Решение №1471-3 Решение по жалобе от 12 мая 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-269/2020

 

06 мая 2020 года                                                               г. Пенза, ул. Урицкого,127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П... – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- К... – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии заявителя – ИП А... (лично);

ответчика – представителей ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ИНН 5837003736, ОГРН 1025801440620, ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026) П... (доверенность ЮД-8/20 от 27.04.2020), Ф... (доверенность ЮД-7/20 от 27.04.2020);

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя А... на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ИНН 5837003736, ОГРН 1025801440620, ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индукционных варочных панелей (извещение № 32008978683 от 27.03.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru),

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 20.04.2020 поступила жалоба индивидуального предпринимателя А... на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ИНН 5837003736, ОГРН 1025801440620, ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индукционных варочных панелей (извещение № 32008978683 от 27.03.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

По мнению заявителя, комиссией по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» неправомерно принято решение об отклонении второй части заявки ИП А... в связи с представлением несоответствующей Декларации о соответствии участника закупочной процедуры требованиям, установленным аукционной документацией.

Также приложение № 1 к Протоколу подведения итогов № 2/009 от 17.04.2020 не содержит сведений о заявке ИП А...

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 22.04.2020 № 1281-3 назначено и проведено 28.04.2020 в 14 часов 00 минут.

23.04.2020 от ИП А... поступило ходатайство о предоставлении для ознакомления копий документов первой и второй частей заявки ИП А...

28.04.2020 в ходе заседания Комиссия Управления приняла решение в удовлетворении указанного ходатайства отказать ввиду следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, установлен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Статья 18.1 Закона о защите конкуренции не предусматривает право участника аукциона на получение копий документов заявки другого участника, а также иных материалов по жалобе.

При этом, в соответствии с Письмом ФАС России от 16.03.2015 N ИА/12337/15 заявитель, организатор торгов, оператор электронной площадки, конкурсная или аукционная комиссия, а также лица, подавшие заявки на участие в торгах, вправе лично присутствовать при рассмотрении жалобы по существу либо направить для участия в рассмотрении жалобы своих представителей.

ИП А... на заседание Комиссии Управления 28.04.2020 не явился, о дне, месте и времени проведения уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 28.04.2020 представители ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» с доводами жалобы не согласились, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу (вх. № 2059э от 27.04.2020) поддержали в полном объеме, указав, что вторая часть заявки заявителя отклонена в связи с несоответствием представленных участником документов и информации требованиям, установленным документацией о закупе, а именно ИП А... представлена несоответствующая декларация.

28.04.2020 Комиссией Управления рассмотрение жалобы отложено до 06.05.2020.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 28.04.2020 № 1352-3 назначено и проведено 06.05.2020 в 14 часов 30 минут.

На рассмотрении жалобы 06.05.2020 ИП А... доводы жалобы поддержал в полном объеме, представители ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» поддержали ранее изложенную позицию.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, в соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Согласно части 11 статьи 3 Закона о закупках, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и совершенные после этого срока. При этом действия, совершенные организатором закупки после окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе лицами, подавшими заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено Комиссией Управления, 17.04.2020 на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещен протокол подведения итогов аукциона. Жалоба ИП А... поступила в Пензенское УФАС России 20.04.2020. Обжалуемые ИП А... действия заказчика, совершены после истечения окончания срока подачи заявок. ИП А... является лицом, подавшим заявку на участие в запросе котировок.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ИП А... подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» руководствуется Положением о закупке от 13.12.2018.

27.03.2020 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» разместило Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индукционных варочных панелей (извещение № 32008978683 от 27.03.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 13.03.2020.

Дата окончания срока подачи заявок – 07.04.2020 в 11:00.

Дата подведения итогов – 17.04.2020.

Извещением о проведении аукциона установлена начальная (максимальная) цена договора – 1 102 736,16 руб.

Согласно Протоколу № 1/009 от 13.04.2020 на участие в электронном аукционе поданы и допущены до участия первые части заявок 2 (двух) участников.

Из Протокола № 2/009 от 17.04.2020 следует, что вторая часть заявки участника № 3706 (ИП А...) закупочной комиссией признана несоответствующей требованиям аукционной документации по причине представления участником несоответствующей декларации о соответствии участника закупочной процедуры требованиям, установленным пунктом 14 документации, аукцион признан несостоявшимся.

Относительно довода заявителя о том, что комиссией по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» неправомерно принято решение об отклонении второй части заявки ИП А..., Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Из пункта 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках следует, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Пунктом 24 Документации о закупке установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявок на участие в аукционе в электронной форме, в том числе исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в составе заявки.

Вторая часть заявки участника аукциона в числе прочего должна содержать декларацию о соответствии участника закупочной процедуры требованиям, установленным пунктом 14 данной документации (подпункт 6 пункта 24 документации), а именно:

- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;

- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящего пункта понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества;

- отсутствие сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

- отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки.

При этом, какая-либо типовая форма представления декларации о соответствии участника закупочной процедуры установленным требованиям аукционной документацией не определена, требование об оформлении и представлении декларации в форме отдельного документа в документации не установлено.

Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках, заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с уведомлением-требованием от 27.04.2020 № 873-3э электронной торговой площадкой ЗАО «Сбербанк-АСТ» в материалы дела представлены копии заявок, поданных на участие в открытом аукционе в электронной форме на поставку индукционных варочных панелей (извещение № 32008978683 от 27.03.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru).

При изучении заявки ИП А... Комиссией Управления установлено, что участником аукциона в тексте второй части заявки указаны следующие сведения:

 «Настоящим декларирую, что:

2.1. В отношении И.П А... " отсутствует решение арбитражного суда о признании его банкротом, не проводится процедура ликвидации.

2.2. На день подачи заявки деятельность И.П А... не приостановлена в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

2.3. У И.П А... " отсутствует недоимка по налогам, сборам, задолженность по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ за прошедший календарный год, размер которых превышает 25 процентов от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период.

2.4. Сведения об И.П А... отсутствуют в реестрах недобросовестных поставщиков, ведение которых предусмотрено Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

2.5. И.П А... относится к субъектам малого предпринимательства, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.

2.6. У И.П А...  отсутствует судимости за преступления в сфере экономики , а также неприменено  наказанив в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации.

2.7. У И.П А...   отсутствет конфликт интересов между участником закупки и заказчиком.»

Сопоставив установленные аукционной документацией требования к декларации о соответствии, и сведения, указанные во второй части заявки ИП А..., Комиссия Управления полагает, что ИП А... представлена декларация о соответствии участника закупки согласно положениям документации об аукционе.

Комиссия по осуществлению закупок принимает решение о несоответствии второй части заявки на участие в аукционе в электронной форме в следующих случаях (пункт 12 документации об аукционе):

1) непредставления документов и информации, предусмотренных документацией о закупке;

2) несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о закупке;

3) наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике закупке и(или) о предлагаемых им товаре, работе, услуге;

4) несоответствия участника закупки требованиям, установленным документацией;

5)  непоступление до даты рассмотрения вторых частей заявок на участие в аукционе в электронной форме на счет, который указан Заказчиком в документации о закупке, денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в закупке.

Принятие решения о несоответствии заявки на участие в аукционе в электронной форме требованиям, установленным документацией о закупке, по иным основаниям не допускается.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что у комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» отсутствовали правовые основания для отклонения второй части заявки ИП А... по указанному в Протоколе № 2/009 от 17.04.2020 основанию, а именно, в связи с представлением участником несоответствующей декларации о соответствии участника закупочной процедуры требованиям, установленным пунктом 14 документации.

Одним из принципов закупок товаров, работ, услуг, которыми обязаны руководствоваться заказчики, является принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках).

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Исходя из изложенного, действия комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», выразившиеся в отклонении второй части заявки ИП А..., не соответствуют пункту 2 части 1 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, рассматриваемый довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

По доводу заявителя об отсутствии в приложении № 1 к Протоколу подведения итогов № 2/009 от 17.04.2020 сведений о заявке ИП А..., Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 14 статьи 3.2 Закона о закупках, пунктом 36 раздела 4 Положения о закупке определен перечень сведений, подлежащий включению в итоговый протокол.

Комиссия Управления, проанализировав указанную в Протоколе подведения итогов № 2/009 от 17.04.2020 информацию, считает, что Протокол сформирован комиссией по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» в соответствии с требованиями Положения о закупке.

Как пояснил представитель ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» в ходе заседания комиссии, отсутствие в приложении № 1 к Протоколу подведения итогов № 2/009 от 17.04.2020 указания на заявку ИП А..., является технической ошибкой. В тексте протокола информация о причинах отклонения второй части заявки заявителя указана.

В связи с изложенным, Комиссия Управления признает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

На момент принятия Комиссией решения по настоящему делу, договор поставки по результатам аукциона между ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» и победителем аукциона не заключен.

Учитывая допущенные комиссией по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» нарушения Закона о закупках, Комиссия считает необходимым выдать организатору торгов предписание об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия управления,

 

РЕШИЛА:

 

1.         Признать жалобу индивидуального предпринимателя А... на действия комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ИНН 5837003736, ОГРН 1025801440620, ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026) при проведении открытого аукциона в электронной форме на поставку индукционных варочных панелей (извещение № 32008978683 от 27.03.2020, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru) частично обоснованной.

2.         Признать комиссию по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» (ИНН 5837003736, ОГРН 1025801440620, ул. Красная, д. 40, г. Пенза, 440026) нарушившей пункт 2 части 1, часть 6 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3.         Выдать организатору торгов, комиссии по осуществлению закупок ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка проведения торгов.

4.         Материалы жалобы передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны