Решение №3735-2 Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 28 декабря 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

                                                                                                                              г.Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «27» декабря 2022 года.

В полном объёме решение изготовлено «28» декабря 2022 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

- <...> – руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

- <...> – начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

- <...> – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и рекламы, члена Комиссии;

при участии:

- со стороны Ответчика – ООО «Региональная Газовая Служба» – <...>, представителя по доверенности от 02.09.2022 г.

- со стороны Заявителя – ООО «Регион газ» – <...>, представителя по доверенности от 13.09.2022 г.,

в отсутствие законного представителя ООО «Региональная Газовая Служба» <...>, извещённого о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в его отсутствие не поступало.

рассмотрев дело № 058/01/14.6-568/2022, возбужденное по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Региональная Газовая Служба» (ИНН 5835140078, 440066, г.Пенза, ул.Рахманинова, д.1, офис 4М, далее – ООО «Региональная Газовая Служба», Общество) пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение Общества с ограниченной ответственностью «Регион газ» (ИНН 5835138576, далее – ООО «Регион газ», Заявитель) в отношении ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») по вопросу недобросовестной конкуренции путём использования фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием Заявителя.

По результатам рассмотрения поступивших документов и материалов в действиях ООО «Региональная Газовая Служба» установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом от 29 июля 2022 года № 133 возбуждено дело по признакам нарушения ООО «Регион Газ Сервис» (с 01.08.2022 г. ООО «Региональная Газовая Служба») пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции, выразившегося в незаконном использовании фирменного наименования, сходного до степени смешения с фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента.

Определением о назначении дела от 29.07.2022 г. рассмотрение дела назначено на 2 сентября 2022 года.

30.08.2022 г. ООО «Региональная Газовая Служба» представило письменную позицию по существу рассматриваемого дела. Пояснения и документы со стороны Заявителя в Пензенское УФАС России не поступили, в связи с получением Определения 01.09.2022 г.

На заседании Комиссии 02.09.2022 г. представители ООО «Региональная Газовая Служба» поддержали позицию, изложенную в представленных письменных пояснениях, указав на несогласие с наличием признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях Общества, а также указали на смену наименования организации «Регион Газ Сервис» с 01.08.2022 г. на «Региональная Газовая Служба». Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель <...> также пояснил, что генеральный директор Общества <...> ранее работал в ООО «Регион газ», но впоследствии уволился и в марте 2022 года создал свою организацию, которая изначально называлась «Регион Газ Сервис». Считает, что Заявитель неверно трактует положение ст.14.6 Закона о защите конкуренции. В данном случае отсутствует какое-либо смешение, поскольку потребитель, обращаясь в ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис»), чётко идентифицирует две разные организации. В Обществе существует уголок потребителя, где указаны ИНН и наименование организации. Учитывая расположение двух организаций в одном здании, потенциальные потребители могут сравнить их между собой по срокам, качеству и ценам. Такое расположение двух организаций на одном этаже помогает людям выбрать более подходящую для них компанию. Использование одинаковых словосочетаний в наименовании организаций не запрещено законодательно, а про смешение в силу этих обстоятельств потребителями названных организаций можно лишь предполагать. Представитель ООО «Региональная Газовая Служба» указал на отсутствие в действиях Общества каких-либо недобросовестных действий и на судебную практику (п.31 Постановление Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе»), которая должна применяться по аналогии права. Также представитель «Региональная Газовая Служба» <...> указал, что в нарушение статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в адрес организации не было выдано предупреждение.

На вопрос Комиссии раскрыть причины и замысел выбранного наименования организации «Регион Газ Сервис» при её создании с обоснованием каждого отдельного слова, представитель Общества пояснил следующее. Для потребителей г.Пензы улица Рахманинова ассоциируется с газовыми службами. При открытии фирмы был проанализирован рынок Пензенской области и Российской Федерации в целом, и установлено, что наименования «Регион газ» и «Регион газ сервис» встречаются очень часто, повсеместно, практически в каждом субъекте РФ. В данном случае для организации было выбрано наименование «Регион Газ Сервис». С той целью, чтобы потребителям было понятно, чем занимается организация и они приходили к нам с просьбой установить газовые счётчики, колонки и т.д., в наименовании Общества присутствует слово «Газ». В связи с осуществлением деятельности по всему региону (на всей территории Пензенской области), в название включено слово «Регион».

Генеральный директор ООО «Региональная Газовая Служба» дополнительно пояснил, что официального сайта у организации нет, номер телефона Общества для потребителей указан в сети «Интернет» на сайте 2ГИС среди прочих организаций при введении в поисковой строке «Газовая служба».

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела, о чём вынесено Определение от 02.09.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 20.09.2022 г. 

12.09.2022 г. и 15.09.2022 г. от ООО «Региональная Газовая Служба» поступили документы и пояснения, запрошенные Определением от 02.09.2022 г.

15.09.2022 г. в Пензенской УФАС России поступили документы от ООО «Регион газ».

На заседании Комиссии 20.09.2022 г. представитель ООО «Регион газ» полностью поддержала позицию Общества, подробно изложив доводы, указанные в заявлении. Дополнительно указав, что <...> через несколько дней после увольнения из ООО «Регион газ» создал организацию с наименованием ООО «Регион Газ Сервис» с полностью идентичными видами деятельности организации Заявителя. В таком случае очевидно, что действия Ответчика направлены на получение преимуществ, поскольку все виды деятельности и организация рабочего процесса были скопированы, Обществу не требовалось нести на это затраты. По мнению представителя, использование Ответчиком сходного до степени смешения фирменного наименования Заявителя вводит потребителя в заблуждение относительно принадлежности этой компании к компании ООО «Регион газ». Это даёт возможность получения преимуществ, поскольку у Заявителя за время работы сложилась репутация, его знают потребители и они доверяют качеству оказания услуг. Представитель ООО «Регион газ» также указала, что Ответчик расположился в одном здании и на одном этаже с Заявителем. Это влияет на отток потенциальных сотрудников и потребителей, которые не доходят до офиса ООО «Регион газ», а останавливаются в офисе Ответчика.

Дополнительно представитель <...> пояснила, что ООО «Регион газ» с целью продвижения своих услуг на рынке выбрало такой вид рекламы, как «прямая реклама». Для данного вида деятельности это самый оптимальный вариант. С этой целью Заявитель принимает на работу инспекторов, в должностные обязанности которых входит продвижение услуг ООО «Регион газ». Ежемесячный оклад инспектора в соответствии с трудовым договором составляет 16.000 рублей. Таких сотрудников в организации несколько и работали они с начала осуществления деятельности ООО «Регион газ». Указанное обстоятельство также даёт преимущество Ответчику при осуществлении своей деятельности со схожим до степени смешения коммерческим обозначением и освобождает от необходимости продвижения своей организации. 

Одновременно представитель ООО «Регион газ» указала на недобросовестность работы Ответчика, что противоречит принципам добропорядочности и справедливости. В доказательство этому пояснила, что в материалы дела представлена визитка ООО «Регион газ» с его контактными данными, на которой от руки указаны координаты слесаря Ответчика. Данная визитка получена от потребителя, к которому пришли инспектор и слесарь ООО «Регион газ» в назначенное согласованное время, но потребитель сообщил, что наша организация к нему уже приходила.

Представитель ООО «Регион газ» обратила внимание Комиссии на то, что Ответчику была направлена претензия по спорному вопросу, где ему предъявлялись требования о смене фирменного наименования, что и послужило основанием для смены ООО «Регион Газ Сервис» наименования на «Региональная Газовая Служба». Кроме того, представитель Заявителя дополнила, что ООО «Регион газ» несёт убытки из-за недобросовестного поведения Ответчика. Так, например, согласно реестру заключенных договоров, за март 2022 года, когда ещё не существовало организации Ответчика, у ООО «Регион газ» было заключено 126 договоров на оказание услуг по замене газового крана на общую сумму 391.750 рублей. В апреле 2022 года, после создания ООО «Регион Газ Сервис» было заключено только 34 договора на сумму 112.250 рублей. Заявитель считает, что такая резкая упущенная выгода связана с появлением на рынке Ответчика.

На вопрос Комиссии представитель ООО «Регион газ» указала, что организация открылась 07.07.2021 г., а первый договор на оказание услуг был заключен Заявителем 31.08.2021 г. Также на вопрос Комиссии по данным, указанным в визитке, представитель ООО «Регион газ» пояснила, что Заявитель ранее располагался в офисе 221 (сейчас офис 218), затем офис 221 стал арендовать Ответчик.

Представитель ООО «Региональная Газовая Служба» поддержал ранее изложенную позицию. Дополнительно представитель указал, что в наименованиях Ответчика и Заявителя присутствуют разные словосочетания и в уголке потребителя размещена информация, которая позволяет идентифицировать две разные организации. Потребитель может проанализировать цену оказываемой услуги у различных организаций и способен понять, в какую организацию, с каким ИНН он пришёл. Организация называется в интересах потребителей. Деятельность Общества основана на замене и установке газового оборудования, поэтому в названии используется слово «Газ». Слово «Сервис» тоже не вызывает двоякого толковая у потребителя.  Заявитель считает, что отсутствуют доказательства точной взаимосвязи падения доходов ООО «Регион газ» с появлением на рынке ООО «Регион Газ Сервис». Также, по мнению представителя, что ООО «Регион газ» не является правообладателем фирменного наименования.

Представитель ООО «Региональная Газовая Служба» указал на отсутствие смешения в наименованиях организациях. У потребителя имеется возможность выбрать любую организацию с учётом конкурентных преимуществ. Считает, что производство по делу должно быть прекращено.

На вопрос Комиссии генеральный директор ООО «Региональная Газовая Служба» пояснил, что адрес для размещения организации был выбран по причине доступной стоимости аренды и хороших отношений с арендодателем. Дополнительно представитель ООО «Региональная Газовая Служба» указал, что Ответчика не устраивало его расположение на одном этаже с офисом конкурента, поскольку это экономически невыгодно, в связи с чем было принято решение о смене названия организации. Представители Ответчиков указали, что допускают ситуации, когда потребители сначала шли в офис Заявителя, а потом возвращались к ним. Чтобы избежать таких ситуаций, было принято решение о переименовании. 

На вопрос Комиссии генеральный директор ООО «Региональная Газовая Служба» указал, что организация открылась 28.03.2022 г., а первый договор на оказание услуг был заключен 13.04.2022 г. Также представитель Общества пояснил, что на момент образования у организации имелась клиентская база – личные контакты потребителя с конкретным человеком. Например, потребитель сначала приходил в ООО «Регион газ», а потом в коридоре встречал <...>, который указывал, что сейчас он работает в другой организации и у потребителя есть право выбора: идти в прежнюю организацию или в новую. Потребитель приходил к нам, потому что цена в ООО «Регион газ» их не устраивала. Ценовая политика в ООО «Региональная Газовая Служба» ниже, лучше качество и сроки оказания услуг.

В связи с необходимостью получения дополнительных доказательств Комиссия приняла решение об отложении рассмотрения дела, о чём вынесено Определение от 20.09.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 27.10.2022 г. 

26.10.2022 г. от ООО «Региональная Газовая Служба» поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с занятостью представителя в судебном заседании.

На заседании Комиссии 27.10.2022 г., совещаясь на месте, Комиссия приняла решение удовлетворить заявленное ООО «Региональная Газовая Служба» ходатайство.

27.10.2022 г. в рассмотрении дела объявлен перерыв до 28 октября 2022 года.

На заседании Комиссии 28.10.2022 г. представитель Заявителя поддержала ранее заявленные требования и данные пояснения. Просила обратить внимание на изменение Ответчиком фирменного наименования с «Регион Газ Сервис» на «Региональная Газовая Служба» после получения претензии с таким требованием от Заявителя.

Представитель Ответчика поддержал ранее данные пояснения в полном объёме, считает необходимым прекратить производство по настоящему делу.

Изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения, Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/14.6-568/2022 отложить, о чем вынесено Определение от 28.10.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 14.11.2022 г.

14.11.2022 г. представитель ООО «Региональная Газовая Служба» на заседание не явился, ходатайств и заявлений не представил. 

В связи с техническим сбоем системы видеоконференцсвязи у представителя ООО «Регион газ» отсутствовала возможность участия в заседании Комиссии.

Определением от 14.11.2022 г. установлено, что в рассматриваемых действиях ООО «Региональная Газовая Служба» по приобретению и использованию исключительного права на средство индивидуализации (фирменное наименование), сходное до степени смешения со средством индивидуализации – фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента содержатся признаки нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с ч.1.1 ст.47 Закона о защите конкуренции, в связи с обнаружением в действиях Ответчика признаков иного правонарушения антимонопольного законодательства, рассмотрение дела отложено, о чём вынесено Определение от 14.11.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 08.12.2022 г.

29.11.2022 г. в Пензенское УФАС России от ООО «Регион газ» и ООО «Региональная Газовая Служба» поступили письменные позиции, запрошенные Определением от 14.11.2022 г.

На заседании Комиссии 08.12.2022 г. представитель Заявителя поддержала ранее изложенные требования, а также указала на наличие в действиях ООО «Региональная Газовая Служба» признаков нарушения части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Представитель Ответчика указал на несогласие с наличием в действиях ООО «Региональная Газовая Служба» признаков недобросовестной конкуренции и нарушения Закона о защите конкуренции. В частности, <...> пояснил, что положения статьи 14.4 Закона о защите конкуренции в своём буквальном толковании содержат фразу «средства индивидуализации», речи о фирменном наименовании там не идёт. Также обратил внимание, что Общество не использовало исключительное право Заявителя, кроме того, потребитель обладает достаточной информацией о принадлежности организации, в которую он обратился, и не путает две данные компании между собой. Представитель также считает, что ООО «Регион газ» не принадлежит исключительное право на настоящее фирменное наименование, поскольку есть и другие организации с таким названием.

Изучив материалы дела, представленные доказательства и пояснения, Комиссия приняла Заключение об обстоятельствах дела и огласила его.

В соответствии с частью 3 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссия определила рассмотрение дела № 058/01/14.6-568/2022 отложить, о чем вынесено Определение от 08.12.2022 г. и назначена дата заседания Комиссии 27.12.2022 г.

Письменные возражения на Заключение об обстоятельствах дела от Заявителя и Ответчика не поступили.

На заседании Комиссии 27.12.2022 г. представитель Ответчика указал на несогласие с установленными признаками нарушения. В частности, <...> пояснил, что <...> работал в ООО «Регион газ» 3 месяца в должности заместителя директора, что по сути является испытательным сроком, в то время как до этого он уже окончил обучение и имел удостоверение слесаря газового оборудования. По мнению представителя это свидетельствует о познаниях и умении работать <...> в рассматриваемой сфере до трудовой деятельности в компании Заявителя.   

Также Представитель указал, что в заключенных договорах Ответчика и ООО «Регион газ» идентичные контрагенты не установлены. <...> настаивает, что <...> не был осведомлён об организационных особенностях деятельности Заявителя, а рассматриваемые действия подпадают под обычаи делового оборота.

Представитель Заявителя в полном объёме поддержала ранее изложенные доводы и позицию, указала на полное и всестороннее исследование всех обстоятельств в рамках рассмотрения настоящего дела.

Изучив материалы дела № 058/01/14.6-568/2022 и оценив представленные доказательства, Комиссия Пензенского УФАС России пришла к следующему.

Из совокупности положений статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что юридическое лицо имеет своё наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Юридическое лицо, фирменное наименование которого зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.

Пунктом 1 статьи 1473 ГК РФ установлено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.

Согласно статье 1475 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включённое в единый государственный реестр юридических лиц. Исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.

07.07.2021 г. Заявитель зарегистрирован в Едином государственном реестре юридических лиц под фирменным наименованием ООО «Регион газ». Указанное фирменное наименование юридического лица также определено в его учредительных документах, а именно пунктом 2 Решения № 1 единственного учредителя ООО «Регион газ» от 16.06.2021 г. и пунктом 1.2 Устава ООО «Регион газ» от 16.06.2021 г.

Заявитель осуществляет свою деятельность на рынке услуг по установке и обслуживанию газового оборудования. Основным видом деятельности ООО «Регион газ», согласно выписке из ЕГРЮЛ, является монтаж промышленных машин и оборудования (ОКВЭД 33.20). Дополнительными видами деятельности являются:

- ремонт электронного и оптического оборудования (ОКВЭД 33.13),

- производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21)

- производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (ОКВЭД 43.22),

- производство прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.29),

- работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (ОКВЭД 43.99),

- торговля оптовая электрической бытовой техникой (ОКВЭД 46.43.1),

- торговля оптовая прочими потребительскими товарами, не включенными в другие группировки (ОКВЭД 46.49.49),

- торговля оптовая неэлектрическими бытовыми приборами (ОКВЭД 46.49.5),

-  торговля оптовая электронным и телекоммуникационным оборудованием и его запасными частями (ОКВЭД 46.52),

- торговля оптовая производственным электротехническим оборудованием, машинами, аппаратурой и материалами (ОКВЭД 46.69.5),

-  торговля оптовая измерительными приборами и оборудованием (ОКВЭД 46.69.7),

- торговля оптовая прочими машинами, приборами, аппаратурой и оборудованием общепромышленного и специального назначения (ОКВЭД 46.69.9),

- торговля оптовая санитарно-техническим оборудованием (ОКВЭД 46.73.3),

- торговля оптовая прочими строительными материалами и изделиями (ОКВЭД 46.73.6),

- торговля оптовая водопроводным и отопительным оборудованием и санитарно-технической арматурой (ОКВЭД 46.74.2),

- торговля розничная санитарно-техническим оборудованием в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.52.5),

- торговля розничная прочими строительными материалами, не включенными в другие группировки, в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.52.79),

- торговля розничная бытовыми электротоварами в специализированных
магазинах (ОКВЭД 47.54),

- торговля розничная бытовыми изделиями и приборами, не включенными в
другие группировки, в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.59.9),

- торговля розничная прочая в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.78),

- торговля розничная по почте или по информационно-коммуникационной сети Интернет (ОКВЭД 47.91),

- торговля розничная прочая вне магазинов, палаток, рынков (ОКВЭД 47.99),

- деятельность автомобильного грузового транспорта (ОКВЭД 49.41).

Юридический адрес ООО «Регион газ» совпадает с фактическим и находится в г.Пензе, ул.Рахманинова, д.1, офис 4Л.

Таким образом, с 7 июля 2021 года Заявитель осуществляет свою деятельность под фирменным наименованием ООО «Регион газ» и ему принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации на вышеуказанном рынке.

28.03.2022 г. в ЕГРЮЛ зарегистрировано юридическое лицо с фирменным наименованием ООО «Регион Газ Сервис» (с 01.08.2022 г. фирменное наименование организации изменено на «Региональная Газовая Служба»). Основным видом деятельности ООО «Регион Газ Сервис» является монтаж промышленных машин и оборудования (ОКВЭД 33.20). Дополнительные виды деятельности Общества абсолютно идентичны дополнительным видам деятельности Заявителя, указанным выше.

Юридический адрес – г.Пенза, ул.Рахманинова, д.1, офис 4М. На заседаниях Комиссии представитель ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») подтвердил совпадение юридического адреса и фактического местонахождения Общества.

Таким образом, по результатам анализа сведений из ЕГРЮЛ, а также в ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Регион газ» зарегистрирован как юридическое лицо раньше, чем ООО «Регион Газ Сервис». Кроме того, Заявитель и Ответчик расположены на одном этаже одного здания, основной и дополнительные виды деятельности организаций совпадают. На заседаниях Комиссии установлено, что Ответчик расположился в том офисе (№ 221), где ранее находился офис Заявителя.

Из представленных в Пензенское УФАС России реестров заключенных договоров следует, что фактически ООО «Регион газ» оказывает услуги по установке и замене приборов учёта газа, газовых кранов и шлангов.

Анализ договоров, представленных Обществом, показал, что ООО «Региональная Газовая Служба» фактически оказывает потребителю аналогичные услуги – установка и замена приборов учёта газа, установка и замена газовых кранов и шлангов.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объёме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 22.04.2010 г. № 220, Пензенским УФАС России был проведён анализа состояния конкуренции на рынке услуг по установке и обслуживанию газового оборудования, по результатам которого составлен аналитический отчёт.

Временной интервал определён периодом с 28.03.2022 г. (начало осуществления деятельности Ответчиком) по 05.12.2022 г. (дата проведения исследования).

Продуктовые границы товарного рынка в ходе анализа определены исходя из предмета договоров, заключаемых хозяйствующим субъектом, – деятельность по установке и замене приборов учёта газа, замене и установке газовых кранов и шлангов.

Географические границы рынка – г.Пенза и Пензенская область.

Определяя состав хозяйствующих установлено, что на действующем товарном рынке субъектом, в действиях которого обнаружены признаки недобросовестной конкуренции является ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис»), лицом, которому указанными действиями (бездействием) причинены или могут быть причинены убытки или нанесён (может быть нанесён) вред деловой репутации является ООО «Регион газ».

Таким образом, анализ состояния конкуренции на рассматриваемом рынке показал, что поскольку ООО «Регион газ» и ООО «Региональная Газовая Служба» осуществляют деятельность на одном товарном рынке, в одних географических границах и в одно и тоже время, то указанные хозяйствующие субъекты являются конкурентами на рынке услуг по установке и обслуживанию газового оборудования.

Указанные хозяйствующие субъекты-конкуренты соперничают между собой за привлечение потребителей с целью получения прибыли на рынке услуг по установке и обслуживанию газового оборудования.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции недобросовестная конкуренция – это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, для признания действий недобросовестной конкуренцией они должны одновременно отвечать следующим критериям: действия должны совершаться хозяйствующими субъектами-конкурентами; быть направлены на получение преимуществ в предпринимательской деятельности; противоречить законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости; причинить или быть способными причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (причинение вреда).

Недобросовестность правообладателя должна быть, прежде всего, установлена на стадии обращения с заявкой на регистрацию юридического лица (приобретения фирменного наименования), в том числе известность, осведомлённость данного юридического лица о сложившейся репутации у его конкурента, вероятность случайности совпадения, поскольку именно в этот момент реализуется намерение (умысел) на недобросовестное конкурирование с иными участниками рынка посредством использования исключительного права, предусматривающего запрет иным лицам применять для индивидуализации товаров и услуг тождественные или сходные обозначения. Последующее же поведение правообладателя может лишь подтверждать либо опровергать тот факт, что при приобретении такого исключительного права он действовал недобросовестно.

Генеральным директором ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее «Регион Газ Сервис») является <...>. Согласно заявлениям и трудовому договору № 002, <...> с 29.08.2021 г. был трудоустроен в ООО «Регион газ», в том числе, в период с 01.12.2021 г. по 24.03.2022 г. в должности заместителя директора. Данные обстоятельства указывают на осведомлённость о существовании организации с фирменным наименованием ООО «Регион газ», сфере её деятельности, а также внутреннем устройстве и организации рабочего процесса. Ответчик при регистрации приобрёл уже используемое в Пензе и Пензенской области наименование.

В результате смешения наименования организации «Регион газ» общества «Регион Газ Сервис» могло произойти перераспределение спроса от ранее созданного лица к позже зарегистрированному юридическому лицу.

Как установлено в ходе рассмотрения дела и следует из представленных документов, первый договор ООО «Регион газ» на оказание услуг заключен 31.08.2021 г., то есть почти через два месяца после открытия (55 дней). Представителем Заявителя представлена информация о деятельности организации, направленной на поиск клиентов и продвижение услуг ООО «Регион газ» на рынке. Так, с момента создания организации на работу принимались инспекторы, в чьи должностные обязанности входили, в том числе, поиск клиентов и рекламная деятельность компании. Аналогичная деятельность, направленная на поиск клиентов и продвижение услуг, осуществляется ООО «Регион газ» и в настоящее время.

Установленные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод, что за время более длительной работы ООО «Регион газ» организовало свой рабочий процесс, несло затраты на продвижение организации на рынке и поиск клиентов, зарекомендовало себя на рынке услуг, получило определённую репутацию среди потребителей по качеству оказываемых услуг, сформировало клиентскую базу. 

Из представленных документов ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») следует, что первый договор на оказание услуг им был заключен 09.04.2022 г., то есть менее чем через 2 недели (12 дней). Сведений о затратах организации на продвижение своего наименования и своих услуг, а также поиск клиентов Обществом не представлено. Согласно пояснениям генерального директора, до июля 2022 года в Обществе не работали специалисты, трудовых договоров Ответчиком не заключалось. 

То есть фактически, ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») не неслись затраты на продвижение своей компании и поиск клиентов. Более того, как пояснялось на заседании Комиссии, на момент образования у организации имелась клиентская база – личные контакты потребителя с конкретным человеком. Учитывая то обстоятельство, что <...> полгода работал в компании Заявителя, можно предположить, что клиентская база сформировалась именно в этот период из потребителей, являющихся клиентами ООО «Регион газ», на поиск которых нёс затраты Заявитель. 

Таким образом, Общество при использовании фирменного наименования, схожего до степени смешения с фирменным наименованием Заявителя, могло получить сформированные репутационные преимущества ООО «Регион газ», минимизировать расходы на рекламу и иные способы продвижения своих услуг на товарном рынке среди потребителей или вовсе не вкладывать в это материальные ресурсы.

Представителями ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») неоднократно указывалось на то, что выбор клиента определяла цена на оказываемые услуги, поскольку ценовая политика Ответчика ниже. Потребитель оценивал стоимость, качество и сроки выполнения работ, сравнивал две организации и приходил в ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис»).

Вместе с тем, анализ представленных Заявителем и Ответчиком прайс-листов показал незначительное различие ценовой политики (50-200 рублей) по отдельным видам работ, как в большую, так и в меньшую сторону относительно прайс-листа Заявителя. Одновременно с этим, визуальное оформление прайс-листа Ответчика идентично прайс-листу ООО «Регион газ». Содержание предлагаемых к выполнению работ и порядок их размещения в прайс-листе также совпадают (за исключением 3 видов услуг).

Данное обстоятельство также свидетельствует об осведомлённости <...> об организационных особенностях работы ООО «Регион газ», и отсутствии со стороны Ответчика каких-либо усилий направленных на выбор названия для организации, продумывание и организацию рабочего процесса, оформление документов, расчёт затрат на оказание услуг. 

Учитывая вышеизложенное, а также нахождение указанных юридических лиц на одном этаже одного здания, ООО «Региональная Газовая Служба» могли предоставляться преимущества.

Под направленностью действий хозяйствующего субъекта на получение преимуществ в предпринимательской деятельности понимается их объективная способность предоставить хозяйствующему субъекту такие преимущества. При этом сами преимущества означают такое превосходство над конкурентами, которое обеспечивает в том числе возможность увеличить размер получаемой прибыли по отношению к уровню прибыли при воздержании от указанных действий. Таким образом, действия хозяйствующих субъектов могут считаться направленными на получение преимуществ, если они позволяют хозяйствующим субъектам увеличить получаемую прибыль либо предотвратить ее неизбежное снижение.

Приобретение ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») наименования, схожего до степени смешения с наименованием ООО «Регион газ», являющегося конкурентом, и его использование в период с 28.03.2022 г. по 31.07.2022 г., могло повлиять на выбор потребителя, сформировать у него ошибочное мнение о принадлежности Общества к организации Заявителя. Более того, расположение организаций со схожими до степени смешения наименованиями в одном здании и на одном этаже (а также в офисе, где ранее располагался Заявитель), увеличивает возможность ошибочного выбора потребителями организации недобросовестного конкурента за счёт сформировавшейся репутации за длительный период работы добросовестного хозяйствующего субъекта.

Довод представителя Ответчика о том, что потребитель услуг является грамотным и может идентифицировать две разные организации благодаря информации, указанной в уголке потребителя, не принимается Комиссией. Потребитель, обращаясь в организацию за оказанием услуг, как правило, не осведомлён о наличии на этаже нескольких таких организаций, более того, расположение их рядом со схожими названиями может ввести потребителя в заблуждение относительно принадлежности одной организации к другой. Вместе с тем, потребитель, ранее получавший услугу в одной из организаций, ориентируется на её название, а не уставные документы, фамилии директора и ИНН, указанные в уголке потребителя. Данные сведения не носят информативного характера для потребителя и не вызывают ассоциаций с конкретной организацией.  

Как следует из представленных документов, сотрудники ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») оставляли потребителям визитки, принадлежащие ООО «Регион газ», на которых от руки были указаны контакты Ответчика. При появлении в назначенное время сотрудников ООО «Регион газ», потребитель указывал, что они к нему уже приходили, то есть был уверен в том, что ранее услугу ему оказала именно компания Заявителя.

На рассмотрении Комиссии представитель Ответчика указал, что наименования «Регион газ» и «Регион Газ Сервис» встречаются практически в каждом субъекте РФ.

Вместе с тем, в ходе проведённого анализа, как указано выше, установлены географические границы рассматриваемого рынка, в границах которого осуществляют свою деятельность ООО «Регион газ» и ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») – г.Пенза и Пензенская область. Организации с идентичными наименованиями оказывают свою деятельность в границах других территориальных образований и не могут являться конкурентами для Ответчика и Заявителя.

Угроза смешения имеет место, если одно коммерческое обозначение воспринимается за другое, или если потребитель понимает, что речь идет не об одном и том же коммерческом обозначении, но полагает, что оба коммерческих обозначения принадлежат одному и тому же юридическому лицу. Для признания сходства коммерческих обозначений достаточно уже самой опасности этого сходства, а не их реального смешения в глазах потребителя.

Вышеуказанные обстоятельства и возможные последствия в результате недобросовестной конкуренции ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис») могли причинить убытки Заявителю и нанести ущерб его деловой репутации.

Согласно части 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которое лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В данном случае реальная угроза причинения убытков могла выражаться в потере ООО «Регион газ» потребителей, в том числе потенциальных. При этом, в силу прямого указания пункта 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции, для признания действий хозяйствующего субъекта недобросовестной конкуренцией достаточно одной лишь возможности наступления перечисленных в законе последствий и доказательств реального ущерба не требуется.

Результатом таких действий могло являться снижение количества заключенных ООО «Регион газ» договоров на услуг по замене крана/шланга в апреле 2022 года, то есть в период появления на рынке Ответчика.

Кроме того, недобросовестные действия Общества противоречат принципам справедливости и добропорядочности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1474 ГК РФ не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица.

Положениями статьи 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации определён перечень средств индивидуализации юридических лиц, которые приравниваются к результатами интеллектуальной деятельности.

Так, в соответствии с подп.13 п.1 ст.1225 ГК РФ фирменное наименование является приравненными к результатам интеллектуальной деятельности средством индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг и предприятий, которому предоставляется правовая охрана.

Согласно пункту 2 статьи 10bis Конвенции по охране промышленной собственности (заключена в Париже 20.03.1883, ратифицирована СССР 19 сентября 1968 года) актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента (подпункт 1 пункта 3 статьи 10bis Конвенции).

Приведенные выше нормы права обусловливают нежелательность появления в гражданском обороте средств индивидуализации, вызывающих у потребителей неоправданные представления об ассоциативной связи между разными производителями товаров и услуг.

Учитывая вышеприведённые нормы, ООО «Региональная Газовая Служба» не вправе было приобретать и использовать наименование «Регион Газ Сервис», сходное с фирменным наименованием ООО «Регион газ», поскольку фирменное наименование последнего было включено в ЕГРЮЛ ранее, чем фирменное наименование Ответчика.

В силу части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции запрещается недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации товаров, работ или услуг.

Приобретение и использование исключительного права на средство индивидуализации, сходное до степени смешения с фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента, приравнивается к приобретению и использованию исключительного права на средство индивидуализации. Настоящий вывод подтверждается сложившейся судебной практикой.

Решая вопрос о приобретении и использовании какого-либо наименования, хозяйствующий субъект должен самостоятельно решать вопрос о возможности использования выбранного им фирменного наименования и возможности нарушения при этом чьих-либо прав, соответственно и должен нести ответственность за принятое решение.

Наименование «Регион газ» ассоциируется именно с лицом, осуществляющим деятельность на определённом товарном рынке, наработавшим определённую репутацию на рынке, а не с видом деятельности, при том, что оба юридических лица-конкурента оказывают услуги в сфере установки и обслуживания газового оборудования в одних географических границах. Общероссийский классификатор не содержит указания на такой вид деятельности, данное словосочетание не является общепринятым термином для юридических лиц, обязательным для использования в наименованиях организаций, оказывающих услуги в указанной сфере, не закреплено в нормативных правовых актах.

При анализе обозначений на предмет сходства до степени смешения подлежат учёту следующие положения.

В пункте 37 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.09.2015 г., указано, что при выявлении сходства до степени смешения обозначений учитывается общее впечатление, которое они производят (включая неохраняемые элементы) в целом на среднего потребителя соответствующих товаров или услуг.

В соответствии с пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 г. № 482, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.

Факт приобретения и использования в наименованиях Заявителя и Общества общего словосочетания «Регион газ» с позиции рядового потребителя приводит к смешению хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке. В данном случае словесные элементы фирменного наименования Заявителя входят в наименование конкурента, единственным отличием является использование слова «Сервис», что, по существу, не оказывает влияния на его различительную способность по отношению к наименованию Заявителя.

В силу пункта 6 статьи 1252 ГК РФ если различные средства индивидуализации (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, коммерческое обозначение) оказываются тождественными или сходными до степени смешения и в результате такого тождества или сходства могут быть введены в заблуждение потребители и (или) контрагенты, преимущество имеет средство индивидуализации, исключительное право на которое возникло ранее.

С учётом того, что Заявитель был зарегистрирован как юридическое лицо раньше, чем ООО «Региональная Газовая Служба» (ранее ООО «Регион Газ Сервис»), следовательно, приоритет в защите своего фирменного наименования в силу закона принадлежит ООО «Регион газ».

В соответствии с пунктом 2 статьи 1539 ГК РФ не допускается использование коммерческого обозначения, способного ввести в заблуждение относительно принадлежности предприятия определенному лицу, в частности обозначения, сходного до степени смешения с фирменным наименованием, товарным знаком или защищенным исключительным правом коммерческим обозначением, принадлежащим другому лицу, у которого соответствующее исключительное право возникло ранее.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2006 г. по делу №3691/06, для признания сходства обозначения достаточно уже самой опасности, а не реального смешения товарных знаков (обозначений) в глазах потребителя.

В ходе рассмотрения дела представителем ООО «Региональная Газовая Служба» заявлялся довод о необходимости применения к рассматриваемому случаю п.31 Постановление Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012г. «О некоторых вопросах применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» по аналогии права. Комиссия считает данный довод несостоятельным по следующим основаниям.

Аналогия права применяется при невозможности применения аналогии закона, в случае отсутствия в законодательства норм, регулирующих конкретные или сходные с ними отношения. К рассматриваемым обстоятельствам аналогия права и аналогия закона не применимы, ввиду отсутствия пробела в законодательстве, поскольку Законом о защите конкуренции и Гражданским кодексом РФ закреплены нормы, регулирующие настоящие правоотношения.

Довод ООО «Региональная Газовая Служба» о том, что в нарушение статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении Общества возбуждено дело без соблюдения порядка и первоначальной выдачи предупреждения противоречит действующему законодательству.

В силу пункта 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Таким образом, пункт 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции содержит исчерпывающий перечень статей, при выявлении признаков нарушения которого антимонопольным органом выдаётся предупреждение. Статьи 14.6 Закона о защите конкуренции указанный перечень не содержит, самостоятельному расширению он не подлежит.

Учитывая изложенное, Пензенское УФАС России обоснованно приняло решении о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Региональная Газовая Служба» без выдачи предупреждения.

Согласно части 1 статьи 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Как указывалось выше и подтверждается имеющимися в деле документами, с 01.08.2022 г. фирменное наименование организации «Регион Газ Сервис» изменено на «Региональная Газовая Служба», то есть с 01.08.2022 г. Ответчик прекратил использование фирменного наименования, сходного до степени смешения со средством индивидуализации – фирменным наименованием Заявителя. Таким образом в настоящее время ООО «Региональная Газовая Служба» прекратило нарушение антимонопольного законодательства.

В связи с указанным, основания для выдачи ООО «Региональная Газовая Служба» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Вместе с тем установлено, что ООО «Региональная Газовая Служба» использовало в своей деятельности фирменное наименование («Регион Газ Сервис») возникшее в результате государственной регистрации юридического лица в ЕГРЮЛ в установленном законом порядке.

Таким образом, нарушения пункта 1 статьи 14.6 Закона о защите конкуренции в действиях ООО «Региональная Газовая Служба» не установлено.

Основываясь на материалах дела и представленных доказательствах, Комиссия единогласно квалифицировала действия ООО «Региональная Газовая Служба» по приобретению и использованию исключительного права на средство индивидуализации (фирменное наименование), сходное до степени смешения со средством индивидуализации – фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента ООО «Регион газ» нарушением части 1 статьи 14.4 Закона о защите конкуренции.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Региональная Газовая Служба» (ИНН 5835140078, 440066, г.Пенза, ул.Рахманинова, д.1, офис 4М) по приобретению и использованию исключительного права на средство индивидуализации (фирменное наименование), сходное до степени смешения со средством индивидуализации – фирменным наименованием хозяйствующего субъекта-конкурента нарушением части 1 статьи 14.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. В связи с прекращением нарушения предписание ООО «Региональная Газовая Служба» не выдавать.

3. Рассмотрение дела в отношении ООО «Региональная Газовая Служба» по признакам нарушения пункта 1 статьи 14.6 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» прекратить в связи с отсутствием нарушения.

 

Председатель Комиссии                                                                             <...>

Члены Комиссии                                                                                             <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны