Решение (комиссия) №ЕК/3214/23 Решение по жалобе от 22 сентября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Общество с ограниченной ответственностью «РЕАГЕНТИКА» 125212, г. Москва, ул. Адмирала Макарова, д.10, к.1 mail@reagentika.ru ГБУЗ "Областной онкологический клинический диспансер" 440071, Пензенская область, г. Пенза, пр-кт Строителей, д.37а oncology@sura.ru; oodzakup@mail.ru Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области 440008, г. Пенза, ул. Некрасова, 24 info@merp58.ru; pgz.pnz@obl.penza.net

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-543/2023

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«20» сентября 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <...> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;

  • <...> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • <...> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ГБУЗ «Областной онкологический клинический диспансер» – <...> (представитель по доверенности),

со стороны уполномоченного органа – Министерства экономического развития и промышленности Пензенской области – <...> (представитель по доверенности),

со стороны заявителя – общества с ограниченной ответственностью «РЕАГЕНТИКА» (далее – ООО «РЕАГЕНТИКА»/заявитель/податель жалобы) – <...> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «РЕАГЕНТИКА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Областной онкологический клинический диспансер» электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования (Анализатор иммуногематологический/ для банка крови ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» (извещение № 0155200000923000512 опубликовано 05.09.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.09.2023 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «РЕАГЕНТИКА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом для нужд заказчика электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования (Анализатор иммуногематологический/ для банка крови ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» (извещение № 0155200000923000512 опубликовано 05.09.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru).

Лицам, участвующим в рассмотрении жалобы, направлены уведомления о дате рассмотрения. Приостановлено заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 20.09.2023 в 10 часов 30 минут.

Согласно доводам жалобы описание объекта закупки сформировано заказчиком с нарушением законодательства о контрактной системе, поскольку им указаны дополнительные характеристики закупаемого товара, которые не предусмотрены позицией КТРУ и применение которых исключено в силу установления ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств. Вместе с тем, по мнению заявителя, дополнительной характеристике «титрование, серийные разведения для исследования титра антител» соответствует анализатор только одного производителя – «Ortho Clinical Diagnostics» (США). Кроме того, заказчик в проекте контракта установил чрезмерное требование к поставляемому товару в части определения года выпуска оборудования, а именно «не ранее 2022 года выпуска», поскольку оно не влияет на функционал и производительность оборудования.

Представители заказчика, уполномоченного органа участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены отзывы на жалобу.

Во время заседания Комиссии Управления представитель ГБУЗ «Областной онкологический клинический диспансер» поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, указала, что указание дополнительных характеристик обусловлено тем, что по рассматриваемой позиции КТРУ отсутствуют какие-либо характеристики, обязательные к применению. Вместе с тем используемые характеристики товара являются крайне значимыми характеристиками к закупаемому в рамках аукциона анализатору и установлены с целью наиболее полного удовлетворения потребностей заказчика. Характеристики определены и сформированы заказчиком в соответствии ГОСТ Р 55991.2-2014. При этом участниками закупки предложено оборудование нескольких производителей, что не свидетельствует об ограничении конкуренции в рамках проводимого аукциона.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу, отметила, что заказчик с учетом специфики закупаемого медицинского оборудования, а также отсутствия в описании товара по позиции КТРУ каких-либо характеристик, сформировал описание объекта закупки в соответствии с положениями статья 33 Закона о контрактной системе, включив в него характеристики, которые имели существенное значение с позиции его реальной потребности. Вместе с тем указала, что требование о выпуске оборудования не ранее 2022 года установлено заказчиком согласно требованиям пункта 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе с целью приобретения оборудования последних лет выпуска.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

05.09.2023 уполномоченным органом на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000923000512 об осуществлении нужд электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования (Анализатор иммуногематологический/ для банка крови ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия».

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 400 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 15.09.2023 09:00 (МСК).

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 19.09.2023.

ИКЗ 232583501398658350100103060022660244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Правила использования КТРУ).

Подпунктом «б» пункта 2 Правил использования КТРУ предусмотрено, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года № 145 «Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев: осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», (далее - Постановление № 878) при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В соответствии с извещением об электронном аукционе, описанием объекта закупки, к поставке предполагается:

«Анализатор гематологический ИВД, автоматический», позиция КТРУ – 26.60.12.119-00000402, ОКПД2 26.60.12.119 «Аппараты электродиагностические прочие».

 

п/п

Наименование товара

Наименование показателя товара

Требуемое значение показателя, установленное заказчиком

1.

 Анализатор иммуногема-тологический/для банка крови ИВД, автоматический

 

 

1.1

Производительность (количество результатов лабораторного анализа, готовых к валидации, получаемое за один час работы анализатора)

не менее 40

1.2

Тип исполнения анализатора

настольный

1.3

Автоматическое разведение образца в анализаторе

наличие

1.4

Подключения анализатора к лабораторной информационной системе

наличие

1.5

Сканер штрих-кодов пробирок

наличие

1.6

Сканер штрих-кодов реагентов

наличие

1.7

Максимальное количество образцов, единовременно загружаемых на борт анализатора

не менее 40

1.8

Использование первичных пробирок

наличие

1.9

Срочные исследования

наличие

1.11

Детекция сгустков в образце

наличие

1.12

Время центрифугирования

не более 10 минут

1.14

Стартовый набор реагентов – 1 набор

Наличие

1.15

Автоматическая инвентаризация и мониторинг всех реагентов. Контроль качества реагентов.

наличие

1.16

Основные типы исследований:

 

- определение группы крови по системе АВО прямой и обратной реакцией

наличие

- определение резус фактора

наличие

- определение слабого D, а также всех категорий антигена D;

наличие

- фенотипирование антигенов эритроцитов по системе резус;

наличие

- определение Kell-принадлежности;

наличие

- скрининг и идентификация антител

наличие

- определение антигенов эритроцитов;

наличие

- прямой анти глобулиновый тест IgG;

наличие

- проведение тестов на совместимость эритроцитов донора и пациента;

наличие

- титрование, серийные разведения для исследования титра антител;

наличие

- возможности создания и использования протоколов анализа, определяемых пользователем

наличие

- редкие антигены

наличие

1.17

Интегрированный управляющий компьютер, сенсорный монитор. Функция архивации базы данных. Русифицированный интерфейс.

наличие

1.18

Интерфейс для интеграции в лабораторную информационную систему

наличие

1.19

Возможность удаленного мониторинга и диагностики работоспособности анализатора

наличие

1.20

ИБП – 1 шт

наличие

1.21

Принтер - 1 шт

наличие

1.22

Напряжение питания

110-240 В

1.22

Частота

50/60 Гц

1.23

Потребляемая мощность

не более 1600 Вт

1.24

Эксплуатационная документация анализатора на русском языке

наличие

 

Установлено, что по указанному объекту позицией КТРУ в описании товара не предусмотрены обязательные для применения характеристики.

 

Комиссией установлено, что закупаемый в рамках аукциона товар входит в утвержденный Постановлением № 878 перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем заказчик не вправе указывать дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара. Вместе с тем заказчик, несмотря на установленное в извещении ограничение допуска в соответствии с Постановлением № 878, самостоятельно сформировал описание объекта закупки, содержащее ряд характеристик, непредусмотренных указанной позицией КТРУ, что, по мнению подателя жалобы, недопустимо в силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ.

Относительно данного довода Комиссия Управления отмечает следующее.

Положения Закона о контрактной системе устанавливают необходимость наличия описания объекта закупки, представляющее собой совокупность функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе), показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).

При этом по смыслу положений статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые ему необходимы, и соответствуют его потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Таким образом, Комиссия полагает, что отсутствие описания товара в позиции КТРУ не может повлечь обязанность заказчика размещать закупку без описания объекта закупки в связи с установлением ограничения допуска по Постановлению № 878. В этой связи заказчик вправе самостоятельно сформировать описание объекта закупки, включая в него необходимые характеристики оборудования. Изложенное согласуется с позицией Минфина России от 24.01.2022 № 24-03-08/4090 «О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором указано, что если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:

  • заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона № 44-ФЗ (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);

  • предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.

С учетом изложенного данный довод заявителя признается Комиссией необоснованным.

Касаемо довода заявителя о том, что дополнительной характеристике «титрование, серийные разведения для исследования титра антител» соответствует анализатор только одного производителя – «Ortho Clinical Diagnostics» (США), Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом

Установлено, что пунктом 1.16 описания объекта закупки предусмотрены «основные типы исследований», в число которых входит показатель «титрование, серийные разведения для исследования титра антител».

На участие в закупке было подано и допущено 4 заявки, содержащие предложения к поставке иммуногематологических анализаторов в следующих вариантах исполнения:

1) ORTHO VISION (производитель «Орто-Клиникал Диагностикс», Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, страна происхождения-Швейцарская Конфедерация)

2) IH-500 (Франция);

3) WADiana Compact (производства «Диагностикс Грифолз, С.А.», Королевство Испания).

Указанные вариации анализаторов соответствуют требованиям извещения, в том числе содержат показатель «титрование, серийные разведения для исследования титра антител» со значением «наличие». Таким образом, под требования описания объекта закупки подходит медицинское оборудование как минимум трех производителей. Рассматриваемый довод подателя жалобы признается необоснованным.

Относительно довода ООО «РЕАГЕНТИКА» о том, что требование заказчика к поставляемому товару в части определения года выпуска оборудования является чрезмерным, Комиссия отмечает следующее.

Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

Как следует из пункта 8.3.1 проекта контракта, поставляемое Оборудование должно являться новым, не ранее 2022 года выпуска, ранее не использованным, не должно иметь дефектов, связанных с материалами и/или работой по их изготовлению, либо проявляющихся в результате действия или упущения производителя и/или упущения Поставщика при соблюдении Заказчиком правил хранения и использования Оборудования, серийно выпускаемым.

Таким образом, указание заказчиком требования к году выпуска осуществлено, исходя из его потребностей, с целью исключения возможности поставки вышедшего из строя оборудования, либо оборудования со сниженным качеством, потерявшего свои технические свойства. Условие контракта о годе выпуска товара не является неисполнимым и не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

ООО «РЕАГЕНТИКА» не представлено доказательств нарушения своих прав и законных интересов или прав иных участников закупки при установлении указанного требования.

С учетом изложенного довод заявителя признается необоснованным.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «РЕАГЕНТИКА» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Областной онкологический клинический диспансер» электронного аукциона «Поставка медицинского оборудования (Анализатор иммуногематологический/ для банка крови ИВД, автоматический), ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия» (извещение № 0155200000923000512 опубликовано 05.09.2023 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Заместитель председателя комиссии

 

 

 

 

 

 

 

<...>

Члены комиссии:

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

<...>

 

 

 

 

 

 

2023-2835

 

 

Связанные организации

МЭРП Пензенской области
ИНН 5836013555, ОГРН 1085836000040
Общество с ограниченной ответственностью «РЕАГЕНТИКА»
ИНН 7743556908, ОГРН 1057746701044
ГБУЗ "ООКД"
ИНН 5835013986, ОГРН 1025801218849