Решение №ЕП/546/24 Решение по жалобе от 7 февраля 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/07/3.2-17/2024
«02» февраля 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого,127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:
<...>
при участии:
от заявителя посредством видеоконференцсвязи – генерального директора ООО «Я ТУТ» <...>;
от заказчика ООО «Горводоканал» - <...>, представителя по доверенности от 04.07.2022 № 58 АА 1815413),
рассмотрев жалобу ООО «Я ТУТ» (ул. Ленинская Слобода, д. 9, этаж 1, помещение 35, офис 2-1, г. Москва, 115280) на действия Заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, ул. Кривозерье, 24, г. Пенза, 440031) при проведении Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по GPS мониторингу и контроль расходу уровня топлива ГВК-136 (извещение № 32313095693 от 15.12.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru) (далее – Запрос котировок), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 18.01.2024 из ФАС России поступила жалоба ООО «Я ТУТ» (ул. Ленинская Слобода, д. 9, этаж 1, помещение 35, офис 2-1, г. Москва, 115280) на действия Заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, ул. Кривозерье, 24, г. Пенза, 440031) при проведении Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по GPS мониторингу и контроль расходу уровня топлива ГВК-136 (извещение № 32313095693 от 15.12.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru) (далее – Запрос котировок).
Из жалобы заявителя следует, что одним из требований, установленных Заказчиком к составу заявки для участия в запросе котировок, являлось предоставление копий сертификатов, выданных и заверенных производителем оборудования, подтверждающих квалификацию исполнителя по обслуживанию оборудования, установленного на транспортных средствах Заказчика. Заявитель является производителем оборудования модельного ряда «Я ТУТ», установленного в числе прочего на транспортных средствах Заказчика. Сертификатов, подтверждающих квалификацию исполнителя по обслуживанию производимого ООО «Я ТУТ» оборудования, обществом какой-либо организации ранее не выдавалось, что делает невозможным представление указанных документов в составе заявки победителя Запроса котировок. С учетом изложенного считает, что заявка победителя Запроса котировок подлежала отклонению закупочной комиссией Заказчика в связи с несоответствием требованиям извещения о закупке.
Правовая позиция ООО «Горводоканал» изложена в письменных возражениях на жалобу от 26.01.2024 (вх. № 539-ЭП/24), согласно которым закупочной комиссией в целях необходимости исключения ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки при рассмотрении заявок не оценивалось требование о наличии в составе заявки Сертификатов.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 19.01.2024 № ЕП/187/24 назначено и проведено 25.01.2024 в 11 часов 00 минут.
На рассмотрении жалобы 25.01.2024 представителем ООО «Я ТУТ» доводы жалобы поддержаны в полном объеме.
На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 26.01.2024 исх. № ЕП/276/24 срок принятия решения по рассмотрению жалобы ООО «Я ТУТ» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 02.02.2024 в 11 часов 00 минут.
01.02.2024 в Пензенское УФАС России от ООО «Горводоканал» поступили дополнительные пояснения (вх. № 701/24), из которых следует, что оба участника закупочной процедуры допущены к участию в запросе котировок. Отсутствие в составе заявок копий Сертификатов не являлось основанием для ее отклонения.
На заседании Комиссии Управления представитель ООО «Горводоканал» поддержал позицию, ранее изложенную в отзыве и дополнительных пояснениях.
Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из положений части 11 статьи 3 Закона о закупках следует, что жалоба на положения документации о проведении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО «Я ТУТ» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
При осуществлении закупочной деятельности ООО «Горводоканал» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг для нужд ООО «Горводоканал», утвержденным решением Совета директоров ООО «Горводоканал» (протокол заседания Совета директоров от 23.01.2023 № 01/23 (далее –Положение о закупке).
15.12.2023 ООО «Горводоканал» на сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение № № 32313095693 о проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по GPS мониторингу и контроль расходу уровня топлива ГВК-136, а также соответствующая закупочная документация.
Дата начала срока подачи заявок – 15.12.2023.
Дата окончания срока подачи заявок – 29.12.2023 10:00.
Дата подведения итогов – 15.01.2024.
Начальная (максимальная) цена договора – 1 545 000,00 руб.
Согласно протоколу от 12.01.2024 № ГВК-136 на участие в запросе котировок поступило 2 (две) заявки, оба участника допущены к участию в Запросе котировок; по итогам рассмотрения ценовых предложений участников победителем закупки признан участник № 1.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках заказчик при осуществлении закупочной процедуры должен руководствоваться принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 3.2 Закона о закупках).
В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Согласно части 10 статьи 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Порядок подачи заявок на участие в Запросе котировок установлен пунктом 32 Информационной карты Закупочной документации.
Требования к документам, входящим в состав Заявки Участника закупки установлены пунктом 33 Информационной карты Закупочной документации: «Заявка на участие в закупке, должна состоять из документов, перечисленных в Приложении №3 к закупочной документации с приложением документов, требуемых для предоставления Приложениями №1.2 и № 4 к закупочной документации».
Пунктом 2.2 Приложения № 1.2 (Техническое задание) к Закупочной документации предусмотрено, что исполнитель обязан приложить к заявке соответствующим образом заверенные копии документов, подтверждающих наличие возможностей у Исполнителя обеспечить необходимый качественный уровень исполнения обязательств, в том числе, копии сертификатов, выданных и заверенных производителем Оборудования, подтверждающих квалификацию Исполнителя по обслуживанию Оборудования, установленного на ТС Заказчика.
Приложением № 4 к Закупочной документации установлены критерии допуска (отборочные) заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме, запросе котировок в электронной форме на поставку ТМЦ).
Пунктом 1 Приложения № 4 к Закупочной документации в качестве отборочного критерия определено: «наличие в составе заявки всех обязательных к предоставлению документов в соответствии с требованиями Закупочной документации, а также правильность их оформления (в т.ч. наличие должных печатей, подписей, формы заверения). Подтверждением данного критерия является наличие заполненных документов согласно перечню из Приложения № 3.
Приложением № 3 к закупочной документации (Формы и состав документов для подачи заявок участников) установлено требование о том, что Участник должен разделить документы на отдельные папки, а также определен перечень обязательных документов, входящих в каждую папку:
№ п/п |
Наименование документа |
|
Первая папка: |
|
Условия заключения договора (Техническое предложение и Ценовое предложение) по форме согласно Приложению 1.1 в форматах «EXCEL» и «PDF». |
|
Эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение продукции, на поставку которого планируется заключение договора, в случае необходимости и наличия требований об этом в Технической документации Заказчика согласно Приложению № 1.2. |
|
Наименование страны происхождения поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), документ, подтверждающий страну происхождения товара, предусмотренный актом Правительства Российской Федерации, принятым в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» |
|
Письмо о подаче оферты по форме 2 настоящего Приложения в формате «PDF». |
|
Техническое предложение по Форме 3 в форматах «WORD» и «PDF». |
|
Опись документов, входящих папку 1, по форме 1 настоящего Приложения в формате «PDF». |
|
Вторая папка: |
|
Анкета Участника: - по форме 4 если предмет закупки поставка товара или оказание услуг настоящего Приложения (один экземпляр в формате «WORD» и один экземпляр в формате «PDF») c приложением требуемых по тексту Анкеты документов. |
|
Требуемые документы, свидетельствующие о соответствии участника каждому критерию отбора согласно Приложению 4 к закупочной документации. |
|
Заполненная справка об опыте участника по форме 5. |
|
Отзывы от Заказчиков (обязательно при наличии требования в Приложении №4). |
|
Копия банковской гарантии / либо электронная банковская гарантия, выданная банком посредством функционала ЭТП в случае необходимости и наличия требований об этом в пункте закупочной документации. |
|
Опись документов, входящих в папку 2, по форме 1 настоящего Приложения в формате «PDF». |
Таким образом, копии сертификатов, выданных и заверенных производителем Оборудования, подтверждающих квалификацию Исполнителя по обслуживанию Оборудования, установленного на ТС Заказчика, не определены Приложением № 3 в качестве обязательных документов, входящих в состав заявки.
В соответствии с пунктом 39 Информационной карты Закупочной документации заявка Участника закупки отклоняется от участия в закупке на любом этапе ее проведения по следующим основаниям:
1. Установление факта осуществления Участником закупки недобросовестной конкуренции, в частности, сговора и/или согласованных действий с другими Участниками закупки, подкупа и/или оказания давления и/или оказания иных форм влияния на сотрудников Организатора закупок, обнаружение факта аффилированности между сотрудников Организатора закупки, с одной стороны, и Участником закупки – с другой;
2. Участник не соответствует одному из «Критериев допуска (отборочным) заявок участников», указанных в Приложении № 4.
3. Участник не подтвердил соответствие перечню отборочных критериев с приложением копий подтверждающих документов, указанных в Приложении № 4.
4. Непредставление/просрочка представления Участником закупки запрошенных у него Организатором закупки разъяснений относительно положений заявки и/или представления недостающих документов, сведений и информации, предусмотренных настоящей Закупочной документацией».
Приложение №4 (Критерии допуска заявок) не содержит указание на необходимость представления опий Сертификатов.
Таким образом, при изучении закупочной документации Комиссией установлено, что отсутствие в составе заявки участника Запроса котировок Сертификатов не является критерием допуска заявки участника к участию в закупке.
По результатам анализа представленных электронной торговой площадкой заявок документов Комиссией Управления установлено, что заявки участников закупки не содержат копии сертификатов, выданных и заверенных производителем Оборудования, подтверждающих квалификацию Исполнителя по обслуживанию Оборудования, установленного на ТС Заказчика.
При этом отсутствие Сертификатов не явилось основанием отклонения участника закупки от участия в Запросе котировок.
Доказательства, подтверждающие, что наличие условия в Техническом задании о представлении Сертификатов ущемило права и интересы Заявителя, а равно привело бы к иному результату закупки, в антимонопольный орган не представлено.
Таким образом, по результатам рассмотрения материалов дела и имеющихся доказательств, Комиссией Управления в рассматриваемых действиях ООО «Горводоканал» нарушение требований действующего законодательства не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Я ТУТ» (ул. Ленинская Слобода, д. 9, этаж 1, помещение 35, офис 2-1, г. Москва, 115280) на действия Заказчика – ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, ул. Кривозерье, 24, г. Пенза, 440031) при проведении Запрос котировок в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по GPS мониторингу и контроль расходу уровня топлива ГВК-136 (извещение № 32313095693 от 15.12.2023 размещено на сайте http://www.zakupki.gov.ru) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.