Решение №1646-3 Решение от 26 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 058/01/16-158/2021

 

                                                                                                                                               г. Пенза

 

Резолютивная часть решения оглашена «13» мая 2021 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» мая 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- П<...> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Пензенского УФАС России;

- К<...> – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- В<...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

при участии ответчика:

– представителя ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» Щ<...> (доверенность от 27.02.2020 № 58АА1324637);

в отсутствие:

ответчика:

– представителя администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом);

лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах:

– представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области (о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом);

– представителя МУП «Богословка» (о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом);

– представителя администрации Пензенского района Пензенской области (о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом);

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/16-158/2021, возбужденное в отношении администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Пензенским УФАС России проведена внеплановая проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок муниципальным заказчиком – администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области при осуществлении закупки у единственного поставщика/подрядчика в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно заключении муниципального контракта № 1 от 23.08.2019 (реестровый номер 3582973213219000007) с ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка.

По результатам анализа материалов внеплановой проверки в действиях администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (далее – Администрация, ИНН 5829732132, ОГРН 1115809001197, ул. Советская, 5, с. Богословка, Пензенский район, Пензенская область, 440528) и общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» (далее - ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС», Общество, ИНН 5837018796, ОГРН 1025801440587, ул. Ижевская, д. 76, г. Пенза, 440031) усмотрены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при заключении муниципального контракта на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка.

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 09.03.2021 № 24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

Определением от 10.03.2021 рассмотрение дела № 058/01/16-158/2021 назначено на 24.03.2021.

Для участия в заседании Комиссии 24.03.2021 в качестве представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области Герасимовым Д.В. и Панюхиной М.А. представлены документы, не подтверждающие полномочия на представление интересов Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с чем указанные лица не были допущены до участия в рассмотрении дела № 058/01/16-158/2021 в качестве представителей Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области.

На рассмотрении дела 24.03.2021 представитель Администрации пояснил, что в связи с произошедшей 09.04.2019 аварией на напорно-самотечном канализационном коллекторе с. Богословка администрацией Пензенского района на территории Богословского сельсовета введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация».

В целях ликвидации аварии, а также ее последствий, 23.08.2019 Администрацией и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 1 на проведение капитального ремонта канализационного коллектора.

Выбор способа определения поставщика, а именно заключение муниципального контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обусловлен необходимостью оперативной ликвидации последствий аварии на канализационном коллекторе, а также длительностью сроков проведения конкурентных процедур.

Представитель ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» пояснил, что до заключения муниципального контракта администрация Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области обратилась к Обществу с запросом о стоимости выполнения объема работ по капитальному ремонту канализационного коллектора.

Заключение муниципального контракта осуществлено в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при действующем на территории Богословского сельсовета режиме «Чрезвычайная ситуация», в связи с чем, по мнению Общества, заключение рассматриваемого контракта не привело к нарушению действующего законодательства.

На рассмотрении дела 24.03.2021 Комиссия пришла к выводу о том, что для выяснения дополнительных обстоятельств рассматриваемого дела необходимо привлечь МУП «Богословка» к участию в деле в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах.

Определением от 24.03.2021 рассмотрение дела № 058/01/16-158/2021 отложено и назначено на 07.04.2021 года на 11 часов 00 минут.

На рассмотрении дела 07.04.2021 представители администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» поддержали ранее изложенную позицию.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве по обстоятельствам дела № 058/01/16-158/2021 от 18.03.2021 (вх. № 1166э), при этом пояснил, что в соответствии с уведомлением от 26.06.2019 администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области выделены денежные средства на проведение капитального ремонта напорного канализационного коллектора села Богословка. Затем администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области организована работа по определению подрядчика и заключению контракта на выполнение указанных работ.

Представитель МУП «Богословка» указал, что напорный канализационный коллектор села Богословка с 2016 года принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - Богословский сельсовет Пензенского района Пензенской области.

На основании постановления администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 30.03.2020 № 55 напорный канализационный коллектор передан МУП «Богословка» на праве хозяйственного ведения.

С 2016 года мероприятия по обслуживанию напорного канализационного коллектора осуществлялись МУП «Богословка».

В период с 2017 года по июнь 2020 года водоотведение на территории Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области осуществлялось с использованием системы водоотведения («чеки»), 01.06.2020 МУП «Богословка» заключен договор № 1140 с ООО «Горводоканал» на осуществление приема сточных вод в централизованную систему водоотведения.

Определением от 07.04.2021 рассмотрение дела № 058/01/16-158/2021 отложено и назначено на 21.04.2021 года на 11 часов 00 минут.

На рассмотрение дела 21.04.2021 представитель администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области не явился, ранее направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

На рассмотрении дела 21.04.2021 представителем ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» новых доводов не заявлено.

Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области пояснил, что в Управлении отсутствуют заявки администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области на участие в программе «Чистая вода», поданные в 2017 и 2018 годах.

На заседании Комиссии 21.04.2021 председатель Комиссии огласил заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 21.04.2021 рассмотрение дела № 058/01/16-158/2021 отложено и назначено на 13.05.2021 года на 15 часов 00 минут.

13.05.2021 от Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области поступили ходатайства о рассмотрении дела № 058/01/16-158/2021 в отсутствии представителей.

Комиссией Пензенского УФАС России рассмотрены поступившие ходатайства и принято решение их удовлетворить.

В ходе рассмотрения дела 13.05.2021 представителем ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» дополнительных пояснений и доказательств не представлено.

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

В марте 2017 года администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области проведено обследование напорного канализационного коллектора села Богословка Пензенского района по результатам которого установлено, что на всем протяжении коллектора имеются места разрушений и многочисленные провалы грунта, что подтверждается соответствующим актом обследования.

Согласно указанному акту требуется проведение капитального ремонта канализационного коллектора, составлена дефектная ведомость.

13.03.2017 администрацией и ООО «Гражданпроект» заключен договор № 902.В.17 на выполнение проектных работ по теме: «Капитальный ремонт напорного канализационного коллектора села Богословка Пензенского района».

В рамках исполнения указанного договора ООО «Гражданпроект» подготовлена рабочая документация (смета).

Данная рабочая документация 20.06.2017 получила положительное заключение государственной экспертизы и прошла проверку достоверности сметной стоимости.

При этом, мероприятия, предусмотренные рабочей документацией, разработанной ООО «Гражданпроект», не были реализованы.

Как следует из акта обследования от 09.04.2019 на напорно-самотечном канализационном коллекторе с. Богословка Пензенского района Пензенской области (далее – канализационный коллектор) произошла авария. В ходе осмотра канализационного коллектора комиссией администрации Пензенского района установлены многочисленные провалы грунта с выходом канализационных масс на поверхность через места разрушения.

Главе администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области рекомендовано принять меры, направленные на ликвидацию последствий аварии, ходатайствовать перед администрацией Пензенского района Пензенской области о выделении из резервного фонда Пензенского района финансовых средств администрации Богословского сельсовета на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий связанных с ликвидацией последствий аварии.

Согласно акту об установлении факта аварии от 09.04.2019 в связи с отсутствием аварийного канализационного коллектора, предназначенного для отвода сточных вод на время проведения ремонтно-восстановительных работ на основном коллекторе, техническая возможность остановки движения масс для проведения осмотра аварийного участка отсутствует. Для ликвидации последствий аварии требуется провести аварийно-восстановительные работы путем замены трубы.

09.04.2019 администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области в Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области направлена заявка о включении мероприятия по капитальному ремонту канализационного коллектора в подпрограмму «Чистая вода» государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства  Пензенской  области  от  01.11.2013  №  811-пП.

Согласно заявке общая стоимость капитального ремонта составляет 35 500 000 руб.: 11 000 000 руб. – муниципальный бюджет, 24 500 000 руб. – областной бюджет.

10.04.2019 заведующим сектором ГО и ЧС администрации Пензенского района Пензенской области составлено донесение о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации.

Постановлением администрации Пензенского района Пензенской области от 10.04.2019 № 429 на территории с. Богословка Пензенского района Пензенской области введен режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» муниципального уровня реагирования.

В соответствии с пунктом 2 Постановления от 10.04.2019 № 429 обстоятельством, послужившим основанием для введения режима чрезвычайной ситуации является:

-          авария на напорном канализационном коллекторе;

-          нарушение условий жизнедеятельности населения с. Богословка Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (13 многоквартирных домов, 2543 человек).

Главе администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области рекомендовано (пункт 6 Постановления от 10.04.2019 № 429):

-          принять руководство работами по ликвидации чрезвычайной ситуации в административно-территориальных границах поселения;

-          обеспечить оповещение и ежедневное информирование населения поселения о чрезвычайной ситуации;

-          разработать план мероприятий по ремонту напорного канализационного коллектора, расположенного в с. Богословка Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области.

В соответствии с протоколом заседания постоянно действующей комиссии по отбору объектов для включения в государственную программу Пензенской области Управления жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 11.04.2019 мероприятие по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка включено в подпрограмму 1 в основное мероприятие «Водоотведение» мероприятия «Капитальный ремонт и ремонт сетей и сооружений водоотведения в населенных пунктах» и принято решение заключить соглашение о предоставлении субсидии.

21.06.2019 Управлением жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области и администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области заключено соглашение № 66 о предоставлении субсидии из бюджета Пензенской области.

В соответствии с уведомлением от 26.06.2019 администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области предоставлена субсидия на капитальный ремонт канализационного коллектора в размере 24 231 300 руб.

Постановлением администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 24.06.2019 № 170 утверждена маршрутная карта запланированных мероприятий для ликвидации чрезвычайной ситуации.

03.07.2019 администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области подготовлен отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, а также обоснование цены контракта.

Как следует из отчета о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, так как применение конкурентных процедур нецелесообразно в связи с длительностью сроков их проведения и введенном режиме чрезвычайной ситуации.

Цена контракта определена проектно-сметным методом на основании локального сметного расчета из рабочей документации, подготовленной ООО «Гражданпроект» в 2017 году.

19.06.2017 государственным автономным учреждением «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области» (далее – ГАУ «РЦЭЦС») произведен расчет индекса изменения стоимости строительно-монтажных работ в условиях рынка, по состоянию на 2 квартал 2017 года индекс составил 4,93.

20.06.2017 ГАУ «РЦЭЦС» проведена проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства, по результатам которой выдано положительное заключение государственной экспертизы № 58-1-1-6-0208-17.

При обосновании администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области цены контракта использована сметная стоимость строительства в ценах 2001 года, индекс изменения стоимости строительно-монтажных работ по состоянию на 2 квартал 2017 года, установленный ГАУ «РЦЭЦС», а также применены индексы дефлятора на 2018 год (1,049) и на 2019 год (1,05).

23.08.2019 между муниципальным заказчиком – администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключен муниципальный контракт № 1 (реестровый номер 3582973213219000007) на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка.

Согласно пункту 1.1 контракта заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательства по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка (далее – объект).

Пунктом 1.2 контракта определено, что работы по объекту подрядчик обязуется выполнить в соответствии с проектной документацией.

В соответствии с пунктом 2.1 контракта, цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта и составляет 34 616 180 рублей 16 копеек (Тридцать четыре миллиона шестьсот шестнадцать тысяч сто восемьдесят) рублей 16 копеек, в том числе НДС – 5 769 363 рубля 36 копеек (Пять миллионов семьсот шестьдесят девять тысяч триста шестьдесят три) рубля 36 копеек.

Согласно пункту 3.1 контракта сроки выполнения работ: 90 календарных дней с даты заключения контракта.

Графиком выполнения работ (Приложение № 1 к контракту) определены следующие сроки:

№ п/п

Наименование видов работ

Срок выполнения начало/окончание

 
 
 

1

Земляные работы

С даты заключения контракта – 19.11.2019

 

2

Прокладка труб канализации открытым способом

30.08.2019 – 10.11.2019

 

3

Прокладка труб канализации методом ГНБ

28.08.2019 – 11.11.2019

 

4

Продавливание футляров 

05.09.2019 – 31.10.2019

 

5

Восстановление камеры и колодцев

11.11.2019 – 19.11.2019

 

Как следует из представленных документов, в связи с выявлением дополнительного объема работ 23.12.2019 между сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к контракту, согласно которому:

-          цена контракта определена в размере 35 612 666,71 руб.;

-          срок выполнения работ: с даты заключения контракта по 27.12.2019;

-          график выполнения работ (Приложение № 1) изложен в новой редакции.

25.12.2019 заказчиком подписан акт приемки выполненных работ.

Постановлением администрации Пензенского района Пензенской области от 15.01.2020 № 35 режим функционирования «Чрезвычайная ситуация» на территории с. Богословка Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области отменен.

Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В силу части 2 статьи 24 Закон о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) содержится в части 1 статьи 93 Закона о защите конкуренции.

Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент рассматриваемых правоотношений) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера) и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 настоящего Федерального закона.

Обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие аварии, когда применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.

Исходя из смысла вышеуказанных положений следует, что заказчик вправе заключить контракт на выполнение работ в объемах, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при возникновении чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

10.04.2019 согласно постановлению администрации Пензенского района № 429 на территории Богословского сельсовета введен режим чрезвычайной ситуации (муниципальный уровень реагирования).

23.08.2019 заключен муниципальный контракт в порядке, предусмотренном пунктом 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Как следует из отчета о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика от 03.07.2019, заказчиком принято решение об осуществлении закупки у единственного поставщика на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе поскольку применение конкурентных процедур нецелесообразно в связи с длительностью сроков их проведения и введенном режиме чрезвычайной ситуации.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, сложившаяся на территории Богословского сельсовета ситуация с водоотведением не обладала признаками внезапности и непредотвратимости ввиду следующего.

Из представленных материалов следует, что в 2017 году администрацией Богословского сельсовета начали предприниматься действия, по сути, по предупреждению возникновения чрезвычайной ситуации, а именно по заданию администрации Богословского сельсовета в 2017 году ООО «Гражданпроект» разработана рабочая документация (смета) на капитальный ремонт напорного канализационного коллектора села Богословка.

Положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости на капитальный ремонт напорного канализационного коллектора села Богословка получено 20.06.2017.

Кроме того, при рассмотрении дела Комиссией Управления установлено, что в 2017 году администрация Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области неоднократно обращалась в Управление жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области с заявкой о включении мероприятия по капитальному ремонту канализационного коллектора в подпрограмму «Чистая вода» государственной программы Пензенской области «Обеспечение жильем и коммунальными услугами населения Пензенской области», утвержденной постановлением Правительства  Пензенской  области  от  01.11.2013  №  811-пП.

Согласно материалам дела, договор по организации водоотведения сточных вод с муниципальным образованием Богословский сельсовет Пензенского района Пензенской области за период 2016-2020 гг. не заключался.

Режим чрезвычайной ситуации на территории Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области введен 10.04.2019.

Маршрутная карта запланированных мероприятий для ликвидации чрезвычайной ситуации утверждена лишь 24.06.2019 (постановление администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области № 170).

26.06.2019 администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области предоставлена субсидия из бюджета Пензенской области на капитальный ремонт канализационного коллектора.

При этом, муниципальный контракт заключен заказчиком лишь 23.08.2019, то есть по истечении более чем четырех месяцев с момента введения чрезвычайной ситуации.

Более того, продление заказчиком срока исполнения контракта в части выполнения строительных работ (согласно дополнительному соглашению) дополнительно свидетельствует о возможности осуществления закупки путем проведения конкурентной процедуры.

25.12.2019 заказчиком подписан акт приемки выполненных работ.

В соответствии с постановлением администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области от 30.03.2020 № 55 муниципальное имущество - напорный канализационный коллектор села Богословка передан в пользование МУП «Богословка» на праве хозяйственного ведения.

01.06.2020 МУП «Богословка» и ООО «Горводоканал» заключен договор водоотведения № 1140 на оказание услуг по приему сточных вод в централизованную систему водоотведения и обеспечению их транспортировки, очистки и сброса в водный объект.

В результате заключения рассматриваемого договора с единственным подрядчиком, ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» получило доступ к выполнению работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Заключение администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области муниципального контракта с ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» без проведения конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения Обществу и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанного контракта.

В результате не был обеспечен равный доступ к закупке всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно представленной по запросу антимонопольного органа информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области на территории Пензенской области зарегистрировано более трех хозяйствующих субъектов, имеющих вид деятельности по ОКВЭД ОК 029-2014 с кодом 42.21 «Строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения».

Ссылки администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области на то, что выбор способа определения поставщика, а именно заключение муниципального контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, обусловлен необходимостью оперативной ликвидации последствий аварии на канализационном коллекторе при введенном на территории муниципального образования режиме «Чрезвычайная ситуация», а также длительностью сроков проведения конкурентных процедур не могут быть приняты в качестве обоснования определения подрядчика для выполнения работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка в противоречие требованиям действующего законодательства.

Установленные в ходе рассмотрения настоящего дела обстоятельства, а также неспособность заказчика своевременно и надлежащим образом подготовить документацию для проведения закупки не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее заключать контракт с единственным поставщиком вместо проведения публичных процедур.

Объективных причин, в силу которых администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области не было обеспечено своевременное проведение конкурентной процедуры, Комиссией Управления не установлено.

Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (пункт 4 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (пункт 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

Под соглашением понимается договоренность в письменной форме, содержащая в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 части 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

По смыслу указанных норм закона, для выявления нарушения антимонопольного законодательства в действиях органов и (или) организаций, осуществляющих властные функции, или хозяйствующих субъектов, необходимо установить, что такие действия (бездействие) не основаны на нормах действующего законодательства РФ и приводят либо могут привести к тому, что хозяйствующие субъекты оказываются поставленными в неравное положение по сравнению с друг с другом, результатом чего стало либо могло стать ограничение, устранение, недопущение конкуренции на соответствующем товарном рынке в определенных географических границах.

Квалифицирующими признаками применительно к статье 16 Закона о защите конкуренции выступают реальные либо возможные негативные последствия для определенной конкурентной среды и выявление причинной связи между определенными соглашением и (или) согласованными действиями и такими последствиями.

Указанные ранее обстоятельства свидетельствуют о том, что заключение администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» муниципального контракта от 23.08.2019 № 1 на выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка не было самостоятельным или случайным, а являлось следствием заключения и участия в антиконкурентном соглашении, направленном на ограничение доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок выполнения работ по капитальному ремонту линейного объекта.

 ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» в результате достигнутого антиконкурентного соглашения, получило возможность без проведения конкурентной борьбы, выйти на рынок и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение контракта на капитальный ремон линейного объекта.

В результате не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

Согласно пункта 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключенности в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказывание наличия и фактической реализации антиконкурентного соглашения осуществляется на основании анализа поведения субъектов такого соглашения, в том числе в рамках предпринимательской деятельности, с учетом принципов разумности и обоснованности.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также – Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временным интервалом исследования товарного рынка следует считать 2019 год.

Принимая во внимание предмет рассматриваемого соглашения, заключенного между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, продуктовые границы товарного рынка определены как выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта (напорного канализационного коллектора) (ОКВЭД 42.21).

Географические границы товарного рынка, исходя из предмета рассматриваемого соглашения, а также границы территории, на которой осуществляет свои полномочия участвующий в рассматриваемом соглашении орган местного самоуправления определены как территория с. Богословка Пензенского района Пензенской области.

В силу пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Таким образом, Комиссия единогласно пришла к выводу о наличии между администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области и ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» соглашения, выразившегося в определении подрядчика для выполнение работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка без проведения торгов, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке, что является нарушением пункта 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции.

В результате заключения и реализации соглашения ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» получило доход от выполнения работ по капитальному ремонту напорного канализационного коллектора села Богословка в размере 35 612 666,71 руб.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции комиссия антимонопольного органа при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Принимая во внимание, что на момент принятия решения по настоящему делу обязательства по муниципальному контракту сторонами исполнены, Комиссией принято решение обязательное для исполнения предписание не выдавать.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать действия администрации Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829732132, ОГРН 1115809001197, ул. Советская, 5, с. Богословка, Пензенский район, Пензенская область, 440528), выразившиеся в заключении и реализации соглашения с обществом с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» (ИНН 5837018796, ОГРН 1025801440587, ул. Ижевская, д. 76, г. Пенза, 440031), целью которого являлось предоставление ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» преимущественного права на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта - напорного канализационного коллектора села Богословка, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» (ИНН 5837018796, ОГРН 1025801440587, ул. Ижевская, д. 76, г. Пенза, 440031), выразившиеся в заключении и реализации соглашения с администрацией Богословского сельсовета Пензенского района Пензенской области (ИНН 5829732132, ОГРН 1115809001197, ул. Советская, 5, с. Богословка, Пензенский район, Пензенская область, 440528), целью которого являлось предоставление ООО «СТРОЙ-ГАЗ-СЕРВИС» преимущественного права на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта - напорного канализационного коллектора села Богословка, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.

4. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны