Решение б/н Решение от 23 июля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 11 июля 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 июля 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

... – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

.... – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

.... - главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

при участии со стороны ответчика ОАО «Птицефабрика «Колышлейская»:

- ..., генеральный директора ОАО «Птицефабрика «Колышлейская»;

- .., представитель по доверенности от 01.03.2019г, выданной генеральным директором ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» ...;

при участии со стороны ответчика ООО «Благодатское»:

- ..., представитель по доверенности от 26.12.2015г. №..;

рассмотрев дело № 2-03/01-2019 по признакам нарушения ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» (ИНН 5817004347, 442830, Пензенская область, Колышлейский район, п.Колышлей, ул.Титова, 5) (далее – Ответчик) и ООО «Благодатское» (ИНН 5836617927, 440000, г.Пенза, ул.Калинина, 114) (далее – Ответчик) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

 УСТАНОВИЛА:

17.01.2019г. в Пензенское УФАС России поступило поручение ФАС России от 16.01.2019г. №ЦА/1854/19 о проведении проверки поставщиков куриных яиц (далее – Поручение ФАС России).

В целях исполнения поручения ФАС России Пензенским УФАС России в адрес хозяйствующих субъектов, действующих на территории региона и осуществляющих деятельность по  поставке (производству) яйца куриного 2018-2019 гг.,  направлены запросы о предоставлении информации о динамике изменения отпускных цен на яйцо куриное и динамике изменения затрат при поставке (производстве) куриного яйца за период с января 2018г. по январь 2019г.

В ходе рассмотрения поступивших документов и материалов Пензенским УФАС России установлено наличие  в действиях ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» и ООО «Благодатское» признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Пензенского УФАС России от 19 марта 2019 года №32 возбуждено дело по признакам нарушения ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» и ООО «Благодатское» пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившегося в заключении соглашения, которое приводит или может привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Определением от 22.03.2019 рассмотрение дела назначено на 25.04.2019г.

На заседании Комиссии 25.04.2019г. представили ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» пояснил, что на формирование отпускной цены на яйцо куриное влияют ряд факторов, в том числе, расходы на производство и реализацию товара, сезонный спрос на товар. Яйцо куриное – товар скоропортящийся, который «традиционно» имеет повышенный спрос в осенне-зимний период времени. В летний же период времени спрос на яйцо куриное является низким, что, соответственно, отражается на цене на данный товар. В целях обеспечения рентабельности производства продукции в целом ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» повышает цены на яйцо куриное в осенне-зимний период времени.

Кроме того, генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» указал, что оптовая цена реализации яйца куриного лишь на 5-8% превышает себестоимость яйца куриного. В летний период оптовая цена яйца куриного вовсе является убыточной.

Представитель ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» сообщил, что не согласен с установлением в действиях ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Также представитель ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» на заседании Комиссии 25.04.2019г. указал, что объем реализации яйца куриного ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» не позволяет ответчику влиять на условия обращения товара на данном товарном рынке на территории Пензенской области. Также отметил, что в Пензенской области большую часть яйца куриного реализуют хозяйствующие субъекты из других регионов Российской Федерации (Республика  Мордовия).

Представитель ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства сельского хозяйства Пензенской области, как лица, располагающего сведениями об обстоятельствах дела,  рассматриваемого Комиссией Пензенского УФАС России.

Представитель ООО «Благодатское» на заседании Комиссии 25.04.2019г. поддержал позицию, изложенную генеральным директором и представителем  ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» в части факторов, влияющих на формирование цены на яйцо куриное. Также указал, что повышение цены на яйцо куриное в осенне-зимний период носит сезонный характер.

Кроме того, указал, доля производства яйца куриного ООО «Благодатское» не позволяет ответчику влиять на условия обращения товара на данном товарном рынке на территории Пензенской области.

 Также сообщил, что не согласен с установлением в действиях ООО «Благодатское»  признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Ходатайство о привлечении к участию в деле Министерства сельского хозяйства Пензенской области, как лица, располагающего сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела,  Комиссией не удовлетворено. Комиссией принято решение о направлении в Министерство сельского хозяйства Пензенской области запроса о предоставлении сведений по обстоятельствам,  рассматриваемым в деле.

Определением  от 25.04.2019г. рассмотрение дела отложено на 28.05.2019г. в связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов.

На заседании Комиссии 28.05.2019г. представители ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» представил динамику изменения отпускных оптовых цен на яйцо куриное (С1) за май 2019 года и динамику изменения отпускных розничных цен на яйцо куриное за май 2019 года.

Также на заседании Комиссии генеральный директор ОАО «Птицефабрика «Колышлейская» указал на высокую убыточность деятельности в летний период.

На заседании Комиссии представитель ООО «Благодатское» также указал на убыточность деятельности по реализации яйца куриного в летний период времени.

Также на заседании Комиссии представитель ООО «Благодатское» сообщил о занижении торговой сетью ООО «Караван» закупочных цен на яйцо куриное. В связи,  с чем заявил ходатайства о направлении запроса в адрес ООО «Каравн» о предоставлении информации о закупочных ценах на яйцо куриное.

Комиссия, рассмотрев ходатайство представителя ООО «Благодатское», приняла решение о его удовлетворении.

Определением от 28.05.2019г. рассмотрение дела отложено на 11.07.2019г.

Определением от 28.05.2019г. срок рассмотрения дела продлён до 22.09.2019г.

В ходе рассмотрения дела №2-03/01-2019 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

Наиболее крупными производителями (поставщиками) яйца куриного на территории Пензенского региона являются ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское».

ОАО «Птицефабрика Колышлейская» была представлена динамика изменения оптово-отпускных цен и динамика розничных цен за период с января 2018 по январь 2019г.

Из динамики изменения оптово-отпускных цен ОАО «Птицефабрика Колышлейская» следует, что в декабре 2018г. произошел рост цен на 13%,  а в январе 2019г. снижение цен на 20%.

Согласно динамике изменения розничных цен ОАО «Птицефабрика Колышлейская» следует, что в декабре 2018г. происходит рост цен на 13%,  а в январе 2019г. снижение цен на 4%.

По данным ОАО «Птицефабрика Колышлейская» рост цен на яйцо куриное обусловлен ростом затрат, связанных с  производством яйца куриного.

ООО «Благодатское» в ответе на запрос Пензенского УФАС России сообщило, что основными причинами изменения цен на яйцо куриное является сезонное колебание покупательского спроса, изменение затрат.

Также из ответа ООО «Благодатское» следует, что формирование цен зависит от сложившихся цен на данном товарном рынке.

Согласно динамике изменения отпускных цен ООО «Благодатское»  следует, что в декабре 2018г. происходит рост средних цен на 22%,  а в январе 2019г. снижение средних цен реализации на 20%.

В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок.

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих свое поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершенные ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определенным Законом о защите конкуренции.

При этом Комиссия Пензенского УФАС установив все фактические обстоятельства дела пришла к выводу о том, что действия ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское» не могут быть признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, по следующим причинам:

Реализация яйца куриного осуществляется ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское» как на оптовом рынке, так и на розничном.

Розничная реализация яйца куриного ОАО «Птицефабрика Колышлейская» осуществляется на ярмарках и через собственные торговые объекты (магазины). Объем реализованного яйца куриного за 2018 год составил 29694 тыс.яиц.

Доля объема розничной реализации яйца куриного от общего объема продаж у ООО «Благодатское» составляет 20%. Реализация осуществляется в автолавках и на ярмарках выходного дня. Объем реализованного яйца куриного за 2018 год составил 30040 тыс.яиц

Из ответа Министерства сельского хозяйства Пензенской области (далее – Министерство) от 16.05.2019 №8-94-1742 на запрос Пензенского УФАС России следует, что по данным мониторинга, проведенного Российским птицеводческим союзом, за  2018 год отмечен рост цен на комбикорма для птицы, а именно рост цен на фуражное зерно нового урожая на 37%, рост цен на премиксы на 20-30%. Министерство указывает, что для обеспечения стабильной работы птицеводческих предприятий региона произошедшее повышение цен экономически обоснованно.

Из вышеуказанного следует, что рост цен на яйцо куриное у ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское» связан с объективными причинами на рынке реализации яйца куриного, а именно с ростом затрат.

Также согласно письму Российского птицеводческого союза от 19.02.2019г. формирование цен на рынке пищевого яйца имеет свою особенность: сезонное колебание, при которых цена в весенне-летний период значительно снижается. Период низких цен составляет около 5 месяцев в году, когда производители вынуждены отпускать продукцию по себестоимости , а чаще – с убытками.

Из письма Российского птицеводческого союза от 19.02.2019г. следует, что в 2018 году ситуация с  ценами на яйцо также характеризовалась сезонным спадом цен с апреля по август  и ростом цен с августа. При этом среднегодовая цена на яйца в 2018 году была ниже 2015, 2016гг.

Анализ динамики затрат на яйцо куриное в 2018  году и динамики цен на яйцо куриное в 2018 году, представленный  ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское», также свидетельствует об убыточности деятельности хозяйствующих субъектов в весенне-летний период.

Таким образом, доказательств того, что действия ОАО «Птицефабрика Колышлейская» и ООО «Благодатское»по изменению  цен в декабре 2018г. и январе 2019г. являются результатом достигнутого антиконкурентного соглашения в ходе рассмотрения дела не установлено.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении ОАО «Птицефабрика «Колышлейская»  и ООО «Благодатское» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях..

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

...

 

 

Члены комиссии

...

 

...

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны