Предупреждение №2-01-03/09-2022 Предупреждение № 2-01-03/09-2022 в отношении ПАО СК "Росгосс... от 29 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/09-2022

 

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

29 апреля 2022 года

 

г.Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение Пензенского филиала АО «ГСК «Югория» (ИНН 8601023568), осуществляющего деятельность в области страхования, по вопросу недобросовестной конкуренции Публичного акционерного общества Страховая компания «Росгосстрах» (ИНН 7707067683, далее – ПАО СК «Росгосстрах», Общество) при осуществлении своей деятельности.

АО «ГСК «Югория» (далее – Заявитель, Компания) в своём заявлении указывает, что ПАО СК «Росгосстрах» недобросовестным способом осуществляет свою деятельность при оказании услуг в области страхования, путём распространения потенциальным клиентам ложных сведений в отношении компании-конкурента о её банкротстве, отзыве лицензии на страхование, недействительности печатей и полисов, а также некачественном урегулировании споров, порочащих репутацию Заявителя. В результате оказания подобного давления на потребителей, ПАО СК «Росгосстрах» препятствует заключению договоров страхования с АО «ГСК «Югория».

В ходе рассмотрения обращения установлено следующее.

Согласно документам, представленным АО «ГСК «Югория», и выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Компания осуществляет деятельность в области страхования (ОКВЭД №№ 65.12, 65.12.1, 65.12.2, 65.12.3, 65.12.4, 65.12.5, 65.12.9). Также имеет соответствующие лицензии на осуществление страхования и перестрахования, выданные Центральным Банком Российской Федерации от 26.08.2019 г.

В доказательство доводов, относительно распространения Обществом ложных сведений, Заявителем представлены заявления граждан, поступившие в Компанию в марте и апреле 2022 года. Из текста указанных заявлений следует, что информацией, распространяемой сотрудниками Нижнеломовского филиала ПАО СК «Росгосстрах», потенциальные клиенты АО «ГСК «Югория» введены в заблуждение относительно добросовестного ведения им деятельности. Так, граждане сообщают о распространении сотрудниками Нижнеломовского филиала ПАО СК «Росгосстрах» таких сведений, как: скорое банкротство Заявителя; фирма «однодневка»; в организации работают мошенники; обманы с выплатами по обязательствам. Указанные обстоятельства влияют на решение граждан при выборе страховой компании.

Вместе с тем, как указано выше, АО «ГСК «Югория» является действующей организацией, не ликвидировано и не находится в процессе банкротства. Лицензии на осуществление страховой деятельности в настоящее время являются актуальными, не отозваны и выданы без ограничения срока действия.

Также в антимонопольный орган представлен Отчёт о результатах проверки Актуарного заключения АО «ГСК «Югория» от 28.03.2022 г., согласно которому определено, что общей суммы ликвидных активов достаточно для покрытия обязательств Заявителя, в том числе страховых, и отсутствуют риски, которые способны оказать значимое влияние на финансовую устойчивость АО «ГСК «Югория».

Согласно положениям статьи 4 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Из определения недобросовестной конкуренции, содержащегося в пункте 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, следует, что для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно отвечать следующим критериям: действия должны совершаться хозяйствующими субъектами-конкурентами; быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Указанная норма распространяет своё действие на взаимоотношения между хозяйствующими субъектами-конкурентами.

Анализом представленных документов и сведений из ЕГРЮЛ установлено, что Заявитель и ПАО СК «Росгосстрах» являются хозяйствующими субъектами-конкурентами на рынке услуг страхования на территории города Пензы и Пензенской области.

Они являются конкурентами и соперничают между собой за привлечение потребителей с целью получения прибыли на рынке услуг страхования в городе Пензе и Пензенской области.

Вышеуказанная информация, которая распространяется сотрудниками Нижнеломовского филиала ПАО СК «Росгосстрах» потенциальным потребителям услуг страхования о недобросовестной деятельности Заявителя, формирует у потребителя ложное впечатление о прекращении деятельности Компании в результате банкротства, отзыве лицензий или о мошеннических действиях в отношении клиентов, что, в свою очередь, создаёт негативное мнение об АО «ГСК «Югория» и влияет на решение потребителя при выборе страховой компании.

Ложность означает полное несоответствие информации действительному положению дел.

В рассматриваемом случае информация о банкротстве, отзыве лицензии у АО «ГСК «Югория», недействительности печатей и полисов, а также некачественном урегулировании споров является ложной, поскольку не соответствует действительному положению дел и не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения обращения антимонопольным органом.

В соответствии со статьёй 14.1 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путём дискредитации, то есть распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту и (или) нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно разъяснениям ФАС России, изложенным в Письме от 24.12.2015 г. № ИА/74666/15 «О применении «четвертого антимонопольного пакета» дискредитация имеет своей целью подрыв доверия клиентуры (потребителей или иных контрагентов) к конкуренту или его продукции и привлечение потребителей к собственной продукции путём распространения ненадлежащей информации, в число которой входит и неполная информация о конкуренте, его товарах и услугах.

Следует иметь в виду, что актом недобросовестной конкуренции может быть признано лишь такое распространение не соответствующих действительности сведений, дискредитирующих другой хозяйствующий субъект, которое непосредственно способно оказать влияние на конкуренцию, то есть непосредственно предоставить лицу, распространившему информацию, преимущества над конкурентами и причинить им вред.

ПАО СК «Росгосстрах», осуществляя деятельность на рынке услуг страхования, ведёт недобросовестную борьбу за привлечение клиентов, распространяя дискредитирующую информацию в отношении своего конкурента, оказывающего услуги на том же товарном рынке, что является недобросовестной конкуренцией.

В результате формирования Обществом у потенциальных потребителей впечатления о банкротстве Заявителя, отзыве лицензии, обмане в выплатах по обязательствам и иных формах недобросовестного ведения деятельности, потребители, введённые в заблуждение дискредитирующей информацией, могут отдать приоритет в пользу выбора другой организации, в том числе ПАО СК «Росгосстрах», и заключение договора страхования с ней. В результате этого Обществу предоставляются преимущества над своими конкурентами, что может причинить убытки Заявителю и нанести ущерб их деловой репутации.

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В данном случае реальная угроза причинения убытков выражается в потере АО «ГСК «Югория» клиентов, в том числе потенциальных, до сведения которых доводится дискредитирующая информация о деятельности Заявителя.

При этом, в силу прямого указания пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Кроме того, такие действия Общества противоречат принципам справедливости, добропорядочности и разумности.

Таким образом, действия ПАО СК «Росгосстрах» по распространению ложной информации о банкротстве Заявителя, отзыве лицензии, обмане в выплатах по обязательствам и иных формах недобросовестного ведения деятельности конкурента, которые могут причинить им убытки и (или) нанести ущерб их деловой репутации, содержат признаки недобросовестной конкуренции путём дискредитации и нарушения требований статьи 14.1 Закона о защите конкуренции.

С учётом вышеизложенного, в действиях ПАО СК «Росгосстрах» усматриваются признаки нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в распространении ложных сведений в отношении хозяйствующего субъекта-конкурента при осуществлении своей деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.1 Закона о защите конкуренции (пункт 2 статьи 39.1).

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ПАО СК «Росгосстрах» признаков нарушения статьи 14.1 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в распространении ложных сведений в отношении хозяйствующего субъекта-конкурента при осуществлении своей деятельности, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ПАО СК «Росгосстрах» (ИНН 7707067683, 140002, Московская область, г.Люберцы, ул.Парковая, д.3) о необходимости прекращения указанных действий в срок до 23 мая 2022 года, для чего принять меры по прекращению распространения дискредитирующей информации относительно деятельности конкурентов.

 О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны