Решение б/н решение от 22 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Автодор»

443124, г. Самара, просека 5-я, д. 99, а/я 16797, 9226986@gmail.com

Заказчик:

МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы»

440000, г. Пенза, ул. Володарского, 42

mku@uks58.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/06/106-147/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

22 февраля 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

при участии:

со стороны муниципального заказчика – МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы»:

со стороны подателя жалобы – ООО «Автодор»:

рассмотрев жалобу ООО «Автодор» на положения извещения о проведении заказчиком МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» открытого конкурса в электронной форме «Выполнение проектных работ по объекту: «Автомобильная дорога в районе ул. Ерик, Транспортная, Горбатов пер., г. Пенза»» (извещение
№ 0355300047922000003 размещено в единой информационной системе 01.02.2022), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

УСТАНОВИЛА:

15.02.2022 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Автодор» на положения извещения о проведении заказчиком МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» открытого конкурса в электронной форме «Выполнение проектных работ по объекту: «Автомобильная дорога в районе ул. Ерик, Транспортная, Горбатов пер., г. Пенза»» (извещение № 0355300047922000003 размещено в единой информационной системе 01.02.2022).

Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 22.02.2022 в 14 часов 00 минут.

Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.

По мнению подателя жалобы, извещение о проведении электронного конкурса не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, в частности:

  1. учитывая, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта составлено, по мнению ООО «Автодор», с нарушениями Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности, утвержденного Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр, то фактически в нарушение пункта 9 части 1, пункта 2 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе обоснование НМЦК не приложено к извещению о закупке,
  2. учитывая, что техническое задание на проектирование не содержит необходимых сведений, то в нарушение пункта 7 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке не содержит описания объекта закупки в определенном объеме.

Представители муниципального заказчика поддержали позицию, изложенную в отзыве на жалобу от 21.02.2022 в полном объёме, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы, материалов по жалобе и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

01.02.2022 заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0355300047922000003 о проведении электронного конкурса «Выполнение проектных работ по объекту: «Автомобильная дорога в районе ул. Ерик, Транспортная, Горбатов пер., г. Пенза»».

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 921 782,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок 17.02.2022 09:00 (МСК)

Дата окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок 21.02.2022

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 22.02.2022

Идентификационный код закупки: 223583601333058360100100010017112414.

1) Согласно пункту 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта.

Приказом Минстроя России от 23.12.2019 № 841/пр утверждены Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Согласно пункту 1 Порядок определения НМЦК устанавливает общие правила определения государственными или муниципальными заказчиками начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в отношении, в том числе, подрядных работ по инженерным изысканиям для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации, подготовке проектной документации объектов капитального строительства, расположенных на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка определение НМЦК, начальной цены единицы товара, работы, услуги осуществляется заказчиками в процессе подготовки документации о закупке.

Пунктом 7 Порядка предусмотрено, что результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола. Рекомендуемый образец такого протокола приведен в Приложении № 1 к Порядку.

Согласно пункту 10 Порядка НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации определяется с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона № 44-ФЗ, в том числе с составлением расчетов (смет) на основании сметных нормативов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов, формируемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с Порядком формирования и ведения федерального реестра сметных нормативов, утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.10.2017 № 1470/пр.

В соответствии с пунктом 15 Порядка расчет НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по инженерным изысканиям и (или) по подготовке проектной документации размещается заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки. Рекомендуемый образец оформления такого расчета приведен в Приложении № 2 к Порядку.

Заявитель указывает, что расчет обоснования НМЦК осуществлен заказчиком с нарушением Порядка определения НМЦК.

Следует отметить, что в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

Согласно письму ФАС России от 13.01.2016 № ИА/699/16 соблюдение заказчиком порядка обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям ФАС России. При рассмотрении жалоб участников закупок, проведении внеплановых проверок действий заказчика в полномочия ФАС России входит контроль за соблюдением заказчиком законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части наличия в документации о закупке, извещении об осуществлении закупки обоснования начальной (максимальной) цены контракта.

Исходя из изложенного, Комиссией Управления при рассмотрении жалобы установлено, что к извещению о проведении рассматриваемого электронного конкурса размещены в ЕИС протокол НМЦК и Расчет НМЦК, составленные по рекомендуемым образцам Приложения № 1 и № 2 Порядка определения НМЦК.

Таким образом, нарушений со стороны заказчика в части размещения обоснования НМЦК в составе извещения о закупке Комиссией Управления не выявлено.

В остальной части данного довода жалоба будет перенаправлена также в орган муниципального финансового контроля – Финансовое управление города Пензы.

На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы.

2) Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение проектных работ по линейному объекту.

По мнению заявителя, техническое задание на проектирование, представленное заказчиком в составе извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а также ГрК РФ и приказа Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр.

Приказом Минстроя России от 01.03.2018 № 125/пр утверждена Типовая форма задания на проектирование объекта капитального строительства и требования к его подготовке.

Согласно пункту 1 Требований к подготовке задания на проектирование, подготовка задания на проектирование объекта капитального строительства осуществляется застройщиком (техническим заказчиком) в соответствии с типовой формой задания на проектирование объекта капитального строительства (приложение № 1 к настоящему приказу).

Пунктом 10 Типовой формы задания на проектирование предусмотрены требования к основным технико-экономическим показателям объекта (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения и другие показатели).

В пункте 10 размещенного заказчиком Технического задания на проектирование указано следующее: Участок дороги по ул. Ерик (от ул. Злобина до ул. Транспортная), участок дороги по пер. Горбатов (от ул. Транспортная до дома №16 по пер. Горбатов), участок дороги по ул. Транспортная (от дома №39 до дома №57).

Естественно в отношении линейного объекта невозможно указания таких характеристик, как объем, количество этажей.

В рассматриваемом случае заказчиком указаны только примерные границы проектирования. Представители заказчика при рассмотрении жалобы сообщили, данные участки автомобильной дороги существующие объекты, однако указать на этапе проектирования такие характеристики, как протяженность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения не представляется возможным.

Вместе с тем, представители заказчика не смогли четко пояснить по каким объективным причинам невозможно указание таких показателей, например, как протяженность, интенсивность движения и пропускная способность в отношении существующей автомобильной дороги.

Пунктом 22 Типовой формы задания на проектирование предусмотрены требования к технологическим и конструктивным решениям линейного объекта.

В пункте 22 размещенного заказчиком Технического задания на проектирование указано следующее:

Участок дороги по ул. Ерик от ул. Злобина до ул. Транспортная:

  • Количество полос движения - 4;
  • Ширина полосы движения - 3,5 м (уточнить проектом в соответствии с действующими нормами);
  • Тротуары - в соответствии с нормативами;
  • Велодорожка - с одной стороны дороги шириной в соответствии с нормативами;

Участок дороги по пер. Горбатов от ул. Транспортная до дома №16 по пер. Горбатов:

  • Количество полос движения - 3 (уточнить проектом);
  • Ширина полосы движения - 3,5 м (уточнить проектом в соответствии с действующими нормами);
  • Тротуары – в соответствии с нормативами;

Участок дороги по ул. Транспортная (от дома №39 до дома №57):

  • Количество полос движения - 2;
  • Ширина полосы движения - 3,5 м (уточнить проектом в соответствии с действующими нормами);
  • Тротуары – в соответствии с нормативами;

По всем участкам:

  • Техническая категория дороги: магистральная улица районного значения;
  • Тип покрытия - капитальный;
  • Вид покрытия - асфальтобетон (ЩМА);
  • Транспортные развязки – пересечения и примыкания в одном уровне;
  • Водоотвод - предусмотреть;
  • Освещение - предусмотреть;
  • Разработать мероприятия по организации дорожного движения;
  • Установить автоматические средства фиксации нарушений правил дорожного движения (при необходимости).

Комиссия Управления приходит к выводу, что в пункте 22 Технического задания заказчиком указаны необходимые в определенном заказчиком объеме требования к технологическим и конструктивным решениям линейного объекта, при этом фразы «уточнить проектом» относится к ширине полос движения, а не ко всем показателям, как указано заявителем.

Пунктом 46 Типовой формы задания на проектирование предусмотрено, что к заданию на проектирование прилагаются:

  • 46.1. Градостроительный план земельного участка, на котором планируется размещение объекта, и (или) проект планировки территории и проект межевания территории.
  • 46.2. Результаты инженерных изысканий (при их отсутствии заданием на проектирование предусматривается необходимость выполнения инженерных изысканий в объеме, необходимом и достаточном для подготовки проектной документации) <1>
  • 46.3. Технические условия на подключение объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (при их отсутствии и если они необходимы, заданием на проектирование предусматривается задание на их получение).
  • 46.4. Имеющиеся материалы утвержденного проекта планировки участка строительства. Сведения о надземных и подземных инженерных сооружениях и коммуникациях.
  • 46.5. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта (при наличии).
  • 46.6. Документ, подтверждающий полномочия лица, утверждающего задание на проектирование.
  • 46.7. Иные документы и материалы, которые необходимо учесть в качестве исходных данных для проектирования (на усмотрение застройщика (технического заказчика).

В пункте 46 размещенного заказчиком Технического задания на проектирование указано следующее:

К заданию на проектирование прилагаются:

46.1 Иные документы и материалы, которые необходимо учесть в качестве исходных данных для проектирования (на усмотрение застройщика (технического заказчика).

Таким образом к размещенному Техническому заданию, являющемуся в рассматриваемом случае по сути описанием объекта закупки, на проектирование не приложены никакие исходные данные.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 4 Требований к разработке задания на проектирование предусмотрено, что задание на проектирование должно содержать исходные данные, достаточные для разработки проектной документации объекта капитального строительства в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87.

Податель жалобы указывает, что в рассматриваемом случае отсутствуют данные проекта планировки территории (ППТ) и проекта межевания территории (ПМТ).

Представители заказчика пояснили, что в настоящее время ППТ и ПМТ находятся в разработке, о чем свидетельствует постановление от 12.05.2021 № 662, которое находится в свободном доступе.

Согласно части 6 статьи 48 ГрК РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:

1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);

2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);

3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).

Частью 11 статьи 48 ГрК РФ определено, что подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора подряда на подготовку проектной документации), результатов инженерных изысканий, информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, или в случае подготовки проектной документации линейного объекта на основании проекта планировки территории и проекта межевания территории либо в случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, решения о подготовке документации по планировке территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории) в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями подключения (технологического присоединения), предусмотренными статьей 52.1 настоящего Кодекса, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

При этом в соответствии с частью 11.1 ГрК РФ подготовка проектной документации линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения или линейного объекта местного значения может осуществляться до утверждения документации по планировке территории, предусматривающей строительство, реконструкцию соответствующего линейного объекта. В этом случае обязательными приложениями к заданию застройщика или технического заказчика на проектирование являются:

1) решение о подготовке такой документации по планировке территории;

2) чертеж границ зон планируемого размещения соответствующего линейного объекта, сведения о его характеристиках и схема планировочных решений, предусмотренные разрабатываемой документацией по планировке территории соответствующего линейного объекта.

Таким образом в части 6 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено какие исходные данные передаются заказчиком. При этом при отсутствии ППТ и ПМТ как в рассматриваемом случае согласно части 11.1 ГрК РФ определены обязательные приложения к заданию застройщика или технического заказчика.

Однако заказчиком в нарушение указанной нормы градостроительного законодательства такие исходные данные не приложены к заданию на проектирование, что в свою очередь свидетельствует о некорректном, неполном и необъективном формировании описания объекта закупки, что, в свою очередь нарушает требования пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заявителем указано, что заказчик предусмотрел требование о проектировании переустройства инженерно-технических сетей согласно техническим условиям, которые не приложены к заданию, что не позволяет установить необходимость и объем переустройства, стоимость которых может превышать стоимость проектирования основного объекта.

Представители заказчика пояснили, что до выполнения инженерно-геодезических изысканий невозможно заказчику понимать необходимость и объем возможного переустройства сетей, и соответственно получение технических условий. Таким образом, необходимость уточнения проектом и возможно последующая необходимость выполнения проектирования переустройства и выноса сетей в рассматриваемом случае обоснована.

Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В данном случае для участия в закупке подана единственная заявка, конкурс признан несостоявшимся, что не может свидетельствовать об отсутствии влияния выявленных нарушений на результат определения победителя.

В связи с изложенным, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении заказчиком требований пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, и соответственно об обоснованности рассматриваемого довода жалобы.

Учитывая выявленное нарушение Комиссия Управления считает целесообразным выдать предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Автодор» на положения извещения о проведении заказчиком МКУ «Управление капитального строительства г. Пензы» открытого конкурса в электронной форме «Выполнение проектных работ по объекту: «Автомобильная дорога в районе ул. Ерик, Транспортная, Горбатов пер., г. Пенза»» (извещение
    № 0355300047922000003 размещено в единой информационной системе 01.02.2022), частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
  3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение о закупке с учетом обстоятельств, установленных настоящим решением.
  4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
  5. Передать жалобу в части первого довода для рассмотрения по существу в Финансовое управление г. Пензы.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны