Решение (комиссия) №ЕП/4437/23 Заключение РНП от 5 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ № 058/10/5-702/2023

 

по результатам проверки сведений о недобросовестном участнике закупки, с которым расторгнут договор в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора

 

«01» декабря 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на которую в соответствии с приказом ФАС России от 18.03.2013 № 164/13 возложены полномочия по проверке сведений о недобросовестном участнике закупки, с которым расторгнут договор в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- П<...> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;

- Ф<...> – члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;

- В<...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;

при участии:

от заказчика – представителя АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, проспект Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) Г<...>(доверенность от 21.12.2022 № 60-01/1305);

от лица, с которым расторгнут договор в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения договора – директора ООО «РегионСнаб» (ИНН 5835093830, ОГРН 1115835004449, ул. Гагарина, д. 19, г. Пенза, 440039) Люкшина А.А.;

рассмотрев обращение АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, проспект Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «РегионСнаб» (ИНН 5835093830, ОГРН 1115835004449, ул. Гагарина, д. 19, г. Пенза, 440039) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 22.05.2023 № 22/406-23 заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены политические или экономические санкции, в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора,

УСТАНОВИЛА:

 

21.11.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило обращение АО «Федеральный научно-производственный центр «Производственное объединение «Старт» имени М.В. Проценко» (далее – АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко», ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221, проспект Мира, д. 1, г. Заречный, Пензенская область, 442960) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «РегионСнаб» (ИНН 5835093830, ОГРН 1115835004449, ул. Гагарина, д. 19, г. Пенза, 440039) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 22.05.2023 № 22/406-23 заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены политические или экономические санкции, в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора.

АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» для включения сведений об ООО «РегионСнаб» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» представлены:

- наименование юридического лица: общество с ограниченной ответственностью «РегионСнаб» (ООО «РегионСнаб»);

- сведения о месте нахождения юридического лица: ул. Гагарина, д. 19, г. Пенза, 440039;

- идентификационный номер налогоплательщика: ИНН 5835093830;

- дата подведения итогов закупки: 10.05.2023 с приложением копии протокола от 10.05.2023 № 230395100072;

- сведения о договоре:

1. наименование предмета договора - поставка нержавеющего металлопроката;

2. код ОКПД 2 - 24.10.22.110 «Сталь нержавеющая в слитках или прочих первичных формах»;

3. валюта - российский рубль;

4. цена договора – 1 033 890,60 (один миллион тридцать три тысячи восемьсот девяносто рублей шестьдесят копеек, включая НДС);

5. срок исполнения договора – в течение 10 календарных дней после подписания договора обеими сторонами;

6. код по ОКВ - 643 RUB.

- копия уведомления об одностороннем отказе от договора с требованием об уплате неустойки от 15.11.2023 № 60/01-01/1144;

- копия списка РПО от 15.11.2023 б/н;

- копия отчета об отслеживании от 21.11.2023 б/н:

- копия извещения о проведении запроса котировок;

- копия заявки ООО «РегионСнаб» от 02.05.2023 № 84/2023;

- копия договора поставки товарно-материальных ценностей от 22.05.2023 № 22/406-23;

- копии универсальных платежных документов от 12.07.2023, 24.10.2023;

- копии переписки с ООО «РегионСнаб»;

- копии документов, подтверждающих введение иностранными государствами политических или экономических санкций в отношении АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко».

Таким образом, обращение АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о включении сведений об ООО «РегионСнаб» в реестр недобросовестных поставщиков соответствует требованиям Закона о закупках, постановления Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Заседание Комиссии по рассмотрению обращения о включении сведений об ООО «РегионСнаб» в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с уведомлением-требованием от 27.11.2023 № ЕП/4293/23 назначено и проведено 30.11.2023 в 14 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления 30.11.2023 представитель АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» пояснил, что 22.05.2023 по результатам запроса котировок заказчиком с ООО «РегионСнаб» заключен договор поставки, в соответствии с которым срок поставки товаров составляет 10 календарных дней с момента подписания договора обеими сторонами, т.е. не позднее 01.06.2023.

12.07.2023 и 24.10.2023 ООО «РегионСнаб» поставлена часть товаров по договору поставки, а именно позиции №№ 1, 5, 7, 8, 9, 10. По остальным позициям Обществом предложена замена требуемого металлопроката с качеством поверхности 3ГП на металлопрокат с качеством поверхности 2ГП. АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» отказало в замене товара, в связи с использованием данного металлопроката в рамках исполнения обязательств по государственному контракту в рамках государственного оборонного заказа. Товар по позициям №№ 2, 3, 4, 6 договора до настоящего времени не поставлен. В связи с нарушением сроков поставки по договору заказчиком принято решение об одностороннем отказе от договора поставки в не исполненной части. Впоследствии АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» осуществлена закупка недостающего металлопроката у другого поставщика.

Представитель ООО «РегионСнаб» указал, что товары по позициям №№ 2, 3, 4, 6 договора не поставлены в связи с отсутствием металлопроката с качеством поверхности 3ГП в свободной продаже. По информации, полученной Обществом от заводов-изготовителей, срок изготовления данного металлопроката – 2024 год с минимальной партией 5 тонн. ООО «РегионСнаб» предложено заказчику осуществить замену и принять материал с качеством поверхности 2ГП, поскольку данный материал имеется в наличии и готов к отгрузке. Замена материала с качеством поверхности 3 ГП на 2 ГП не является грубым нарушением, так как не влияет на химические и физические свойства и материал подлежит дальнейшей механической обработке.

В соответствии с уведомлением-требованием от 30.11.2023 № ЕП/4394/23 рассмотрение обращение отложено до 01.12.2023 в 14 часов 00 минут.

На заседании Комиссии Управления 01.12.2023 представителями сторон поддержана ранее изложенная позиция.

Представитель ООО «РегионСнаб» пояснил, что со стороны Общества предприняты все возможные действия для исполнения договора поставки. Общество является постоянным участником закупок и добросовестно исполняет обязательства по заключенным договорам.

Комиссия, изучив представленные материалы, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении обращения, установила следующее.

АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» 19.04.2023 на официальном сайте электронной торговой площадки «АСТ ГОЗ» (https://www.astgoz.ru) размещено извещение № 230395100072 о проведении закрытого запроса котировок в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения договора на поставку нержавеющего металлопроката.

Закупка осуществлялась в соответствии с требованиями Закона о закупках и на основании Единого отраслевого стандарта закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «РОСАТОМ» (далее - Положение о закупке).

Закупка проводилась с использованием функционала оператора электронной торговой площадки ООО «АСТ ГОЗ» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://www.astgoz.ru.

Дата начала срока подачи заявок – 19.04.2023.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 03.05.2023 в 09:00.

Дата рассмотрения заявок и подведения итогов закупки – не позднее 17.05.2023.

Согласно протоколу заседания закупочной комиссии по рассмотрению заявок от 10.05.2023 № 230395100072 в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок только один участник запроса котировок и поданная им заявка признаны соответствующими условиям закупки, запрос котировок признан несостоявшимся. Заказчиком принято решение о заключении договора с единственным участником закупки – ООО «РегионСнаб» по цене, в объеме и на условиях, указанных в заявке.

22.05.2023 между АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» и ООО «РегионСнаб» заключен договор поставки товарно-материальных ценностей № 22/406-23 (далее – Договор).

В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктом 1.1 Договора поставщик обязуется передать покупателю или указанному им грузополучателю товар, а покупатель принять и оплатить товар в номенклатуре, количестве, сроки и по цене определенным в настоящем договоре.

Пунктом 2 Договора определены наименование, количество, цена и сумма по 10 (десяти) позициям товара, подлежащего поставке.

Пунктом 4.1 Договора предусмотрено, что поставка товара производится на условии его выборки покупателем по склада поставщика, расположенного г. Пенза, ул. Германа Титова, д. 3. Срок поставки – в течение 10 календарных дней после подписания договора обеими сторонами.

Таким образом, в соответствии условиями Договора срок поставки товара - не позднее 01.06.2023.

Письмом от 15.06.2023 № 59 ООО «РегионСнаб» сообщило АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» о том, что по Договору нержавеющий металлопрокат с качеством поверхности 3ГП отсутствует в свободной продаже. Общество просит принять в производство нержавеющий металлопрокат с качеством поверхности 2 ГП. Данный материал имеется в наличие и готов к отгрузке. Позиция № 1 к спецификации по Договору полностью соответствует техническому заданию и соответствует качеству поверхности 3 ГП.

В соответствии с письмом от 16.06.2023 № 22/3507 АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» указало, что предлагаемая ООО «РегионСнаб» замена металлопроката не допускается в связи с выполнением АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» обязательств в рамках государственного контракта, который находится на контроле Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно письму от 12.07.2023 № 22/4076 АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» выразило согласие на произведение выборки металлопроката по позиции № 1 и просило сообщить о сроках поставки позиций №№ 2-10 с качеством поверхности 3 ГП без возможности замены.

12.07.2023 по УДП № 20230712/01 ООО «РегионСнаб» поставлена часть товара, а именно позиции №№ 1, 5, 7 (не в полном объеме), 8, 9, 10.

Письмами от 20.07.2023 № 22/4261, от 17.08.2023 № 22/4792 АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» просило сообщить о сроках поставки оставшихся позиций металлопроката.

09.08.2023 ООО «РегионСнаб» письмом № 71 сообщило о готовности поставить часть металлопроката по позиции № 7. Также Общество указало, что по позициям №№ 2, 3, 4, 6 с качеством поверхности ЗГП отсутствует, срок изготовления заводами изготовителями – 2024 год.

24.10.2023 по УПД № 20231024/02 ООО «РегионСнаб» произведена допоставка товара по позиции № 7.

Товар по позициям №№ 2, 3, 4, 6 ООО «РегионСнаб» в рамках Договора не поставлен.

15.11.2023 АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В. Проценко» в адрес ООО «РегионСнаб» направлено уведомление № 60/01-01/1144 об одностороннем отказе от договора с требованием об уплате неустойки.

Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовых идентификатором 44296085695208 вышеуказанное уведомление 20.11.2023 вручено ООО «РегионСнаб».

Пунктом 4 статьи 523 ГК РФ установлено, что договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Таким образом, датой расторжения договора поставки товарно-материальных ценностей от 22.05.2023 № 22/406-23 является 20.11.2023.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), договоры с которыми расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика, в отношении которого иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, введены политические или экономические санкции и (или) в отношении которого иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов введены меры ограничительного характера, от исполнения договора в связи с существенным нарушением такими поставщиками (исполнителями, подрядчиками) договоров.

Таким образом, в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок по Закону о закупках обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о закупках предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.

По смыслу приведенной нормы реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению заказа по Закону о закупках.

С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения договора или от исполнения условий договора, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о закупках.

Согласно части 6 статьи 5 Закона о закупках включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении № 25 от 23.06.2015 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

По общему правилу части 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1). По смыслу приведенных разъяснений Верховного Суда Российской Федерации в целях соблюдения баланса частных и публичных интересов и недопустимости смещения вектора публично-правовой защиты исключительно в сторону Заказчика последнему в случае предъявления им требований о включении сведений о своем контрагенте по договору в реестр недобросовестных поставщиков надлежит максимально обеспечить этому лицу возможность исполнения своих обязательств по этому договору, и только в случае неисполнения последним этих обязательств, что подлежит четкой и недвусмысленной документальной фиксации, со стороны заказчика допустимо предъявление требований о применении к его контрагенту мер публично-правовой ответственности.

При этом, Закон о закупках не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Решение заказчика само по себе ни к чему не обязывает антимонопольный орган, в исключительной компетенции которого находится оценка всех фактических обстоятельств дела и всех элементов поведения участника закупки в ходе исполнения контракта, равно как и разрешение вопроса соразмерности примененной меры ответственности допущенному нарушению.

Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание общества недобросовестным поставщиком, допустившим существенное нарушение условий заключенного договора, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоответствия действий лица положениям законодательства, а в рамках выполнения возложенной на антимонопольный орган функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое нарушение условий договора, которое свидетельствует о недобросовестном поведении.

Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий (бездействия), направленных на уклонение от исполнения договора.

При рассмотрении обращения, Комиссией Управления установлено, что 20.04.2023 ООО «РегионСнаб» в адрес ООО «МЕТПРОМРЕЗЕРВ-М» направлено письмо-запрос № 87 о рассмотрении возможности изготовления металлопроката по позициям №№ 2, 3, 4, 6 договора.

В соответствии с письмом от 11.05.2023 № 45/05 ООО «МЕТПРОМРЕЗЕРВ-М» сообщило, что срок производства металлопроката составляет 240-360 дней.

Одновременно с этим, Комиссия отмечает, что товары по позициям №№ 1, 5, 7, 8, 9, 10 поставлены заказчику. Также ООО «РегионСнаб» принимались меры по замене недопоставленного товара.

Таким образом, Обществом предпринимались действия, направленные на исполнение договора поставки.

Комиссией не установлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях ООО «РегионСнаб» умысла по неисполнению договора поставки.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что действия ООО «РегионСнаб» не содержат признаков недобросовестности.

В связи с изложенным, руководствуясь Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» и от 22.11.2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», Приказом ФАС России от 18.03.2013 г. № 164/13, Комиссия Управления

 

ЗАКЛЮЧИЛА:

 

Основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО «РегионСнаб» (ИНН 5835093830, ОГРН 1115835004449, ул. Гагарина, д. 19, г. Пенза, 440039) в связи с односторонним отказом от исполнения договора от 22.05.2023 № 22/406-23 заказчиком, в отношении которого иностранными государствами введены политические или экономические санкции, в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий договора, отсутствуют.

 

 

     
     
     
     

 

 

 

Связанные организации

АО «ФНПЦ «ПО «Старт» им. М.В.Проценко»
ИНН 5838013374, ОГРН 1185835003221
ООО «РегионСнаб»
ИНН 5835093830, ОГРН 1115835004449