Решение (комиссия) №ЕП/1248/24 Решение по жалобе ООО "НОТ" от 15 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Администрация Колышлейского района Пензенской области 442830, Пензенская область, Колышлейский район, р.п. Колышлей, ул. Московская, 20 kolish_adm@sura.ru; joy37rabota@yandex.ru Общество с ограниченной ответственностью «НОТ» 344000, Ростовская обл., г. Ростов-на-Дону, ул. Нансена, д. 148а, ком. 209 ooonot@bk.ru

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-152/2024

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«12» марта 2024 года г . Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления;

  • <...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – администрации Колышлейского района Пензенской области<...> (представитель по доверенности),

со стороны заявителя – общества с ограниченно ответственностью «НОТ» (далее – ООО «НОТ»/заявитель/податель жалобы) <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «НОТ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении заказчиком – администрацией Колышлейского района Пензенской области электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

05.03.2024 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «НОТ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении заказчиком – администрацией Колышлейского района Пензенской области электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 11.03.2024 в 14 часов 00 минут.

Согласно доводу жалобы заявка победителя закупки (ООО «Белмаш») с учетом установленного запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не отвечает требованию к совокупному количеству баллов за выполнение технологических операций (условий), поскольку в представленной победителем в составе заявки выписке из Евразийского реестра промышленных товаров государств-членов ЕАЭС отсутствуют сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена ЕАЭС. Кроме того, объектом закупки является экскаватор-погрузчик, тогда как ООО «Белмаш» предложило к поставке аналогичную машину, а именно машину для выемки грунта БТВ-05 производства ООО «Белтехника-Велс» (Республика Беларусь). За ввоз указанной техники в нарушение требований Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» компания не уплачивает утилизационный сбор в связи с тем, что предлагаемая техника отгружается за кодом ТН ВЭД 8430 50 000 9, отсутствующем в перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81. При этом товар, предлагаемый к поставке заявителем, является экскаватором-погрузчиком, отнесен к коду ТН ВЭД 8429 59 000 0, включенному в указанный перечень, в связи с чем уплата утилизационного сбора за него является обязательной. Заявитель усматривает в данной ситуации недобросовестную конкуренцию, обусловленную фактом присвоения ввозимой машине для выемки грунта такого кода ТН ВЭД, по которому уплата утилизационного сбора не предусмотрена, что влечет уменьшение стоимости поставляемого товара и создание преимущества поставщика данного товара перед другими участниками закупки.

Представитель заказчика участвует в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы заказчиком представлен отзыв на жалобу.

Во время заседания Комиссии Управления представитель администрации Колышлейского района Пензенской области поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указал, что победителем закупки равно как и подателем жалобы представлены все необходимые документы, подтверждающие соответствие требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление № 616). Предлагаемая победителем аукциона машина не входит в число товаров, в отношении которых правилами определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (далее – решение Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105), предусмотрено требование о минимальном совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий). В этой связи каких-либо нарушений законодательства о контрактной системе со стороны комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников допущено не было. Кроме того, факт уплаты утилизационного сбора не является предметом проверки, осуществляемой комиссией по осуществлению закупок, данное обстоятельство входит в круг вопросов исполнения поставщиком контракта. При этом присвоение ввозимому на территорию Российской Федерации товару кода ТН ВЭД отнесено к компетенции таможенного органа.

В ходе заседания Комиссии представитель ООО «НОТ» поддержал доводы жалобы в полном объеме, указал, что в отличие от заявки общества, которая содержит сведения о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий), в заявке победителя закупки такая информация не отражена, а ввиду неуплаты утилизационного сбора его предложение имеет ценовое преимущество перед другими участниками аукциона.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе в заседании объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 12.03.2024.

В ходе перерыва ООО «НОТ» представлены дополнительные письменные пояснения относительно поставки машин для выемки грунта без уплаты утилизационного сбора.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

15.02.2024 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155300024724000013 об осуществлении электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик».

Начальная (максимальная) цена контракта – 5 460 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 26.02.2024 08:30 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 28.02.2024.

ИКЗ 243581700413958170100100140132892244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами

Из подпункта «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе следует, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.

Пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).

В пункте 5 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств).

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.

В соответствии с пунктом 1 Постановления № 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению.

Согласно тексту извещения объектом закупки является «Экскаватор-погрузчик».

Заказчиком какая-либо позиция КТРУ не использована, при этом выбран код ОКПД2 28.92.27.190 «Машины самоходные для добычи полезных ископаемых прочие». Поскольку указанный код ОКПД2 входит в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в извещении установлен запрет на допуск товаров в соответствии с Постановлением № 616.

Пунктом 6 Постановления № 616 предусмотрено, что в целях реализации настоящего постановления:

а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее – реестр российской промышленной продукции);

б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее – евразийский реестр промышленных товаров);

Как следует из пункта 10 Постановления № 616, для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:

  • в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;

  • в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.

Комиссией Управления установлено, что на участие в рассматриваемом электронном аукционе подано 5 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям извещения.

В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0155300024724000013 от 26.02.2024 победителем признано ООО «Белмаш» (идентификационный номер участника – 115957543), которое по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложило раньше других участников наименьшую цену – 4 163 500,00 руб.

В составе заявки ООО «Белмаш» предложен товар – машина для выемки грунта БТВ-05 (с указанием на то, что машина для выемки грунта БТВ-05 является полным эквивалентом запрашиваемому экскаватору-погрузчику). Страна происхождения – Республика Беларусь.

К заявке ООО «Белмаш» приложена выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза (Регистрационный номер реестровой записи 000009884) на товар с наименованием «Машина для выемки грунта БТВ-05», производитель ООО «Белтехника-Велс» (Республика Беларусь, Минская область, г. Борисов, ул. Чапаева, д. 82 к. 2.2). Классификационный код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 9. Количество баллов 0.

Также ООО «Белмаш» в составе заявки представлена декларация о соответствии поставляемого товара требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 утверждены Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, а также описан порядок включения продукции в евразийский реестр промышленных товаров государств-членов. Указанным решением также утвержден Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из государства - члена евразийского экономического союза (далее – Перечень условий) с информацией о присвоении либо неприсвоении баллов тем или иным промышленным товарам.

Как следует из выписки, представленной ООО «Белмаш», предлагаемому товару соответствует код ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 9. По указанному коду в Перечень условий включен следующий товар:

из 8430 50 000 9

Машины и механизмы самоходные для выемки грунта и строительства прочие

наличие у юридического лица - налогового резидента государства-члена прав на техническую документацию, разработанную в соответствии с требованиями единой системы конструкторской документации (ЕСКД) и/или единой системы технологической документации (ЕСТД) для производства, модернизации и развития соответствующей продукции, на срок не менее 5 лет;

наличие на территории государств-членов сервисного центра, уполномоченного осуществлять ремонт, послепродажное и гарантийное обслуживание продукции;

осуществление на территории государств-членов (включая раскрой и гибку заготовок):

а) при использовании шасси колесного транспортного средства в качестве базового, не менее 6 из следующих операций:

сборка, сварка и покраска надрамников, кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения;

производство или использование произведенного на территории государств-членов рабочего оборудования;

производство или использование произведенного на территории государств-членов двигателя, обеспечивающего питание рабочих органов, за исключением базового двигателя шасси колесного транспортного средства (при наличии в конструкции);

использование шасси колесного транспортного средства, произведенного на территории государств-членов;

монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения и рабочего оборудования;

монтаж органов управления и (или) использование (при наличии в конструкции) произведенных на территории государств-членов радиаторов;

монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции);

б) при использовании шасси, за исключением шасси колесного транспортного средства, произведенного на территории государств-членов, не менее 9 из следующих операций:

сборка и сварка несущей рамы, подрамников (при наличии в конструкции) и их покраска;

сварка и покраска металлоконструкций кабины (при наличии в конструкции);

сборка, сварка и покраска кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения;

производство или использование произведенного на территории государств-членов рабочего оборудования;

производство или использование произведенного на территории государств-членов моста (мостов);

производство или использование произведенной на территории государств-членов трансмиссии (ходовая часть);

производство или использование произведенного на территории государств-членов двигателя;

монтаж кузова (бункера, контейнера), или цистерны (сосуда), или надстройки общего (специального) назначения;

монтаж двигателя, мостов, трансмиссии (ходовая часть), рабочего оборудования;

монтаж органов управления и (или) использование (при наличии в конструкции) произведенных на территории государств-членов радиаторов;

монтаж системы электрооборудования, системы пневмооборудования (при наличии в конструкции), системы гидрооборудования (при наличии в конструкции).

Комиссия Управления отмечает, что Товар с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8430 50 000 9 в соответствии с Перечнем условий не содержит сведений о том, что технике, включаемой в евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза по указанному коду, присваиваются баллы. Из формулировок изложенного пункта Перечня условий следует, что товар включается в реестр при наличии определенных условий, в частности при соблюдении определенного количества производственных операций, осуществляемых на территории государств-членов.

В рассматриваемом случае наличие «0» баллов в выписке из реестра промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза, представленной победителем аукциона, не свидетельствует о неподтверждении соответствия заявки ООО «Белмаш» требованиям Постановления № 616, а значит, основания для отклонения заявки участника, представившего такую выписку, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали.

Также в ходе заседания Комиссии Управления представителем заказчика указано, что в рамках аукциона администрацией Колышлейского района Пензенской области закупается экскаватор-погрузчик. Заявки всех участников закупки содержали предложения о поставке требуемого заказчику товара с характеристиками, соответствующими описанию объекта закупки. Таким образом, участниками, в том числе ООО «Белмаш», предлагался к поставке товар, который соответствует потребности заказчика, и который заказчик предполагал получить в результате рассматриваемой закупки.

С учетом изложенного довод подателя жалобы о том, что предложение ООО «Белмаш» не отвечает требованию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий), установленного в рамках Постановления № 616, не нашел своего подтверждения.

Относительно довода ООО «НОТ» о неуплате утилизационного сбора при поставке машина для выемки грунта БТВ-05, предлагаемой ООО «Белмаш», и ценовом преимуществе перед другими участниками аукциона Комиссия Управления отмечает следующее.

Как указано заявителем, техника с кодом ТН ВЭД 8430 50 000 9 отсутствует в перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, утвержденном постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81.

Вместе с тем Комиссия Управления обращает внимание на то, что при рассмотрении заявок участников закупки в рамках процедуры определения поставщика по контракту на комиссию по осуществлению закупок не возложены обязанности и полномочия по установлению достоверности (недостоверности) кода ТН ВЭД, его изменению, выяснению вопроса уплаты либо неуплаты утилизационного сбора поставщиком. Факт неуплаты утилизационного сбора не может являться основанием для отклонения заявки участника закупки.

Дополнительно Комиссия Управления сообщает, что жалоба ООО «НОТ» подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Субъектами контроля в рамках рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, являются заказчики, контрактные службы, контрактные управляющие, комиссии по осуществлению закупок и их члены, уполномоченные органы, уполномоченные учреждения, специализированные организации и т.д. (см. ч. 2 ст. 99 Закона о контрактной системе), но не участники закупок/ производители товаров.

Относительно довода заявителя об изменении производителем ООО «Белтехника-Вэлс» в декларации на товар наименования продукции и кода ТН ВЭД с целью получения возможности не уплачивать утилизационный сбор, что нарушает требования Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Комиссия Управления отмечает следующее.

Согласно статье 14 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ), для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики в Российской Федерации применяется единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности), утверждаемая Комиссией. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности используется в целях налогообложения товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза.

В силу статьи 15 Закона № 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара.

Федеральная таможенная служба (ФТС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль) (Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636).

Таким образом, при наличии сомнений относительно корректности классификации товара заявитель вправе направить соответствующее обращение в ФТС России, в полномочия и компетенцию которой входит установление факта неверной классификации товара.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу общества с ограниченно ответственностью «НОТ» на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении заказчиком – администрацией Колышлейского района Пензенской области электронного аукциона «Экскаватор-погрузчик» (извещение № 0155300024724000013 опубликовано 15.02.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Председатель комиссии

<...>  

Члены комиссии:

 

 

 

<...>  

 

<...>  

 

 

 

2024-1420

 

 

Связанные организации

Администрация Колышлейского района Пензенской области
ИНН 5817004139, ОГРН 1035801200643
Общество с ограниченной ответственностью «НОТ»
ИНН 6166101212, ОГРН 1166196093580