Определение №1849-2 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/13-418/2022 О НАРУШЕН... от 14 июня 2022 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/13-418/2022 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

«14» июня 2022 года                                                                                         г.Пенза

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Пензенское УФАС России поступило обращение от Общества с ограниченной ответственностью «Скидкино» (ИНН 5837078851, далее – ООО «Скидкино», Заявитель) по вопросу обоснованности установления отпускных цен на реализуемую молочную продукцию, производителем которой является Акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» (ИНН 5837006078, далее – АО «Молочный комбинат «Пензенский»).

Из обращения следует, что по результатам самостоятельно проведённого Заявителем мониторинга розничных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» установлено незначительное различие розничных цен в федеральных торговых сетях («Ашан», Лента», «Метро») от цен, по которым ООО «Скидкино» приобретает молочную продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для дальнейшей реализации.

При таких обстоятельствах ООО «Скидкино» указывает на установление различных отпускных цен на продукцию АО «Молочный комбинат «Пензенский» для реализации в федеральные и региональные торговые сети.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

ООО «Скидкино» осуществляет деятельность на рынке услуг розничной торговли продовольственными товарами на территории Пензенской области под коммерческим обозначением «Скидкино».

В силу пункта 8 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговой деятельности) торговая сеть – совокупность двух и более торговых объектов, которые принадлежат на законном основании хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам, входящим в одну группу лиц в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции», или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации.

На территории Пензенской области действуют более двух торговых объектов, находящихся под управлением ООО «Скидкино» с коммерческим обозначением «Скидкино».

Таким образом, в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона о торговой деятельности ООО «Скидкино» относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети.

АО «Молочный комбинат «Пензенский» является производителем молочной продукции.

Реализация продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» осуществляется через Общество с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, далее – ООО ТД «Молком»).

Между ООО «Скидкино» и ООО ТД «Молком» заключен договор поставки № <...>. (далее – Договор <...>).

В соответствии с пунктом 3 статьи 9 Закона о торговой деятельности цена договора поставки продовольственных товаров, заключаемого между хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, определяется исходя из цены продовольственных товаров, установленной соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров с учётом предусмотренных частями 4 и 5 статьи 8 настоящего Федерального закона положений.

Согласно представленным документам, размер отпускных цен на молочную продукцию устанавливается Прайс листами, которые утверждаются генеральным директором ООО ТД «Молком».

Так, в ООО ТД «Молком» одновременно утверждаются (на дату изменения цены) и действуют следующие прайс-листы:

- «Прайс-лист – федеральные сети»,

- «Прайс-лист – региональные сети»,

- «Прайс-лист – оптовый».

Анализ цен, утверждённых данными прайс-листами, показал, что отпускные цены для региональных торговых сетей выше отпускных цен, установленных для федеральных торговых сетей.

Цены, утверждённые Прайс-листом – федеральные сети, распространяются на такие торговые сети, как: ООО «Агроторг», ООО «Атак», ООО «Ашан», ООО «Копейка-Саров», ООО «Лента», ООО «Метро Кэш энд Керри», АО ТД «Перекресток», АО «Тандер».

До изменения цены на продукцию в декабре 2021 года и утверждения соответствующих прайс-листов от 01.12.2021 г., на торговые сети ООО «Караван», ООО «Караван 24» и ООО «Скидкино» также распространялись цены, утверждённые для федеральных торговых сетей. С 01.12.2021 г. указанные хозяйствующие субъекты начали приобретать продукцию по ценам, утверждённым в «Прайс-листе – региональные сети». 

Согласно пояснениям ООО ТД «Молком», критериями отнесения торговой сети к федеральной или региональной является нахождение представительств данной торговой сети более, чем в пяти регионах Российской Федерации и менее чем в пяти регионах, соответственно.

При этом, критерии, по которым отдельным участникам рынка оказывается предпочтение, ООО ТД «Молком» публично не раскрыло. Потенциальные покупатели лишены возможности ознакомиться с указанными критериями и повлиять на условие договора о цене товара.

Одновременно с этим, частью 4 статьи 9 Закона о торговой деятельности установлено, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает единственное условие предоставления вознаграждения хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, – приобретение определённого количества товара.

Иных критериев по установлению различной отпускной цены, в том числе путём деления контрагентов на федеральные и региональные торговые сети, не предусмотрено.

Утверждение прайс-листов с различными ценами для разных контрагентов, отнесённых к тому или иному прайс-листу исходя из самостоятельно установленных критериев, ставит хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в неравные условия, вне зависимости от объёма выкупаемой ими продукции.

То есть хозяйствующий субъект, осуществляющий поставку продукции, изначально, до согласования цены в договоре, устанавливает различные цены для разных контрагентов, которая в последующем может быть снижена в соответствии с условиями заключенного договора, например, путём согласования вознаграждения за приобретение определённого объёма продукции.

Кроме того, из представленной ООО ТД «Молком» информации об объёмах выкупаемой продукции торговыми сетями за период с 01.09.2021 г. по 01.05.2022 г., можно сделать вывод, что объём выкупаемой продукции ООО «Скидкино» значительно превышает объём выкупаемой продукции большинства торговых сетей, отнесённых к «федеральным». Аналогичная ситуация прослеживается и у ООО «Караван» и ООО «Караван 24». Более того, с декабря 2021 года, после отнесения указанных контрагентов из «федеральных» к перечню «региональных» сетей, у ООО «Скидкино» и ООО «Караван 24» увеличился объём выкупаемой продукции.

Преимущественное количество иных контрагентов, приобретающих товар по ценам Прайс-листа – региональные сети, ежемесячно выкупают объём продукции, схожий по объёму, выкупаемому отдельными торговыми сетями, отнесённых к «федеральным».

Таким образом, ООО ТД «Молком» необоснованно предоставляются преимущества отдельным контрагентам, осуществляющим торговую деятельность, путём установления для них более низких цен, относительно других таких же контрагентов.

Указанные действия ООО ТД «Молком» изначально ставят хозяйствующих субъектов в неравные условия.

Пунктом 8 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» определено, что дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В разъяснениях ФАС России «По некоторым вопросам применения Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» указано, что характер дискриминационных условиям договора придает не их формальное отличие от условий договоров с иными хозяйствующими субъектами, а ничем не обусловленное неравное положение одних контрагентов по сравнению с другими при прочих равных условиях.

В силу положений пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается создавать дискриминационные условия, определяемые в соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции».

Таким образом, в действиях ООО ТД «Молком» по установлению различных цен на отпускаемую продукцию для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, усматриваются признаки нарушения пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговой деятельности, выразившиеся в создании дискриминационных условий.

На основании изложенного издан Приказ Пензенского УФАС России от 10 июня 2022 года № 73 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела № 058/01/13-418/2022 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70) пункта 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

 Руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 058/01/13-418/2022 к рассмотрению на 05.07.2022 г. в 15 часов по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, д.127, каб.301.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

Заявителя:

- ООО «Скидкино» (ИНН 5837078851, 440058, г.Пенза, ул.Бийская,1Г, оф.18).

Ответчика:

- ООО Торговый дом «Молком» (ИНН 5835089294, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70).

Лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах:

- Акционерное общество «Молочный комбинат «Пензенский» (ИНН 5837006078, 440031, г.Пенза, ул.Курская, д.70).

 

3. ООО ТД «Молком» в срок до «1» июля 2022 года представить следующие документы и информацию:

3.1 письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;

3.2 договор на поставки, заключенный между ООО ТД «Молком» и АО «Тандер» со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;

3.3 договор или иные документы, устанавливающий порядок реализации продукции АО «Молочный комбинат «Пензенский» через ООО ТД «Молком» со всеми приложениями, изменениями и дополнениями;

3.4 приложения (в том числе спецификацию) со всеми изменениями и дополнениями к договору поставки № <...>, заключенного с ООО «Скидкино»,

3.5 приложения (в том числе спецификацию) со всеми изменениями и дополнениями к договору поставки № <...>, заключенного с ООО «Караван 24»,

3.6 приложения (в том числе спецификацию) со всеми изменениями и дополнениями к договору поставки № <...>, заключенного с ООО «Караван»,

3.7 иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

4. ООО «Скидкино» в срок до «1» июля 2022 года представить следующие документы и информацию:

4.1 письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;

4.2 копии товарных накладных и счетов-фактур на приобретение продукции у ООО ТД «Молком» за период с 01.09.2021 г. по июнь 2022 года включительно (по одному на выбор экземпляру за каждый месяц);

4.3 иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

5. АО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до «1» июля 2022 года представить следующие документы и информацию:

5.1 письменные пояснения относительно указанных обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела;

5.2 иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому вопросу.

 

<...>

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны