Предупреждение №462-3 Предупреждение № 3-01-02/10-2023 от 3 марта 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 3-01-02/10-2023
о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства 

 

«03» марта 2023 года                                                                                 г. Пенза

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) проведен анализ нормативно-правового акта Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области, регулирующего деятельность в сфере предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

По результатам проведенного анализа Пензенским УФАС России установлено следующее.

В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Пензенской области от 24.11.2021 № 3765-ЗПО «О перераспределении отдельных полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления и органами государственной власти Пензенской области» уполномоченные Правительством Пензенской области исполнительные органы Пензенской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, в том числе, по выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства в случаях, когда выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации отнесена к компетенции органов местного самоуправления.

Согласно пункту 2 раздела I Порядка взаимодействия при перераспределении полномочий в сфере градостроительной деятельности между органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области и исполнительным органом государственной власти Пензенской области, утвержденного Постановлением Правительства Пензенской области от 21.09.2022 № 797-пП, исполнительным органом Пензенской области в сфере градостроительной деятельности является Министерство градостроительства и архитектуры Пензенской области (далее - Министерство).

Приказом  Министерства от 08.06.2022 № 72/ОД утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство которых выдавалось Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области» (вместе с «Административным регламентом предоставления Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области государственной услуги "Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство которым выдавалось Департаментом градостроительства и архитектуры Пензенской области, Министерством строительства и дорожного хозяйства Пензенской области, Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области») (далее – Административный регламент).

Административным регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, с разделением на документы и информацию, которые заявитель должен представить самостоятельно, и документы, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, так как они подлежат представлению в рамках межведомственного информационного взаимодействия (далее - Исчерпывающий перечень), способы их представления.

В соответствии с пунктом 2.7 Административного регламента для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, внесение изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (в том числе в отношении этапа строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в случаях, предусмотренных частью 12 статьи 51 и частью 3.3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) заявитель представляет в Министерство заявление по форме согласно приложению № 1 к Административному регламенту с приложением документов, в том числе, документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (подпункт 1 пункта 2.7 Административного регламента).

Согласно подпункту 8 пункта 2.8 Административного регламента в исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, также входит документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Таким образом, положениями пунктов 2.7 и 2.8 Административного регламента одновременно предусмотрена обязанность и право заявителя по предоставлению вышеуказанного документа с целью получения государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или внесению изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

При этом, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пункте 2.8 Административного регламента, запрашиваются Министерством в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если заявитель не представил указанные документы самостоятельно (пункт 2.10 Административного регламента).

Согласно пункту 2.11 Административного регламента документы, указанные в подпунктах 4, 6 пункта 2.8 регламента, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов исполнительной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Подпунктом 4 пункта 2.8 Административного регламента в Исчерпывающий перечень документов, которые заявитель вправе предоставить по собственной инициативе, включен, в том числе, акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда).

В соответствии с пунктом 2.16 Административного регламента одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод является, в том числе, отсутствие необходимых для предоставления государственной услуги документов, указанных в пунктах 2.7, 2.8 Административного регламента, если они не должны быть получены Министерством в рамках межведомственного взаимодействия.

Таким образом, непредставление заявителем документов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 2.7, подпунктом 4 пункта 2.8 Административного регламента, в силу положений пункта 2.16 Административного регламента является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.

На основании пункта 1 части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 2.13 Административного регламента Министерство не вправе требовать от заявителя, в том числе, представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» требования, предусмотренные в пунктах 4, 10 части 3 статьи 55 ГрК РФ, о предоставлении документа, подтверждающего заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, а также акта приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), с 01.03.2023 исключено.

Таким образом, необходимость в наличии данных документов (предоставлении заявителем/запросе Министерством) для принятия Министерством решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствует.

Содержание вышеуказанных документов в подпункте 1 пункта 2.7, подпунктах 4, 8 пункта 2.8 Административного регламента может привести к необоснованному отказу Министерством в выдаче разрешения на ввод, а, следовательно, создать необоснованные препятствия в получении государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или внесению изменений в разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Изданный Министерством нормативный акт, а именно, приказ от 08.06.2022 № 72/ОД, которым утвержден Административный регламент, распространяет свое действие на неопределенный круг лиц. Следовательно, указанный акт, регулирующий порядок предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, затрагивает интересы неограниченного круга лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся хозяйствующими субъектами в понимании Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции). Соответственно, положения Административного регламента способны препятствовать осуществлению хозяйствующими субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности в сфере строительства.

Установив не предусмотренные законом и иными нормативными актами требования для получения государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Министерством созданы для неограниченного круга лиц необоснованные препятствия по реализации своего права на осуществление предпринимательской деятельности, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на товарном рынке.

Пункт 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Признаками ограничения конкуренции являются сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

С учетом вышеизложенного, Пензенское УФАС России приходит к выводу, что в действиях Министерства, выразившихся во включении в Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренных в подпункте 1 пункта 2.7, подпунктах 4, 8 пункта 2.8 Административного регламента, что приводит (может привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Статьей 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что к полномочиям антимонопольного органа относится, в том числе выдача предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения статьи 15 данного закона в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Министерство градостроительства и архитектуры Пензенской области о необходимости прекратить нарушение пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и принять меры по устранению причин и условий данного нарушения, для чего в срок до «31» марта 2023 года:

  1. Привести положения Административного регламента предоставления государственной услуги «Выдача разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, разрешение на строительство которых выдавалось Министерством градостроительства и архитектуры Пензенской области», утвержденного приказом Министерства градостроительства и архитектуры Пензенской области от 08.06.2022 № 72/ОД, в соответствие с требованиями Федерального закона от 29.12.2022 № 612-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившим силу абзаца второго пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации».

2. О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий.

 

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит привлечению к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны