Решение б/н Решение и предписание по делу № 2-15/02-2010 в отношении ОАО... от 10 декабря 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
12.10.2010                                                                                                                     г. Пенза
Резолютивная часть решения объявлена 30 сентября 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено 12 октября 2010 года.                                                                                             
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:
1.      Авдеев А.И. – руководитель управления, председатель Комиссии,
      2. Бутузова Т.В. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
 3. Кузнецова О.Н. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий – член Комиссии;
4. Коростелева А.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий
рассмотрев дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» (далее – ОАО «Молком») требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
при участии представителя со стороны ОАО «Молком»:
- <…> – генерального директора;
- <…> – заместителя генерального директора;
- <…> – главного бухгалтера;
- <…> – представителя по доверенности от 30.09.2010,
УСТАНОВИЛА:
По результатам проверки деятельности ОАО «Молком» на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в действиях ОАО «Молком» были выявлены признаки нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившегося в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате предоставления для них неравных условий получения скидок, составлен акт от 17.09.2010 № 33.
Приказом Пензенского УФАС от 20.09.2010 № 162 в отношении ОАО «Молком» возбуждено дело № 2-15/02-2010 по признакам нарушения части 1 статьи 13 Закона о торговле.
На заседании Комиссии представители ОАО «Молком» по обстоятельствам дела пояснили, что договоры с сетевыми компаниями предусматривают 3 % скидки к отпускной цене на молоко, кисло-молочную продукцию и сметану. Применять дифференцируемую скидку сетевые компании отказываются.
Решение о снижении отпускной цены для одного из индивидуальных предпринимателей (ИП Кашириной Л.Н.) было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север».
Изучив материалы дела и представленные доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия установила следующие обстоятельства.
ОАО «Молком» в соответствии с Уставом общества и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 23.06.2010 № 1338 осуществляет деятельность по переработке молока и производству сыра, а также оптовой и розничной торговле молочными продуктами.
Согласно акту проверки от 17.09.2010 № 33 ОАО «Молком» реализует свою продукцию хозяйствующим субъектам, приобретающим данную продукцию с целью ее дальнейшей перепродажи (магазины розничной торговли, торговые сети, субъекты, осуществляющие поставки в детские сады, школы, больницы, столовые).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ОАО «Молком» имеет 18 торговых объектов розничной торговли, находящихся под общим управлением.
Пункт 4 статьи 2 Закона о торговле определяет торговый объект как здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Согласно пункту 8 указанной статьи Закона, торговая сеть – это совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.
Таким образом, в соответствии с приведенными нормами Закона ОАО «Молком» является хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки в торговые сети, и одновременно само относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.
Законом о торговле регулируются отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности. В частности частью 1 статьи 13 названного Закона установлены антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, в соответствии с которыми, запрещается создавать дискриминационные условия, в том числе: создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов.
В ходе проведения вышеуказанной проверки у ОАО «Молком» был запрошен полный перечень покупателей с разделением по группам в зависимости от применяемых предприятием скидок к отпускным ценам на молочную продукцию.
По информации, представленной ОАО «Молком», хозяйствующие субъекты в зависимости от применяемых предприятием скидок делятся на «VIP потребителей», торговые сети, предприятия розничной торговли (крупные, средние и мелкие), предприятия общественного питания, бюджетные учреждения, которым поставки продукции осуществляются на условиях государственных и муниципальных контрактов, а также объекты фирменной торговли.
Для «VIP потребителей» в соответствии с дополнительным соглашением к договору товар отпускается с применением скидок в зависимости от объема реализации за предыдущий месяц в следующих размерах:
- от 2 % до 6 % на молочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на кисломолочную продукцию;
- от 2 % до 10 % на сливки, сметану.
В перечень «VIPпокупателей» вошли 20 индивидуальных предпринимателей, а также  ООО «Караван», осуществляющее розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети. Кроме того, из представленных договоров поставки установлено, что аналогичная система скидок применяется в отношении ООО «Спар Проспект Строителей» (дополнительное соглашение к договору поставки молока и молочной продукции от 01.01.2009 № 33).
Согласно имеющимся в материалах дела дополнительным соглашениям указанные скидки предоставляются исключительно при условии, что общая сумма отгруженной продукции за текущий месяц составляет более 100 000 рублей и ассортиментный перечень отгрузки включает в себя следующие группы молочной продукции: молоко, кисломолочная продукция, сметана, сырково-творожные изделия.
При этом анализ договоров ОАО «Молком» с другими торговыми сетями показал, что в отношении торговых сетей ООО «Ашан», ЗАО «Тандер», ЗАО ТД «Перекресток», применяются скидки в соответствии со спецификацией, являющейся неотъемлемой частью договора, в размере 3 % на молоко, кисломолочную продукцию и сметану, независимо от объема отгруженной продукции.
Комиссия не принимает доводы ответчика о том, что в его действиях отсутствует нарушение антимонопольного законодательства, поскольку сетевые компании отказываются применять дифференцируемую скидку.
Согласно акту проверки договоры с торговыми сетями ООО «Центр реструктуризации» (сеть магазинов «Гроздь») и ООО «Мандарин» вообще не предусматривают возможность применения скидок на отпускные цены ОАО «Молком».
Также имеют место неравные условия применения ОАО «Молком» скидок на отпускные цены в отношении индивидуальных предпринимателей.  
Так, согласно представленным документам, в отношении ИП Кашириной Л.Н. (приложение к № 1 договору от 15.06.2010 г. № 260) применяются скидки на отгружаемую продукцию в размере 20 % от отпускных цен, указанных в прайс-листе. При этом объем продукции ОАО «Молком», закупаемый ИП Кашириной Л.Н., не превышает закупаемый объем продукции иными предпринимателями, по отношению к которым скидки в указанном размере не применяются.
Доводы ответчика о том, что решение о снижении отпускной цены для ИП Кашириной Л.Н. было принято с целью внедрения продукции ОАО «Молком» на оптовый рынок торговых баз «Север», являются несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства создают неравные условия хозяйственной деятельности для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю рассматриваемыми товарами, что в свою очередь создает препятствия их выходу на данный товарный рынок.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона о торговле хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия для других хозяйствующих субъектов, в том числе: создавать препятствия для их доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ОАО «Молком», выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, нарушением части 1 статьи 13 Закона о торговле.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, статьей 16 Закона о торговле, Комиссия
РЕШИЛА:
1.      Признать действия  ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» выразившиеся в создании дискриминационных условий в отношении отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок, ограничивающими конкуренцию и нарушающими часть 1 статьи 13 Закона о торговле.
2.      Выдать ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
3.      Данное решение направить сторонам по делу в десятидневный срок.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
ПРЕДПИСАНИЕ № 2-15/02-2010
О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 

12.10.2010 г.
г. Пенза

Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Пензенского УФАС России в составе:
1. Авдеев А.И. – руководитель управление, председатель Комиссии,
2. Бутузова Т.В. - начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
3.Кузнецова О.Н. – главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
4.Коростелева А.В.– главный специалист – эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,
руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 12.10.2010 по делу 2-15/02-2010 о нарушении ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» требований части 1 статьи 13 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 № 381-ФЗ (далее – Закон о торговле»),
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1.     ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до 20.12.2010:
- прекратить нарушение части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившееся в создании дискриминационных условий для отдельных хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации, в результате определения для них неравных условий получения скидок;
- предоставить равные условия получения скидок для всех хозяйствующих субъектов, приобретающих продукцию ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» в целях ее дальнейшей реализации.
2. О выполнении настоящего предписания ОАО «Молочный комбинат «Пензенский» письменно сообщить в Пензенское УФАС России не позднее 24.12.2010 с приложением подтверждающих документов.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны