Постановление №3041-2 Постановление от 8 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.32-627/2020

об административном правонарушении

 

7 октября 2020 года                                                                                                    г.Пенза

 

Я, <...>, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.32-627/2020, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» (ИНН 5834013172, 440072, г.Пенза, ул.Антонова,3, офис 201), (далее – ООО «Меркурий»), по факту нарушения требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами ООО «Меркурий-авто-6» (ИНН 5835065423), ООО «Компания дилижанс» (ИНН 5836311985), ООО транспортная компания «Дилижанс» (ИНН 5835095361), ООО «Автокомбинат» (ИНН 5836619152) и Индивидуальным предпринимателем <...>, которое привело (могло привести) к установлению цен, установленному решением Пензенского УФАС России от 08.05.2020 г. по делу № 058/01/11-512/2019,  ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в присутствии законного представителя ООО «Меркурий» – <...>,

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 03.09.2020 года № 058/04/14.32-627/2020 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) <...> в отношении ООО «Меркурий», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела № 058/01/11-512/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2020 г. действия ООО «Меркурий», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами Обществом с ограниченной ответственностью «Меркурий-авто-6» (ИНН 5835065423, г.Пенза, ул.Ульяновская,д.56А, литер И, офис 4), Обществом с ограниченной ответственностью  «Компания дилижанс» (ИНН 5836311985, 440015, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1), Обществом с ограниченной ответственностью транспортная компания «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1), Обществом с ограниченной ответственностью «Автокомбинат» (ИНН 5836619152, 440015, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 5) и Индивидуальным предпринимателем <...>, которое привело (могло привести) к установлению цен, признаны нарушением требования пункта 1 части 1 статьи 11  Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ принятое Комиссией антимонопольного органа решение, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства  Российской Федерации, является поводом к возбуждению  дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 КоАП РФ.

При рассмотрении дела № 058/04/14.32-626/2020 15.09.2020 г. защитник ООО «Меркурий» ознакомлен с правами, предусмотренными Конституцией РФ и КоАП РФ.

15.09.2020 г. защитник ООО «Меркурий» поддержал письменное ходатайство Общества о снижении размера административного штрафа от 14.09.2020 г., из которых следует, что Общество вину в рассматриваемом правонарушении признало, ходатайствовало о снижении административного штрафа ниже низшего предела. Документов, обосновывающих ходатайство, и сведений о финансовом положении ООО «Меркурий», Обществом не представлено. 

Определением о продлении срока и об отложении рассмотрения дела №058/04/14.32-626/2020 об административном правонарушении от 15.09.2020 г. рассмотрение дела назначено на 07.10.2020 г.

При рассмотрении дела № 058/04/14.32-626/2020 07.10.2020 г. защитник ООО «Меркурий» ознакомлен с правами, предусмотренными Конституцией РФ и КоАП РФ.

На рассмотрении настоящего дела 07.10.2020 г. защитник ООО «Меркурий» поддержал ранее заявленное ходатайство. В обосновании данного ходатайства 06.10.2020 г. ООО «Меркурий» представило информацию по кредитным обязательствам и бухгалтерскую отчётность за 2019 год.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/11-512/2019, приняв во внимание объяснения ООО «Меркурий», прихожу к следующим выводам.

Факт совершения ООО «Меркурий» действий, которые являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/11-512/2019 и подтверждается представленными в деле доказательствами.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что в Пензенское УФАС России поступила информация из Прокуратуры Пензенской области, из администрации г.Пензы, из средств массовой информации, и заявления граждан о нарушении антимонопольного законодательства в действиях ООО «Меркурий» (ИНН 5834013172, г.Пенза, ул.Антонова,3, офис 201), ООО «Меркурий-авто-6» (ИНН 5835065423, г.Пенза, ул.Ульяновская, д.56А, литер И, офис 4) ООО «Компании дилижанс» (ИНН 5836311985, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1) и ООО транспортная компания «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1), ООО «Автокомбинат» (ИНН 5836619152, 440015, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 5) и <...> при увеличении цен на проезд в общественном транспорте г.Пензы.

В соответствии с частью 1 статьи 14, часть 1 статьи 17 Закона № 220-ФЗ в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы устанавливают муниципальные и межмуниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса РФ установлено, что за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Пунктом 16 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлено два вида регулярных перевозок – регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Согласно пункту 18 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам – регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Перевозки по нерегулируемым тарифам осуществляются на основании выданного свидетельства (пункт 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ).

Под свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок в понятии, придаваемом ему положениями пункта 19 части 1 статьи 3 Федерального закона № 220-ФЗ, подразумевается документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок только по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Как предусматривает часть 1 статьи 19 Федерального закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному (межмуниципальному, смежному) маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты.

Таким образом, хозяйствующие субъекты при наличии документа, подтверждающего право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок, вправе устанавливать любую стоимость проезда и провоза багажа при условии, что такая стоимость будет иметь правовые, экономические, технологические и иные обоснования, в том числе, учитывая фактические расходы хозяйствующего субъекта и не обходимую норму прибыли.

Приказом Управления транспорта и связи г.Пензы от 28.12.2015 г. № 96 утверждён Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок города Пензы, согласно которому регулярные перевозки автобусами малого класса осуществляются по следующим маршрутам: (№№ 1, 1т, 2а, 4, 5, 5к, 6, 8, 9, 9к, 9м, 10, 10а, 13, 16, 17, 18, 20, 21, 27, 29,30, 31, 33, 34, 39, 41, 43, 49, 55, 59, 63, 68, 71, 73, 75, 77, 80, 81, 85, 89, 93, 99).

Согласно постановлению Администрации г.Пензы от 29.12.2018 г. № 2520 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок города Пензы на 2019 год» указанные маршруты (№№ 1, 1т, 2а, 4, 5, 5к, 6, 8, 9, 9к, 9м, 10, 10а, 13, 16, 17, 18, 20, 21, 27, 29,30, 31, 33, 34, 39, 41, 43, 49, 55, 59, 63, 68, 71, 73, 75, 77, 80, 81, 85, 89, 93, 99) относятся к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам с момента выдачи юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, уполномоченному участнику договора простого товарищества свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт данного маршрута.

Указанным хозяйствующим субъектам Управлением транспорта и связи г.Пензы выданы карты соответствующих маршрутов и свидетельства на право осуществления регулярных пассажирских перевозок:

- ООО «Компания дилижанс» выданы: свидетельство № 58 000062 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 1 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000079 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 1т (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000063 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 2а (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000064 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 5к (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024  г.), свидетельство № 58 000080 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 8 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000065 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 9 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000081 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 9к (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000066 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 9м (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000067 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 10 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000068 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 10а (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000085 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 16 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000069 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 20 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000082 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 21 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000070 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 27 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000071 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 29 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000046 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 41 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000072 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 43 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000048 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 49 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000073 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 55 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000083 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 59 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000086 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 63 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000074 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 68 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000075 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 77 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000076 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 85 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000077 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 93 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000062 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 1 (со сроком действия с 09.05.2019 г. по 09.05.2024 г.).

- ООО «Меркурий-авто-6» выдано свидетельство № 58 000034 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 30 (со сроком действия с 03.12.2018 г. по 03.12.2023 г.).

- ООО «Транспортная компания Дилижанс» выдано свидетельство № 58 000047 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 73 (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 07.07.2023 г.),

- ООО «Автокомбинат» выданы: свидетельство № 58 000056 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 6 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000057 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 17 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000058 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 39 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000059 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 71 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000060 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 75 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000061 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 80 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.).

- ООО «Меркурий» выданы: свидетельство № 58 000053 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 4 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000055 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 5 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000051 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 13 (со сроком действия с  09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000054 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 18 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000052 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 31 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000050 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 33 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000045 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 34 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 0000 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 81 (со сроком действия с 09.05.2019 г. до 09.05.2024 г.), свидетельство № 58 000041 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту № 89 (со сроком действия с 09.04.2019 г. до 09.04.2024 г.).

- ИП <...>, ООО «Транспортная компания Дилижанс» выдано свидетельство № 58 000035 об осуществлении регулярных перевозок по маршруту   № 99 (со сроком действия с 03.12.2018 г. до 03.12.2023 г.),

Таким образом, ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...> и ООО «Меркурий-авто-6» с момента выдачи свидетельств стали осуществлять регулярные перевозки по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам, при этом дата начала осуществления деятельности по нерегулируемым тарифам у перевозчиков различна.

В июне 2019 года указанные компании-перевозчики направили уведомления об изменении цены на проезд в общественном транспорте по указанным маршрутам.

ООО «Автокомбинат» направило уведомление от 17.06.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей (30 рублей после 21.00).

ООО «ТК дилижанс» издан приказ от 17.06.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей (30 рублей после 21.00).

ООО «Компания дилижанс» издан приказ от 17.06.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 28 и 27 рублей (31 и 30 рублей после 21.00).

<...> издан приказ от 17.06.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей (30 рублей после 21.00).

ООО «Меркурий» издан приказ от 18.06.2019 г. (повышение с 10.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей (29 рублей после 21.00).

ООО «Меркурий -авто-6» издан приказ от 18.06.2019 г. (повышение с 10.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей (29 рублей после 21.00).

04.07.2019 г. перевозчики издали новые приказы об установлении платы, отменив ранее изданные.

ООО «Автокомбинат» издан приказ от 04.07.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей.

ООО «ТК дилижанс» издан приказ от 04.07.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей.

ООО «Компания дилижанс» издан приказ от 04.07.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей.

<...> издан приказ от 04.07.2019 г. (повышение с 08.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей.

ООО «Меркурий» издан приказ от 04.07.2019 г. (повышение с 05.08.2019 г.) об установлении платы за проезд 27 рублей.

ООО «Меркурий-авто-6» 01.07.2019 г. отменён приказ от 18.06.2019 г., 04.07.2019 г. издан приказ (повышение с 29.07.2019 г.) об установлении платы за проезд 26 рублей.

Таким образом, хозяйствующими субъектами совершены одновременные, синхронные и последовательные действия по принятию решений об установлении цены за проезд, а также о её дифференцированности от времени оказания услуги.

26.07.2019 г. ООО «Меркурий» отменило приказ о повышении платы от 04.07.2019 г.

17.09.2019 г. и 17.10.2019 г. ООО «Меркурий» уведомило Управление транспорта и связи г.Пензы об установлении платы за проезд в автобусах малой вместимости в размере 27 рублей с 03.10.2019 г. по маршрутам №№ 4, 5, 18, 33, 34, 89, с 05.11.2019 г. по маршруту № 31. Цена на проезд по маршрутам № 13 и № 89 не изменилась.

ООО «Меркурий-авто-6» 26.07.2019 г. отменён приказ от 04.07.2019 г. 14.10.2019 г. ООО «Меркурий-авто-6» уведомило Управление транспорта и связи г.Пензы об установлении платы за проезд в автобусах малой вместимости в размере 27 рублей по маршруту № 30.

Согласно письменным пояснениям перевозчиков, представленных в рамках дела № 058/01/11/-512/2019, повышение стоимости проезда обусловлено увеличением уровня инфляции, повышением стоимости ГСМ, увеличением НДС, необходимостью оборудования транспортных средств тахографами, использования онлайн-касс, проведения категорирования транспортных средств.

В ходе рассмотрения дела № 058/01/11-512/2019 установлено, что ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», ИП <...> и ООО «Меркурий-авто-6» имеют различные условия осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров.

Согласно реестру маршрутов регулярных перевозок протяженность маршрутов, на которых произведено повышение стоимости проезда, различна. При обслуживании маршрутов у перевозчиков задействовано различное количество транспортных средств. Согласно сведениям, представленным хозяйствующими субъектами, транспортные средства, используемые для перевозки на маршрутах, имеют различные характеристики – марку, год выпуска. Маршруты имеют различный пассажиропоток. Более того, расчёт стоимости, проведённый перевозчиками, показал, что себестоимость проезда у хозяйствующих субъектов также различна. В связи с чем, перевозчики несут разные расходы на оказание услуг.

ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...> и ООО «Меркурий-авто-6» представлены экономические расчёты стоимости проезда по рассматриваемым маршрутам. При этом к указанным расчётам не представлено документальное подтверждение показателей или понесённых затрат, также не представлено документов подтверждающих обоснованность единовременного установления дифференцированной цены в зависимости от времени оказания услуги и в последующем единовременный отказ от такой цены.

Частью 1 статьи 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли (часть 1 статьи 50 ГК РФ). Установление цены проезда в равном размере, себестоимость проезда которых различна, не отвечает модели поведения коммерческой организации, действующей самостоятельно и исключительно в своих интересах.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства перевозчиками-конкурентами не представлено экономического обоснования необходимости установления стоимости проезда до одинаковой для всех участников величины – 27 рублей в рассматриваемый промежуток времени, а также экономического обоснования необходимости установления дифференцированной цены в зависимости от времени оказания услуг.

Действия ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» по последующему изменению решений об увеличении цены на проезд не свидетельствуют об отсутствии намерения их совершить в момент реализации соглашения.

Указанные действия ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6» по изменению даты повышения тарифа (с 10.07.2019 г. до 29.07.2019 г. и 24.08.2019 г. либо последующий отказ от повышения) направлены на создание видимости принятия самостоятельного решения об установлении цены, без согласования данного решения с конкурентами ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...>

ООО «Компании дилижанс» и ООО ТК «Дилижанс» являются хозяйствующими субъектами, входящими в группу лиц в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции, подконтрольными одному лицу. После 06.08.2019 г. подконтрольную группу лиц образуют ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс» и ООО «Автокомбинат».

В 2019 году в отношении ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат» проведены внеплановые выездные проверки, по результатам которых составлены акты № 5, № 4, № 3 от 21.10.2019 г.

В ходе проверок установлено, что подконтрольная группа лиц в составе ООО ТК «Дилижанс» и ООО «Компании дилижанс» и конкуренты ООО «Автокомбинат» и <...> использовали единую инфраструктуру при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в период принятия решения, установления и изменения тарифа на проезд в общественном транспорте г.Пензы.

Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.

Кроме того, выявлены кадровые совпадения между сотрудниками, числящимися в штате ООО ТК «Дилижанс», ООО «Компании дилижанс» и ООО «Автокомбинат» одновременно.

Соглашение компаний-перевозчиков ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...> и ООО «Меркурий-авто-6» является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, которая выразилась в повторяющихся (аналогичных) действиях, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, является антиконкурентной договоренностью, сознательной кооперацией, наносящей, в конечном итоге, ущерб потребителям – пассажирам.

Фактические обстоятельства свидетельствуют о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов. При этом, такая координация поведения не свойственна предпринимателям-перевозчикам в силу того обстоятельства, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой.

Данное поведение свидетельствует о гарантии достижения результата, соответствующего интересам каждого из данных хозяйствующих субъектов, и возможно только при условии, что их действия заранее известны каждому из них.

Из вышеуказанного следует, что хозяйствующие субъекты-конкуренты пришли к соглашению о необходимости одновременного установления равной цены на проезд для достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения.

Действующее законодательство не запрещает ведение хозяйственной деятельности с учётом особенностей рыночной ситуации, в том числе не исключает возможность изменения самостоятельной ценовой политики хозяйствующего субъекта в ответ на аналогичные действия конкурентов с целью сохранения конкурентоспособности. Вместе с тем любые такие действия должны быть совершены с соблюдением предусмотренных антимонопольным законодательством запретов, в том числе избегая направленности на монополизацию рынка путём использования таких методов антиконкурентной борьбы, как заключение картельных соглашений.

В данных условиях (осуществление перевозок по нерегулируемым тарифам автобусами малого класса в границах г.Пензы) должна обеспечиваться ценовая конкуренция между хозяйствующими субъектами, осуществляющими перевозки.

Вместе с тем, заключение соглашения между хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам автобусами малого класса г.Пензы, привело к устранению конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам г.Пензы.

Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции установлен запрет на соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести, в том числе к установлению или поддержанию цен (тарифов).

Картели, запрещенные конкретными пунктами части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, подпадают под категорию безусловных запретов, то есть запретов, для выявления которых не требуется доказательств фактического негативного влияния на конкуренцию конкретного вида нарушения антимонопольного законодательства, а требуется только подтверждение факта заключения двумя и более хозяйствующими субъектами определённого антиконкурентного соглашения как такового, в отношении которого уже действует неопровержимая презумпция ограничения конкуренции.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме. При этом факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством (статьи 154, 160, 432, 434 ГК РФ).

Следовательно, соглашением может быть признана договоренность хозяйствующих субъектов в любой форме, о которой свидетельствуют скоординированные и целенаправленные действия (бездействие) данных субъектов, сознательно ставящих своё поведение в зависимость от поведения других участников рынка, совершённые ими на конкретном товарном рынке, подпадающие под критерии ограничения конкуренции и способные привести к результатам, определённым Законом о защите конкуренции.

Таким образом, запрещены соглашения хозяйствующих субъектов на товарном рынке, если указанные соглашения могут привести к последствиям, поименованным в части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

Анализируя описанное выше поведение хозяйствующих субъектов-конкурентов (единовременное принятие решения о повышении стоимости проезда до одной и той же величины и последовательное совершение действий перевозчиков по повышению тарифа), Пензенское УФАС России приходит к выводу, что перевозчиками совершены синхронные и последовательные действия. При этом такая скоординированность не свойственна конкурентам, действующим на одном товарном рынке.

Фактическое поведение перевозчиков-конкурентов, действующих на городских маршрутах, свидетельствует о достигнутом соглашении между хозяйствующими субъектами-перевозчиками, действующими на одном товарном рынке (рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам г.Пензы), результатом которого является установление и поддержание цен (тарифов) на проезд по муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса в г.Пензе.

Из вышеуказанного следует, что конкуренты пришли к соглашению об установлении одинаковой стоимости проезда и провоза багажа для достижения определенной цели, которая является благоприятной для каждого из участников такого соглашения. Результат такого соглашения хозяйствующих субъектов отвечает интересам каждого из хозяйствующих субъектов – перевозчиков-конкурентов.

Достижение данной цели невозможно без скоординированности и синхронности произведённых действий. Для достижения положительного эффекта необходима единая стратегия и направленность действий на единый результат.

Антиконкурентное соглашение представляет собой форму монополистического объединения хозяйствующих субъектов, результатом которого является их противоестественное взаимовыгодное сотрудничество вместо ожидаемого потребителями соперничества между ними.

Пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции определены признаки ограничения конкуренции, в том числе к ним отнесены отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Целью указанного соглашения между Ответчиками является исключение между участниками картеля конкурентной борьбы и единовременное установление единой цены, в том числе дифференцированной по времени (более высокой с 21.00).

«Недостижение» (отложение) заданной цели в результате реализации данного соглашения (со стороны ООО «Меркурий» и ООО «Меркурий-авто-6»), не может свидетельствовать об отсутствии антиконкурентного картельного соглашения, так как в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения, направленные на поддержание цен на рынке вне зависимости от наступления общественно опасных последствий таких соглашений, поскольку положения указанной нормы предусматривают запрет на соглашения, которые могут привести к таким последствиям.

Согласно выписок из Единого государственного реестра юридических лиц одним из видов деятельности ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...> и ООО «Меркурий-авто-6» является деятельность сухопутного пассажирского транспорта: перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении (ОКВЭД 49.31).

Указанным лицам выданы свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам по нерегулируемым тарифам.

Исходя из вышеизложенного, указанные хозяйствующие субъекты осуществляют однородные виды деятельности на рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам г.Пензы, являются конкурентами по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона о защите конкуренции и должны самостоятельно устанавливать тарифы на проезд, не согласовывая своё поведение на рынке друг с другом.

В ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке», проведён обзор по результатам анализа состояния конкуренции на рынке регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса на территории г.Пензы.

Временной интервал исследования товарного рынка определён периодом с декабря 2018 года по февраль 2020 года.

Принимая во внимание предмет рассматриваемого соглашения, заключенного между хозяйствующими субъектами-конкурентами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, продуктовые границы товарного рынка определены как деятельность по осуществлению регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам г.Пензы.

Географические границы товарного рынка, исходя из предмета рассматриваемого соглашения, г.Пенза.

ООО «Меркурий», ООО «Компания Дилижанс», ООО ТК «Дилижанс», ООО «Автокомбинат», <...> и ООО «Меркурий-авто-6» осуществляют деятельность (в том числе с привлечение агентов) регулярных перевозок пассажиров автобусами малого класса по муниципальным маршрутам г.Пензы. Таким образом, данный субъекты являются конкурентами.

Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела № 058/01/11-512/2019 о нарушении антимонопольного законодательства от 08.05.2020 г. действия ООО «Меркурий», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующими субъектами-конкурентами Обществом с ограниченной ответственностью «Меркурий-авто-6» (ИНН 5835065423, г.Пенза, ул.Ульяновская, д.56А, литер И, офис 4), Обществом с ограниченной ответственностью  «Компания дилижанс» (ИНН 5836311985, 440015, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1), Обществом с ограниченной ответственностью транспортная компания «Дилижанс» (ИНН 5835095361, г.Пенза, ул.Литвинова,20, литер Л, помещение 1), Обществом с ограниченной ответственностью «Автокомбинат» (ИНН 5836619152, 440015, г.Пенза, ул.Литвинова, 20, литер Л, помещение 5) и Индивидуальным предпринимателем <...>, которое привело (могло привести) к установлению цен, признаны нарушением требования пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Место совершения правонарушения – г.Пенза.

Время совершения правонарушения – с 17.06.2019 г. по 07.04.2020 г.

Согласно части 1 статьи 14.32 КоАП РФ заключение хозяйствующим субъектом соглашения, признаваемого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации картелем, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, либо участие в нём – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трёх лет; на юридических лиц – от трёх сотых до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «Меркурий» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно, заключение и участие в соглашении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

У ООО «Меркурий» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства по делу   № 058/01/11-512/2019 принято Комиссией Пензенского УФАС России в полном объёме 08.05.2020 г.

То есть на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения ООО «Меркурий» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истёк.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП ООО «Меркурий» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях ООО «Меркурий» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно, заключение и участие в соглашении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Исходя из письменных пояснений и представленных ООО «Меркурий» налоговых сведений установлено, что общая сумма выручки Общества за 2018 год составила 9.408.200 рублей.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно статье 4.2 КоАП РФ учитывается следующее:

- Общество впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ;

- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

- лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;

-  признало вину в совершении правонарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ,  при рассмотрении дела не установлены.

В соответствии с пунктом 5 примечания к статье 14.32 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1-4, 6 и 7 настоящей статьи, административный штраф на юридическое лицо налагается в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, если такое юридическое лицо (группа лиц, определяемая в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации) добровольно заявило в федеральный антимонопольный орган или его территориальный орган о заключении им недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения либо об осуществлении недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий и в совокупности выполнило следующие условия: лицо признало факт совершения административного правонарушения; лицо отказалось от участия либо дальнейшего участия в соглашении или согласованных действиях; представленные сведения и документы являются достаточными для установления события административного правонарушения.

Из материалов дела № 058/01/11-512/2019 следует, что 07.04.2020 г. в антимонопольное управление от ООО «Меркурий» (после ООО «Корпорация Дилижанс» и ООО транспортная компания «Дилижанс», ООО «Автокомбинат» и <...> и ООО «Меркурий-авто-6») поступили сообщения о заключении и участии в антиконкурентном соглашении, которое содержало отказ от дальнейшего участия в антиконкурентном соглашении.

Согласно произведённым расчётам в соответствии с частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ и рекомендациями ФАС России, сумма штрафа составляет 282.246 рублей.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на интересы общества и государства. Государственный контроль за соблюдением запрета на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и участие в нем направлен на обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности и пресечения ограничения конкуренции.

Состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения ограничения (устранения) конкуренции. Следовательно, опасность совершённого ООО «Меркурий» правонарушения заключается в факте совершения действий, запрещённых антимонопольным законодательством.

Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере конкуренции. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Меркурий» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений.

Оценив конкретные обстоятельства совершения ООО «Меркурий» административного правонарушения, а именно то, что данное правонарушение привело к установлению цен, считаю, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.

Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.

ООО «Меркурий» заявлено ходатайство о снижении размера административного штрафа и назначении наказания в размере менее минимального размера административного штрафа, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ. ООО «Меркурий» указало на тяжелое финансовое положение, а именно наличие кредиторской задолженности. Из письменных пояснений и представленных документов следует, что у ООО «Меркурий» по состоянию на 17.09.2020 г. имеются кредитные договоры с остатком долга на общую сумму 67.834.309 рублей 15 копеек.

При рассмотрении дела установлено, что у Общества отсутствует просроченная задолженность по кредитным обязательствам. Согласно отчёту о финансовых результатах за 2019 год у Общества сложился положительный финансовый результат (прибыль) – 9.131.000 рублей.

Оценив вышеизложенные обстоятельства, считаю, что основания для применения положения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ отсутствуют, в связи с чем принимаю решение об отказе в удовлетворении ходатайства ООО «Меркурий» о снижении размера административного штрафа.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 14.32 КоАП, с учётом характера, совершённого ООО «Меркурий» административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Меркурий» (ИНН 5834013172, 440072, г.Пенза, ул.Антонова,3, офис 201) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.

2. Назначить ООО «Меркурий» наказание в виде административного штрафа в размере 282.246 (двести восемьдесят две тысячи двести сорок шесть) рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны