Решение №058/06/106- 678/2020 Решение и предписание по жалобе ООО "РЕАМЕД" от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-678/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«23» сентября 2020 года                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» - <…> (доверенность от 12.09.2020 № 7299);

со стороны уполномоченного учреждения – государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - <…> (доверенность от 10.01.2020 № 16),

со стороны подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью «РЕАМЕД» - <…> (доверенность от 27.05.2020 № 04-Д/05),

рассмотрев жалобу ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка лабораторных расходных материалов в 2021 г.» (извещение № 0855200000520002008 от 04.09.2020 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина», руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.09.2020 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка лабораторных расходных материалов в 2021 г.» (извещение № 0855200000520002008 от 04.09.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – электронный аукцион), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина».

Из текста жалобы следует, что:

1) в объект закупки неправомерно включены товары функционально и технологически не связанные между собой (реагенты для гематологических анализаторов и реагенты для анализатора мочи). Кроме того, один из гематологических анализаторов, для которого закупаются реагенты, является анализатором «закрытого» типа, что ограничивает возможность участия в закупке кого-либо, кроме представителей единственного производителя – производителя «закрытого» анализатора и оригинальных реагентов к нему;

2) пункт 4 Технического задания аукционной документации содержит неверное наименование закупаемого товара: «Тест-полоски для гематологического анализатора», в то время как анализатор LabUReaderPlus является анализатором мочи;

3) в описание объекта закупки по пунктам 5-7 Технического задания включены избыточные требования в отношении химического и компонентного состава реагентов.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «РЕАМЕД» принята и назначена к рассмотрению на 22.09.2020 в 14 часов 30 минут.

Представитель подателя жалобы участвует в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20. Иные лица принимают очное участие в рассмотрении жалобы согласно письму ФАС России от 29.05.2020 № МЕ/45733/20.

На заседании Комиссии представитель заявителя, поддержала доводы, изложенные в жалобе, а также в дополнениях к жалобе, направленных в Пензенское УФАС России 22.09.2020, считает необходимым выделить в отдельный лот закупку реагентов для анализатора «закрытого» типа Abacus 5 на том основании, что рынок поставки оригинальных реагентов для анализатора Abacus 5 регулируется производителем, в связи с чем их закупка для дальнейшей поставки заказчику является затруднительной и предполагает наличие предварительной договоренности с производителем. Рынок поставки реагентов для анализаторов «открытого» типа, в том числе анализатора Sysmex KX21, является открытым и конкурентным, закупка таких реагентов отдельно позволит принять участие в торгах большему количеству хозяйствующих субъектов, приведет к существенной экономии бюджетных средств. Кроме того, заказчиком в Техническом задании неправомерно указан химический состав закупаемых реагентов, поскольку реагенты с единым назначением для «открытых» систем (в настоящем случае для анализатора Sysmex KX21) способны одинаково эффективно выполнять свои функции в независимости от химического состава. Указанный в Техническом задании состав реагентов для оборудования Sysmex KX21 соответствует реагентам единственного производителя – LABEX.

На заседании Комиссии представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 21.09.2020 № 7335, считает, что заказчик вправе самостоятельно формировать объект закупки с учетом того, что все закупаемые расходные материалы могут использоваться в рамках одной медицинской услуги, связаны единым назначением – непрерывным процессом оказания экстренной медицинской помощи в условиях стационара, а также будут использоваться внутри единой лаборатории медицинского учреждения.

Представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 18.09.2020 № 460, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

Для выяснения дополнительных обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, в рассмотрении жалобы объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 23.09.2020.

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, предложено представить на заседание Комиссии Управления дополнительные документы, информацию, подтверждающие обоснованность (необоснованность) доводов жалобы.

Во время перерыва подателем жалобы представлены пояснения от 23.09.2020 с приложением дополнительных документов (вх. № 4763э от 23.09.2020).

После перерыва заказчиком представлено дополнение к отзыву от 23.09.2020.

После перерыва заседание Комиссии продолжено с момента, на котором заседание было прервано.

На рассмотрении жалобы после перерыва заявителем озвучены представленные пояснения, дополнительно указано, что ограничение по химическому составу реагентов никак не обосновано заказчиком с учетом того, что значимым в настоящем случае является именно назначение реагентов. Правильность работы анализатора с теми или иными реагентами подтверждается в рамках внутрилабораторного контроля, в связи с чем требовать к поставке конкретные реагенты с определенным химическим составом неправомерно.

На рассмотрении жалобы после перерыва представителем заказчика озвучены доводы, изложенные в дополнении к отзыву, указано, что реагенты с указанным в Техническом задании химическим составом являются наиболее эффективными для использования (в частности, не засоряют анализатор, находящийся в учреждении), что подтверждается практикой использования данных реагентов в лаборатории. Данные реагенты в части цены и качества полностью удовлетворяют потребности заказчика.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

04.09.2020 уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855200000520002008 о проведении электронного аукциона «Поставка лабораторных расходных материалов в 2021 г.» для нужд заказчика – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина».

Начальная (максимальная) цена контракта – 1 271 228,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 16.09.2020 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 17.09.2020.

Дата и время проведения электронного аукциона – 18.09.2020 10:35.

ИКЗ 202583506524758350100101150012059244.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

1) В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).

Объектом настоящей закупки является поставка лабораторных расходных материалов в 2021 году.

Описание объекта закупки приведено заказчиком в Приложении № 1 к Информационной карте электронного аукциона «Техническое задание».

Согласно Техническому заданию, в рамках электронного аукциона закупается 7 наименований товара. Позиции 1-3 Технического задания в тексте своего описания содержат следующее требование: «Раствор совместим с гематологическим анализатором Abacus 5», позиция 4 – «Тест-полоски должны быть и совместимы с анализатором LabUReaderPlus», позиции 5-7 – «Раствор должен быть совместим с гематологическим анализатором Sysmex серии KX 21, KX 21 N».

Позиция подателя жалобы сводится к следующему: анализаторы Abacus 5, Sysmex KX21 являются анализаторами гематологическими, то есть предназначены для проведения анализа крови, оборудование LabUReaderPlus в свою очередь представляет собой анализатор мочи, что указано в регистрационном удостоверении от 29.12.2012 № ФСЗ 2012/13516. Из изложенного следует, что реагенты, подлежащие использованию в названных анализаторах, имеют различное назначение, в связи с чем функционально и технологически не связаны между собой.

Анализатор Abacus 5 производства Diatron («Диатрон МИ Зрт.») (регистрационное удостоверение от 01.11.2011 № ФСЗ 2011/10475), для которого закупаются реагенты по позициям 1-3 Технического задания, представляет собой оборудование «закрытого» типа, что предполагает использование в его работе исключительно реагентов того же производителя. Рынок поставки оригинальных реагентов для Abacus 5 регулируется производителем (официальным представителем производителя в РФ), в связи с чем их закупка для дальнейшей поставки заказчику является затруднительной и предполагает наличие предварительной договоренности с производителем (официальным представителем производителя в РФ).

В подтверждение изложенного заявителем представлена переписка ООО «РЕАМЕД» с эксклюзивным представителем производителя анализатора Abacus 5 и реагентов к нему в Российской Федерации – WestMedica (Медика Продакт), держателем регистрационного удостоверения № ФСЗ 2011/10475. Как следует из переписки, ООО «РЕАМЕД» запросило коммерческое предложение на часть товара из Технического задания заказчика:

Наименование

Кол-во

Ед. изм.

1

Изотонический разбавитель для гематологического анализатора

12

шт.

2

Лизирующий раствор для гематологического анализатора

6

шт.

3

Очищающий раствор для гематологического анализатора

2

шт.

4

Тест-полоски для гематологического анализатора

40

упак.

На указанный запрос ООО «РЕАМЕД» получило ответ о том, что «данный проект уже авторизован за другой компанией», в связи с чем предоставить коммерческое предложение не представляется возможным.

Вместе с тем, рынок поставки реагентов для анализаторов «открытого» типа, в том числе анализатора Sysmex KX21, по мнению подателя жалобы, является открытым и конкурентным. Заявителем представлена таблица, из которой следует, что рынок реагентов для анализатора Sysmex KX21 представлен следующими реагентами:

  • Diluent KX, Autolyse KX, Chemclean производства Диагон КФТ (Венгрия);
  • CyMet KX, Diluid 100 Plus, Hypochlorite 5% ProClean Plus производства J.T.BAKER (Нидерланды);
  • 501-133 (R), 501-134 (R), 503-136 (R) производства ООО «Клиникал Диагностик Солюшнз» (Россия);
  • CELLPACK, STROMATOLYSER-WH, CELLCLEAN производства «Лабекс Реалженз АБ» (Швеция);
  • Diluent KX, Autolyse KX, Chemclean производства Sysmex Corporation (Япония);
  • ЮНИ-ГЕМ производства ООО «РЕАМЕД» (Россия).

В качестве доказательства возможности работы анализатора Sysmex KX21 с иными (кроме оригинальных) реагентами подателем жалобы представлено заключение ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора № 14/Э-12-273-005 от 20.05.2013 по результатам рассмотрения документации на медицинское изделие, согласно которому комплект реагентов диагностических ЮНИ-ГЕМ для анализа форменных элементов крови и гемоглобина на различных гематологических анализаторах по ТУ 9398-247-45399867-2006 производства ООО «РЕАМЕД» являются взаимозаменяемыми с медицинским изделием, в том числе, «Реагенты к анализаторам гематологическим автоматическим KX-21N» производства «Сисмекс Корпорейшн» («Sysmex Corporation»), Япония (т.е. с оригинальными реагентами). Кроме того, в материалы по жалобе представлено разъяснение ФАС России, составленное на основании указанного заключения ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора.

В качестве доказательства ограничения количества участников закупки, не соблюдения принципа обеспечения конкуренции, заявителем представлена информация об аналогичных закупках ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» (с объединением реагентов для различных анализаторов) (извещения №№ 0855200000520002008, 0855200000519004312, 0155200002217000147). Снижение начальной (максимальной) цены контракта в таких закупках являлось минимальным (0‑2 % от НМЦК). Также заявителем представлена информация о ранее проведенных закупках иных заказчиков, объектом которых являлась поставка исключительно реагентов для гематологического анализатора SYSMEX КХ-21N. В соответствии с данной информацией участниками подобных закупок являются и победителями закупок становятся различные организации, снижение начальной (максимальной) цены контракта при этом составляет от 13,48 % до 66,53 %.

В соответствии с позицией заказчика, изложенной в отзыве, а также на заседании Комиссии Управления, закупаемые реагенты служат заказчику внутри единого непрерывного технологического процесса – оказания медицинской помощи в стационаре, который включает в себя лечение заболевания, контроль состояния пациента во время лечения, оценку эффективности лечения, соответствующий уход за больным. Реагенты предназначены для различных анализаторов, имеющихся у заказчика, однако данные анализаторы находятся, а анализы подлежат выполнению в рамках единой лаборатории учреждения, единым персоналом, могут служить для исследования биологических образцов одного пациента.

Из изложенного следует, что закупаемые реагенты технологически и функционально связаны между собой.

Кроме того, формирование объекта закупки законодательно ограничено требованиями нормативных документов, регулирующих ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств (Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; Приказ Министерства финансов Российской Федерации «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), которые не позволяют включать в единый лот товары, работы, услуги, не включенные в текст таких нормативных актов. При формировании объекта закупки заказчиком соблюдены требования названных документов, включение в единый лот закупаемых реагентов им не противоречит (прим., реагенты закупаются в рамках единого кода ОКПД2 20.59.52.199 «Реагенты сложные диагностические или лабораторные прочие, не включенные в другие группировки»).

Комиссией Управления принимается во внимание, что у заказчика имелась потребность в комплексной поставке реагентов для единой лаборатории учреждения.

При этом доказательств, однозначно свидетельствующих о фактическом ограничении количества участников закупки, Комиссии Управления не представлено.

Формирование начальной максимальной цены контракта производилось на основе трех коммерческих предложений от различных компаний: ООО «ГАРАНТ-МЕД» (победитель закупки), ООО «Медика Продакт», ООО «Саус Медика». Данные коммерческие предложения предоставлены в отношении всех поименованных в Техническом задании заказчика реагентов, то есть в них содержится предложение как о цене реагентов для анализатора Abacus 5, так и двух других, что может свидетельствовать о наличии как минимум трех поставщиков, которые были способны поучаствовать в настоящем электронном аукционе. В электронном аукционе приняли участие путем подачи ценовых предложений два участника закупки.

Податель жалобы не заявляет об абсолютной невозможности закупки для дальнейшей поставки реагентов для анализатора Abacus 5, указывая на трудности, возникающие при данной закупке. Представленная в материалы по жалобе переписка не может однозначно свидетельствовать о наложении производителем запрета на свободную продажу запрашиваемого товара третьим лицам. Доказательств ведения переписки с иными представительствами держателя регистрационного удостоверения, дистрибьюторами продукции для анализатора Abacus 5 (поставщиками-партнерами) не представлено.

При указанных обстоятельствах сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения Закона о контрактной системе, выразившегося во включении в объект закупки товаров, функционально и технологически не связанных между собой, не представляется возможным, в связи с чем довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

2) В соответствии с пунктом 4 Технического задания аукционной документации поставке подлежит товар со следующим наименованием и характеристиками:

Наименование

Технические и качественные характеристики

4

Тест-полоски для гематологического анализатора

Применение в клинико-диагностических лабораториях любого профиля. Количество измеряемых параметров не менее 11 (Билирубин, Уробилиноген, Кетоны, Аскорбиновая кислота, Глюкоза, Белок (альбумин), Кровь, pH, Нитриты, Лейкоциты, Удельная плотность). Зона для визуальной оценки цвета мочи.

Время определения не менее 1 минуты. Тип реакции сухая химия. Возможность визуальной оценки. Рабочая температура не менее 15-35 С.

Рабочая влажность не менее 20-80%. Размеры полоски не более 120х5 мм. Количество полосок в упаковке не менее 150 штук.

Тест-полоски должны быть и совместимы с анализатором LabUReaderPlus,

Как указано заявителем, учитывая, что анализатор LabUReaderPlus является анализатором мочи, указание наименования «Тест-полоски для гематологического анализатора» является неправомерным.

В соответствии с позицией заказчика, включение в наименование позиции товара указания на гематологический анализатор явилось следствием технической ошибки, при этом характеристики товара приведены верно. Впоследствии в контракт будут включены именно характеристики товара, соответствующие потребности заказчика, указанные участником закупки в соответствии с Техническим заданием.

Комиссия Управления полагает, что выявленная техническая ошибка в тексте наименования реагентов не могла ввести в заблуждение участников закупки относительно подлежащего к поставке товара, а также препятствовать подаче ими заявок на участие в закупке с учетом определенных заказчиком характеристик данного товара. Неопределенности при подаче заявки могли быть устранены участником закупки путем подачи запроса о даче разъяснений положений документации.

С учетом изложенного, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

3) В соответствии с пунктами 5-7 Технического задания аукционной документации поставке подлежит товар со следующим наименованием и характеристиками:

Наименование

Технические и качественные характеристики

5

Лизирующий раствор для гематологического анализатора

Лизирующий раствор-безцианидный, предназначен для лизирования эритроцитов крови и преобразования гемоглобина в измеряемый комплекс с дифференцировкой лейкоцитов на не менее 3 субпопуляций в автоматических гематологических анализаторах.

Фасовка: не менее 1000 мл.

Состав: Додецилтриметиламмония хлорид не менее 1 %, Хлорид натрия не менее 1 %, Сульфат натрия не менее 1 %, Буфер –HClне менее 0,2 %, Стабилизатор не менее 0,5 %, Деионизированная вода не менее 96,3 %,

Раствор должен быть совместим с гематологическим анализатором Sysmex серии KX 21, KX 21 N.

6

Лизирующий раствор для гематологического анализатора

Лизирующий раствор - безцианидный, предназначен для лизирования эритроцитов крови и преобразования гемоглобина в измеряемый комплекс с дифференцировкой лейкоцитов на не менее 3 субпопуляций в  автоматических гематологических анализаторах.

Фасовка: не менее 500 мл.

Состав: Додецилтриметиламмония хлорид не более 1 %, Хлорид натрия не более 1 %, Сульфат натрия не более 1 %, Буфер –HCl не более 0,2 %, Стабилизатор не более 0,5 %, Деионизированная вода не менее  96,3 %.

Раствор должен быть совместим с гематологическим анализатором Sysmex серии KX 21, KX 21 N..

7

Изотонический разбавитель для гематологического  анализатора

Изотонический буферный раствор с фиксированными параметрами рН, электропроводности и осмолярности, предназначен для предварительного разведения образцов крови в автоматических гематологических анализаторах перед непосредственным подсчетом форменных элементов.

Фасовка: не менее 20 000 мл.

Состав: Хлорид натрия не более 1 %, Буфер – НСL не более 0,2 %, Стабилизатор не более 0,1 %, Деионизированная вода не менее 98,7 %,

Раствор должен быть совместим с гематологическим анализатором Sysmex серии KX 21, KX 21 N..

Позиция заявителя сводится к тому, что в описание объекта закупки по названным пунктам Технического задания включены избыточные требования в отношении химического и компонентного состава реагентов. Анализаторы Sysmex KX21 не имеют специфики использования, которая предполагает обязательное применение реагентов с тем или иным конкретным химическим составом. При одинаковом назначении реагентов они способны выполнять одинаковые функции вне зависимости от такого состава.

Изложенное подтверждается, в частности, ранее указанным заключением ФГБУ «ВНИИИМТ» Росздравнадзора № 14/Э-12-273-005 от 20.05.2013 о взаимозаменяемости реагентов ЮНИ-ГЕМ.

Кроме того, указанный в Техническом задании состав реагентов для оборудования Sysmex KX21, по мнению заявителя, соответствует реагентам единственного производителя – LABEX.

В подтверждение заявителем представлена информация о химическом составе реагентов LABEX, согласно которой фасовка лизирующего раствора AUTOLYSE KX осуществляется в объеме 1 л (код LY 070); 0,5 л (код код LY 071), состав раствора следующий:

  • Додецилтриметиламмония хлорид ˂ 1 %,
  • Хлорид натрия ˂ 1 %,
  • Сульфат натрия ˂ 1 %,
  • Буфер –HCl ˂ 0,2 %,
  • Стабилизатор ˂ 0,5 %,
  • Деионизированная вода ≥ 96,3 %.

Фасовка изотонического разбавителя DILUENT KX осуществляется в объеме 20 л (код DI 070); 10 л (код DI 071), состав разбавителя следующий:

  • Хлорид натрия ˂ 1 %,
  • Буфер – НСL ˂ 0,2 %,
  • Стабилизатор ˂ 0,1 %,
  • Деионизированная вода ≥ 98,7 %.

Установленный заказчиком химический состав реагентов исключает возможность поставки, в том числе, реагентов производителя анализатора Sysmex KX21 – Sysmex Corporation.

Из письменных пояснений заказчика, озвученных на заседании Комиссии Управления, следует, что химический состав реагентов определен, исходя из многолетнего опыта работы на имеющемся у заказчика анализаторе. Так, три года назад, реагенты производства ООО «РЕАМЕД» проходили испытания в лаборатории ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина». ООО «РЕАМЕД» поставил ряд реагентов (по 1 шт.) для испытания бесплатно. В ходе работы с данными реагентами прибор постоянно забивался, в связи с чем большая часть реагентов была слита на промывку, а не на исследования (примерный результат— через каждые 10 исследований необходима промывка в течении 20-30 минут). Кроме того, по результатам анализов наблюдалось завышение по лейкоцитам и тромбоцитам. В итоге прибор окончательно засорился. До ООО «РЕАМЕД» была доведена информация о том, что адаптация данных реагентов не прошла, что связано с химическим составом реагентов. ООО «РЕАМЕД» с данным утверждением не согласилось, указав, что, вероятнее всего, учреждение не соблюдает регламентные процедуры (обслуживание приборов, калибровки, проверки, промывки и чистки по инструкции), и из-за этого происходят засоры в приборе. ООО «РЕАМЕД» направило для проверки работы прибора с реагентами своего инженера, который по результатам самостоятельно проведенных испытаний сделал вывод о том, что реагенты производства ООО «РЕАМЕД» не подходят для данных приборов, т.к., не смотря на все действия, настроить показатели воспроизводительности, точности, правильности инженер не смог. В итоге прибор Sysmex KX21N вернули к работе на реагентах от производителя прибора, прибор вернулся к своим нормальным показателям. Документы и акты по результатам проверки реагентов ООО «РЕАМЕД» не оформлялись, т.к. реагенты и услуги инженера из были предоставлены бесплатно и в подтверждении не нуждались.

После этого ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» продолжило поиск реагентов, подходящих под прибор Sysmex KX21N, но дешевле по цене, чем реагенты производителя анализатора, для того, чтобы выявить экономию и показать в этом направлении эффективность закупки. На рынке были найдены и протестированы реагенты удовлетворяющие потребности учреждения (то есть прибор не засорялся, все показатели были в норме и при этом стоимость реагентов была ниже, чем у производителя). В связи с этим было принято решение использовать эти реагенты как самые эффективные по цене и качеству. Лаборатория запросила у производителя состав реагентов и, получив его, отразила указанную информацию в Техническом задании.

Как следует из приведенных пояснений, заказчиком в Техническом задании аукционной документации установлены требования к химическому составу реагентов конкретного производителя, поскольку, как считает заказчик, именно такие реагенты являются самыми эффективными по цене и качеству.

Вместе с тем, Комиссия Управления обращает внимание на то, что установление соответствующих требований к химическому составу закупаемых реагентов по рассматриваемым позициям не обосновано спецификой (особенностями) используемого заказчиком анализатора, необходимость использования конкретных реагентов не следует из позиции производителя используемого медицинского изделия, не подтверждена документально, не подтверждена научными исследованиями, испытаниями и т.д.

Согласно позиции ФАС России, установление в документации о закупке требований, допускающих к поставке товар единственного конкретного производителя, может ограничивать количество участников закупки и являться нарушением законодательства о контрактной системе.

При невозможности закупить иной товар (кроме товара единственного конкретного производителя), данная невозможность должна быть должным образом подтверждена, в частности, подготовлено исчерпывающее обоснование потребности заказчика в закупке товара конкретного производителя, чего заказчиком сделано не было.

Учитывая изложенное, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что заказчиком при описании объекта закупки допущены нарушения требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Настоящий довод жалобы признается Комиссией обоснованным.

С учетом допущенных нарушений Закона о контрактной системе, а также всех установленных в рамках рассмотрения жалобы обстоятельств Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в документацию об электронном аукционе.

Комиссия Управления сообщает, что жалоба заявителя подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14.

В рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, Комиссия приняла решение передать материалы по жалобе уполномоченному лицу Управления для рассмотрения на предмет наличия в рассматриваемом случае нарушений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка лабораторных расходных материалов в 2021 г.» (извещение № 0855200000520002008 от 04.09.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (далее – электронный аукцион), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования требований пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию об электронном аукционе.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина»

ул. Стасова, 7, г. Пенза, 440071

hosp6@yandex.ru

 

Уполномоченное учреждение:

Государственное казенное учреждение Пензенской области

«Управление по осуществлению закупок Пензенской области»

ул. Попова, 34а, г. Пенза, 440046

uozpo@mail.ru

 

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «РЕАМЕД»

ул. Шаболовка, д. 34, г. Москва, 115419

office@reamed.ru

zakupki@reamed.ru

 

Оператор электронной площадки

(для сведения)

ООО «РТС-тендер»

ko@rts-tender.ru

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе

по жалобе № 058/06/106-678/2020

 

«23» сентября 2020 года                                                                    г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

на основании решения от 23.09.2020 № 058/06/106-678/2020, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО «РЕАМЕД» на положения документации об электронном аукционе «Поставка лабораторных расходных материалов в 2021 г.» (извещение № 0855200000520002008 от 04.09.2020, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимом уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина», на основании части 22 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Заказчику – ГБУЗ «Клиническая больница № 6 имени Г.А. Захарьина» - в срок до 12.10.2020 устранить нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, для чего необходимо:
  • отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона;
  • возвратить участникам (участнику) заявки (заявку) на участие в закупке;
  • внести изменения в положения документации об электронном аукционе;
  • продолжить осуществление закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе;
  • в срок до 16.10.2020 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru;
  1. Оператору электронной площадки:
  • в срок до 12.10.2020 обеспечить возможность исполнения указанных в пункте 1 настоящего предписания действий;
  • в срок до 16.10.2020 представить в Пензенское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте по адресу: to58@fas.gov.ru.

 

За невыполнение в установленный срок предписания Пензенского УФАС России предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны