Решение №058/06/104-63/2022 обращение заказчика – Министерства цифрового развития, транс... от 24 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области

ул. Московская, 75, г. Пенза, 440025

ui@obl.penza.net

 

Общество с ограниченной ответственностью «КОГОРТА-М»

Юридический адрес:

197348, г. Санкт-Петербург, вн. тер. г. муниципальный округ Комендантский аэродром, пр-кт Коломяжский, д. 18, литера А, помещ. 88H

Фактический адрес:

199178, г. Санкт-Петербург, наб. реки Смоленки, 5-7 литер Р

info@web-fox.ru

mult.sf@gmail.com

tender@web-fox.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

№ 058/06/104-63/2022

 

«24» января 2022 года                                                                        г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии:

со стороны заказчика – Министерства цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области:

  • <…> (представитель по доверенности);
  • <…> (представитель по доверенности),

со стороны общества с ограниченной ответственностью «КОГОРТА-М»:

  • <…> (генеральный директор);
  • <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев представленные заказчиком – Министерством цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области документы и сведения об обществе с ограниченной ответственностью «КОГОРТА-М» (ИНН 7801487090, ОГРН 1087847034384), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Оказание услуг по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области.» (извещение № 0155200002221000411 от 25.06.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 2583668072821000005), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

12.01.2022 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение заказчика – Министерства цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью «КОГОРТА-М» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Оказание услуг по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области.» (извещение № 0155200002221000411 от 25.06.2021, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) (реестровый номер контракта 2583668072821000005).

По результатам предварительного анализа поступившего обращения Пензенским УФАС России принято решение о его несоответствии положениям Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем на основании подпункта «д» пункта 10 Правил в адрес Заказчика направлено соответствующее уведомление.

17.01.2022 в Пензенское УФАС России повторно поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО «КОГОРТА-М» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), оформленное в соответствии с требованиями Правил.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 18.01.2022 (исх. № 65-4э) назначено на «24» января 2022 года в 10 часов 00 минут.

Представители заказчика, ООО «КОГОРТА-М» участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В целях изучения представленных для рассмотрения Комиссии Управления документов и информации, получения дополнительных сведений в заседании Комиссии Управления был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 24.01.2022.

На заседании Комиссии представители заказчика поддержали доводы, содержащиеся в обращении, дополнительно изложив обстоятельства расторжения контракта в связи с односторонним отказом от его исполнения, указали, что все требования, которые должны были быть реализованы в информационной системе (ГИСОГД), содержатся в Техническом задании к государственному контракту. Исполнитель, принимая решение об участии в конкурентной закупке, изучил Техническое задание, согласился исполнить контракт на условиях, включенных в него. По условиям контракта заказчик передает исполнителю типовое тиражируемое программное обеспечение (ПО), которое размещено в Национальном фонде алгоритмов и программ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Данное ПО получено заказчиком и передано исполнителю. В Техническом задании прописано, какой продукт должен получится в результате работы исполнителя, то есть в результате доработки типового ПО. При этом для заказчика не имеет значения, каким путем исполнитель будет добиваться реализации в итоговом продукте всех требуемых характеристик. По условиям Технического задания в состав работ входит, в том числе, разработка отдельных функций системы (в частности, слово «разработка» содержится в разделе 6 Технического задания «Состав и содержание работ по внедрению системы»). Относительно необходимости наличия согласия правообладателя системы для ее перепрограммирования представителями заказчика указано, что передаваемое ПО является собственностью Российской Федерации, в связи с чем его доработка возможна, при исполнении контракта у исполнителя не возникало вопросов относительно правообладателя данного ПО и возможности его перепрограммирования. Внедренная исполнителем система подвергалась предварительным испытаниям, по результатам которых был составлен протокол проведения предварительных испытаний с указанием на выявленные недостатки, отсутствие тех или иных возможностей, функций системы. Проект протокола проведения предварительных испытаний направлен исполнителю для подписания со своей стороны по электронной почте. После проведения предварительных испытаний заказчик пришел к выводу о том, что в установленные в договоре сроки исполнитель не сможет обеспечить настройку, доработку системы до требований Технического задания (с 01.01.2022 ГИСОГД должна была быть введена в эксплуатацию), выявленные недостатки в указанный срок не устранимы, в связи с чем принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дополнительно представитель заказчика указал, что заказчик не настаивает на включении сведений об ООО «КОГОРТА-М» в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), пояснил, что Общество, вероятно, не имело соответствующего опыта работы именно с такими информационными системами, в связи с чем в должной мере не оценило объем и состав необходимых к выполнению работ, при этом исполнитель изначально намеревался исполнить контракт и прилагал усилия к его исполнению.

На заседании Комиссии представители ООО «КОГОРТА-М» поддержали доводы, содержащиеся в письменных пояснениях от 20.01.2022, дополнительно указав, что в соответствии с объектом закупки и Техническим заданием контракта, в частности в соответствии с разделом 6 Технического задания «Состав и содержание работ по внедрению системы», от исполнителя по контракту требовались установка и настройка типового тиражируемого программного обеспечения, которое размещено в Национальном фонде алгоритмов и программ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации с частичной доработкой отдельных функций системы. Программное обеспечение (ПО) исполнитель получил от заказчика. В период проведения закупки, до заключения контракта исполнитель не мог ознакомиться с исходными данными системы. После получения ПО исполнителем были выявлены недостатки, препятствующие выполнению работ по контракту (вопросы распаковки и устаревшей версии программы; выявлен иной, чем указан заказчиком, язык программирования, необходимость наличия доступа к серверам сторонних лиц и т.д.). Заказчиком передавалось две версии подлежащей к установке программы, одна из которых была установлена/развернута на серверном оборудовании заказчика. При этом установленная программа (ее версия) не имела тех функций, которые описаны в Техническом задании к контракту. Доработка установленной программы до характеристик и функций, предусмотренных Техническим заданием заказчика, являла бы собой глубокую модернизацию данной программы с изменением ее исходных данных (доработка путем программирования), что не могло быть реализовано в рамках предусмотренных для исполнения контракта времени и средств. При этом заказчик при формировании Технического задания со своей стороны мог ознакомиться с характеристиками ПО, которое впоследствии будет передано исполнителю по контракту, и с их учетом сформировать Техническое задание. Поведение заказчика не указывало на какие-либо проблемы с исполнением контракта: заказчик принял технический отчет об установке программы (с учетом частичной работоспособности функций системы); на втором этапе исполнения контракта заказчик направил на обучение пользованию программой сотрудников. Система на данный момент является работоспособной без реализации в ней отдельных функций, отсутствие которых не влияет на ее работу в целом. Представителями общества указано, что заказчик не оказывал обществу содействие при исполнении контракта, например, при уведомлении о выявленных недостатках системы заказчик должен был обратиться за предоставлением более новой версии программы, чего сделано не было. Представителями ООО «КОГОРТА-М» указано, что проект протокола проведения предварительных испытаний не направлен почтовым отправлением по юридическому адресу ООО «КОГОРТА-М», в связи с чем не получен исполнителем.

В результате осуществления проверки сведений об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с нарушением исполнителем обязательств по контракту, Комиссией Управления установлено следующее.

25.06.2021 уполномоченным органом – Управлением по регулированию контрактной систем и закупкам Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200002221000411 о проведении электронного аукциона «Оказание услуг по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области» для нужд заказчика – Управления цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области (на настоящий момент – Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области).

Начальная (максимальная) цена контракта – 14 204 900,00 руб.

В электронном аукционе приняли участие 2 участника закупки.

Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.07.2021 № 0155200002221000411-3 победителем электронного аукциона признано ООО «КОГОРТА – М», предложившее наиболее низкую цену государственного контракта – 11 834 614,91 рублей.

30.07.2021 по итогам проведения электронной процедуры между Управлением цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области (на настоящий момент – Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области) и ООО «КОГОРТА-М» заключен государственный контракт № 5-К-2021 на оказание услуг по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области (далее – Контракт от 30.07.2021).

Реестровый номер контракта – 2583668072821000005.

Цена контракта – 11 834 614,91 руб.

Из пункта 1.1 Контракта от 30.07.2021 следует, что Исполнитель обязуется оказать услуги по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области (далее – Услуги), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги.

Исполнитель обязан оказать Услуги в соответствии с Контрактом, с Приложениями к Контракту. Функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики должны отвечать требованиям, которые указаны в Приложениях к Контракту (пункты 4.1, 4.2 Контракта от 30.07.2021).

Приложением № 1 к Контракту от 30.07.2021 является Техническое задание на выполнение работ по внедрению государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области.

Согласно разделу 2.2 Технического задания, основная цель выполнения работ – внедрение ГИСОГД Пензенской области путем установки и настройки ТТПО ИСОГД, размещённого в Национальном фонде алгоритмов и программ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – НФАП). Уникальный идентификационный номер объекта учета – 26.0279332, идентификационный номер - 26.0279332.125.01 - Типовое тиражируемое программное обеспечение «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности». ТТПО ИСОГД будет предоставлено Заказчиком Исполнителю после заключения государственного контракта.

Разделом 6 (таблица 6) Технического задания установлены следующие требования к составу работ, результатам, срокам и этапам их выполнения:

№ Этапа

Наименование этапа

Наименование задачи

Сроки выполнения

  1.  

Установка системы

Установка и настройка общесистемного ПО

В течение 30 дней с момента заключения Контракта

  1.  

Настройка Системы, сдача в опытную эксплуатацию ГИСОГД Пензенской области

Конфигурирование и настройка прикладного ПО, внесение данных НСИ по региону

В течение 90 дней с момента выполнения этапа 1

 

Разработка проектной документации

Настройка и конфигурирование базовых технологических процессов, базовых отчетов и базовых модулей информационного взаимодействия прикладного ПО с учетом специфики субъекта РФ и региональных МО, выполняющих ведение данных в системе

Настройка ГИСОГД в соответствие с постановлением Правительства РФ № 279 от 13.03.2020, приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ № 433/пр от 06.08.2020

Настройка разграничения доступа к информации Системы

Интеграция с Геоинформационной системой Пензенской области

Разработка программных средств для загрузки сведений Росреестра

Интеграция с ФИАС

Интеграция с ГИС ГМП

Интеграция Системы с Порталами государственных и муниципальных услуг

Разработка модуля конструктора отчетов.

Перенос сведений, документов, материалов ИСОГД из реестров ИСОГД муниципальных образований Пензенской области

Инструктирование пользователей ГИСОГД

Инструктирование администраторов ГИСОГД

Разработка рабочей и эксплуатационной документации

  1.  

Проведение опытной эксплуатации и приемка Системы в эксплуатацию

Сдача в опытную эксплуатацию

В течение 30 дней с момента окончания этапа 2

Проведение опытной эксплуатации, включая:

Подключение справочных слоев цифровой карты Системы

Разработка программных средств для загрузки сведений Росреестра

 

 

Приемка системы в эксплуатацию

 

 

 

Разделом 4 Технического задания установлены требования к системе с указанием того, как должна функционировать система, выполнение каких задач обеспечивать, какие функции должны быть реализованы в системе (пункты 4.1 – 4.21 Технического задания).

Из пункта 4.2 Технического задания следует, что система в свою очередь должна состоять из следующих подсистем:

  • Подсистема регистрации, хранения и предоставления сведений ГИСОГД;
  • Подсистема информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности;
  • Подсистема информационного взаимодействия;
  • Подсистема приложений для работы с пространственными данными;
  • Подсистема «Конструктор»;
  • Подсистема администрирования.

Подпунктами 4.2.1 – 4.2.6 установлены требования к подсистемам.

В соответствии с пунктом 3.1 Контракта от 30.07.2021, контракт вступает в силу со дня его подписания и действует до 31.12.2021 года, а в части взаиморасчетов – до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему Контракту. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон по Контракту.

Пунктом 3.2 Контракта от 30.07.2021 установлено, что срок оказания услуг: в течение 150 календарных дней с даты заключения государственного контракта.

Как следует из пункта 5.3 Контракта от 30.07.2021, для проверки соответствия оборудования условиям контракта Заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза оказанных Услуг проводится экспертами (экспертными организациями) в соответствии с действующим законодательством. Срок проведения экспертизы оказанных услуг включается в общий срок приемки оказанных Услуг. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации в установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с последующими изменениями) случаях.

В случае если Заказчик получает заключение о несоответствии оказанных Услуг требованиям Заказчика, Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения настоящего Контракта в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Если в результате проведенной экспертизы будет обнаружено несоответствие оказанных Услуг, дефекты или иные недостатки, Заказчиком составляется Акт с перечнем недостатков и необходимых работ по их устранению. Исполнитель обязан устранить недостатки без дополнительной оплаты в согласованные с Заказчиком сроки (пункты 5.5, 5.6 Контракта от 30.07.2021).

Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Согласно пункту 6.3 Контракта от 30.07.2021, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке установленном в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ Основаниями для одностороннего отказа Заказчика от исполнения отдельных видов обязательств являются:

- отступление Исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

Таким образом, контрактом предусмотрено право Заказчика на односторонний отказ от исполнения контракта.

В силу пункта 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В соответствии с пунктом 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно статье 783 ГК РФ, общие положения о подряде (статьи 702 – 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 – 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 – 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.

В соответствии с положениями статьи 715 ГК РФ заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:

- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);

- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).

Из пункта 1 статьи 723 ГК РФ следует, что в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика:

  • безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  • соразмерного уменьшения установленной за работу цены;
  • возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).

Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).

Согласно представленным в материалы по обращению документам и информации, в ходе исполнения контракта между заказчиком и исполнителем велась постоянная переписка, в ходе которой исполнитель запрашивал необходимые для продолжения работы сведения (письма 02/5К от 02.08.2021, 05/5К от 12.08.2021, от 23.08.2021 № 08/5К, 14.09.2021 № 10/5К, 27.09.2021 № 12/5К и др.), оповещал заказчика о ходе исполнения контракта, возникающих вопросах и проблемах, выполнении его отдельных этапов, заказчик предоставлял исполнителю требуемые сведения (письма от 06.08.2021 № 32/594, 10.08.2021 № 32/603, 17.08.2021 № 32/615, 27.08.2021 № 32/659, 01.10.2021 № 332/756, 15.10 2021 № 32/793 и др.), указывал на выявляемые недостатки в его работе.

В соответствии с условиями государственного контракта по акту приема-передачи от 04.08.2021 Управление цифрового развития, информационных технологий и связи Пензенской области (на настоящий момент – Министерство цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области) передало исполнителю исходные коды программного обеспечения, методическую документацию, подготовительную (проектную) документацию, сопроводительную документацию, техническую документацию типового тиражируемого программного обеспечения «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности» (ТТПО ИСОГД), полученного из НФАП.

В письмах от 09.08.2021 № 04/5К, 23.08.2021 № 06/5К исполнитель сообщил заказчику о недостатках, выявленных в переданных исполнителю исходных данных: первоначально – ошибка распаковки архива; далее – иной, чем сообщалось заказчиком, язык программирования; обращение системы в части картографической информации к удаленному закрытому серверу третьего лица; несоответствие системы в части «Требования к функциям Подсистемы приложений для работы с пространственными данными»; отсутствие в технической документации к типовому тиражируемому ПО возможностей настройки и адаптации системы в полной мере.

Письмом от 27.08.2021 № 09/5К ООО «КОГОРТА-М» сообщило об успешном завершении проведения работ по первому этапу «Установка системы», приложив отчет о проделанной работе с указанием ПО, установленного на оборудование заказчика, а также технический акт сдачи-приемки оказанных услуг, подписанный исполнителем.

Письмом от 15.09.2021 № 32/716 заказчик сообщил, что отчет о проделанных работах принят.

В соответствии с письмом ООО «КОГОРТА-М» от 27.09.2021 № 11/5К общество завершило настройку и конфигурацию ГИСОГД в части «Настройка ГИСОГД в соответствие с постановлением Правительства РФ № 279 от 13.03.2020, приказом Министерства строительства и ЖКХ РФ № 433/пр от 06.08.2020», просило направить замечания в рабочем порядке для оперативного устранения.

В письме от 14.10.2021 № 32/772 заказчик направил замечания, которые были выявлены в работе ГИСОГД на тестовом стенде.

Как следует из письма ООО «КОГОРТА-М» от 22.10.2021 № 14/5, в рамках проведения работ согласно требованиям пп. 4.2.3 Технического задания «Подсистема информационного взаимодействия» исполнителем направлены для согласования разработанные виды сведений по всем услугам.

Письмом от 01.11.2021 № 32/892 заказчик сообщил исполнителю, что Министерство рассмотрело пакет документов по регистрации видов сведений согласно требованиям пп. 4.2.3 Технического задания «Подсистема информационного взаимодействия» и установило, что по состоянию на 01.11.2021 представленная документация не соответствует требованиям, предъявляемым к отчетной документации, установленной правилами и процедурами работы в единой информационной системе межведомственного электронного взаимодействия и нормативно-правовыми актами предоставления государственных и муниципальных услуг. Заказчиком указан ряд замечаний (недостатков) по указанной услуге, которые исполнителю необходимо устранить.

В письме от 05.11.2021 № 16/5К ООО «КОГОРТА-М» сообщило заказчику о готовности системы к вводу в опытную эксплуатацию с 15 ноября 2021 года, направлены программы инструктажа. В письме от 09.11.2021 № 18/5К ООО «КОГОРТА-М» направило обновленное руководство пользователя, письмом от 09.11.2021 № 19/5К сообщило о готовности к проведению инструктажа пользователей и администраторов ГИСОГД.

16.11.2021 ООО «КОГОРТА-М» направило заказчику письмо (исх. № 21/5К), в котором сообщило, что в соответствии с разделом 2.2 Технического задания внедрение системы осуществляется исполнителем путем ее установки и настройки. Система подлежит предоставлению исполнителю заказчиком. Несмотря на неоднократные запросы исполнителя в части передачи корректной версии системы, соответствующей условиям Технического задания, корректная версия системы, отвечающая в полном объеме требованиям раздела 4 Технического задания, исполнителю передана не была. Внедрение системы выполнено с учетом представленной заказчиком версии, не соответствующей условиям Технического задания (несоответствие языка программирования, представлена неактуальная техническая документация, система ссылается на файлы, размещенные на сторонних серверах третьих лиц, не являющихся стороной контракта). Работоспособность системы соответствует объему представленных для оказания услуг Заказчиком сведений, материалов и данных. Общество просило заказчика согласовать время и место проведения инструктажа, а также сообщить о времени и месте проведения предварительных приемочных испытаний и приемки оказанных услуг.

Письмом от 19.11.2021 № 22/5К ООО «КОГОРТА-М» сообщило об успешном очном проведении инструктажа пользователей и администраторов системы в период с 22 по 24 ноября 2021 года.

В письме от 03.12.2021 № 32/1186 заказчик сообщил исполнителю о том, что проведение предварительных испытаний назначено на 08.12.2021 09-00 минут.

В письме от 07.12.2021 (исх. № 27/5) исполнитель сообщил о том, что в части оказания услуг по переносу данных из ИСОГД муниципальных образований в соответствии с пунктом 7 Технического задания работы завершены: перенесена часть данных по г. Заречный (часть записей переносу не подлежат); по г. Пензе перенос данных в рамках срока действия контракта не представляется возможным (администрация г. Пензы сообщила о невозможности предоставления данных в разумные сроки).

08.12.2021 (исх. № 32/1224) Министерство сообщило о замечаниях, выявленных в поступивших от исполнителя программе и методике испытаний «Внедрение государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Пензенской области».

Из письма ООО «КОГОРТА-М» от 13.12.2021 № 30/5К следует, что 08.12.2021 сторонами проведены предварительные приемочные испытания, в связи с чем общество просит заказчика направить соответствующий акт о проведении предварительных испытаний, а также приказ о назначении комиссии. Повторное письмо аналогичного содержания направлено 24.12.2021 (исх. № 33/5К).

Письмом от 15.12.2021 № 32/1291 заказчик направил в адрес исполнителя протокол проведения предварительных испытаний с просьбой выслать в адрес заказчика подписанный оригинал протокола.

Согласно протоколу проведения предварительных испытаний от 08.12.2021 (со стороны ООО «КОГОРТА-М» не подписан), в ходе проведения испытаний выявлен ряд замечаний в соответствии с пунктами Технического задания 4.2.1, 4.14.1, 4.2.2, 4.14.2, 4.2.3, 4.14.3, 4.2.4, 4.14.4, 4.2.5, 4.14.5, 4.2.6, 4.14.6, указано, что подсистемы ГИСОГД, поименованные в данных пунктах, не реализовывают все предусмотренные в Техническом задании Контракта от 30.07.2021 функции. В протоколе указано, что оказанные услуги не соответствуют условиям Контракта от 30.07.2021, требованиям пункта 4 «Требования к системе» Технического задания. ГИС ОГД Пензенской области не соответствует требованиям ТЗ, в связи с чем не может быть передана в опытную эксплуатацию.

24.12.2021 заказчик провел экспертизу результатов, предусмотренных Контрактом от 30.07.2021, результаты которой зафиксированы в протоколе экспертной комиссии. Протокол представляет собой анализ наличия в представленной к приемке системы характеристик и функций, предусмотренных пунктом 4 «Требования к системе» Технического задания. Из анализа следует, что большинство характеристик и функций в системе не реализовано (стоит отметка результат оказанных услуг «не соответствует»). Экспертная комиссия пришла к выводу о том, что услуги, оказанные в рамках Контракта, оказаны не в полном объеме, не соответствуют требованиям Государственного контракта и Техническому заданию. Допущены отступления от условий контракта, выявленные недостатки являются существенными.

24.12.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 30.07.2021, в соответствии с которым исполнитель неоднократно допустил отступление от условий контракта, кроме того, недостатки результата работ являются существенными и неустранимыми. В связи с изложенным на основании пункта 3 статьи 723 ГК РФ, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 6.3.1 Контракта от 30.07.2021 заказчик принял соответствующее решение.

Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.12.2021 размещено в единой информационной системе 27.12.2021. 29.12.2021 заказчиком от ООО «КОГОРТА-М» получены возражения на односторонний отказ от исполнения контракта (вх. № 1195 от 29.12.2021), то есть датой получения заказчиком подтверждения о вручении исполнителю уведомления об одностороннем отказе и датой надлежащего уведомления считается 29.12.2021.

В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе).

10.01.2022 – дата расторжения государственного контракта, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе.

В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.

Документы и сведения, подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков, первоначально представлены заказчиком 12.01.2022, то есть в соответствии с требованиями статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078) (далее - Правила) установлено, что по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).

Согласно пункту 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:

а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;

б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:

принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;

надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Учитывая все установленные в рамках рассмотрения обращения обстоятельства, Комиссия Управления полагает, что процедура расторжения контракта осуществлена в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Как установлено заказчиком и зафиксировано в протоколе проведения предварительных испытаний системы от 08.12.2021, протоколе экспертной комиссии по проведению экспертизы результатов, предусмотренных Контрактом от 30.07.2021, от 24.12.2021, в представленной к приемке системе не реализован существенный ряд характеристик и функций, заложенных в Техническое задание к контракту, а именно в пункт 4 Технического задания, то есть итоговый вариант системы не соответствует конечному результату, который предполагал получить заказчик.

Реализация отсутствующих функций в требуемый заказчику срок с учетом срока выполнения работ по контракту (27.12.2021), срока действия Контракта (до 31.12.2021), намерения осуществить ввод ГИСОГД в эксплуатацию с 01.01.2022, не могла быть осуществлена. Изложенное подтверждается пояснениями представителей ООО «КОГОРТА-М», согласно которым доработка установленной программы до характеристик и функций, предусмотренных Техническим заданием заказчика, являла бы собой глубокую модернизацию данной программы с изменением ее исходных данных (доработка путем программирования), что потребовало бы значительного количества времени и средств.

В связи с изложенным выявленные недостатки признаны существенными и неустранимыми, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки или договора обязательств. Одним из последствий включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в проводимых закупках.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

В настоящем случае Комиссией Управления установлено, что исполнителем по контракту осуществлялись действия, направленные на исполнение условий Контракта от 30.07.2021: исполнителем осуществлена установка переданного ПО; в ходе исполнения контракта велась постоянная переписка с заказчиком, исполнитель запрашивал и получал сведения, необходимые для продолжения работ по контракту, реагировал на обозначенные замечания. В рамках представленной к приемке системы реализован ряд характеристик и функций, предусмотренных Техническим заданием к Контракту от 30.07.2021, что подтверждается протоколом экспертной комиссии по проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, от 24.12.2021

Таким образом, Комиссия Управления учитывает, что в настоящем случае ООО «КОГОРТА-М» предпринимало попытки исполнения условий контракта.

Кроме того, Комиссия принимает во внимание, что Контрактом от 30.07.2021 предусмотрено условие, согласно которому, если в результате проведенной экспертизы будут обнаружены недостатки, Заказчиком составляется Акт с перечнем недостатков и необходимых работ по их устранению, при этом Исполнитель обязан устранить недостатки без дополнительной оплаты в согласованные с Заказчиком сроки (пункты 5.5, 5.6 Контракта от 30.07.2021). При этом после составления протокола проведения предварительных испытаний системы от 08.12.2021, проведения экспертизы и составления экспертной комиссией соответствующего протокола от 24.12.2021 исполнителю не устанавливался и не согласовывался срок устранения недостатков. После проведения экспертизы заказчик признал выявленные недостатки существенными и неустранимыми и осуществил действия в соответствии с пунктом 3 статьи 723 ГК РФ, пунктом 6.3.1 Контракта от 30.07.2021.

На заседании Комиссии Управления представителями ООО «КОГОРТА-М» указано, что обществом не получен акт с перечнем недостатков и необходимых работ по их устранению; протоколы от 08.12.2021, 24.12.2021 не получены обществом, поскольку не направлены в надлежащем порядке посредством почтового отправления по адресу юридического лица.

При принятии решения Комиссией Управления учтено, что ООО «КОГОРТА-М» является участником рынка государственных и муниципальных закупок, имеет опыт успешного исполнения более 30 государственных и муниципальных контрактов, имеет на исполнении 4 государственных контракта c заказчиками различных субъектов РФ. Кроме того, Комиссией учтена позиция заказчика, который не считает обязательным применение к исполнителю санкции в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При указанных обстоятельствах, Комиссия полагает, что включение ООО «КОГОРТА-М» в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения ООО «КОГОРТА-М».

Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

 

Сведения, представленные заказчиком Министерством цифрового развития, транспорта и связи Пензенской области об обществе с ограниченной ответственностью «КОГОРТА-М» в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны