Решение №1489-3 Решение от 17 мая 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/10/18.1-329/2022

 

«13» мая 2022 года                                                          г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- П<...> – государственного инспектора отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

в отсутствие заявителя – ООО «Центр юридической и деловой помощи», организатора торгов - финансового управляющего Ш<...> (о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом);

рассмотрев жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...> (сообщение № 8621723 от 20.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 28.04.2022 поступила жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...> (сообщение № 8621723 от 20.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru).

Из жалобы заявителя следует, что организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...> (сообщение № 8621723 от 20.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) допущены следующие нарушения:

- в сообщении о проведении торгов не указаны реквизиты для перечисления задатка, в проекте договора о задатке отсутствуют реквизиты специального счета для перечисления задатка для участия в торгах;

- в сообщении организатором торгов не разъяснено право участника торгов перечислить задаток без подписания договора о задатке;

- в сообщении о проведении торгов не указан порядок заключения договора купли-продажи и не определены последствия уклонения от заключения договора купли-продажи;

- в сообщении о проведении торгов неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа об оплате задатка, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, документа, удостоверяющего личность (для физического лица).

Также, заявитель просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

 Правовая позиция финансового управляющего Ш<...> изложена в письменном отзыве на жалобу от 11.05.2022 (вх. № 2381э). Организатор торгов с доводами жалобы не согласился по основаниям, указанным в письменном отзыве, просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 04.05.2022 № 1353-3 назначено и проведено 13.05.2022 в 12 часов 30 минут.

На рассмотрение жалобы 13.05.2022 ООО «Центр юридической и деловой помощи», финансовый управляющий Ш<...> не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Закона о защите конкуренции установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", со дня такого размещения.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО «Центр юридической и деловой помощи» подана в пределах срока, установленного в части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Общие принципы реализации имущества должника установлены Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Реализация имущества гражданина-банкрота регулируется главой X Закона о банкротстве.

В соответствии с частью 3 статьи 213.26 Закона о банкротстве имущество гражданина, часть этого имущества подлежат реализации на торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве, если иное не предусмотрено решением собрания кредиторов или определением арбитражного суда. Драгоценности и другие предметы роскоши, стоимость которых превышает сто тысяч рублей, и вне зависимости от стоимости недвижимое имущество подлежат реализации на открытых торгах в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Положениями статей 110, 138, 139 Закона о банкротстве регламентирован порядок реализации имущества должника путем проведения торгов.

В соответствии с частью 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Решением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.05.2021 по делу № А56-17945/2021 К<...> признана несостоятельной (банкротом). Финансовым управляющим К<...> утверждена Ш<...>

Определением Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2022 по делу № А56-17945/2021 утверждено Положение о порядке, об условиях и о сроках реализации имущества К<...>

20.04.2022 организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве www.bankrot.fedresurs.ru размещено объявление № 8621723 о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...>

Лот №1: Здание, жилое, кадастровый номер: 47:18:0203001:51, площадь: 91 кв.м., вид права: общая долевая собственность, 1/3 доля в праве, дата государственной регистрации 17.12.2009 г., основание государственной регистрации Договор дарения жилого дома, доли дома, документ нотариально удостоверен: 29.11.1990 секретарь исполкома Самойловского сельского Совета Бокситогорского района Ленинградской области Б<...> 275, местоположение Ленинградская область, р-н Бокситогорский, д. Казенное Село, д. 29.

Начальная цена лота – 88 830,00 руб.

Сообщение о проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...> размещено организатором торгов на сайте оператора электронной торговой площадки ООО «Поволжская торговая площадка» (https://ptp-center.ru/index.html) - номер торгов № 3282-ОАОФ.

1. Относительно довода заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов не указаны реквизиты для перечисления задатка, в проекте договора о задатке отсутствуют реквизиты специального счета для перечисления задатка для участия в торгах, Комиссией Управления установлено следующее.

Абзацем 3 части 8 статьи 110 Закона о несостоятельности предусмотрено, что организатор торгов опубликовывает и размещает сообщение о продаже предприятия и сообщение о результатах проведения торгов.

В сообщении о продаже имущества должника должны содержаться сведения о размере задатка, сроках и порядке внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток (абзац 8 части 10 статьи 110 Закона о банкротстве).

В сообщении № 8621723 о проведении торгов, размещенном на сайте ЕФРСБ, в разделе «Текст» указана следующая информация:

«Счет для внесения задатков:

Получатель: К<...>

счёт № 40817810060105259526

БИК:040702615

КОРР.СЧЕТ: 30101810907020000615

ИНН: 7707083893

КПП: 263443001,

Банк получателя: ПАО Сбербанк России».

Согласно объявлению № 3282-ОАОФ о проведении торгов, опубликованному на сайте ЭТП «ПТП-Центр», реквизиты счета для внесения задатков следующие: «ФИО получателя: К<...> счёт № 40817810060105259526, БИК:040702615, КОРР.СЧЕТ: 30101810907020000615, ИНН: 7707083893, КПП: 263443001, Банк получателя: ПАО Сбербанк России».

Организатором торгов – финансовым управляющим Ш<...> на сайтах ЕФРСБ и ЭТП «ПТП-Центр» размещен проект договора о задатке.

В соответствии с пунктом 2.1 договора задаток должен быть внесен заявителем на расчетный счет организатора торгов, указанный в разделе 4 настоящего договора.

В разделе 4 договора о задатке указаны следующие реквизиты:

«Финансовый управляющий К<...>

счёт № 40817810060105259526

БИК:040702615

КОРР.СЧЕТ: 30101810907020000615

ИНН: 7707083893

КПП: 263443001,

Банк получателя: ПАО Сбербанк России».

Таким образом, организатором торгов в сообщениях о проведении торгов, договоре о задатке указаны сведения о реквизитах счета для перечисления задатка для участия в торгах.

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 40.2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" для обеспечения исполнения обязанности должника (в том числе гражданина) по возврату задатков, перечисляемых участниками торгов по реализации имущества должника, внешний или конкурсный управляющий по аналогии с пунктом 3 статьи 138 Закона о банкротстве открывает отдельный банковский счет должника. В договоре такого банковского счета должника указывается, что денежные средства, находящиеся на этом счете, предназначены для погашения требований о возврате задатков, а также для перечисления суммы задатка на основной счет должника в случае заключения внесшим его лицом договора купли-продажи имущества должника или наличия иных оснований для оставления задатка за должником.

В силу пункта 3 статьи 138 Закона о банкротстве конкурсный управляющий открывает в кредитной организации отдельный счет должника, который предназначен только для удовлетворения требований кредиторов за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, в соответствии с настоящей статьей (специальный банковский счет должника).

В силу пункта 1 статьи 20.4 Закона о банкротстве неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с названным законом или федеральными стандартами, является основанием для отстранения арбитражным судом арбитражного управляющего от исполнения данных обязанностей по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве, а также по требованию саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.

Таким образом, рассмотрение вопросов о ненадлежащем исполнении финансовым управляющим своих обязанностей, в части открытия специального счета в рамках дела о банкротстве, не относится к компетенции антимонопольного органа и является предметом судебного обжалования в арбитражном суде по требованию лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В данной ситуации у антимонопольного органа отсутствуют полномочия по рассмотрению действий финансового управляющего Ш<...> в части не указания в проекте договора о задатке реквизитов специального счета для перечисления задатка для участия в торгах.

При указанных обстоятельствах, Комиссия Управления признает рассматриваемый довод жалобы необоснованным.

2. По доводу жалобы заявителя о том, что в сообщении организатором торгов не разъяснено право участника торгов перечислить задаток без подписания договора о задатке, Комиссией Управления установлено следующее.

В ходе рассмотрения Комиссией установлено, что организатором торгов в разделе «Правила подачи заявок» сообщения № 8621723, размещенного на сайте ЕФРСБ, указано:

«Для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в форме электронного сообщения подписанный квалифицированной электронной подписью заявителя договор о задатке и направляет задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже. Заявитель вправе направить задаток на счета, указанные в электронном сообщении о продаже, без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с электронным сообщением о продаже признается акцептом договора о задатке».

Аналогичная информация содержится в объявлении № 3282-ОАОФ о проведении торгов, опубликованном на сайте ЭТП «ПТП-Центр».

Таким образом, данный довод жалобы заявителя не находит подтверждения и признается Комиссией необоснованным.

3. Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов не указан порядок заключения договора купли-продажи и не определены последствия уклонения от заключения договора купли-продажи, Комиссия Управления установила следующее.

В соответствии с абзацем 14 части 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться порядок и срок заключения договора купли-продажи предприятия.

Согласно сообщению № 8621723, размещенному на сайте ЕФРСБ, после определения в отношении доли должника победителя торгов арбитражный управляющий предоставляет сособственнику возможность воспользоваться преимущественным правом покупки этого имущества по цене, предложенной победителем торгов, посредством направления предложения о заключении договора. В случае отказа сособственников или отсутствия их волеизъявления в течение месяца с даты получения ими предложения арбитражный управляющий в течение 5 дней направляет победителю предложение заключить договор купли-продажи имущества. Подписание протокола организатором и покупателем производится в течение 5 дней после подведения итогов публичного предложения. Организатор торгов на следующий день уведомляет победителя торгов о дате, месте и времени заключения договора купли-продажи. В случае отказа или уклонения победителя торгов от подписания договора купли-продажи имущества в течение пяти дней со дня получения предложения финансового управляющего о заключении такого договора внесенный задаток ему не возвращается и финансовый управляющий вправе предложить заключить договор купли-продажи участнику торгов, которым предложена наиболее высокая цена имущества по сравнению с ценой, предложенной другими участниками торгов, за исключением победителя торгов.

Аналогичная информация указана в объявлении № 3282-ОАОФ, размещенном на сайте ЭТП «ПТП-Центр».

Таким образом, организатором торгов в сообщениях о проведении торгов установлен порядок и срок заключения договора купли-продажи имущества по результатам процедуры, а также указаны последствия уклонения от заключения договора.

На основании изложенного, Комиссией данный довод жалобы признан необоснованным.

4. Относительно довода жалобы заявителя о том, что в сообщении о проведении торгов неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки документа об оплате задатка, выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, документа, удостоверяющего личность (для физического лица), Комиссией Управления установлено следующее.

Разделом «Текст» сообщения № 8621723, размещенного на сайте ЕФРСБ, предусмотрено, что для участия в торгах оформляется заявка в соответствии со ст. 110 п. 11 Закона о банкротстве, к которой прилагается выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, документы, удостоверяющие личность (для физического лица), документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, документ по оплате задатка.

Аналогичные требования к составу заявки установлены организатором торгов в объявлении № 3282-ОАОФ, опубликованном на сайте ЭТП «ПТП-Центр».

Пунктом 4.1. Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, утвержденного Приказом Минэкономразвития № 495 от 23.07.15 (далее – Порядок), предусмотрено, что для участия в торгах заявитель с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявку на участие в торгах и прилагаемые к ней документы, соответствующие требованиям, установленным статьями 110 и 139 закона о несостоятельности (банкротстве) и настоящим пунктом, в форме электронного сообщения, подписанного квалифицированной электронной подписью заявителя.

Согласно пункту 4.2. Порядка заявка на участие в торгах должна соответствовать требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом и указанным в сообщении о проведении торгов, оформляется в форме электронного документа и должна быть подписана электронной подписью заявителя.

Пунктом 4.3 Порядка установлено, что заявка на участие в торгах должна содержать:

- обязательство участника открытых торгов соблюдать требования, указанные в сообщении о проведении открытых торгов (в случае наличия таких требований);

- фирменное наименование (наименование), сведения об организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилию, имя. Отчество, паспортные данные, сведения о месте жительства (для физического лица), номер контактного телефона, адрес электронной почты, идентификационный номер налогоплательщика;

- сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, залоговому кредитору, финансовому управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя финансового управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является финансовый управляющий.

Аналогичные сведения, которые должна содержать заявка на участие в торгах, а также перечень документов, копии которых должны прилагаться к заявке на участие в торгах, установлены частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Согласно абзацам 8–10 части 11 статьи 110 Закона о банкротстве к заявке на участие в торгах (кроме случаев проведения торгов в электронной форме) должны прилагаться копии следующих документов:

- выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица);

- документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя.

Кроме того, частью 11 статьи 110 Закона о банкротстве предусмотрено, что не допускается требовать от заявителя иные документы и сведения, за исключением документов и сведений, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, в случае проведения торгов в электронной форме выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), документы, удостоверяющие личность (для физического лица), не должны прилагаться к заявке.

Более того, положениями части 11 статьи 110 Закона о банкротстве не установлена обязанность предоставления участником торгов в составе заявки документа, об оплате задатка.

Исходя из изложенного, установленное организатором торгов требование о предоставлении в составе заявки на участие в торгах указанных документов нарушает положения части 11 статьи 110 Закона о банкротстве.

Таким образом, данный довод жалобы заявителя подтвержден и обоснован.

Согласно части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Учитывая допущенное финансовым управляющим Ш<...> нарушение части 11 статьи 110 Закона о банкротстве, Комиссия Управления принимает решение о необходимости выдачи организатору торгов предписания об устранении выявленных нарушений.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления

РЕШИЛА:

1.         Признать жалобу ООО «Центр юридической и деловой помощи» (ИНН 5837045711, ОГРН 1115837000135, ул. Захарова, д. 20, оф. 44, г. Пенза, 440008) на действия организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> при проведении открытого аукциона в электронной форме по продаже имущества банкрота – К<...> (сообщение № 8621723 от 20.04.2022, размещено на сайте www.bankrot.fedresurs.ru) обоснованной.

2.         Признать организатора торгов – финансового управляющего Ш<...> нарушившей часть 11 статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

3.         Выдать организатору торгов – финансовому управляющему Ш<...> обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений порядка организации и проведения торгов.

4.         Материалы по жалобе передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны