Решение №248-3 Решение от 28 января 2021 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-961/2020

 

«25» января 2021 года                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции), в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- К<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие

заявителя - М<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлена надлежащим образом);

ответчика – финансового управляющего Р<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),

рассмотрев жалобу М<...> на действия финансового управляющего Р<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – М<...> (сообщение № 5901490 от 16.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),

УСТАНОВИЛА:

29.12.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступила жалоба М<...> на действия финансового управляющего Р<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – М<...> (сообщение № 5901490 от 16.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что финансовым управляющим Р<...>при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – М<...> допущены следующие нарушения:

- сообщение о проведении торгов, размещенное на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «Фабрикант.ру» (сообщение № 5172838 размещено на сайте https://www.fabrikant.ru) содержит информацию о том, что организатором торгов является ИП Ш<...>, тогда как в соответствии с сообщением, опубликованным на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение № 5901490 от 16.12.2020 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), организатором торгов является финансовый управляющий Р<...>;

- в сообщении о проведении торгов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также на сайте оператора электронной торговой площадки неверно указан кадастровый номер реализуемого имущества.

14.01.2021 в Пензенское УФАС России от финансового управляющего Р<...> поступил письменный отзыв на жалобу. Финансовый управляющий Р<...> с доводами жалобы не согласился, при этом указал, что размещение сообщения о проведении торгов на сайте оператора ЭТП осуществлено ИП Ш<...> по поручению финансового управляющего на безвозмездной основе. Сведения о кадастровом номере реализуемого имущества указаны в сообщении о проведении торгов в соответствии с утвержденным залоговым кредитором (ПАО ВТБ) Порядком проведения торгов по реализации предмета залога М<...> Также финансовым управляющим Р<...> заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 31.12.2020 № 3945-3 назначено и проведено 15.01.2021 в 11 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 15.01.2021 заявитель и ответчик не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Комиссия Управления, рассмотрев ходатайство финансового управляющего Р<...> приняла решение его удовлетворить.

15.01.2021 Комиссией Управления рассмотрение жалобы отложено до 25.01.2021.

21.01.2021 финансовым управляющим Р<...> в материалы дела представлены дополнительные документы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 15.01.2021 № 48-3э назначено и проведено 25.01.2021 в 11 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 25.01.2021 стороны не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Комиссия Управления, рассмотрев ходатайство финансового управляющего Р<...> приняла решение его удовлетворить.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как установлено Комиссией Управления, подведение итогов торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – М<...> назначено на 03.02.2021.

Жалоба М<...> поступила в Пензенское УФАС России 29.12.2020.

Учитывая вышеизложенное, жалоба М<...> подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Положениями статей 110, 138, 139 Закона о банкротстве регламентирован порядок реализации имущества должника путем проведения торгов.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда Ярославской области от 05.02.2018 по делу
№ А82-12967/2016 Б/311 М<...> признан несостоятельным (банкротом), финансовым управляющим гражданина утвержден Р<...>

Залоговым кредитором – ПАО ВТБ утвержден Порядок и условия проведения торгов по реализации предмета залога (далее – Положение о продаже имущества).

16.12.2020 финансовым управляющим Р<...> на сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 5901490 о проведении торгов в форме публичного предложения по продаже имущества банкрота – М<...>

Лот №1: недвижимое имущество (пятикомнатная квартира 175,80 кв.м (176.30 кв.м с учетом летних помещений), назначение жилое, кадастровый номер <...> :23:030000:0000-000028328/0001:0009, расположенное по адресу: г. Ярославль, ул. Максимова, д. 4а, кв.9.

Начальная цена – 24 696 540,00 руб.

1. Относительно довода заявителя о том, что сообщение о проведении торгов, размещенное на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «Фабрикант.ру» (сообщение № 5172838 размещено на сайте https://www.fabrikant.ru) содержит информацию, что организатором торгов является ИП Ш<...>, тогда как в соответствии с сообщением, опубликованным на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (сообщение № 5901490 от 16.12.2020 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru), организатором торгов является финансовый управляющий Р<...>, Комиссией Управления установлено следующее.

Частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве установлен перечень обязательных сведений, которые должны содержаться в сообщении о продаже предприятия, в том числе сведения об организаторе торгов, его почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона.

Проанализировав сообщения о проведении торгов Комиссией Управления установлено, что в сообщении № 5901490 от 16.12.2020, размещенном на сайте ЕФРСБ, указано, что организатором торгов является финансовый управляющий Р<...> - член Ассоциация "КМ СРО АУ "Единство" (ОГРН 1042304980794, ИНН 2309090437, адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Пушкина, 47/1), тел.: <...>, эл. почта: <...>).

Сообщение о проведении торгов № 5172838, размещенное на сайте электронной торговой площадки ООО «Фабрикант.ру» содержит следующие сведения:

 

При этом, почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона финансового управляющего Р<...>, указанные на сайте ЕФРСБ, идентичны сведениям, указанным на сайте оператора электронной торговой площадки.

Сопоставив сведения, содержащиеся в сообщениях о проведении торгов, а также, принимая во внимание пояснения финансового управляющего Р<...>, Комиссия Управления полагает, что сообщения о проведении торгов содержат информацию об организаторе торгов в соответствии с требованиями части 10 статьи 110 Закона о банкротстве.

В связи с изложенным, Комиссия Управления признает данный довод жалобы заявителя необоснованным.

2. По доводу заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве, а также на сайте оператора электронной торговой площадки неверно указан кадастровый номер реализуемого имущества, Комиссией Управления установлено следующее.

Из сообщения о проведении торгов следует, что на торги выставляется недвижимое имущество (пятикомнатная квартира 175,80 кв.м (176.30 кв.м с учетом летних помещений), назначение жилое, кадастровый номер <...> :23:030000:0000-000028328/0001:0009.

Аналогичные сведения указаны в пункте 3.2 Положения о продаже имущества.

Финансовым управляющим Р<...> в материалы дела представлена копия свидетельства о государственной регистрации права М<...> на реализуемое имущество, согласно которому недвижимое имущество (квартира) имеет кадастровый (или условный) номер <...> :23:030000:0000-000028328/0001:0009.

Из изложенного следует, что кадастровый номер <...> указанный в сообщении о проведении торгов, соответствует кадастровому номеру имущества в соответствии с Положением о продаже имущества и свидетельством о государственной регистрации права.

Кроме того, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 10 статьи 110 Закона о банкротстве, в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе сведения о предприятии, его составе, характеристиках, описание предприятия, порядок ознакомления с предприятием.

При этом указание в сообщении о проведении торгов сведений о кадастровом номере объекта недвижимого имущества в соответствии с требованиями части 10 статьи 110 Закона о банкротстве не предусмотрено.

В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер <...> присваиваемый органом регистрации прав.

При этом, исходя из смысла статьи 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", данный идентификатор используется преимущественно, но не исключительно при ведении Единого государственного реестра недвижимости. То есть, кадастровый номер используется прежде всего при использовании в государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии, но не является единственным идентифицирующим признаком объекта недвижимости.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Принимая во внимание вышеуказанное следует, что кадастровый номер не является его единственным идентифицирующим признаком, а служит для идентификации объекта недвижимости именно в государственном кадастре недвижимости.

При указанных обстоятельствах, Комиссией Управления данный довод жалобы признан необоснованным.

3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении жалобы по существу Комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы Комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, Комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

Разделом «Правила подачи заявок» сообщения о проведении торгов (сообщение № 5901490 от 16.12.2020 размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru, сообщение № 5172838 размещено на сайте https://www.fabrikant.ru) предусмотрено, что заявки на участие, договор задатка, предложения о цене имущества должника подаются участниками аукциона в открытой форме посредством электронного документа оператору электронной площадки. Форма подачи заявок - письменная. Заявка на участие в торгах составляется в произвольной форме на русском языке и должна содержать следующие сведения: 1) наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес заявителя (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства заявителя (для физического лица); 2) номер контактного телефона, адрес электронной почты заявителя; 3) сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, арбитражному управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя арбитражного управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является арбитражный управляющий.

Для участия в торгах оформляется заявка в соответствии с частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве, к которой прилагается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, документ по оплате задатка.

Пунктом 4.1. Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития № 495 от 23.07.15 (далее – Порядок), предусмотрено, что для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно пункту 4.2. Порядка заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, оформляется в форме электронного документа и должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Пунктом 4.3 Порядка установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать:

- обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов (в случае наличия таких требований);

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя. Отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, залоговому кредитору, финансовому управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя финансового управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является финансовый управляющий.

Аналогичные сведения, которые должна содержать заявка на участие в торгах, а также перечень документов, копии которых должны прилагаться к заявке на участие в торгах, установлены частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно абзацам 8–10 части 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Кроме того, частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, в случае проведения торгов в электронной форме выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), не должны прилагаться к заявке.

Исходя из изложенного, установленное организатором торгов требование о предоставлении в составе заявки на участие в торгах указанных документов нарушает положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая допущенное финансовым управляющим Р<...> нарушение части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

1.       Признать жалобу М<...> на действия финансового управляющего Р<...> при проведении торгов в форме публичного предложения в электронной форме по продаже имущества банкрота – М<...>(сообщение № 5901490 от 16.12.2020, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) необоснованной.

2.       Признать организатора торгов – финансового управляющего Р<...> нарушившим часть 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3.       Выдать организатору торгов – финансовому управляющему Р<...> обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов.

4.       Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны