Письмо №ЕД/406/24 ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 3-01-01/01-2024 от 31 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ № 3-01-01/01-2024
О НЕДОПУСТИМОСТИ СОВЕРШЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ, 
КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИВЕСТИ К НАРУШЕНИЮ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

31.01.2024                                                                                                                      г. Пенза

В Пензенское УФАС России в рамках рассмотрения заявления ООО «ТНС энерго Пенза» поступила информация администрации Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области (ИНН 5819002497, ОГРН 1025800547156, 442513, Пензенская область, Кузнецкий район, с. Пионер, ул.Заводская, д. 22) (исх. от 08.12.2023 № 1492) о возможном намерении заключения договоров аренды с сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом «Исток» на объекты водоснабжения:  

- водопроводная сеть, протяженностью 1655 м., расположенная по адресу: Пензенская область, Кузнецкий район, с. Алексеевка, ул. Центральная, ул. Зеленая;

  - водопроводная сеть, протяженностью 740 м., расположенная по адресу: Пензенская обл., Кузнецкий район, с. Алексеевка, ул. Молодежная;

- артезианская скважина, глубиной 160 м., расположенная по адресу: Пензенская обл., Кузнецкий район, с. Алексеевка, ул. Молодежная, 32;

- водонапорная башня, объемом 25 м3., расположенная по адресу: Пензенская обл., Кузнецкий район, с. Алексеевка, ул. Молодежная, 32.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частями 1, 2, 4 статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Так, согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, прямо установленных в данном Законе.

Вместе с тем, указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).

Во исполнение части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции приказом Федеральной антимонопольной службы России от 21.03.2023 № 147/23 утвержден Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса (далее – Порядок).

Согласно пункту 6 Порядка в соответствии с частью 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», частью 6 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее - объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности установлены главой 7.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Осуществление полномочий по организации в границах поселения, муниципального округа, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В силу части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона о концессионных соглашениях от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 Закона о концессионных соглашениях, а в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения также случаев, предусмотренных статьями 51, 52, 52.1 Закона о концессионных соглашениях.

Таким образом, выбор способа передачи прав владения и (или) пользования объектами централизованной системы холодного водоснабжения (по договорам аренды или концессионным соглашениям) законодатель связывает с датой ввода указанных объектов в эксплуатацию.

При этом специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения и подлежащими исполнению органами местного самоуправления, установлен отдельный порядок передачи прав владения и пользования объектами централизованных систем холодного водоснабжения: по договорам аренды или по концессионным соглашениям, предусматривающий проведение конкурентных процедур.

Согласно поступившей в Пензенское УФАС России информации администрация Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области имеет намерения по заключению договоров аренды на вышеуказанные объекты водоснабжения с сельскохозяйственным потребительским обслуживающим кооперативом «Исток», что противоречит требованиям статьи 41.1 Закона о водоснабжении и Порядку, а также исключает передачу прав владения и (или) пользования Объектами централизованных систем холодного водоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц.

Передача муниципального имущества без проведения соответствующих конкурентных процедур СПОК «Исток», может привести к созданию для данного субъекта необоснованных преимущественных условий в получении и использовании указанного имущества для осуществления деятельности по оказанию услуг водоснабжения и лишить иных потенциальных заинтересованных лиц возможности претендовать на получение прав в отношении рассматриваемого Муниципального имущества на законных основаниях в ходе конкурентной борьбы, что может при вести к ограничению, недопущению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке.

В рамках антимонопольного регулирования Пензенское УФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.

Часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещает федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пензенское УФАС России обращает внимание на то, что Объекты водоснабжения могут быть переданы хозяйствующему субъекту с соблюдением, в том числе положений статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, Закона о водоснабжении и Закона о концессионных соглашениях.

На основании изложенного, Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области на основании статьи 25.7 Закона о защите конкуренции предостерегает администрацию Яснополянского сельсовета Кузнецкого района Пензенской области от совершения планируемых действий в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны