Решение б/н решение от 2 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

ООО «Цитадель»

Строителей ул., 22 – 67, г. Заречный, Пензенская область, 442960

citadel.58@yandex.ru

 

Муниципальный заказчик:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области

ул. Коммунистическая, 2Б,

с. Бессоновка, Пензенская область,

442780

kumi.bessonowka@yandex.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-623/2020

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

31 августа 2020 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • … – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны муниципального заказчика – Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района Пензенской области (КУМИ администрации Бессоновского района):

  • … – председателя КУМИ,
  • … – представителя по доверенности от 10.04.2020,

со стороны подателя жалобы ООО «Цитадель»: представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен,

рассмотрев жалобу ООО «Цитадель» на действия заказчика – КУМИ администрации Бессоновского района при признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (извещение № 0355300100620000046 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.07.2020), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

24.08.2020 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Цитадель» на действия заказчика – КУМИ администрации Бессоновского района при признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (извещение № 0355300100620000046 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.07.2020).

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 31.08.2020 в 14 часов 00 минут.

Из текста жалобы следует, что в связи с приостановкой срока заключения контракта на период рассмотрения ранее поданной Обществом в Пензенское УФАС России жалобы на действия заказчика, регламентированный срок для подписания проекта контракта, по мнению ООО «Цитадель», заканчивался 20.08.2020, в связи с чем, заказчик неправомерно принял решение о признании Общества уклонившимся от заключения контракта.

На рассмотрении жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 28.08.2020 № 1026, указав, что заявленные в жалобе требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

16.07.2020 заказчиком – КУМИ администрации Бессоновского района на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355300100620000046, а также документация о проведении электронного аукциона «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – электронный аукцион).

Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 253 145,95 рублей.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 24.07.2020 09:00.

Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников – 27.07.2020.

Дата проведения аукциона в электронной форме – 28.07.2020.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 31.07.2020 заявки ООО «Цитадель» (№ 1), ООО «МСК-Строй» (№ 2) признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе и Закона о контрактной системе, победителем признано ООО «Цитадель».

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Согласно части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).

В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Согласно части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.

Частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.

В соответствии с частью 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе).

Как следует из материалов по жалобе, заказчиком в регламентированный срок 04.08.2020 был размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.

06.08.2020 ООО «Цитадель» разместило протокол разногласий, согласно которому предложило внести следующие изменения в проект муниципального контракта:

Старая редакция

Новая редакция

Преамбула:

Муниципальное образование Бессоновский район Пензенской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице Председателя КУМИ Хрипунова Евгения Викторовича, действующего на основании Положения, с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «Цитадель», именуемое в дальнейшем «Поставщик», в лице директора Новаковской Марины Сергеевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, в дальнейшем совместно именуемые «Стороны», с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области, по итогам проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона №0355300100620000046-2 от 31.07.2020г.), заключили настоящий муниципальный контракт (далее - Контракт) о нижеследующем:

Муниципальное образование Бессоновский район Пензенской области в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района, именуемый в дальнейшем «Заказчик», в лице Председателя КУМИ Хрипунова Евгения Викторовича, действующего на основании Положения, с одной стороны, и

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «ЦИТАДЕЛЬ» (ОГРН 1175835010328, место нахождения: Пензенская область, город Заречный, улица Строителей, дом 22, квартира 67), действующее от имени и в интересах Барабанщикова Валерия Евгеньевича, Барабанщиковой Ирины Ивановны, Барабанщикова Павла Валерьевича, на основании Доверенности от 06.08.2020 удостоверенной временно исполняющим обязанности нотариуса горда Пензы Карамышева Сергея Михайловича и зарегистрированной в реестре № 58/70-н/58-2020-1-849) именуемое Поставщик (далее - «Продавец»), в лице директора Новаковской Марины Сергеевны, действующей на основании Устава, с другой стороны, вместе именуемые «Стороны» и каждый в отдельности «Сторона» с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Пензенской области, по итогам проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов электронного аукциона №0355300100620000046-2 от 31.07.2020г.), заключили настоящий муниципальный контракт (далее - Контракт) о нижеследующем:

Раздел 14. Адреса, реквизиты и подписи сторон

Заказчик:

Поставщик:

Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района

442780, Пензенская обл., Бессоновский район, с. Бессоновка, ул. Коммунистическая, 2.

ИНН/КПП 5809261735/580901001

р/сч. 40204810400001000529 в Отделении Пенза г. Пенза

БИК 045655001

ОГРН 1105809001462

Телефон (факс):8(84140)25-717; 25-864

Общество с ограниченной ответственностью «Цитадель»

442960, Пензенская обл., г.Заречный, ул.Строителей, д.22-67

ИНН/КПП 5838012860/583801001

ОГРН 1175835010328

р/сч 40702810903060004344

ГУ Банка Росси по ЦФО г.Москва

БИК 044525267

кор/сч 30101810645250000267

E-mail:citadel.58@yandex.ru

Реквизиты для перечисления денежных средств:

Барабанщикова Ирина Ивановна

Расчетный счет: № 40817810348000128074

Наименование банка: ПЕНЗЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ № 8624 ПАО СБЕРБАНК

БИК 045655635

Кор. Счет 30101810000000000635

Однако заказчиком, данный протокол разногласий учтен не был, о чем было размещено соответствующее письмо и 10.08.2020 повторно размещен проект муниципального контракта без учета предложений Общества.

Следует отметить, что, исходя из положений части 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в протоколе разногласий победитель электронной процедуры должен указать замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре.

В рассматриваемом случае, предложенные Обществом замечания не относились к положениям контракта, которые не соответствуют положениям извещения, документации о закупке или заявке ООО «Цитадель».

13.08.2020 – истечение регламентированного срока для подписания проекта контракта победителем.

12.08.2020 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Цитадель» на действия заказчика – КУМИ администрации Бессоновского района при заключении контракта по итогам проведения электронного аукциона «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (извещение № 0355300100620000046 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.07.2020).

13.08.2020 Пензенским УФАС России было направлено в адрес ООО «Цитадель» и Заказчика уведомление с требованием о приостановлении определения поставщика в части заключения контракта на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе.

Относительно довода Общества о приостановлении процедуры заключения контракта со стороны как Заказчика, так и победителя закупки Комиссия Управления отмечает следующее.

23.07.2019 Пензенское УФАС России направляло в ФАС России запрос о разъяснении применения части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, а именно требования о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу: приостанавливается ли только заключение контракта в части его подписания заказчиком или вся процедура, предусмотренная статьей 83.2 Закона о контрактной системе, т.е. и действия победителя закупки?

Согласно ответу ФАС России от 20.08.2019 (исх. № АК/72139/19) «контрольный орган приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части действий заказчика по подписанию контракта».

Данная позиция отражена также в Обзоре практики рассмотрения жалоб ФАС России от августа 2016 года, Обзоре разъяснений законодательства о размещении заказов ФАС России от июня 2017 года.

10.03.2020 Пензенское УФАС России дополнительно направило запрос в ФАС России о разъяснении применения части 7 статьи 106 с учетом позиции, изложенной в определении Верховного суда РФ от 21.02.2020 по делу № А04-9325/2018. Данная позиция нашла свое отражение в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 2 (2020), утвержденном Президиумом Верховного суда РФ.

Так, в пункте 38 Обзора указано, что «…заключение договора требует достижения соглашения по всем существенным условиям, в требуемой в подлежащих случаях форме, между всеми его участниками, и происходит посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. … Продлению на основании части 7 статьи 106 Закона № 44-ФЗ подлежит в том числе срок, установленный для подписания контракта победителем закупки и для его направления заказчику».

Согласно письму ФАС России от 03.08.2020 № ДФ/65679/20 при рассмотрении жалобы контрольным органом в сфере закупок блокируется возможность подписания контракта только заказчиком.

Процедура заключения контракта четко регламентирована статьей 83.2 Закона о контрактной системе. В соответствии с частью 8 статьи 83.2 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.

При рассмотрении жалобы при проведении электронного аукциона контрольным органом в сфере закупок блокируется возможность подписания контракта только заказчиком, если иное не указано в требовании контрольного органа в сфере закупок, учитывая специфику полномочий антимонопольного органа, определенную статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе. Т.е., при блокировке контрольным органом в сфере закупок подписания контракта со стороны заказчика победитель электронного аукциона обязан подписать проект контракта или направить протокол разногласий в сроки, установленные статьей 83.2 Закона о контрактной системе.

Данная позиция направлена на исключение дополнительной временной задержки при осуществлении закупок, учитывая, что в случае признания жалобы необоснованной после снятия блокировки (сразу после рассмотрения жалобы) заказчик должен иметь возможность сразу подписать контракт со своей стороны (при соблюдении срока заключения контракта), в случае же признания жалобы обоснованной и выявления нарушений, антимонопольный орган в любом случае до подписания контракта заказчиком вправе выдать предписание о возвращении на любой этап закупки, тем самым права и законные интересы победителя закупки не нарушаются.

Кроме того, применение позиции, изложенной Верховным судом РФ проблематично в настоящее время с технической стороны. Сообщение об уклонении от заключения контракта формируется в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки автоматически.

В рассматриваемом случае, данное уведомление поступило заказчику 14.08.2020, в связи с чем после 14.08.2020 подписание контракта со стороны ООО «Цитадель» невозможно технически вне зависимости от опубликования заказчиком протокола о признании победителя закупки уклонившимся от заключения контракта.

При совокупности указанных выше обстоятельств оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Цитадель» на действия заказчика – КУМИ администрации Бессоновского района при признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона «Приобретение жилых помещений для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (извещение № 0355300100620000046 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.07.2020) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны