Решение (комиссия) №ЕК/4310/23 Решение по обращению от 27 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение по обращению

 

Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» 460021, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д.11а, офис 627 Pankongiraf@gmail.com Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области 440014, Пензенская обл, Пенза г, пр-д Лодочный, д.10 minlhpr@yandex.ru

 

 

РЕШЕНИЕ

058/10/104-654/2023

 

22 ноября 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:

  • ... – заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок;

  • ... – члена инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

  • ... – члена инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее – Минлесхоза Пензенской области):

  • ... (представитель по доверенности);

  • ... (представитель по доверенности);

  • ... (представитель по доверенности),

со стороны общества с ограниченной ответственностью «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» (далее – ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ»/общество/исполнитель):

  • ... (представитель по доверенности),

рассмотрев представленные заказчиком – Минлесхоза Пензенской области документы и сведения об ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» (460021, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д.11а, офис 627, ИНН 5610233679), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по результатам проведения уполномоченным органом – Министерством экономического развития и промышленности Пензенской области для нужд заказчика – Минлесхоза Пензенской области электронного аукциона «Разработка проектной документации «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированная свалка г. Спасск (Пензенская область)» (извещение № 0155200000923000078 от 01.03.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛА:

 

15.11.2023 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение заказчика о включении сведений об
ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона «Разработка проектной документации «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированная свалка г. Спасск (Пензенская область)» (извещение № 0155200000923000078 от 01.03.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 16.11.2023 назначено на 21.11.2023 в 14 часов 00 минут.

Представители заказчика участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

Представитель ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» участвует в рассмотрении обращения в очном порядке.

Из пояснений представителя ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» следовало, что 24.03.2023 между заказчиком и обществом заключен контракт, по которому общество обязалось выполнить работы по разработке проектной документации на ликвидацию свалки. В ходе проведенного в апреле выездного заседания с целью осмотра земельного участка, подлежащего изысканиям, были зафиксированы расхождения между техническим заданием заказчика и фактическими обстоятельствами на объекте. В частности, свалочные массы находятся на земельном участке, определенном контрактом, лишь частично, тогда как основная часть свалочных масс расположена на соседнем участке. Поскольку подрядчик сталкивается с подобными обстоятельствами не впервые, предварительно было принято решение перенести все свалочные массы на один земельный участок, предусмотренный техническим заданием. Кроме этого, на рассматриваемом земельном участке находился объект, обладающий признаками водного объекта. В этой связи необходимо было принять решение, каким образом он должен быть надлежаще описан в документации раздела оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС), подлежащему согласованию с Федеральным агентством по рыболовству, экологической экспертизе. Следовательно, наличие водного объекта на территории земельного участка влечет за собой осуществление дополнительных изысканий обществом. Более того ситуация осложнялась тем, что указанный объект находился на участке лишь частично. Поскольку водный объект должен быть описан полностью, необходимо было включить его в техническую документацию либо исключить из нее данный объект для продолжения изначально запланированных работ с учетом внесения соответствующих корректировок. С целью решения проблемы описания водного объекта работы были приостановлены, заказчику направлены письма с вариантами разрешения сложившейся ситуации, проведены ВКС, публичные слушания. По результатам публичных слушаний был составлен протокол, который не был подписан ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» в связи с отсутствием каких-либо действий по решению вопроса описания водного объекта со стороны заказчика. В сентябре ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» опять проведена ВКС, заказчику вновь предложены варианты по урегулированию проблемы водного объекта. В дальнейшем заказчик указал на то, что водного объекта на земельном участке нет, а оспариваемый объект представляет собой иловый участок. Поскольку в дальнейшем заказчик не принял никакого конкретного решения по данному объекту, общество было вынуждено расторгнуть контракт. На момент расторжения контракта были проведены все те изыскания, которые можно было осуществить без учета водного объекта и внесения соответствующих корректировок в техническую документацию, в частности полевые работы по инженерно-геодезическим изысканиям, результаты которых направлены заказчику. Составить отчеты в полном объеме по иным изысканиям не представлялось возможным, пока не будет разрешен вопрос включения либо исключения спорного объекта, а также внесения соответствующих корректировок в исходную техническую документацию.

В ходе заседания Инспекции представители заказчика в ответ на доводы представителя общества возразили, указали, что заключенный между Минлесхозом Пензенской области и ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» контракт надлежащим образом не исполнялся, обществом нарушены сроки выполнения работ. Вопрос переноса свалочных масс на один земельных участок обговаривался с обществом, предложено соответствующее техническое решение. Наличие режима водного объекта на земельном участке заказчиком не усматривалось. Объект ошибочно отнесенный обществом к числу водных является высохшим и заросшим котлованом, в который около 20 лет назад сводились сточные воды. На данный момент объект совершенно не эксплуатируется, а вода, периодически возникающая в нем, появляется ввиду выпадения осадков.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по обращению в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 22.11.2023.

После перерыва ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» представлены дополнительные письменные пояснения, протоколы лабораторных исследований, проводимых в рамках исполнения рассматриваемого контракта, а также заключения территориальных Управлений Федерального агентства по рыболовству по иным контрактам.

В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.

01.03.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение
№ 0155200000923000078
о проведении электронного аукциона «Разработка проектной документации «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированная свалка г. Спасск (Пензенская область)».

Начальная (максимальная) цена контракта – 7 800 000,00 руб.

На участие в электронном аукционе подано 4 заявки. В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) № 0155200000923000078 от 13.03.2023 победителем признано ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ», которое по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта предложила раньше других участников наименьшую цену – 3 800 000,00 руб.

24.03.2023 между заказчиком и ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» заключен контракт № 0155200000923000078. Реестровый номер контракта – 2583405423523000016.

В силу пункта 1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной документации «Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде «Несанкционированная свалка г. Спасск (Пензенская область)» (далее – Работы) в соответствии с условиями Контракта, техническим заданием (Приложение № 1 к Контракту) и календарным планом (Приложение № 2 к Контракту), являющимися неотъемлемой частью Контракта.

Согласно пункту 1.2 контракта Исполнитель обязуется выполнить на свой риск собственными (и/или привлеченными) силами и средствами все работы в соответствии с условиями Контракта, в том числе техническим заданием.

Пунктом 1 технического задания (приложение № 1 к Контракту) предусмотрены требования к основным технико-экономическим показателям объекта (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность, пропускная способность, грузооборот, интенсивность движения и другие показатели):

Ликвидация объекта накопленного вреда окружающей среде «несанкционированная свалка г. Спасск (Пензенская область)» (далее – объект НВОС) предусматривается методом рекультивации.

Объект НВОС расположен на земельном участке с кадастровым номером: 58:02:0030301:44

Ориентир: Пензенская область, р-н Спасский, с/с Беднодемьяновский.

Объект НВОС приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 01.11.2022 № 750 включен в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде.

Площадь земельного участка -3,5 га,

Категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

Объем накопленных отходов составляет 48,0 тыс. м3, в том числе:

Класс опасности отходов - IV.

Основные технико-экономические показатели определяются по результатам инженерных изысканий.

Сметную стоимость работ определить на стадии проектирования.

В соответствии с пунктом 2.3 контракта срок выполнения работ: с даты заключения Контракта – по 30.11.2023 г. (включительно).

Календарным планом (приложение № 2 к контракту) установлено следующее:

Наименование работ по контракту и основные этапы его исполнения

Сроки исполнения

начало

окончание

1

2

3

Выполнение инженерных изысканий для подготовки проектной документации

С даты заключения контракта

30.05.2023

Разработка проектной документации и представление ее Заказчику

01.06.2023

31.08.2023

Подготовка технического задания на проведение ОВОС, разработка материалов ОВОС и организация проведения общественных обсуждений

01.06.2023

31.08.2023

Прохождение государственной экологической экспертизы и получение положительного заключения

01.09.2023

01.11.2023

Прохождение проверки достоверности определения сметной стоимости и получение положительного заключения

02.10.2023

30.10.2023

Согласование с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проекта работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде

02.11.2023

30.11.2023

 

Пунктом 3.3.1 контракта определено, что по окончании срока выполнения работ, указанного в п. 2.3 Контракта, Исполнитель в течение 1 рабочего дня передает Заказчику проектную документацию, документы, содержащие результаты инженерных изысканий и иную документацию, виды которой определены Заказчиком в техническом задании (Приложение № 1 к Контракту) и календарном плане (Приложение № 2 к Контракту) в электронном формате по акту приема-передачи проектной документации.

Пунктом 3.3.2 контракта определено, что исполнитель обязуется в течение 3 рабочих дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, передать Заказчику проектную документацию, документы, содержащие результаты инженерных изысканий (соответствующие положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий) в 1 экземпляре на электронном носителе (оформленные согласно требованиям приказа Минстроя РФ от 12.05.2017 № 783/пр) в целях прохождения Заказчиком государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

Как следует из материалов по обращению, исполнение контракта характеризуется следующим.

30.03.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 192-2) с просьбой назначить ответственного куратора.

03.04.2023 Минлесхоз Пензенской области направило в адрес ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» информационное письмо о лице, являющемся куратором по исполнению контракта, а также обществу предложен на рассмотрение выбор даты проведения совместного выездного совещания.

02.06.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 322-2), в котором указало следующее. В ходе проведения полевых работ при выполнении инженерно-геодезических изысканий, отборов проб грунта и свалочных масс для лабораторных исследований выявлено наличие водного объекта искусственного происхождения, представляющего собой иловый накопитель жидких бытовых отходов из выгребных ям. Водный объект техногенного происхождения расположен в границах земельных участков с кадастровыми номерами 58:02:0030301:44 и 58:02:0030301:209/1. Наличие илового накопителя на площадке объекта размещения отходов не было отражено в техническом задании. Без дополнительных изысканий по указанному объекту, принятия технических решений по его ликвидации и рекультивации земельного участка с иловым накопителем получение положительного заключения государственной экологической экспертизы на материалы инженерных изысканий и проектных решений по ликвидации объекта размещения отходов не представляется возможным. Общество проинформировало заказчика, что на основании статьи 716 ГК РФ работы приостановлены. Также просило провести срочное совещание по ВКС с целью определения способа выполнения работ для их завершения в срок и надлежащего качества.

08.06.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 343-2), в котором указало итоги технического совещания, проведенного 06.06.2023 в формате ВКС, принятые на нем решения, в том числе подготовка администрацией г. Спасск разрешения на проведение работ по перемещению свалочных масс; рассмотрение технической возможности использования искусственного пруда, расположенного на территории земельных участков с кадастровыми номерами 58:02:0030301:44 и 58:02:0030301:209/1 для сбора инфильтрата и дождевых вод с массива свалки; определение заказчиком организации, которой возможна передача концентрированного стока для очистки и обезвреживания; подготовка ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» документации по основным проектным решениям (предварительных материалов ОВОС и презентации) в срок до 19.06.2023, ее направление для ознакомления в срок до 15.06.2023; подготовка администрацией г. Спасск постановления о назначении даты проведения общественных слушаний; совместная подготовка запросов, необходимых для подтверждения проектных решений и сбора доказательной базы с целью прохождения государственной экологической экспертизы.

25.09.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 552-2), в котором сообщило следующее. Обществом был выполнен комплекс проектно-изыскательских работ с направлением раздела ОВОС на проведение публичных слушаний. В ходе их осуществления выявлен объект, неотраженный в техническом задании и исходно-разрешительной документации, который будет рассматриваться исполнителем как водный объект, поскольку он в настоящее время отражается на картах. Направление отчета с целью прохождения государственной экологической экспертизы будет иметь заведомо негативный результат, повлечет получения отрицательного заключения. На основании ст. 716 ГК РФ общество приостановило работы по государственному контракту. Также ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» просило дать оценку данному выявленному обстоятельству и предложить решение по приведению в соответствие исходно-разрешительной документации, технического задания. Общество уведомило, что в течение 10 календарных дней направит предложения по выхожу из сложившейся ситуации.

27.09.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 554-2), в котором предложило несколько вариантов разрешения возникших обстоятельств, препятствующих исполнению контракта:

1) изменение границ земельного участка с исключением объекта по отчету ИГДИ обозначенному, как «сливная яма» с переименованием на «Пруд» ­- с уточнением в отчете как заброшенный и не используемый в настоящее время без определения функционального значения. Проведения рекультивационных работ как для заброшенного водного объекта с согласованием в Росрыболовстве намечаемой хозяйственной деятельности;

2) включение «сливной ямы» в границы земельного участка с проведением рекультивации фактически не используемого «илового поля» в составе проектных работ по рекультивации объекта размещения отходов.

Кроме того, ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» отметило, что оба варианта требуют проведение дополнительных полевых и камеральных работ по доработке инженерных изысканий для обоснования намечаемой хозяйственной деятельности без ущерба для окружающей среды. Данные работы приводят к увеличению времени проектирования и проведения государственной экологической экспертизы. Невыполнение дополнительных изысканий и подготовки обосновывающей документальной базы в виде проектных решений и обосновывающих документов приведет к отрицательному заключению соответствующей экспертизы.

03.10.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика письмо (исх. № 560-2), в котором обратило внимание заказчика на то, что для проведения инженерных изысканий и прохождения государственной экологической экспертизы необходимо включить в границы либо исключить из границ земельного участка выявленный пруд без определенного значения. Кроме того, необходимо доработать техническое задание, внести изменения в инженерные изыскания. Отметило, что данные обстоятельства влияют на срок выполнения контрактных обязательств. Просило заказчика принять решение по дальнейшему исполнению контракта, либо внеся изменения в государственный контракт, в частности привести в соответствие границы земельных участков и на основании изменения исходных документов выполнить корректировку проектной документации, либо расторгнув контракт по соглашению сторон ввиду выявленных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта.

16.10.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» направило в адрес заказчика претензию, в которой указало на необходимость принятия заказчиком конкретного решения с целью дальнейшего проведения работ в рамках контракта. Указало, что общество готово исполнить контракт при условии заключения дополнительного соглашения на изменение срока контракта и предоставления всех исходных данных, либо расторгнуть контракт по соглашению сторон без оплаты фактически выполненных работ со стороны заказчика в случае, если срок выполнения работ не может быть увеличен. Просило дать письменный ответ по принятому решению в течение 15 рабочих дней.

18.10.2023 Минлесхоз Пензенской области направило в адрес ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» письмо (исх. № 15-3-2/5669 от 18.10.2023) с требованием представить оформленные и подписанные технические отчеты по результатам проведенных инженерных изысканий (инженерно-геодезических, инженерно-геологических, инженерно-экологических, инженерно-гидрометеорологических) с заключениями и всеми необходимыми приложениями к отчетам, а также утвержденное техническое задание на проведение ОВОС, материалы ОВОС, оформленные в соответствии с требованиями к материалам оценки воздействия на окружающую среду. Кроме того, заказчик отметил, что градостроительный план земельного участка и выписка из ЕГРН, запрошенные исполнителем ранее, были направлены на электронную почту ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ».

18.10.2023 Минлесхоз Пензенской области направило в адрес ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» письмо (исх. № 15-3-5/5681 от 18.10.2023) в ответ на обращения исполнителя (№ 552-2 от 25.09.2023, № 554-2 от 27.09.2023, № 560-2 от 03.10.2023), согласно которому в результате проведения комиссионного выездного обследования земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:44 и прилегающей к нему территории (акт от 13.10.2023) установлено, что в границах указанного земельного участка, а также на прилегающей к нему территории, какие-либо объекты, обладающие признаками водных объектов, отсутствуют, в границах данного земельного участка с южной стороны наблюдается понижение рельефа местности заросшей растительностью. Относительно вопроса размещения отходов за границами земельного участка Министерство отметило, что считает необходимым предусмотреть техническими решениями проектной документации проведение работ по перемещению свалочных масс с прилегающих земельных участков на территорию земельного участка с кадастровым номером 58:02:0030301:44 и с последующим формированием на нем свалочного тела. Также заказчик требовал продолжить производство работ по контракту.

23.10.2023 Минлесхоз Пензенской области направило в адрес ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» претензию (исх. № 15-3-2/5760) с требованием представить на согласование технические отчеты по результатам проведенных инженерных изысканий, проектную документацию в полном объеме и окончательные материалы ОВОС до 01.11.2023.

01.11.2023 ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, в котором исполнитель изложил обстоятельства, препятствующие исполнению контракта. Вместе с тем общество в решении указало на возможность его отмены при выполнении следующих условий заказчиком: предоставление исходных данных, позволяющих сформировать доказательную базу в государственной экологической экспертизе; предоставление отмежеванного участка с градостроительным планом установленного стандарта и технических условий; заключение дополнительного соглашения с продлением сроков исполнения контракта на период просрочки обязательств заказчика, но не позднее 01.07.2024.

Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с частью 19 статьи 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно пункту 11.2 контракта его расторжение допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и условиями Контракта.

В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации
(далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.

В силу части 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.

По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 ГК РФ).

Частью 1, 2 статьи 759 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.

Частью 2 статьи 759 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.

По смыслу статьи 762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором: оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления; возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика.

Согласно части 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.

В соответствии с частью 3 статьи 708 ГК РФ, указанные в пункте 2 статьи 405 настоящего Кодекса последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.

Согласно части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:

- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

В силу части 2 статьи 716 ГК РФ подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.

В соответствии с частью 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

В связи с тем, что заказчиком не были устранены обстоятельства, препятствующие выполнению работ, ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» 01.11.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Согласно части 20.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;

2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В силу части 21 статьи 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Датой надлежащего уведомления заказчика о принятом решении следует считать 01.11.2023. 14.11.2023 – дата вступления решения исполнителя (подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.

Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.

В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.

Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 15.11.2023, то есть в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.

Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.

Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).

Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.

Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.

Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.

Как следует из материалов по обращению, пояснений представителя ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ», в ходе проведения изыскательских работ на объекте были выявлены обстоятельства, препятствующие выполнению работ по контракту в полном объеме, а именно: расположение свалочных масс и объекта, обладающего признаками водного объекта, как на земельном участке, определенном контрактом (кадастровый номер 58:02:0030301:44), так и на соседнем участке и кадастровый номер 58:02:0030301:209/1). В связи с изложенными обстоятельствами общество приостанавливало работы, неоднократно обращалось к заказчику и предлагало ему различные варианты решения возникших в ходе исполнения контракта проблем, однако заказчик отрицал наличие водного объекта на земельном участке, конструктивного решения по дальнейшему выполнению ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» работ не предпринял.

 

В рассматриваемом случае Инспекции Управления в силу своей компетенции не может дать оценку, относится ли оспариваемый сторонами объект к водному, следовательно, достоверно установить наличие либо отсутствие водного объекта на земельном участке не представляется возможным. Принимая во внимание неоднозначную определенность объекта, доводы общества относительно риска непрохождения государственной экологической экспертизы, презумпцию экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, отсутствия достаточных доказательств, подтверждающих отсутствие водного объекта на земельном участке со стороны заказчика, Инспекция Управления не может сделать вывод относительно недобросовестности общества. Кроме того, Инспекцией также учтено осуществление полевых работ на объекте, подготовка отчетов по результатам инженерно-геодезических изысканий и инженерно-геологических изысканий, попытки общества после приостановки работ найти альтернативные способы исполнения контракта с учетом выявленных обстоятельств, препятствующих исполнению контракта и интересов заказчика.

При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения общества.

Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» в реестр недобросовестных поставщиков.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1078 «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)»), Инспекция Управления

 

РЕШИЛА:

Сведения, представленные заказчиком – Минлесхозом Пензенской области в отношении общества с ограниченной ответственностью «ТЕХСТРОМПРОЕКТ» (460021, Оренбургская обл., г. Оренбург, ул. 60 лет Октября, д.11а, офис 627, ИНН 5610233679) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

 

 

2023-4042

 

 

Связанные организации

Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области
ИНН 5834054235, ОГРН 1125834000071
Общество с ограниченной ответственностью «ТЕХСТРОМПРОЕКТ»
ИНН 5610233679, ОГРН 1185658018567