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода и инструкцией по их содержанию, проведение в случае необходимости санитарной или омолаживающей обрезки. При этом вырубка, обрезка и пересадка зеленых насаждений проводятся в соответствии с порядком, действующим в муниципальном образовании, на территории которого находится многоквартирный дом. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке, корчевке и обрезке деревьев и кустарников, вывозятся после окончания работ. Соответственно их вывоз производится исполнителем работ.

Постановлением Правительства Пензенской обл. от 10.04.2020 N 226-пП "Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами на территории Пензенской области" (далее – Территориальная схема) утверждена территориальная схема обращения с отходами на территории Пензенской области, раздел 2 которой содержит информацию о количестве образующихся отходов. Данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности от I до V сформированы согласно статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы) о количестве образования отходов на территории Пензенской области период 2016, 2017 и 2018 годов по каждому виду отходов в соответствии ФККО (пункт 2.1 Территориальной схемы). В таблице 2 «Сводная информация о количестве отходов различных видов, образующихся на территории Пензенской области», в том числе содержится ТКО, которые относятся к блоку 7 ФККО. Согласно блоку 7 ФККО к нему также относятся отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам (7 31 200 00 00 0), мусор и смет уличный (7 31 200 01 72 4), мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства (7 31 200 02 72 5), Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древеснокустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам (7 31 300 00 00 0), растительные отходы при уходе за газонами, цветниками (7 31 300 01 20 5), растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками (7 31 300 02 20 5).

Образующиеся в результате ухода за придомовой территорией жилых домов, многоквартирных домов растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, расположенными на этой придомовой территории, относятся к ТКО. Так как данные отходы включены в территориальную схему обращения с отходами на территории Пензенской области, то их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение должны обеспечиваться региональным оператором по обращению с ТКО без взимания 2023-4445 дополнительной платы и, соответственно, без заключения дополнительного договора на обращение с данными видами отходов. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования). По результатам анализа товарного рынка установлено, что региональный оператор – ООО «Экопром» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с ТКО в границах «Восточной зоны» Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товар (услуги) на указанном рынке. Таким образом, региональный оператор – ООО «Экопром» занимает доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по обращению ТКО в границах «Восточной зоны» Пензенской области с долей 100% и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на указанном рынке. Исходя из вышеизложенного, Общество не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами. Данные действия регионального оператора приводят к ущемлению интересов неопределённого круга потребителей. Таким образом, в действиях ООО «Экопром», выразившихся в неисполнении обязанности по вывозу мусора, образовавшегося от уборки придомовых территорий многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов, в результате чего повлекшее навязывание потребителям заключение договора прямо не предусмотренного федеральными законами и нормативными правовыми актами, усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции. Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий в срок до 19 января 2024 года, а именно прекратить навязывание потребителям заключение дополнительных договоров на услуги, подлежащие исполнению в рамках действующих договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами, по вывозу мусора, образовавшегося от уборки придомовой территории многоквартирных домов и индивидуальных жилых домов. О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения. В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Руководитель Пензенского УФАС России<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны