Решение №3-09/22-2019 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 27 мая 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/22-2019

 

                                                                                                                                  г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» мая 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «27» мая 2019 г.

 

Комиссия Пензенского УФАС России (далее – Комиссия, Комиссия Управления) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления), в составе:

- <…> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <…> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, члена Комиссии;

- <…> – начальника отдела контроля органов власти и рекламы, члена Комиссии;

при участии ответчика – представителя Правительства Пензенской области (ИНН 5836010995, ОГРН 1025801356789; ул. Московская, 75, г. Пенза, 440025) <…> (доверенность от 15.04.2019 № 1/26Д);

в отсутствие ответчика – представителя автономной некоммерческой организации «Российская система качества» (ИНН 9705044437, ОГРН 1157700011226; переулок Овчинниковский ср., 12, г. Москва, 115184),

рассмотрев дело № 3-09/22-2019 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное в отношении Правительства Пензенской области и автономной некоммерческой организации «Российская система качества» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении Соглашения о взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области от 15.03.2018 № 4-7а-09/11,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступила информация по вопросу нарушения Правительством Пензенской области и автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» (далее также – Роскачество, Организация) антимонопольного законодательства при заключении Соглашения от 15.03.2018 № 4-7а-09/11.

По результатам рассмотрения указанной информации Пензенским УФАС России усмотрено наличие в действиях Правительства Пензенской области и автономной некоммерческой организации «Российская система качества» признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

В соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 22.03.2019 № 37 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении Правительства Пензенской области и автономной некоммерческой организации «Российская система качества» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении Соглашения о взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области от 15.03.2018 № 4-7а-09/11.

Определением от 25.03.2019 дело № 3-09/22-2019 назначено к рассмотрению на 18.04.2019.

На рассмотрении дела 18.04.2019 представитель Правительства Пензенской области поддержала доводы, изложенные в пояснениях от 16.04.2019 (исх. № 1389-юр от 15.04.2019), дополнительно указав, что Соглашение о взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области от 15.03.2018 № 4-7а-09/11 (далее также – Соглашение) имеет социально ориентированную направленность.

На рассмотрение дела 18.04.2019 представитель АНО «Российская система качества», надлежащим образом уведомленной о времени и месте заседания Комиссии, не явился. В материалы дела представлены письменные пояснения АНО «Российская система качества» от 15.04.2019, согласно которым заключение рассматриваемого Соглашения не влияет на состояние конкуренции, поскольку не затрагивает общие условия обращения товара на рынке.

Определением от 25.03.2019 дело № 3-09/22-2019 отложено и назначено к рассмотрению на 14.05.2019.

На рассмотрение дела 14.05.2019 представитель АНО «Российская система качества» не явился. В материалы дела представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие Организации (исх. № 1080-РСК от 13.05.2019) в связи с невозможностью явки представителя на заседание Комиссии.

На заседании Комиссии 14.05.2019 представителем Правительства Пензенской области представлено Дополнительное соглашение № 1 к Соглашению о взаимодействии Правительства Пензенской области и автономной некоммерческой организации «Российская система качества», подписанное со стороны Правительства Пензенской области и направленное в адрес Роскачества. Дополнительным соглашением предусмотрено исключение из текста Соглашения от 15.03.2018 № 4-7а-09/11 пунктов, явившихся основанием для возбуждения настоящего дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

Автономная некоммерческая организация «Российская система качества» учреждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 780-р в целях развития институтов повышения качества российской продукции.

Организация осуществляет функцию по добровольной сертификации в «Системе подтверждения качества российской продукции».

Согласно Положению о знаке соответствия Системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» и порядке его применения, утвержденному руководителем АНО «Российская система качества» 20.04.2017 (далее – Положение о Знаке качества), объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» маркируются знаком соответствия системы добровольной сертификации «Система подтверждения качества российской продукции» - российским Знаком качества (п. 1.1 Положения о Знаке качества).

Российский Знак качества является формой доведения до потребителя и других заинтересованных сторон информации о проведении сертификации и о соответствии объекта сертификации требованиям системы (п. 1.2 Положения о Знаке качества).

Российский Знак качества наносится на потребительскую упаковку или на иной вид носителя информации, прикрепленного к потребительской упаковке либо прилагаемого к продукции, а также на сопроводительную документацию (п. 1.5 Положения о Знаке качества).

Согласно размещенным в открытом доступе документам и информации, присвоение российского Знака качества осуществляется по результатам проведения веерных исследований в различных категориях продовольственных и непродовольственных товаров, представленных на российском рынке. Закупка товаров осуществляется в точках розничных продаж по территории России. Зашифрованные образцы продукции передаются в независимые лаборатории на испытания. Результаты испытаний публикуются в открытом доступе на портале Роскачества. По итогам проведенных испытаний товарам, соответствующим стандартам Российского качества, предлагается пройти добровольную сертификацию на получение российского Знака качества.

Присвоение российского Знака качества осуществляется для заявителей на безвозмездной основе.

15.03.2018 между Правительством Пензенской области и автономной некоммерческой организацией «Росийская система качества» заключено Соглашение «О взаимодействии автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области» № 4-7а-09/11.

В рамках Соглашения стороны осуществляют сотрудничество, направленное на развитие институтов качества, на повышение качества и безопасности продукции на продовольственном рынке (п. 1.1 Соглашения).

В соответствии с пунктом 2.3.2 Соглашения Правительство Пензенской области оказывает Роскачеству содействие в распространении информации, направленной на развитие институтов качества и продвижение высококачественной продукции, в том числе о результатах исследований товаров, производимых в Пензенской области, о присвоении им знаков качества, о продвижении товаров с российским знаком качества в розничных точках продаж Пензенской области:

- путем включения товаров, которым присвоено право маркировки российским знаком качества, в выставочные мероприятия с целью продвижения товаров пензенских товаропроизводителей (пп. 2.3.2.3 Соглашения);

- путем инициации специальных публикаций (репортажей, очерков) о пензенских товаропроизводителях, удостоенных российского знака качества, для распространения в средствах массовой информации и предоставления Роскачеству для дальнейшего распространения (пп. 2.3.2.4 Соглашения);

- путем включения товаров, которым присвоено право маркировки российским знаком качества, в списки товаров, подлежащих рассмотрению в рамках проведения государственных закупок (подарки ветеранам, закупки для школьного питания) с проведением соответствующих информационных мероприятий (пп. 2.3.2.5 Соглашения).

Мероприятия по реализации положений Соглашения уточнены в утвержденном 13.04.2018 Правительством Пензенской области плане мероприятий «Дорожная карта» по реализации Соглашения о взаимодействии Правительства Пензенской области и автономной некоммерческой организации «Российская система качества» на 2018 и последующие годы (далее – Дорожная карта).

В соответствии с Дорожной картой, мероприятия по реализации Соглашения включают в себя, помимо прочего, организацию работы с представителями розничных сетей региона по вопросу продвижения товаров с государственным Знаком качества в торговых сетях.

Между тем, реализация приведенных положений Соглашения Правительством Пензенской области приведет (может привести) к необоснованному перераспределению спроса граждан на товары на соответствующих товарных рынках, поскольку может создать у потребителей впечатление об одобрении органом власти именно этих товаров и их предпочтительности по сравнению с товарами других участников рынка (не имеющих соответствующей маркировки). Данные обстоятельства создадут отдельным субъектам рынка необоснованные конкурентные преимущества, выражающиеся в более высокой вероятности того, что их товары будут выбраны потребителями среди ряда аналогичных товаров.

При этом, антимонопольным органом принято во внимание, что АНО «Российская система качества» осуществляет деятельность по присвоению российского Знака качества товарам различных производителей по результатам прохождения ими процедуры добровольной сертификации.

Соглашением предусмотрено совершение Роскачеством действий по:

- привлечению Правительства Пензенской области к участию в заседаниях Проектного технического комитета по стандартизации «Российская система качества», разработке методической документации и стандартов Роскачества, участию в заседании экспертного совета Роскачества (п.п. 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 Соглашения);

- участию в работе комиссий, консультативно-экспертных и рабочих групп, организуемых Правительством, по рассмотрению вопросов, относящихся к предмету Соглашения (п. 2.2.4 Соглашения);

- привлечению испытательных центров и лабораторий, расположенных на территории Пензенской области, к проведению испытаний для Роскачества, а также привлечению организаций Пензенской области к проведению отбора образцов продукции (п.п. 2.2.5, 2.2.6 Соглашения);

- организации мероприятий, направленных на распространение информации в области качества и безопасности продукции (п. 2.2.7 Соглашения).

Соглашением не предусмотрено иных действий со стороны Роскачества, в частности, по продвижению товаров, маркированных российским Знаком качества, которые могли бы влиять на состояние конкуренции на отдельном товарном рынке.

В связи с изложенным, Пензенским УФАС России сделан вывод об отсутствии в действиях автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области признаков нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, в рамках заключенного между Роскачеством и Правительством Пензенской области Соглашения орган власти принимает на себя обязательство оказывать Роскачеству содействие в продвижении товаров, которым присвоено право маркировки российским Знаком качества.

Реализация рассматриваемых в рамках дела положений Соглашения Правительством Пензенской области может привести к созданию преимущественных условий ведения предпринимательской деятельности производителям продукции, которой присвоен Знак качества, по сравнению с иными производителями продукции, что может привести к ограничению конкуренции на соответствующих товарных рынках.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Учитывая изложенное, в действиях Правительства Пензенской области, выразившихся в принятии на себя обязательств оказывать Роскачеству содействие в продвижении товаров, которым присвоено право маркировки российским Знаком качества, усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия единогласно пришла к выводу о необходимости выдать Правительству Пензенской области предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 и 2 статьи 39.1, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия управления

                                                                                                                                  

РЕШИЛА:

 

  1. Дело в отношении автономной некоммерческой организации «Российская система качества» и Правительства Пензенской области по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых действиях.

2. Выдать Правительству Пензенской области предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны