Решение (комиссия) №ЕК/3657/23 Решение от 19 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение

 

Заявитель:
Управление федеральной почтовой связи Пензенской области
440700, г. Пенза, ул. Куприна, д. 1
ud-R58@russianpost.ru; Yuliya.Urazova@russianpost.ru

 

Заказчик:

Прокуратура Пензенской области
440052, г. Пенза, ул. Богданова, д. 7
proczakupki@yandex.ru

 

Заинтересованное лицо:

ИП ...

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-590/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе в сфере закупок

 

16 октября 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:

  • ... – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,

  • ... – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • ... – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии

представителей заявителя – АО «Почта России» в лице УФПС Пензенской области – ...(по доверенности),

представителей заказчика – прокуратуры Пензенской области – ... (по доверенности),

рассмотрев жалобу АО «Почта России» в лице УФПС Пензенской области на действия комиссии при проведении заказчиком прокуратурой Пензенской области электронного аукциона «Поставка знаков почтовой оплаты» (извещение № 0155100004423000038 от 25.09.2023), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

09.10.2023 в Пензенское УФАС России поступила жалоба АО «Почта России» в лице УФПС Пензенской области на действия комиссии при проведении заказчиком прокуратурой Пензенской области электронного аукциона «Поставка знаков почтовой оплаты» (извещение № 0155100004423000038 от 25.09.2023).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 13.10.2023 в 14 часов 00 минут.

Согласно доводам жалобы, комиссия по осуществлению закупок была обязана в соответствии с пунктами 1, 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе отклонить заявки участников закупки, предложивших к поставке государственные знаки почтовой оплаты по цене, ниже номинальной стоимости, учитывая требования статьи 29 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» (далее – Закон о почтовой связи).

В рамках рассмотрения жалобы представители подателя жалобы поддержали доводы жалобы в полном объеме, пояснили, что, учитывая требования извещения о закупке, знаки почтовой оплаты по цене, ниже номинальной стоимости, предложенные к поставке, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а значит заявки участников, предложивших цену контракта, сниженную относительно НМЦК (рассчитанной исходя из номинальной стоимости знаков), подлежали отклонению. Представитель заявителя указал, что, учитывая достаточно большой объем государственных знаков почтовой оплаты, который в рассматриваемой закупке предлагают участники по цене ниже их номинальной стоимости, такое поведение участников может свидетельствовать о возможной поставке в дальнейшем поддельных марок. При этом марки будут использованы в целях оплаты услуг почтовой связи, оказанных впоследствии АО Почта России, но по сути без надлежащего денежного обеспечения.

Представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу, просили признать жалобу необоснованной. Указали, что в рамках Закона о контрактной системе у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали правовые основания для отклонения заявок участников закупки, предложивших к поставке государственные знаки почтовой оплаты по цене ниже номинальной стоимости. Также пояснили, что Закон о почтовой связи не распространяется на аукционную комиссию прокуратуры Пензенской области, при этом делать вывод о соответствии марок требованиям законодательства РФ и, соответственно, контракта можно будет делать только при исполнении заключенного контракта.

Уведомление о рассмотрении жалобы также было направлено в адрес победителя закупки ИП ... в качестве заинтересованного лица. Представитель заинтересованного лица к рассмотрению жалобы не подключился, направил в адрес Управления письменные возражения, в которых просит признать жалобу необоснованной.

В целях наиболее полного и объективного рассмотрения жалобы Комиссией Управления объявлен перерыв в ее рассмотрении до 16.10.2023 16:00, после чего рассмотрение жалобы продолжено.

После перерыва стороны поддержали все доводы, изложенные ранее. Дополнительно представитель заявителя представил выборку информации об участии победителя электронного аукциона в иных закупках также при снижении цены контракта относительно номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

25.09.2023 заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение № 0155100004423000038 о проведении электронного аукциона «Поставка знаков почтовой оплаты».

Начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) – 470 000,00 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок 04.10.2023 08:00 (МСК)

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 04.10.2023

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 06.10.2023

Идентификационный код закупки: 231583601013858370100100570015819244.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

В рассматриваемом случае объектом закупки является поставка знаков почтовой оплаты.

В Описании объекта закупки содержится в том числе следующее:

  • Марка почтовая номиналом 1 рубля

  • Марка почтовая номиналом 2 рубля

  • Марка почтовая номиналом 3 рубля

  • Марка почтовая номиналом 3,5 рублей

  • Марка почтовая номиналом 5 рублей

  • Марка почтовая номиналом 10 рублей

  • Марка почтовая номиналом 50 рублей

  • Марка почтовая номиналом 63 рубля

В силу ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», государственными знаками почтовой оплаты признаются почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Государственные знаки почтовой оплаты (почтовые марки) предназначаются для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции. Поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации («Гознак»). Поставляемые знаки почтовой оплаты должны являться гарантией Заказчику в доставке внутренней и отправке международной корреспонденции Учреждением Федеральной почтовой связи. Знаки почтовой оплаты должны быть новыми, иметь самоклеящуюся основу на снимающейся бумажной подложке, готовые к эксплуатации. Поставляемый товар должен соответствовать действующим нормам.

Номиналы знаков почтовой оплаты должны соответствовать тарифам на услуги почтовой связи, действующим на территории Российской Федерации - п.3.2. раздела I «Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации» (утв. приказом Минсвязи РФ от 26.05.1994 № 115, далее - Положение). В силу п.5.3. раздела I Положения, продажа знаков почтовой оплаты Российской Федерации должна производиться учреждениями Федеральной почтовой связи строго по номинальной стоимости.

В соответствии с требованиями Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 № 221, почтовые марки должны быть новыми, не использованными, не изъятыми из почтового обращения, не испорченными (не загрязненными, не поврежденными, не заклеенными, не погашенными каким-либо способом), не являться иностранными почтовыми марками, иметь самоклеящуюся основу, быть готовыми к эксплуатации.

Государственные знаки почтовой оплаты (ГЗПО) должны быть неподдельные, соответствовать требованиям действующего законодательства, предъявляемого к данному виду продукции, отвечать требованиям качества безопасности жизни и здоровья, санитарным нормам и правилам.

Поставляемые знаки почтовой оплаты (почтовые марки) должны быть отпечатаны предприятиями Государственного производственного объединения государственных знаков Министерства финансов Российской Федерации.

Знаки почтовой оплаты, почтовые марки представляют собой специальные знаки почтовой оплаты, обладающие номинальными стоимостями (номиналами). Должны быть стандартными обычного выпуска, являющимися частью стандартного выпуска или стандартной серии; должны быть самоклеящимися (с контактным клеем, которому не требуется увлажнение для прилипания к бумаге) на снимающейся бумажной подложке; должны быть предназначены для оплаты услуг почтовой связи, предоставляемых учреждениями связи, согласно действующим тарифам и подтверждения этого на внутренней и международной корреспонденции; франкирование этими знаками, то есть маркирование отправления (наклейка на него марки), свидетельствует о факте оплаты услуг почтового ведомства (пересылки и доставки корреспонденции: писем, открыток и т. п.); должны являться гарантией Заказчику в доставке внутренней и отправке международной корреспонденции Учреждением Федеральной почтовой связи.

В силу части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами «м» - «п» пункта 1, подпунктами «а» - «в» пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

Частью 2 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участники закупки, подавшие в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки ценовые предложения, предусматривающие снижение (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи) начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе подача ценовых предложений осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта либо начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

Согласно пункту 4 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается.

Частью 4 статьи 49 Закона о контрактной системе определено, что не позднее одного часа с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений оператор электронной площадки:

1) присваивает каждой заявке на участие в закупке порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей части, присваиваются в порядке убывания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). В случае, если несколькими участниками закупки поданы одинаковые ценовые предложения, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, подавшим ценовое предложение ранее других таких участников закупки. При присвоении порядкового номера заявкам на участие в закупке, поданным участниками закупки без ценовых предложений, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок на участие в закупке;

2) формирует протокол подачи ценовых предложений, содержащий:

а) дату, время начала и окончания проведения процедуры подачи ценовых предложений;

б) минимальное ценовое предложение либо максимальное ценовое предложение (в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 настоящей статьи), поданное каждым участником закупки, с указанием идентификационного номера заявки такого участника, времени подачи таких предложений, даты и времени подачи заявок на участие в закупке, поданных участниками закупки без ценовых предложений;

в) порядковые номера, присвоенные заявкам в соответствии с пунктом 1 настоящей части;

3) размещает протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, в единой информационной системе и на электронной площадке;

4) направляет заказчику протокол, предусмотренный пунктом 2 настоящей части, заявки на участие в закупке, а также предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона информацию и документы участников закупки, подавших такие заявки.

Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:

1) члены комиссии по осуществлению закупок:

а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;

б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;

2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе определено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.

Как следует из материалов по жалобе на участие в закупке поданы 4 заявки, при этом два участника закупки в рамках электронного аукциона дали ценовые предложения, снизив НМЦК на 4 и 3,5% соответственно. Другие два участника закупки, включая АО Почта России понижение не предлагали. Согласно протоколу подведения итогов от 06.10.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения.

Согласно статье 1 Закона о почтовой связи настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные, экономические, финансовые основы деятельности в области почтовой связи в Российской Федерации, определяет права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, иных участников деятельности в области почтовой связи, определяет порядок регулирования деятельности в области почтовой связи и управления этой деятельностью, регулирует правоотношения, возникающие между операторами почтовой связи и пользователями услуг почтовой связи, устанавливает статус организаций почтовой связи и закрепляет социальные гарантии их работников.

В силу статьи 2 Закона о почтовой связи государственные знаки почтовой оплаты - почтовые марки и иные знаки, наносимые на почтовые отправления и подтверждающие оплату услуг почтовой связи.

Согласно абзацу 2 статьи 29 Закона о почтовой связи плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты. Проданные государственные знаки почтовой оплаты обратно не принимаются и не обмениваются. Запрещается реализация государственных знаков почтовой оплаты ниже их номинальной стоимости (за исключением продажи государственных знаков почтовой оплаты организациям почтовой связи, оказывающим в соответствии с условиями выданных им лицензий универсальные услуги почтовой связи).

Согласно доводам жалобы, комиссия по осуществлению закупок была обязана в соответствии с пунктами 1, 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе отклонить заявки участников закупки, предложивших к поставке государственные знаки почтовой оплаты по цене, ниже номинальной стоимости, учитывая требования статьи 29 Закона о почтовой связи.

По мнению заявителя, учитывая требования извещения о закупке, знаки почтовой оплаты по цене, ниже номинальной стоимости, предложенные к поставке, не соответствуют требованиям действующего законодательства, а значит заявки участников, предложивших цену контракта, сниженную относительно НМЦК, подлежали отклонению.

Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что согласно пунктам 1, 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.

Таким образом, предложение участника закупки о цене контракта не является частью заявки на участие в аукционе, в связи с чем применение к нему оснований, предусмотренных пунктами 1, 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, некорректно.

Кроме того, случай, когда участник закупки необоснованно снизил начальную (максимальную) цену контракта, в перечне оснований для отклонения заявки участника электронного аукциона отсутствует.

В рамках закупки все участники представили характеристики товара, предлагаемого к поставке, соответствующие требованиям заказчика, установленным в извещении, недостоверность данных сведений не выявлялась.

Также Комиссия отмечает, что доводы представителя заявителя относительно возможной реализации участниками закупки поддельных знаков почтовой оплаты могут быть оценены заказчиком в рамках исполнения контракта, но не при рассмотрении заявок.

В связи с изложенным Комиссия Управления приходит к выводу о правомерности действий комиссии заказчика при подведении итогов электронного аукциона, и соответственно, о необоснованности доводов жалобы.

Кроме того, Комиссия полагает необходимым отметить, что даже в случае отклонения заявок двух участников, предложивших свои ценовые предложения ниже НМЦК, АО Почта России не стала бы победителем закупки, учитывая, что заявка общества в данном случае была подана позднее участника закупки, который также не снижал цену контракта.

Субъектами контроля в рамках Закона о контрактной системе являются заказчики, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченные органы, контрактные управляющие, но не участники закупок. При этом действия участников закупки, подавших ценовые предложения в отношении государственных знаков почтовой оплаты ниже номинальной стоимости, могут быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет соблюдения требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).

Изучив материалы дела, руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу АО «Почта России» в лице УФПС Пензенской области на действия комиссии при проведении заказчиком прокуратурой Пензенской области электронного аукциона «Поставка знаков почтовой оплаты» (извещение № 0155100004423000038 от 25.09.2023) необоснованной.

  2. Передать материалы по жалобе структурному подразделению Пензенского УФАС России для рассмотрения в рамках Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Связанные организации

Прокуратура Пензенской области
ИНН 5836010138, ОГРН 1035803503075
УФПС Пензенской области
ИНН 5800000094, ОГРН 1025801365699
ИП Корнилин А.А.
ИНН 633004119689, ОГРН 322631200031087