Решение (комиссия) №ЕК/1387/23 Решение РНП от 26 мая 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

058/10/104-277/2023

 

23 мая 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:

  • <...> – заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок,

  • <...> – члена инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

  • <...> – члена инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии со стороны заказчика – ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» <...> (представителя по доверенности);

без участия ООО «Современные строительные решения» (далее также общество/исполнитель): представитель не явился, о времени и месте заседания извещен,

рассмотрев представленные заказчиком – администрацией г. Белинского Пензенской области документы и сведения об ООО «Современные строительные решения», подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 01.06.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Разработка проектной документации на ремонт фасада дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1» (извещение № 0855200000521000792 от 27.04.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

УСТАНОВИЛА:

16.05.2023 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение заказчика о включении сведений об ООО «Современные строительные решения», подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта от 01.06.2021, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Разработка проектной документации на ремонт фасада дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1» (извещение № 0855200000521000792 от 27.04.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением назначено на 16.05.2023.

Представитель Общества участия в заседании не принял, представлены письменные возражения и пояснения относительно исполнения контракта.

Представитель заказчика участвует в заседании в режиме ВКС, пояснил, что обязательства Обществом не были исполнены, заказчиком было направлено соглашение о расторжении контракта, оно не было согласовано, в последующем заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона, Инспекцией Управления установлено следующее.

27.04.2021 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855200000521000792 о проведении электронного аукциона «Разработка проектной документации на ремонт фасада дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1».

Начальная (максимальная) цена контракта – 296 676,56 рублей.

01.06.2021 по результатам электронного аукциона между заказчиком и ООО «Современные строительные решения» заключен государственный контракт реестровый номер 2583601246321000047 по цене 73 410,67 руб.

В силу пункта 1.1 контракта предметом является выполнение работ по разработке проектной документации на ремонт фасада дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1.

Согласно пункту 1.2 контракта Исполнитель обязуется выполнить работы Заказчику согласно настоящему контракту и Приложениями №1,2 к настоящему контракту. Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в срок, установленный настоящим контрактом.

Пунктом 4.1 контракта предусмотрено, что срок выполнения работ по подготовке проектной документации: в течение 45 календарных дней с даты заключения контракта.

В силу пункта 4.2, срок прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости Заказчиком составляет до 30 (тридцати) календарных дней.

В соответствии с пукнтом 4.3 контракт готовую документацию надлежит предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после прохождения проверки достоверности определения сметной стоимости.

Согласно пункту 4.6 контракта исполнитель гарантирует:

- соответствие проектной документации техническому заданию, государственным стандартам, Постановлению Правительства РФ №87 от 16.02.2008 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», рекомендациям и замечаниям согласующих инстанций, а также требованиям и указаниям Заказчика и другим действующим нормативным актам Российской Федерации, условиям настоящего контракта;

- готовность согласованной проектной документации для выполнения соответствующих работ на объекте;

- своевременное устранение за свой счет недостатков в проектной документации, выявленных в период гарантийного срока, включая недостатки, потребовавшие прекращение работ на объекте, для которого данная проектная документация подготавливалась.

В ходе заседания Инспекции представитель заказчика сообщил, что работы Обществом не выполнены, проектная документация, получившая положительное согласование не передана заказчику, акты приема-передачи не подписаны, в связи с чем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем, согласно представленным заказчиком в материалы по обращению документам, заказчик 10.11.2022 направил в адрес Общества претензию об уплате неустойки, в которой указано, что фактически работы по контракту были сданы 29.07.2022, т. е. просрочка исполнения составила 331 календарный день.

14.02.2023 Обществом в адрес заказчика направлено письмо о том, что в рамках проверки сметной стоимости наименование проектно-сметной документации было изменено с «Ремонт фасада дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1» на «Капитальный ремонт фасада и кровли дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1», что является улучшением технических характеристик.

15.02.2023 заказчик в ответ на указанное письмо сообщил, что наименование не соответствует требованиям технического задания контракта, и улучшенные характеристики в данном случае не подтверждаются.

09.03.2023 заказчик направил в адрес Общества соглашение о расторжении контракта, данное соглашение не было подписано со стороны исполнителя.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Пунктом 12.2 контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается в соответствии с ч. 8 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, в соответствии с положениями частей 9-23 (включительно) ст.95 Федерального закона № 44-ФЗ и условиями контракта.

В пункте 12.4 контракта установлен перечень случаев одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе отступление Исполнителя в Услуге от условий Контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии с частью 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

В соответствии с положениями статьи 715 Гражданского кодекса РФ, заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).

03.05.2023 заказчиком принято и размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, о чем уведомлен подрядчик посредством ЕИС.

Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:

1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления Общества о принятом решении следует считать 03.05.2023. 15.05.2023 – дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (с учетом положений ГК РФ).

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

  • выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

  • заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

  • поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

  • принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

  • надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Согласно пояснениям Общества наименование документации было изменено в процессе прохождения экспертизы определения сметной стоимости в связи с тем, что техническим заданием заказчика было предусмотрено выполнение работ по кровле, а не только по фасаду. Но затем заказчик, получив положительное заключение, не смог оплатить выполненные работы в связи с изменением наименования и его несоответствием контракту.

Как установлено Инспекцией Управления, в техническом задании контракта действительно вид работ определен как капитальный ремонт, а не ремонт, и предусмотрена необходимость осуществления работ по замене металлочерепицы основной кровли.

В материалы по обращению представлено положительное заключение проверки сметной стоимости от 28.07.2022 № 0699-22 на Капитальный ремонт фасада и кровли дворовой постройки "Баня" в ГК "Октябрьский сад" по адресу: г. Пенза, Кордон "Октябрьский сад", д. 1».

При этом работы выполнены Обществом с очень значительной задержкой.

В настоящем случае Инспекция Управления приходит к выводу о том, что применение санкции в отношении Общества в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимостью, т. к. работы в принципе выполнялись, в техническом задании к контракту изначально указано на вид проектирования «капитальный ремонт», а также необходимость выполнения работ по замене кровли, при этом заказчик изначально выходил с предложением о расторжении контракта по соглашению сторон. Вопрос о приемке или отказе в приемке результатов работ и оплате должен решаться в гражданско-правовом порядке между сторонами.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Инспекция Управления

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком ГБУ «Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области» об ООО «Современные строительные решения» (ИНН 5837072176), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

<...>

 

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СОВРЕМЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ РЕШЕНИЯ"
ИНН 5837072176, ОГРН 1185835004519
ГБУ "Управление делами Губернатора и Правительства Пензенской области"
ИНН 5836012463, ОГРН 1025801366250