Решение б/н Решение и предписание по делу № 2-03/10-2010 в отношении ООО... от 7 июня 2010 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
 
6 июля 2010 года                                                                                                                 г. Пенза
 
Резолютивная часть решения объявлена «22» июня 2010 года.
В полном объеме решение изготовлено «6» июля 2010 года.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
1.   Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
2.   Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
3.   Кузнецовой О.Н. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии, 
4.   Дулибского А.Н. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
5.   Макаровой В.И. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
рассмотрев дело № 2-03/10-2010 по признакам нарушения ООО «Городищеводснаб» (Пензенская обл., г. Городище, ул. Советская, 48) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
при участии со стороны ООО «Городищеводснаб»:
- <…> – директора (присутствовал на заседании комиссии 13.05.2010, 03.06.2010);
- <…> – представителя по доверенности от 03.06.2010,
 
установила:
 
В Пензенское УФАС России поступило заявление Никитцовой Л.В. от имени граждан, проживающих в г. Городище Пензенской области по ул. Зеленая, дом 3 и ул. А. Матросова, дом 81 (далее – Заявители).
В   заявлении   указано,   что   ООО «Городищеводснаб» злоупотребляет своим доминирующим положением в г. Городище при оказании коммунальных услуг по вывозу жидких нечистот жителям многоквартирных домов. Являясь единственной организацией по оказанию названных услуг, ООО «Городищеводснаб» с 1 февраля 2010 года повысило цены на услуги по вывозу жидких нечистот на 107%.
Заявители обратились с просьбой разобраться в правильности применения цен и принять в отношении ООО «Городищеводснаб» меры антимонопольного воздействия.
Приказом Пензенского УФАС России от 28.04.2010 № 57 в отношении ООО «Городищеводснаб» было возбуждено дело по признакам нарушения требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На заседание Комиссии заявители не явились, обратились с ходатайством о рассмотрении дела в их отсутствие.
В своем объяснении ООО «Городищеводснаб» указало, что услуга по вывозу жидких нечистот не является коммунальной услугой и не регулируется на основании действующего закона; увеличение тарифа на данный вид услуг произошло в связи с установкой потребителями приборов учета, а также получением убытков по этому виду услуг за 2009 год.
На заседании Комиссии представители ООО «Городищеводснаб» пояснили, что расчет тарифа на услуги по вывозу жидких нечистот произведен исходя из величины необходимых затрат и прибыли в размере 10%, завышения тарифа на оказываемые услуги не признали.
Комиссия, рассмотрев представленные документы и материалы, заслушав доводы и объяснения лиц, участвующих в деле, установила следующее.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Пензенским УФАС России проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по вывозу жидких бытовых отходов на территории г. Городище Пензенской области.
По результатам проведенного анализа установлено, что на территории г. Городище Пензенской области услуги по вывозу жидких бытовых отходов оказывает только ООО «Городищеводснаб», доля ООО «Городищеводснаб» на рынке данных услуг составляет 100 %.
Приказом Пензенского УФАС России от 12.05.2010 № 67 ООО «Городищеводснаб» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов», с долей более 50 % на рынке услуг по удалению и вывозу жидких отходов на территории г. Городище, код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности 90.00.1.
В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов. Следовательно, ООО «Городищеводснаб» занимает на рынке услуг по удалению и вывозу жидких отходов доминирующее положение на территории г. Городище и может оказывать решающие влияние на общие условия обращения товара (услуги) на данном рынке.
Исходя из требований Закона о защите конкуренции, на данный хозяйствующий субъект распространяются запреты, предусмотренные статьей 10 Закона.
ООО «Городищеводснаб» в соответствии с Уставом осуществляет деятельность по оказанию услуг по сбору и вывозу жидких бытовых отходов на территории г. Городище, которая регламентируется Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155 (далее – Правила).
 Согласно пункту 10 названных Правил предусмотрено, что цена услуг по вывозу бытовых отходов, сроки оказания этих услуг, порядок и форма оплаты (наличная или безналичная) определяются соглашением между исполнителем и потребителем. Цена услуг не может быть выше устанавливаемой или регулируемой соответствующими государственными органами.
В соответствии Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Тарифы на услуги по вывозу жидких бытовых отходов в соответствии с названным законом регулированию не подлежат.
Комиссией установлено, что приказом от 30.12.2009 г. № 41 ООО «Городище-водснаб» утвердило цену на предоставление жилищной услуги по вывозу жидких нечистот в размере 67,23 руб. за 1 куб. м, с вводом в действие с 1 января 2010 года. При этом тариф, утвержденный ООО «Городищеводснаб» приказом от 27.02.2009 № 9, с вводом в действие с 01.04.2009 в размере 32,47 рублей за куб.м, был увеличен в 2,07 раза.
При проведении сравнительного анализа повышения тарифов на услуги по вывозу жидких бытовых отходов организациями коммунального комплекса районов Пензенской области установлено, что повышение тарифов на 2010 год по сравнению с 2009 годом произошло: в г. Спасске – на 9,9 %, Беково – на 10,2 %, Камешкире – на 10,0 %, Кондоле – на 11 %, Лунино - на 15 %, М-Сердобе – на 9,4 %, Наровчате – на 9,9 %, Неверкино –  на 18,5 %, Никольске – на 12,1 %. В г. Пензе, г. Кузнецке, г. Каменке произошло снижение тарифов на данные услуги. Все организации коммунального комплекса, оказывающие данные услуги, осуществляют деятельность в аналогичных условиях хозяйствования, при влиянии на повышение тарифов одинаковых факторов (рост тарифов на газ, электроэнергию и другие энергоресурсы), при неизменном составе потребителей. В связи с чем Комиссия считает, что повышение тарифов со стороны ООО «Городищеводснаб» не соответствует обоснованному уровню роста тарифов на данный вид услуг на 2010 год.
Доводы ООО «Городищеводснаб» о том, что увеличение тарифа на данный вид услуг произошло в связи с получением убытков по этому виду услуг за 2009 год являются необоснованными, поскольку убытки за 2009 год по данному виду услуг в размере 362,7 тыс. рублей или 11,62 руб. на 1 куб.м, не могут служить основанием для роста тарифа на 34,76 рублей на 1 куб.м .
Проверка обоснованности включения в стоимость услуги по вывозу жидких бытовых отходов на 2010 год тех или иных затрат показала.
В плановый расчет стоимости услуги (смету) затраты по статье «Аренда» были включены в размере 10286,65 рублей в расчете на месяц. В то время как согласно договору аренды имущества и отнесенной доли затрат на услуги по вывозу жидких отходов затраты по статье «Аренда» составляют 5354,19 рублей. ООО «Городищеводснаб» на заседание Комиссии был представлен уточненный расчет себестоимости услуги по вывозу жидких нечистот, исключающий необоснованно включенную сумму.
Затраты по статье «ГСМ», включенные в расчет стоимости услуги в размере 42891,50 рублей, документально не подтверждены со стороны ООО «Городищеводснаб». Установлено, что при расчете затрат по статье «ГСМ» были использованы максимальные нормы загруженности специальной техники, что не соответствует фактическим данным. Представленные ООО «Городищеводснаб» документы свидетельствуют о снижении объемов вывоза жидких бытовых отходов, что приводит к снижению количества рейсов специализированного транспорта и соответственно должны снижаться расходы на ГСМ.
Из материалов дела следует, что ООО «Городищеводснаб» при проведении расчета затрат по статье ГСМ учитывало работу 4 специальных автомобилей (3 автомобиля КО-503А на базе ГАЗ-53, 1 автомобиль КО-505А на базе Камаз-53213) в течение 22 рабочих дней. Нормы загруженности специальной техники и расход ГСМ в расчетах учитывались по максимальным нормам.
По результатам изучения графиков выезда автомашин, путевых листов автомашин, осуществляющих вывоз жидких отходов, было установлено, что среднее количество выездов за рабочий день в 4 квартале 2009 года составляло 24 рейса, а в 1 квартале 2010 года снизилось до 16 рейсов; количество рабочих дней на 1 машину в 1 квартале 2010 года составило 10-14 дней в месяц.
На заседании Комиссии представители ООО «Городищеводснаб» согласились, что в связи со снижением объема вывоза жидких отходов, по сравнению с расчетным, реальная загрузка автотранспорта ниже чем расчетная, как по количеству рейсов в течение рабочего дня, так и по количеству отработанных рабочих дней за месяц. Из изложенного следует, что затраты по статье «ГСМ» включены в стоимость услуги с завышением.
Кроме того, из отчетной калькуляции себестоимости услуги по вывозу жидких нечистот за январь-декабрь 2009 года следует, что фактические затраты по статье топливо (ГСМ) в 2009 году составили 327,9 тыс. руб. или 27,3 тыс. рублей в месяц, по итогам 4 квартала 2009 года  фактические затраты по статье ГСМ составили 104,1 тыс. руб., что в расчете на месяц составляет 34,7 тыс. рублей. При этом, суммарные расходы за месяц по статье ГСМ, включенные в расчет стоимости услуги по вывозу жидких нечистот на 2010 год составили 42891,5 рублей, т.е. на 8191,5 рублей больше по сравнению с результатами 4 квартала 2009 года. Таким образом, необоснованное завышение затрат по статье ГСМ составило около 20 %.
Из изложенного следует, что ООО «Городищеводснаб», используя при расчетах максимальные нормы загруженности техники и расхода ГСМ, без учета фактических обстоятельств, завысило затраты по данной статье.
В ходе рассмотрения дела ООО «Городищеводснаб» не были представлены доказательства и обоснование включения затрат в стоимость услуги по статье ГСМ в указанном размере.
Таким образом, включение в себестоимость услуги затрат по статье «Аренда» в размере 10286,65 руб. и по статье «ГСМ» в размере 42891,5 руб. в месяц экономически не обоснованы и документально не подтверждены.
В соответствии со статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) предприятием, которые экономически оправданы. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством либо в соответствии с обычаями делового оборота. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Принимая во внимание изложенное, основываясь на материалах дела, Комиссия приходит к выводу, что тариф на услуги по вывозу жидких отходов завышен и не соответствует фактически сложившимся (понесенным) затратам.
Комиссия также не принимает доводы ООО «Городищеводснаб», что увеличение тарифа произошло в связи со снижением объемов услуг. Обращения граждан и материалы дела свидетельствуют, что именно повышение тарифов привело к отказу ряда потребителей от оказываемых услуг и соответственно снижению объемов.
Комиссия установила, что в результате включения экономически необоснованных затрат по статье «Аренда» и «ГСМ» завышение тарифа на услуги по вывозу жидких отходов, утвержденного приказом ООО «Городищеводснаб» от 30.12.2009 № 41, составило более 11 процентов.
Установление ООО «Городищеводснаб» завышенного тарифа на услуги по вывозу жидких отходов, за счет включения экономически необоснованных затрат по статьям «ГСМ» и «Аренда», влечет дополнительные расходы по оплате со стороны пользователей услуг, чем ущемляются их интересы.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Городищеводснаб» как злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и нарушение требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия
 
РЕШИЛА:
1.   Признать действия ООО «Городищеводснаб», выразившиеся в ущемлении интересов потребителей, в результате установления завышенных тарифов на услуги по вывозу жидких отходов за счет включения экономически необоснованных затрат, злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2.   Выдать ООО «Городищеводснаб» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и установления экономически обоснованного тарифа на услуги по вывозу жидких отходов.
3.   Передать материалы дела должностному лицу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 КоАП РФ.
 
ПРЕДПИСАНИЕ №2-03/10-2010 О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
6 июля 2010 г.                                                                                                                    г. Пенза
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
           -   Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,
       - Бутузовой Т.В. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
       - Кузнецовой О.Н. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии, 
       - Дулибского А.Н. – главного специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
- Макаровой В.И. – старшего специалиста 1 разряда отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» на основании своего решения от 06 июля 2010 года по делу № 2-03/10-2010 о нарушении ООО «Городищеводснаб» (г. Городище, ул. Советская, 48,) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. ООО «Городищеводснаб» в срок до 01.08.2010 г. прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителей, в результате установления завышенных тарифов на услуги по вывозу жидких отходов за счет включения экономически необоснованных затрат,
для чего  в срок до 01.08.2010 г. установить тариф на услуги по вывозу жидких отходов с учетом экономически обоснованных затрат.
2. ООО «Городищеводснаб» в срок до 5 августа 2010 года письменно сообщить в Пензенское УФАС России о выполнении настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны