Решение б/н решение от 1 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 3-01/07-2019

05 марта 2019 года                                                                 г. Пенза, ул. Урицкого, 127

          

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2019 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

 

рассмотрев дело № 3-01/07-2019, возбужденное в отношении индивидуального предпринимателя А... и Кредитного потребительского кооператива «Доверительный» (ИНН 7325142307; ОГРН 1167325051552) (далее - КПК «Доверительный») по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно по факту распространения в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3,  рекламы КПК «Доверительный», содержащей признаки нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5  Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе (далее – ФЗ «О рекламе»),

в присутствии:

заявителя – представителя Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации по доверенности от 31.08.2018,

лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ИП , представителя КПК «Доверительный»  по доверенности от 26.10.2018,

УСТАНОВИЛА:

 

В Пензенское УФАС России поступило заявление Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Волго-Вятское ГУ Банка России) по поводу распространения в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 рекламы КПК «Доверительный», не соответствующего законодательству о рекламе.

Пензенским УФАС России определением от 05.02.2019 по факту распространения вышеуказанной рекламы, возбуждено дело № 3-01/07-2019 по признакам нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5  ФЗ «О рекламе». К участию в деле в качестве лиц, в действиях которых содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, привлечены ИП А.., КПК «Доверительный».

На основании пункта 6 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508, ФАС России (письмо от 18.02.2019 №АК/11462/19) наделило Пензенское УФАС России полномочиями по возбуждению и рассмотрению дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы КПК «Доверительный», размещенной в газете «PRO Город», содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в отношении ИП А..., КПК «Доверительный».

На рассмотрении дела представитель Волго-Вятское ГУ Банка России поддержал доводы, изложенные в заявлении.

На рассмотрении дела 01.03.2019 ИП А..., представитель КПК «Доверительный» факт нарушения законодательства РФ о рекламе признали.

Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующему выводу.

Информация, размещенная в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, представленная заявителем, содержат следующую информацию:

- «КПК «Доверенительный»: «семь раз отмерь, один раз отрежь»…КПК «Доверительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК «Доверительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение», в которой тоже есть страховой фонд. КПК «Доверительный» сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях…» (газета «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 прилагается);

- «КПК «Доверенительный» всегда рядом с вами!... КПК «Доверенительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверенительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК «Доверенительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение». КПК «Доверенительный» является участником системы страхования сбережений!...» (газета «PRO Город» № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3 прилагается).

В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

Информация, распространяемая в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.

Рассматриваемая реклама содержит информацию об участии КПК «Доверительный» в системе страхования сбережений. Кроме того, указывается, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом.

Между тем согласно Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» Кооператив не является банком и привлекает денежные средства граждан не по договору банковского вклада, а по договору передачи личных сбережений.

Таким образом, в силу статьи 4 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» КПК «Доверительный» не является участником системы страхования вкладов.

В свою очередь, Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не предусматривает создания какого-либо страхового фонда для осуществления выплат кредитным кооперативам или их членам.

Соответственно, Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

В соответствии с пунктом 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами ФЗ «О рекламе» информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителей верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Утверждение в рекламе, что сохранность сбережений гарантируется непосредственно Банком России, который располагает специальным страховым фондом, об участии КПК «Доверительный» в системе страхования сбережений, содержит недостоверную информацию и может создать у населения не соответствующие действительности представление о том, что денежные средства граждан застрахованы согласно Федеральному закону от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации». Тем самым потребители рекламы могут быть введены в заблуждение, поскольку Банк России не гарантирует сохранность сбережений членов Кооператива (пайщиков).

Учитывая вышеизложенное, реклама КПК «Доверительный», размещенная в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5 и № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3, нарушает требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5 настоящего закона несет рекламодатель.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как следует из представленных в материалы дела документов, индивидуальным предпринимателем М... (Исполнитель) 12.10.2018  заключила с индивидуальным предпринимателем А.. (ОГРНИП 318183200065457, ИНН 182804989335) (Заказчик) Договор   по оказанию услуг по размещению вышеуказанной рекламы в средстве массовой информации информационно-рекламном еженедельнике «PRO Город Пенза».

Согласно п.5.1 Договора от 12.10.2018  Заказчик несет ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе в части содержания информации, предоставляемой для создания рекламы.

Между индивидуальным предпринимателем А... (ОГРНИП 318183200065457, ИНН 182804989335) (Исполнитель) и КПК «Доверительный» (Заказчик) 13.10.2018 был заключен договор б/н оказания рекламных услуг по изготовлению и размещению рекламных и (или) рекламно-информационных материалов Заказчика.

Согласно п.5.2 Договора от 13.10.2018 Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещенных в их рекламных и /или рекламно-информационных материалах информации в соответствии с действующим законодательством РФ.

Таким образом, рекламодателями рассматриваемой рекламы являются ИП А... и КПК «Доверительный».

Согласно статье 1 Закона о рекламе, целями данного закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

В соответствии с пунктом 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

На момент рассмотрения дела Комиссии Пензенского УФАС России доказательств устранения нарушения требований пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» ИП А... и КПК «Доверительный» представлено не было.

В связи с чем, Комиссия Пензенского УФАС России считает целесообразным выдачу предписания о прекращении нарушения требований рекламного законодательства.

В силу части 4 статьи 38 ФЗ «О рекламе» нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 17.08.2006 № 508, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу:

- «КПК «Доверенительный»: «семь раз отмерь, один раз отрежь»…КПК «Доверительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ (это вы можете проверить самостоятельно на сайте ЦБ РФ), соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. Соответственно, и сохранность сбережений гарантируется непосредственно Центробанком РФ, который располагает специальным страховым фондом. КПК «Доверительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение», в которой тоже есть страховой фонд. КПК «Доверительный» сформировал собственный резервный страховой фонд. Получается, что сохранность ваших сбережений защищена сразу на трех уровнях…», распространяемую в газете «PRO Город» № 1 (433) от 05.01.2019 стр.5;

- «КПК «Доверенительный» всегда рядом с вами!... КПК «Доверенительный» действует на основании Федерального закона «О кредитной кооперации». КПК «Доверенительный» входит в реестр кредитных потребительских кооперативов Центробанка РФ, соблюдает все его требования и находится под серьезным контролем. КПК «Доверенительный» входит в состав СРО «Центральное Кредитное Объединение». КПК «Доверенительный» является участником системы страхования сбережений!...», распространяемую в газете «PRO Город» № 2 (434) от 12.01.2019 стр.3,

поскольку в ней нарушены требования пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 12 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

 

          2. Выдать рекламодателю - ИП А... предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

          3. Выдать рекламодателю - КПК «Доверительный» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

           Решение изготовлено в полном объеме 05 марта 2019 года.

           Решение может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны