Предупреждение №2-18/05-2021 Предупреждение № 2-18/05-2021 о прекращении действий, которы... от 19 мая 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ООО «Водоснаб» Советская площадь, д. 31, с. Верхний Ломов, Нижнеломовский район, Пензенская область, 442130 vod.vodosnab@yandex.ru |
|||||
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-18/05-2021
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ
НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
19 мая 2021 года |
г. Пенза |
В Пензенское УФАС России из Прокуратуры Нижнеломовского района Пензенской области поступили коллективные обращения граждан, проживающих по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоснаб» (ОГРН 1145827010834 ИНН 5827000020 Пензенская область, Нижнеломовский район, с. Верхний Ломов, Советская пл., д. 31) (далее – ООО «Водоснаб», Общество).
В обращениях заявители указывают на получение уведомлений о необходимости переподключения к вновь построенному водопроводу под угрозой прекращения водоснабжения жителей ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области в рамках действующих договоров водоснабжения с ООО «Водоснаб».
По результатам анализа полученных Пензенским УФАС России документов и информации установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Водоснаб» является «Забор, очистка и распределение воды» (ОКВЭД 36.00).
Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в области водоснабжения с использованием централизованных систем относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Установлено, что ООО «Водоснаб» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения с использованием централизованной системы водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей, на территории с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области, и может оказывать решающее воздействие на общие условия обращения товара на указанном товарном рынке.
По информации, представленной Администрацией Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области, в 2020 году по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области проложены новые водопроводные сети в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий» за счет средств федерального, областного и местного бюджетов. Также, Администрацией Верхнеломовского сельсовета Нижнеломовского района Пензенской области указано, что стоимость подключения объектов по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области в рамках программы не определялась.
По информации, представленной ООО «Водоснаб» на запрос антимонопольного органа, к ранее существующим водопроводным сетям Общества подключены 25 абонентов (физических лиц) по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области.
Указанным потребителям со стороны ООО «Водоснаб» направлены уведомления о том, что в случае возникновения аварийной ситуации старая линия водоснабжения будет выведена из строя, также указано на прекращение водоснабжения потребителей, не подключившихся к вновь проложенным водопроводным сетям до 1 сентября 2021 года.
Правовые основы отношений в сфере водоснабжения и водоотведения установлены Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), а также Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644).
Согласно статье 2 Закона № 416-ФЗ водоснабжение - это водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Частью 1 статьи 7 Закона № 416-ФЗ, пунктом 4 Правил № 644, установлено, что водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 416-ФЗ по договору холодного водоснабжения организация, осуществляющая водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Договор водоснабжения является публичным договором (часть 3 статьи 13 Закона № 416-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона № 416-ФЗ существенными условиями договора водоснабжения являются:
1) предмет договора, режим подачи воды (гарантированный объем подачи воды (в том числе при холодном водоснабжении на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения), определяемый в соответствии с техническими условиями на подключение (технологическое присоединение) к системе водоснабжения (водопроводным сетям);
2) сроки осуществления подачи воды;
3) качество воды, в том числе температура подаваемой воды в случае заключения договора горячего водоснабжения;
4) порядок контроля качества воды;
5) условия прекращения или ограничения подачи воды;
6) порядок осуществления учета поданной воды;
7) сроки и порядок оплаты по договору;
8) границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, определенные по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей;
9) права и обязанности сторон по договору;
10) ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по договору водоснабжения;
11) порядок урегулирования разногласий, возникающих между сторонами по договору;
12) порядок обеспечения абонентом доступа представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, или по ее указанию представителям иной организации к водопроводным сетям, местам отбора проб воды и приборам учета в целях определения объема поданной воды, тепловой энергии (в случае горячего водоснабжения) и определения качества воды;
13) иные условия, установленные правилами горячего водоснабжения, правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 8 статьи 13 Закона № 416-ФЗ договоры холодного водоснабжения заключаются в соответствии с типовым договором холодного водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645.
На основании пункта 10 типовой формы договора водоснабжения, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 645, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана: осуществлять подачу абоненту холодной воды установленного качества и в объеме, установленном договором (подпункт «а»), принимать необходимые меры по своевременной ликвидации аварий и повреждений на централизованных системах холодного водоснабжения, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией, а также меры по возобновлению действия таких систем с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (подпункт «л»).
Таким образом, при возникновении аварийной ситуации на объектах водоснабжения в соответствии с требованиями действующего законодательства организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана осуществить ликвидацию аварии и повреждений и продолжить оказание услуг водоснабжения потребителям в рамках заключенных договоров водоснабжения.
Порядок вывода объектов централизованной системы водоснабжения из эксплуатации установлен статьей 22 Закона № 416-ФЗ. Однако, документы, свидетельствующие о выводе объектов ООО «Водоснаб» из эксплуатации в установленном законом порядке с 1 сентября 2021 года, отсутствуют.
При указанных обстоятельства, действия ООО «Водоснаб» по уведомлению потребителей о том, что в случае возникновения аварийной ситуации старая линия водоснабжения будет выведена из строя, а также о прекращении водоснабжения потребителей, не подключившихся за счет собственных средств к вновь проложенным водопроводным сетям до 1 сентября 2021 года, не соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере водоснабжения и влекут (могут повлечь) ущемление интересов потребителей, подключенных к сетям водоснабжения по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
В соответствии позицией Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 1, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 28.03.2018, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.
Вышеизложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Водоснаб», выразившихся в навязывании потребителям по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области невыгодных (прямо не предусмотренных действующим законодательством) условий договоров водоснабжения, признаков злоупотребления доминирующим положением и нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая вышеизложенное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Водоснаб» о необходимости прекращения указанных действий в срок до 25 июня 2021 года путем:
- прекращения навязывания потребителям услуг водоснабжения по ул. Старый Посад, с. Верхний Ломов, Нижнеломовского района Пензенской области невыгодных (прямо не предусмотренных действующим законодательством) условий договоров водоснабжения.
О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.
В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Руководитель управления |
|