Решение б/н Решение от 8 октября 2019 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2019 года.

Решение изготовлено в полном объеме 08 октября 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее также Комиссия) в составе:

– заместителя руководителя Пензенского УФАС России, председателя Комиссии;

– начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

- главного специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий;

при участии со стороны ответчика МУП Бессоновского сельсовета «Исток»:

- директор МУП Бессоновского сельсовета «Исток» (согласно выписке из ЕГРЮЛ),

в отсутствии ИП …….. (далее – Заявитель) о рассмотрении дела извещена  надлежащим образом,

рассмотрев дело №058/01/10-248/2019 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием Бессоновского сельсовета «Исток» (ИНН 5809000187, 442780, Пензенская область, Бессоновский район, с.Бессоновка, ул.Компрессорная, 101) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России поступило обращение ИП ………. в отношении МУП Бессоновского сельсовета «Исток» (далее – Предприятие, ответчик) по вопросу взимания платы за выдачу технических условий на подключение к холодному водоснабжению.

По результатам анализа документов и информации, представленных в ходе рассмотрения обращения, в действиях МУП Бессоновского сельсовета «Исток» усмотрены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Пензенского УФАС России от 06.06.2019 №76 возбуждено дело по признакам нарушения МУП Бессоновского сельсовета «Исток» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,  выразившегося во взимании платы за выдачу технических условий на подключение объектов к сетям водоснабжения, которые привели (могло привести)  к ущемлению интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Определением от 06.06.2019г. рассмотрение дела назначено на 12.07.2019г.

На заседании Комиссии представитель Заявителя сообщила, что в целях подключения к холодному водоснабжению 15.02.2019г. Заявителем были поданы заявления в ресурсоснабжающую организацию - МУП Бессоновского сельсовета «Исток». В ходе переговоров с представителями ответчика Заявителю сообщили о необходимости внесения денежных средств в размере 35 000 рублей.

На заседании Комиссии представитель Ответчика указал, что согласно приказу о приеме на работу директором МУП Бессоновского сельсовета «Исток» принят 24.06.2019г.  Ввиду чего не может пояснить, за какие именно работы и по какому договору были приняты денежные средства от Заявителя.

Определением от 12.07.2019г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 01.08.2019г.

На заседании Комиссии 01.08.2019г. представитель Ответчика сообщил, что денежные средства в размере 35 000 рублей Ответчиком были приняты от Заявителя в рамках выполнения заявления Заявителя об оформлении пакета документов на холодное водоснабжение от 15.02.2019г. вх.№106.

В связи с необходимостью получения дополнительных документов и материалов, определением от 01.08.2019г. рассмотрение дела отложено на 20.08.2019г.

На заседании Комиссии 20.08.2019г. представитель ответчика сообщил, какие работы выполнены Ответчиком в рамках выполнения заявления ………..об оформлении пакета документов на холодное водоснабжение от 15.02.2019г. вх.№106, а также сообщил, какие документы выданы Заявителю в рамках выполнения выше указанного заявления ИП…….......

Определением от 20.08.2019г., в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела отложено на 03.09.2019г.

28.08.2019г. от Ответчика поступили ходатайство о продлении срока предоставления информации, запрошенной определением об отложении рассмотрения дела от 20.08.2019г., и ходатайство о переносе даты и времени рассмотрения дела, назначенного на 03.09.2019г.

Комиссия удовлетворила ходатайство Ответчика о переносе даты и времени рассмотрения дела, назначенного на 03.09.2019г. Определением от 03.09.2019г. рассмотрение дела отложено на 24.09.2019г.

Определением от 03.09.2019г. срок рассмотрения дела продлён до 06.12.2019г.

В ходе рассмотрения дела №058/01/10-248/2019 Комиссией Пензенского УФАС России установлено следующее.

15.02.2019 г. ИП ……….. (далее – Заявитель) обратилась в ресурсоснабжающую организацию - МУП Бессоновского сельсовета «Исток» с заявлением об оформлении документов на подключение к системе водоснабжения.

15.02.2019г. ИП ………….. обратилась в МУП Бессоновского сельсовета «Исток» с заявлением о выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения по адресу: Пензенская область, Бессоновский район, с. Бессоновка (кадастровый номер земельного участка 58:05:0060502:825). 

В ходе рассмотрения дела Заявитель указал, что только после оплаты услуг по разработке пакета технической документации на подключение к централизованной системе холодного водоснабжения 08.04.2019г. в размере 35 000 рублей, Заявителю были выданы технические условия на подключение к водоснабжению, датированные 01.04.2019.

Данное обстоятельство подтверждается журналом регистрации технических условий МУП Бессоновского сельсовета «Исток», в соответствии с которым технические условия для заявителя - ИП………… зарегистрированы 09.04.2019 (№106). 

При рассмотрении дела установлено, что денежные средства в размере 35 000 рублей, полученные от Заявителя, приняты МУП Бессоновского сельсовета «Исток» за выполнение работ по подготовке технической документации по подключению земельного участка к системе холодного водоснабжения. Размер платы за оказание данной услуги утвержден решением Комитета местного самоуправления Бессоновского сельсовета Бессоновского района Пензенской области от 04.04.2019г. №26 (далее – Решение от 04.04.2019г. №26).

Согласно Решению от 04.04.2019г. №26 для МУП Бессоновского сельсовета «Исток» утвержден тариф на оказание дополнительных услуг, предоставляемых  юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,  в размере 35 000 рублей, включающий в себя оказание следующих услуг:

  1. -  выезд представителя для обследования – 5600 руб.;
  2. - подготовка технической документации – 10500 руб.;
  3. - согласование и выдача технической документации – 7000 руб.;
  4. - технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении – 5 250 руб.,
  5. - выезд представителя для приемки выполнения технических условий  при подключении – 6650 руб.

Согласно информации, представленной МУП Бессоновского сельсовета «Исток» 12.08.2019г. (исх.№136), Предприятие по заявлению ИП…………..  от 15.02.2019г. вх.№106 подготовило техническую документацию на подключение к системе холодного водоснабжения, и при подготовке документации выполнило следующий перечень работ, утвержденный Решением от 04.04.2019г. №26, а именно:

  1. -  выезд представителя для обследования;
  2. - подготовка технической документации;
  3. - согласование и выдача технической документации;
  4. - технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении.

В рамках выполнения заявления …………….. об оформлении пакета документов на холодное водоснабжение от 15.02.2019г. вх.№106 Предприятием подготовлены следующие документы:

  1. - ордер на проведение работ от 09.04.2019г. №106;
  2. – техническая документация на подвод воды на участок с кадастровым № 58:05:0060502:825 от 28.04.2019г.;
  3. - договор подряда б/н;
  4. - акт на выполненные работы;
  5. - технические условия от 09.04.2019г. №106;
  6. - акт разграничения балансовой принадлежности.

Таким образом, Предприятием одновременно с подготовленной по заявлению ИП ……………… технической  документацией на подключение к системе водоснабжения земельного участка, Заявителю подготовлены (выданы), технические условия на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения.

Из указанного следует, что получение технических условий было обусловлено оказанием Предприятием платной услуги по подготовке технической документации на подключение объекта к системе водоснабжения.

Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии возможности у потребителей получения технических условий на подключение без приобретения у Предприятия  платной услуги по подготовке технической документации на подключение к системе холодного водоснабжения, что указывает на навязывание дополнительных платных услуг при получении технических условий в нарушении действующего законодательства.

Данные действия МУП Бессоновского сельсовета «Исток» приводят (могут приводить) к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).

Согласно части 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правообладателей земельных участков, лиц, обеспечивающих подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, или лиц, с которыми заключены договоры, предусматривающие осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации. Срок действия предоставленных технических условий и срок внесения платы за такое подключение (технологическое присоединение) устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на три года или при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории не менее чем на пять лет, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка, лицо, обеспечивающее подготовку проектной документации в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи, в течение одного года или лицо, с которым заключен договор, предусматривающий осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в течение трех лет с момента предоставления технических условий и информации о плате за такое подключение (технологическое присоединение) должны определить необходимую им для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения нагрузку в пределах предоставленных им технических условий.

В силу части 10 статьи 48 ГрК РФ порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения регулируются Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» (далее – Правила №83).

Согласно пункту  7 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в которую должен быть направлен запрос о получении технических условий, определяется органом местного самоуправления на основании схем существующего и планируемого размещения объектов капитального строительства в области водоснабжения и водоотведения федерального, регионального и местного значения, схем водоснабжения и водоотведения, а также с учетом инвестиционных программ указанной организации, утверждаемых представительным органом местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 9 Правил №83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Выдача технических условий или информации о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется без взимания платы.

Из вышеизложенного следует, что технические условия выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечениябез взимания платы в течение четырнадцати дней.

Возможность подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяется организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, в рамках подготовки технических условий.

В соответствии с частью 14 статьи 18 Закона о водоснабжении и водоотведении взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.

Требования действующего законодательства обязанность потребителя, обратившегося в  организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, с заявлением о выдаче технических условий, заключать договор на следующие  дополнительные услуги: выезд представителя для обследования; подготовка технической документации; согласование и выдача технической документации; технадзор: соблюдение условий технической документации при подключении; выезд представителя для приемки выполнения технических условий  при подключении, также с  организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не предусмотрена.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

При проведении анализа состояния конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей МУП Бессоновского сельсовета «Исток»   Пензенским УФАС Росси было установлено, согласно заключенным Договорам о закреплении муниципального имущества комитет местного самоуправления Бессоновского сельсовета  Бессоновского района Пензенской области решениями от 05.04.2018г. №45,  от 07.09.2018г. №103 закрепил за Предприятием  на праве хозяйственного ведения движимое и недвижимое имущество, а именно: артезианские скважины, артезианские скважины с водонапорными башнями, насосные станции  и водопроводные сети, расположенные в с.Бессоновка и в с.Ухтинка Бессоновского района Пензенской области.

Предприятие с использованием принадлежащего имущества осуществляет деятельность по водоснабжению в условиях естественной монополии.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке должен включать следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

в) определение географических границ товарного рынка.

Таким образом, аналитический отчет о состоянии конкурентной среды на рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей МУП Бессоновского сельсовета «Исток» и положения МУП Бессоновского сельсовета «Исток» на данном товарном рынке подготовлен Пензенским УФАС России в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

По итогам проведения анализа установлено, МУП Бессоновского сельсовета «Исток» в период с мая 2018 года по май 2019 года занимает доминирующее положение на товарном рынке питьевого водоснабжения в границах присоединенных водопроводных сетей с долей 100 %.

По результатам рассмотрения дела установлено, что взимание денежных средств производилось ответчиком не за выдачу технических условий на подключение объектов к сетям водоснабжения, а за дополнительные платные услуги, а именно за оформление пакета документов на холодное водоснабжение.

Собранные в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства материалы указывают на наличие в действиях МУП Бессоновского сельсовета «Исток» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в навязывании дополнительных платных услуг при выдаче технических условий на подключение объекта капитального строительства к сетям водоснабжения, результатом которых является ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности и (или) неопределенного круга потребителей.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции хозяйствующему субъекту выдается предупреждение.

В силу пункта 3 статьи 39.1 в случае, если при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены признаки нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции, которые не были известны на момент возбуждения такого дела, выдача предупреждения в период рассмотрения дела осуществляется комиссией по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Также в ходе рассмотрения дела установлено, что МУП Бессоновского сельсовета «Исток» нарушен срок выдачи технических условий, установленный Правилами №83.

В соответствии  с частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Таким образом, в действиях МУП Бессоновского сельсовета «Исток», выразившихся в нарушении установленного Правилами №83 срока выдачи технических условий о подключения (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения, усматриваются признаки административного правонарушения.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 39.1, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Рассмотрение дела в отношении Муниципального унитарного предприятия Бессоновского сельсовета «Исток» (ИНН 5809000187, 442780, Пензенская область, Бессоновский район, с.Бессоновка, ул.Компрессорная, 101), возбужденного по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции) прекратить в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.
  2.  Выдать МУП Бессоновского сельсовета «Исток» предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
  3. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

 

Члены комиссии

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны