Предупреждение №№ 2-01-03/12-2022 Предупреждение № 2-01-03/12-2022 в отношении ООО "Горводокан... от 8 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/12-2022

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

6 июня 2022 года

          г.Пенза

В Пензенское УФАС России из Пензенского Регионального Отделения «ОПОРА РОССИИ» и Департамента по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области поступило обращение от Ш<...>, являющегося генеральным директором ООО «Пензенские аптеки» (ИНН 5836635002, далее – Заявитель, Абонент) в отношении ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, далее – Общество, организация ВКХ) по вопросу законности выставленных в апреле 2022 года плат за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ.

В ходе рассмотрения обращения и анализа документов установлено следующее.

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Таким образом, ООО «Горводоканал», осуществляющее деятельность в области оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу указанных норм ресурсоснабжающая организация – ООО «Горводоканал» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по холодному водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей на территории города г.Пензы и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Между ООО «Пензенские аптеки» и Обществом заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения № 2095 от 20.03.2017 г. (далее – Договор) в отношении двух объектов ООО «Пензенские аптеки», расположенных по адресам:

- г.Пенза, просп.Победы,16,

- г.Пенза, ул.Терновского,214.

05.04.2022 г. ООО «Пензенские аптеки» от ООО «Горводоканал» было получено уведомление о начислении с апреля 2022 года в адрес Абонента дополнительных плат, а именно:

- плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (далее – НВС),

- плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (далее – ПДК).

Подпунктом «е» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила № 644), установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункту 35 Правил № 644, абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований.

В силу подпункта «г» пункта 36 Правила № 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объёму сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

07.04.2022 г. в адрес ООО «Пензенские аптеки» выставлен счёт-фактура № 14524, согласно которой плата за НВС составила 71,04 руб. Плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов в адрес ООО «Пензенские аптеки» в апреле 2022 года не начислялась и не выставлялась.

Порядок определения размера и порядка компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил № 644.

Пунктом 118 Правил № 644 предусмотрено, что в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее – плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 119 Правил № 644 плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией ВКХ ежемесячно по одной из формул, в зависимости от конкретных условий.

Пунктом 123(4) Правил № 644 установлена формула, по которой рассчитывается плата за НВС для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее 30 куб.метров;

- с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Согласно вышеуказанному счёту-фактуре объём потреблённого ресурса с двух объектов Абонента составил 8 куб.м за месяц. Также оба объекта ООО «Пензенские аптеки» располагаются во встроенных (нежилых) помещениях на первых этажах многоквартирных домов.

Таким образом, плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении ООО «Пензенские аптеки», подпадающего под два вышеуказанных условия, должна рассчитываться в соответствии с формулой, предусмотренной пунктом 123(4) Правил № 644, а именно:

П = К x Т x Qпр1,

где:

К – коэффициент компенсации, равный 0,5,

Т – тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 – объём сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

Тариф на водоотведение для ООО «Горводоканал», утверждён Приказом Департамента по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 20.12.2021 г. № 111 и в период с 01.01.2022 г. по 30.06.2022 г. составляет 14,79 руб. без НДС и 17,75 руб. с НДС.

Таким образом, в соответствии с приведённой формулой расчёт платы за НВС должен рассчитываться Обществом следующим образом:

0,5 x 14,79 (тариф без НДС) x 8 (объём) + 20% (НДС) = 70,99 руб.

Однако, расчёты ООО «Горводоканал» произведены с применением иного порядка, нежели предусмотрено Правилами № 644.

Так, в нарушение пункта 123(4) указанных Правил, при расчёте платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения вместо применения тарифа на водоотведение без учёта НДС, одномоментно применялся тариф на водоотведение с учётом НДС (в размере 17,75 руб.).

Кроме того, расчёт производился посредством двух действий с округлением результата до сотых. В результате чего, при выполнении следующего действия в основу закладывалось уже округлённое значение, что приводило к увеличению итоговой суммы в сторону увеличения. При таких обстоятельствах размер рассчитанной платы за НВС составил 71,04 руб.

Использование такого способа расчёта с применением размера тарифа на водоотведение с учётом НДС не имеет под собой законных оснований.

Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, рассчитанная в нарушение пункта 123(4) Правил № 644, выставлена и иным абонентам в сфере предпринимательской деятельности, с которыми ООО «Горводоканал» заключены договоры на оказание услуг по холодному водоснабжению и водоотведению и на которых распространяются положения названного пункта. 

Такие действия ООО «Горводоканал», выразившиеся в использовании иного порядка расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, который приводит к увеличению платы, выставляемой абонентам, свидетельствует о навязывании Обществом невыгодных условий договора.       

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из вышеизложенного, организация водопроводно-канализационного хозяйства не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами).

Таким образом, в действиях ООО «Горводоканал» усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязывание абоненту условий договора, невыгодных для него, выразившееся в использовании иного порядка расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не предусмотренного нормативными правовыми актами, который приводит к увеличению платы, выставляемой абонентам.

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, либо о ликвидации или принятии мер по прекращению осуществления видов деятельности унитарного предприятия, которое создано или осуществляет деятельность с нарушением требований настоящего Федерального закона.

Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции (пункт 2 статьи 39.1).

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях Общества признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, 440031, г.Пенза, ул.Кривозерье, д.24) о необходимости прекращения навязывания абонентам невыгодных условий договора, приводящих к увеличению платы в срок до 24 июня 2022 года, для чего прекратить применение иного порядка расчёта платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, не предусмотренного нормативными правовыми актами

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трёх дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Руководитель управления

 

           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны