Предупреждение №3-20-1/04-2019 Предупреждение №3-20-1/04-2019 от 27 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Правительство Пензенской области

 

ул. Московская, 75, г. Пенза, 440025

 

pravobl@obl.penza.net

 

 

 

Предупреждение № 3-20-1/04-2019

о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

27 мая 2019 года                                                                                           г. Пенза

 

В Пензенское УФАС России поступила информация по вопросу нарушения Правительством Пензенской области и автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» антимонопольного законодательства при заключении Соглашения от 15.03.2018 № 4-7а-09/11.

В рамках рассмотрения указанной информации Пензенским УФАС России установлено следующее.

15.03.2018 между Правительством Пензенской области и автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» (далее также – Роскачество, Организация) заключено Соглашение «О взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области» № 4-7а-09/11 (далее – Соглашение).

В соответствии с пунктом 2.3.2 Соглашения Правительство Пензенской области оказывает Роскачеству содействие в распространении информации, направленной на развитие институтов качества и продвижение высококачественной продукции, в том числе о результатах исследований товаров, производимых в Пензенской области, о присвоении им знаков качества, о продвижении товаров с российским знаком качества в розничных точках продаж Пензенской области:

- путем включения товаров, которым присвоено право маркировки российским знаком качества, в выставочные мероприятия с целью продвижения товаров пензенских товаропроизводителей (пп. 2.3.2.3 Соглашения);

- путем инициации специальных публикаций (репортажей, очерков) о пензенских товаропроизводителях, удостоенных российского знака качества, для распространения в средствах массовой информации и предоставления Роскачеству для дальнейшего распространения (пп. 2.3.2.4 Соглашения);

- путем включения товаров, которым присвоено право маркировки российским знаком качества, в списки товаров, подлежащих рассмотрению в рамках проведения государственных закупок (подарки ветеранам, закупки для школьного питания) с проведением соответствующих информационных мероприятий (пп. 2.3.2.5 Соглашения).

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» учреждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 780-р в целях развития институтов повышения качества российской продукции.

Организация осуществляет функцию по добровольной сертификации в «Системе подтверждения качества российской продукции».

Согласно Положению о знаке соответствия Системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» и порядке его применения, утвержденному руководителем АНО «Российская система качества» 20.04.2017 (далее – Положение о Знаке качества), объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» маркируются знаком соответствия системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» - российским Знаком качества (п. 1.1 Положения о Знаке качества).

Российский Знак качества является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведении сертификации и о соответствии объекта сертификации требованиям системы (п. 1.2 Положения о Знаке качества).

Российский Знак качества наносится на потребительскую упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке либо прилагаемого к продукции, а также на сопроводительную документацию (п. 1.5 Положения о Знаке качества).

Согласно размещенным в открытом доступе документам и информации, присвоение российского Знака качества осуществляется по результатам проведения веерных исследований в различных категориях продовольственных и непродовольственных товаров, представленных на российском рынке. Закупка товаров осуществляется в точках розничных продаж по территории России. Зашифрованные образцы продукции передаются в независимые лаборатории на испытания. Результаты испытаний публикуются в открытом доступе на портале Роскачества. По итогам проведенных испытаний товарам, соответствующим стандартам Российского качества, предлагается пройти добровольную сертификацию на получение российского Знака качества.

Присвоение российского Знака качества осуществляется для заявителей на безвозмездной основе.

В рамках заключенного между Роскачеством и Правительством Пензенской области Соглашения орган власти принимает на себя обязательство оказывать Роскачеству содействие в продвижении товаров, которым присвоено право маркировки российским Знаком качества.

Между тем, реализация приведенных положений Соглашения приведет (может привести) к необоснованному перераспределению спроса граждан на товары на соответствующих товарных рынках, поскольку может создать у потребителей впечатление об одобрении органом власти именно этих товаров и их предпочтительности по сравнению с товарами других участников рынка (не имеющих соответствующей маркировки). Данные обстоятельства создадут отдельным субъектам рынка необоснованные конкурентные преимущества, выражающиеся в более высокой вероятности того, что их товары будут выбраны потребителями среди ряда аналогичных товаров.

С учетом изложенного, реализация Правительством Пензенской области указанного соглашения может привести к созданию преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности производителям продукции, которой присвоен Знак качества, по сравнению с иными производителями продукции, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В силу требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

На основании изложенного в действиях Правительства Пензенской области усмотрены признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В связи с наличием в действиях Правительства Пензенской области признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в принятии на себя обязательств оказывать Роскачеству содействие в продвижении товаров, которым присвоено право маркировки российским Знаком качества, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Правительство Пензенской области о необходимости прекратить нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения для чего:

- в срок до 28.06.2019 осуществить действия по приведению Соглашения «О взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области» от 15.03.2018 № 4-7а-09/11 в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Руководитель управления                                                                <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны