Решение №4659-3 решение от 24 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-1107/2021

 

23 декабря 2021 года                                                             г. Пенза, ул. Урицкого, 127

                                                    

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке,                              предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:

- <...>  – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- <...> – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- <...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «УТРО»:

- <...>  – представителя по доверенности от 01.06.2021 № б/н;

со стороны акционерного общества «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (далее – АО «ФНПЦ»ПО «Старт» им. М.В. Проценко», Акционерное общество):

-  <...>. – представителя по доверенности от 17.12.2021 № 67;

рассмотрев жалобу ООО «УТРО» (ИНН6027045761, ул. Петровская, д.10, кв.68, г. Псков, 180007) на действия  заказчика – акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, ул. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область,  442960) (далее – АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко») при проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П (извещение № 32110854670 от 24.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru,  на ЭТП http://roseltorg.ru процедура: ATOM24112100056) в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006  № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 03.12.2021 поступила жалоба ООО «УТРО» (ИНН6027045761, ул. Петровская, д.10, кв.68, г. Псков, 180007) на действия  заказчика – акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, ул. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область,  442960) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П (извещение № 32110854670 от 24.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru,  на ЭТП http://roseltorg.ru процедура: ATOM24112100056) (далее – Запрос котировок).

 Из жалобы заявителя следует, что в нарушение требований статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) в закупочной документации установлен запрет на замену товара, требуемого к поставке, на аналог или эквивалент. Также указано, что изложенные в Технической части закупочной документации технические характеристики аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П имеют расхождения с техническими характеристиками, содержащимися в руководстве по эксплуатации на данную модель телефонного аппарата.

Правовая позиция АО «ФНПЦ ПО «Старт» им. М.В. Проценко» изложена в письменном отзыве на жалобу от 09.12.2021 № 1-34/3828.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением – требованием от 07.12.2021 № 2471-3э назначено на 15 часов 00 минут 14.12.2021.

На основании части 14.1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительной информации уведомлением от 14.12.2021 исх. № 2512-3э срок принятия решения по рассмотрению жалобы ООО «УТРО» был продлен, рассмотрение жалобы назначено и проведено 23.12.2021 в 14 часов 00 минут.

14.12.2021 в Пензенское УФАС России от ООО «УТРО» поступили дополнения к жалобе с приложением технического задания по аналогичной закупке, непротиворечащего, по мнению заявителя, требованиям действующего законодательства.

20.12.2021 в Пензенское УФАС России от АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» поступили дополнительные документы, а также пояснения, согласно которым Обществом была изготовлена проектная документация для закрытого аукциона, в котором Общество планирует принять участие, предусматривающая конкретную марку товара, а именно, аппарат телефонный общепромышленный ТАШ-12П. Кроме того, требование о поставке указанной модели товара также содержится в документации на участие в закрытом аукционе.

На заседании Комиссии Управления представитель ООО «УТРО» поддержал доводы, изложенные в жалобе, а также указал, что требуемый к поставке телефонный аппарат не уникален, является готовым изделием, в связи с чем не может рассматриваться в качестве запасной части какого-либо технического изделия. Дополнил, что рынок промышленных телефонов в России разнообразен ассортиментом моделей и технических характеристик, таких как Ритм, Бекар, ТАШ (Пермь),  Tesla, Pillar и других.

На заседании Комиссии Управления представитель АО «ФНПЦ» ПО «Старт» им. М.В. Проценко» с доводами, изложенными в жалобе, не согласился. Пояснил, что Запрос котировок проводится для подготовки к участию в закрытом аукционе, приглашение на участие в котором было получено Обществом. Дополнил, что, устанавливая в Запросе котировок требование к продукции, Заказчик руководствовался пунктом а) части 5 статьи 5.2.1 Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37) (далее – Стандарт, ЕОСЗ), в соответствии с которым слова «или аналог» («или эквивалент») не указываются в случае, несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих                в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Частью 11 статьи 3 Закона о закупках в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что жалоба ООО «УТРО» подана до окончания срока подачи заявок на участие в Запросе котировок.

Учитывая вышеизложенное, жалоба ООО «УТРО» подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии со статьей 2 Закона о закупках решением Наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» утвержден Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37), регламентирующий закупочную деятельность Заказчика и содержащий требования к закупке.

Как следует из материалов дела в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 24.11.2021 размещено извещение № 32110854670 о проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П и соответствующая закупочная документация.

Согласно разделу 1 «Извещение о проведении закупки» Закупочной документации закупка проводится в соответствии с Единым отраслевым стандартом закупок (Положением о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», утвержденным решением наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом» (протокол от 07.02.2012 № 37), в редакции на дату размещения извещения о процедуре закупки на официальном сайте закупок Госкорпорации «Росатом», в соответствии с подпунктом б) пункта 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Положение), а также с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами».

Заказчик, являющийся Организатором закупки: АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» (по месту нахождения НИКИРЭТ – филиала АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко»).

Предмет договора: поставка аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П.

Начальная (максимальная) цена единицы продукции без учета НДС: 15 400, 00 руб., количество единиц продукции: 347 шт.

Согласно пункту 12 раздела 1 Закупочной документации закупка проводится на электронной площадке (ЭТП) АО «Единая электронная торговая площадка» в сети «Интернет» по адресу www.atom2.roseltorg.ru в порядке, установленном регламентом данной ЭТП в соответствии с условиями и требованиями извещения о проведении запроса котировок.

Дата начала срока подачи заявок на участие в закупке: «24» ноября 2021 года.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке: 09-00 (время московское) «02» декабря 2021 года.

Рассмотрение заявок на участие в закупке: не позднее «03» декабря 2021 года.

В связи с внесением изменений в закупочную документацию, срок окончания подачи заявок был изменен.

Согласно извещению № 32110854670 от 08.12.2021 (редакция 4):

- дата и время окончания срока подачи заявок: 09.12.2021 в 09:00 (МСК);

- дата подведения итогов: 19.12.2021.

Пунктом 6 раздела 1 Тома 1 Закупочной документации определено следующее наименование товара: Аппарат телефонный общепромышленный ТАШ-12П.

Состав и объем поставок: все необходимые сведения приведены в Томе 2 закупочной документации.

Том 2 Закупочной документации – «Техническая часть» также содержит требование о поставке в рамках Запроса котировок аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П.

В разделе 9 «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ (ИНЫЕ) ТРЕБОВАНИЯ» тома 2 Закупочной документации содержится информация следующего содержания: «Замена товаров на аналог или эквивалент или другие изменения в составе, параметрах и характеристиках товара не допускаются в связи с тем, что закупаемые товары будут использоваться только во взаимодействии с товарами, уже используемыми заказчиком (оборудованием системы безопасности объекта), и при этом уже используемое оборудование несовместимо с товарами других товарных знаков на основании требований эксплуатационной документации ранее закупленного оборудования».

В подтверждение установления вышеуказанного требования, не допускающего замену товара на аналог или эквивалент, Заказчиком предоставлена Выписка из документации на участие в закрытом аукционе № 21152540012305254010010000106412000 (приглашение от 24.11.2021 исх. № ГК25/10470с) (далее – Аукцион), для подготовки к участию в котором проводится, согласно пояснениям АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», Запрос котировок.

Согласно представленной Выписке в пункте 85 документации на участие в Аукционе указано:

- Наименование товара: Аппарат телефонный общепромышленный,

- Модель/Производитель: ТАШ-12П ООО «НПП Точприбор»;

- Технические характеристики: технические характеристики описаны в ТЗ (Эквивалент).

Таким образом, документация о проведении Аукциона предусматривает возможность в рамках исполнения государственного контракта использовать как конкретную модель аппарата телефонного общепромышленного (ТАШ-12П), так и эквивалент, следовательно, опровергает доводы Заказчика о необходимости закупки товара конкретной модели.

Кроме того, по результатам сравнительного анализа технических характеристик аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П, указанных в Выписке на участие в Аукционе и уведомлении о внесении изменений в документацию о Запросе котировок от 06.12.2021, в ряде характеристик имеются расхождения по показателям.

Анализ Руководства по эксплуатации (ЕС.03.000-02 РЭ) на аппарат телефонный всепогодный ТАШ-12П показал, что ряд технических параметров аппарата, установленных Заказчиков в техническом задании, не соответствуют техническим характеристикам данного оборудования, отраженным в руководстве по эксплуатации.  

На основании изложенного, Комиссия, приходит к выводу, о том, что указание в Закупочной документации конкретной модели товара, повлекло (могло повлечь) за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, имеющих возможность поставить товар с необходимыми Заказчику аналогичными характеристиками.  

В соответствии с пунктом 2) части 6.1. Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом:

- в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках одним из принципов, которым должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг является следующий принцип:

- равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Таким образом, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии в рассматриваемых действиях заказчика АО «ФНПЦ»ПО «Старт» им. М.В. Проценко» – нарушения пункту 2 части 1, пункта 2 части 6.1. Закона о закупках.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая, что Комиссией установлены нарушения Закона о закупках которое повлекло (могло повлечь) невозможность участия в Запросе котировок, Комиссия считает необходимым выдать заказчику предписание об устранении выявленного нарушения.

На основании изложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции, Комиссия управления,

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «УТРО» (ИНН6027045761, ул. Петровская, д.10, кв.68, г. Псков, 180007) на действия  заказчика – акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, ул. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область,  442960) при проведении открытого запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора поставки аппарата телефонного общепромышленного ТАШ-12П (извещение № 32110854670 от 24.11.2021, размещено на сайте www.zakupki.gov.ru,  на ЭТП http://roseltorg.ru процедура: ATOM24112100056), обоснованной.

2. Признать заказчика – акционерное общество «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, ул. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область,  442960) нарушившим положения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику - акционерному обществу «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, ул. Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка проведения торгов.

4. Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Связанные организации

Связанные организации не указаны