Постановление №2587-3 постановление от 24 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

 по делу № 058/04/14.3-329/2019
об административном правонарушении

 

    08 июля 2019 года                                                                      г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев   протокол   и   материалы   дела   об административном   правонарушении   № 058/04/14.3-329/2019, возбужденного в отношении Кредитного потребительского кооператива

КПК  о месте и времени рассмотрения дела № 058/04/14.3-329/2019 об административном правонарушении извещено надлежащим образом, о чем свидетельствует распечатка с сайта Почта России.

 

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол от 24.06.2019 № 058/04/14.3-329/2019 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела контроля органов власти и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России)  в отношении КПК , в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Из протокола об   административном   правонарушении от 24.06.2019 №058/04/14.3-329/2019  и материалов дела следует.

Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 3-01/07-2019 о нарушении законодательства о рекламе в отношении КПК по факту нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).

Распространяемая КПК реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 05 марта 2019 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.

В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.

При рассмотрении настоящего дела представитель КПК не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России представлено ходатайство о рассмотрении данного административного дела без участия представителя КПК .

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.

Факт совершения КПК действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.

Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 3-01/07-2019 следует, что в Пензенское УФАС России поступило заявление Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Волго-Вятское ГУ Банка России) по поводу распространения в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 рекламы КПК , не соответствующего законодательству о рекламе.

Решением Комиссии установлено, что размещенная в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 реклама содержат следующую информацию:

- «КПК «Доверенительный»: «семь раз отмерь, один раз отрежь»…КПК «Доверительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК «Доверительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение», в которой тоже есть страховой фонд. КПК «Доверительный» сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях…» (газета «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 прилагается);

- «КПК «Доверенительный» всегда рядом с вами!... КПК «Доверенительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверенительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК «Доверенительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение». КПК «Доверенительный» является участником системы страхования сбережений!...» (газета «PRO Город» № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 прилагается).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, распространяемая в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Рассматриваемая реклама содержит информацию об участии КПК в системе страхования сбережений. Кроме того, указывается, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом.

Между тем согласно Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Кооператив не является банком и привлекает денежные средства граждан не по договору банковского вклада, а по договору передачи личных сбережений.

Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» КПК  не является участником системы страхования вкладов.

В свою очередь, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусматривает создания какого-либо страхового фонда для осуществления выплат кредитным кооперативам или их членам.

Соответственно, Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Утверждение в рекламе, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом, об участии КПКв системе страхования сбережений, содержит недостоверную информацию и может создать у населения не соответствующие действительности представление о том, что денежные средства граждан застрахованы согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Тем самым потребители рекламы могут быть введены в заблуждение, поскольку Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).

Учитывая вышеизложенное, реклама КПК , размещенная в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, индивидуальным предпринимателем М (Исполнитель) 12.10.2018  заключила с индивидуальным предпринимателем  (Заказчик) Договор №  по оказанию услуг по размещению вышеуказанной рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «PRO Город Пенза».

Согласно п.5.1 Договора от 12.10.2018 №362  Заказчик несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Между индивидуальным предпринимателем (Исполнитель) и КПК (Заказчик) 13.10.2018 был заключен договор б/н оказания рекламных услуг по изготовлению и размещению рекламных и (или) рекламно-информационных материалов Заказчика.

Согласно п.5.2 Договора от 13.10.2018 Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещенных в их рекламных и /или рекламно-информационных материалах информации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, рекламодателем рассматриваемой рекламы являются КПК .

Действия КПК  были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.

На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Место совершения административного правонарушения: г. Пенза.

Время совершения административного правонарушения: январь 2019 года.

Таким образом, в действиях КПК , содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.

Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.

В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в соответствии с реестром субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы по Пензенской области, КПК  является микропредприятием. Ранее к административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе не привлекалось. Совершенное КПК  правонарушение не причиняет вреда и не создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причиняет имущественный ущерб.

Согласно п.4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих обстоятельств признаются нарушение законодательства о рекламе впервые, а также добровольное устранение нарушения.

Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не  установлены.

В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая характер совершенного КПК  административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,

 

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

1. Признать КПК  виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны