Решение б/н Решение и предписание по делу № 2-03/07-2011 в отношении ОАО... от 5 апреля 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

04.05.2011                                                                                                                            г. Пенза

Резолютивная часть решения объявлена 26 апреля 2011 года.

Решение изготовлено в полном объеме 4 мая 2001 года.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,

Бутузовой Т.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

Францевой Е.В. - ведущего специалиста – эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, члена Комиссии,

при участии:

 со стороны ОАО «Кузнецкмежрайгаз»:

- <…> – начальника планово-экономической группы, представителя по доверенности от 15.04.2011 № 4;

- <…> – старшего юрисконсульта, представителя по доверенности от 31.05.2010 № 58 АА 394057;

со стороны Шоетовой В.И.:

- <…> – представителя по доверенности от 28.06.2011 № б/н;

рассмотрев дело № 2-03/07-2011 по признакам нарушения ОАО «Кузнецкмежрайгаз» (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Красноармейская, д.117) требований части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России обратилась гр-ка Шоетова В.И. (Пензенская область, г. Кузнецк, ул. <…>) (далее также – Абонент, потребитель) с заявлением в отношении ОАО «Кузнецкмежрайгаз» по факту взимания необоснованной платы за услуги по поверке счетчика газового бытового, а также платы за услуги по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования (далее по тексту – также ТО ВДГО).

Из заявления следует, что между Абонентом и ОАО «Кузнецкмежрайгаз» заключен договор об оказании услуг № 1138 от 27 октября 2009 года, согласно которому ОАО «Кузнецкмежрайгаз» обязуется оказать следующие виды услуг: снятие, поверку и установку счетчика бытового газового.

При этом в расчет предъявленной Абоненту платы ОАО «Кузнецкмежрайгаз» были включены  услуги, не предусмотренные договором. Считая плату за оказанные услуги по снятию, поверке и установке счетчика бытового газового завышенной, представитель гр-ки Шоетовой В.И. по доверенности гр. Шоетов С.Н. обратился в ОАО «Кузнецкмежрайгаз» с заявлением от 23.06.2010 о возврате части уплаченных за оказание названной услуги денежных средств. Однако ОАО «Кузнецкмежрайгаз» на данное обращение ответило отказом (письмо от 06.07.2010).

Кроме того, из заявления следует, что между Абонентом и ОАО «Кузнецкмежрайгаз» заключен договор № 759175 о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении от 22.09.2010 (далее – также Договор). В перечне, который является Приложением № 1 к названному договору, указано установленное у Абонента ВДГО: плита газовая – 1 ед., бытовой газовый счетчик – 1 ед.

В то же время согласно акту выполненных работ по ТО ВДГО от 22.09.2010, ОАО «Кузнецкмежрайгаз» в стоимость услуг включило ТО оборудования и работы, не предусмотренные Приложением № 1 к Договору, а именно: ТО газового крана, стоимость которого составила – 62,53 руб., проверка на плотность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания – 12,08 руб., а также обход и осмотр  внутриквартального и дворового газопровода – 2,13 руб. С учетом изложенного, оплата за ТО ВДГО для Абонента составила 255, 84 руб. вместо 179,15 руб.

На обращение потребителя о перерасчете суммы, указанной в акте выполненных работ, специализированная организация ответила отказом.

Считая действия ОАО «Кузнецкмежрайгаз», выразившиеся во взимании  необоснованной платы за поверку газового счетчика бытового и ТО ВДГО, неправомерными и ущемляющими ее интересы, гр-ка Шоетова В.И обратилась в антимонопольный орган с заявлением о принятии в отношении                                  ОАО «Кузнецкмежрайгаз» мер антимонопольного воздействия.

По результатам проверки информации, изложенной в вышеуказанном обращении заявителя, приказом Пензенского УФАС России от 28.03.2011 №  59 в отношении ОАО «Кузнецкмежрайгаз» возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в ущемлении интересов гр. Шоетовой          В.И. в результате взимания необоснованной платы за услуги по ТО ВДГО.

В своих письменных объяснениях от 11.04.2011 № 1653                                           ОАО «Кузнецкмежрайгаз» сообщило следующее: ОАО «Кузнецкмежрайгаз» с гр-кой Шоетовой В.И. был заключен договор от 22.09.2010 № 759175 на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение. Абонент по указанному договору работы принял в полном объеме, претензий по качеству и объему выполненных работ не имел, о чем свидетельствует подпись в актах выполненных работ. В связи с чем, в действиях ОАО «Кузнецкмежрайгаз», связанных с взиманием с Абонента платы за услуги по ТО ВДГО, отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Изучив материалы дела и представленные сторонами доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссией установлено следующее.

 Ведомственными строительными нормами 58-88 (Р) установлено, что продолжительность эксплуатации до капитального ремонта (замены)  газового оборудования, а именно внутридомовых трубопроводов составляет 20 лет.               Пункт 10.3.1 стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 предусматривает, что по истечении установленного изготовителем срока службы бытового газоиспользующего оборудования техническое обслуживание этого оборудования (в период до его замены) должно производится не реже одного раза в год в жилых зданиях.

В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее также – Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правила) наличие договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение является обязательным условием для поставки природного газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

Согласно подпункту «к» пункта 9 Правил для заключения  договора поставки газа поставщику газа необходимо представить копию договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Правил, отсутствие у заявителя договора на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение является основанием для отказа поставщика газа от заключения договора поставки газа.

Подпунктом «е» пункта 45 Правил предусмотрено, что поставщик газа вправе в одностороннем порядке приостановить исполнение обязательств по поставке газа в случае отсутствия у абонента договора о ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, заключенного со специализированной организацией.

Обязанность Абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние ВДГО и своевременно заключать договор на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение, установлена подпунктом «к» пункта 21 Правил.

В соответствии с п. 10.3.3 стандарта отрасли ОСТ 153-39.3-051-2003 «Техническая эксплуатация газораспределительных систем. Основные положения. Газораспределительные сети и газовое оборудование зданий. Резервуарные и баллонные установки», утвержденного приказом Минэнерго РФ от 27.06.2003 (далее по тексту - ОСТ), техническое обслуживание и ремонт газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий производятся эксплуатационной организацией.

Согласно указанному ОСТу под эксплуатационной организацией понимается специализированная организация, осуществляющая техническую эксплуатацию объектов газораспределительных сетей, объектов сжиженных углеводородных газов (СУГ), резервуарных и групповых баллонных установок СУГ, газового оборудования зданий (газораспределительная организация (ГРО), организация - собственник, арендатор объекта газораспределительной системы).

На основании договора аренды объектов системы газораспределения от 31.12.2010 № 2 эксплуатационной организацией на территории г. Кузнецка Пензенской области в настоящее время является ОАО «Пензагазификация». При этом обязанности по ТО ВДГО на основании договора № 015-Э на выполнение работ по техническому обслуживанию и эксплуатации объектов системы газораспределения от 28.12.2010 ОАО «Пензагазификация» были переданы ОАО «Кузнецкмежрайгаз».

 В ходе рассмотрения дела Пензенским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского, районов Пензенской области, по результатам которого установлено, что единственной специализированной организацией, оказывающей услуги по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского районов Пензенской области является  ОАО «Кузнецкмежрайгаз».

На основании аналитического отчета, составленного по результатам проведенного анализа, ОАО «Кузнецкмежрайгаз» приказом от 25.04.2011 № 57 включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, с долей более 50 % на рынке услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерскому обеспечению на территории г. Кузнецка, Кузнецкого, Лопатинского, Неверкинского, Сосновоборского, Камешкирского районов Пензенской области.

Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что ОАО «Кузнецкмежрайгаз» заключает с гражданами договоры на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение, с взиманием платы за оказываемые по данным договорам услуги в соответствии с тарифами, ежегодно утверждаемыми ОАО «Кузнецкмежрайгаз», на основании экспертного заключения Аудиторской фирмы ООО «АРН-аудит». Так, приказом директора ОАО «Кузнецкмежрайгаз» от 25.11.2009 № 271 на основании указанного заключения от 09.11 2009 утверждены и введены в действие с 1 января 2010 года тарифы на услуги по ТО ВДГО, оказываемые ОАО «Кузнецкмежрайгаз» для населения.

Согласно материалам дела между ОАО «Кузнецкмежрайгаз» (Исполнителем), в лице генерального директора Бублиеновой Л.П. и Абонентом был заключен Договор от 22.09.2010 № 759175 на ТО ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение. Предметом настоящего договора является оказание Исполнителем Абоненту следующих услуг:

- периодическое ТО ВДГО, эксплуатируемого Абонентом;

- обслуживание и ремонт ВДГО, указанного в Приложении № 1 к настоящему договору по заявкам Абонента;

- отключение и последующее подключение ВДГО,

- аварийно-диспетчерское обеспечение, указанного ВДГО, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Кузнецк, ул. <…>.

Согласно Приложению № 1 к Договору в перечень ВДГО, установленного у Абонента, включена плита газовая – 1 ед., бытовой газовый счетчик – 1ед.

Пунктом 1.1. Договора установлено, что «обслуживанию подлежит ВДГО, указанное в Приложении № 1 к договору», при этом исходя из пункта 3.1.1. Договора, Абонент обязуется своевременно и в полном объеме производить оплату услуг, предусмотренных данным Договором.

Исходя из указанного Приложения № 1 и цен, установленных ОАО «Кузнецкмежрайгаз» на услуги по ТО ВДГО на 2010 год, плата за ТО ВДГО для гр-ки Шоетовой В.И. должна была составить 179,15 руб.

При этом в стоимость оказанных услуг ОАО «Кузнецкмежрайгаз» помимо услуг по ТО ВДГО, предусмотренных Приложением № 1 к Договору (ТО плиты газовой, стоимость которой составила 133,08 руб. и ТО бытового газового счетчика – 46, 07 руб.), в нарушение условий Договора, самостоятельно дополнительно включено: ТО газового крана – 62,53 руб., обход и осмотр  внутриквартального и дворового газопровода – 2,13 руб., проверка на плотность фланцевых, резьбовых соединений и сварных стыков на газопроводе в подъезде здания – 12,08 руб. В результате, как следует из акта выполненных работ от 22.09.2010 г., предъявленная к оплате Абоненту сумма за ТО ВДГО составила 255, 84 руб.

Не согласившись с размером выставленной ответчиком платы за ТО ВДГО, гр. Шоетова В.И. обратилась в ОАО «Кузнецкмежрайгаз» с претензиями от 01.11.2010г., 22.11.2010 г., 11.01.2011 г. и от 31.01.2011 г., в которых содержались требования о перерасчете указанной платы и исключении из ее расчета стоимости услуг, не предусмотренных Договором. Однако, ОАО «Кузнецкмежрайгаз» письмами от 09.11.2010 № 2477, от 01.12.2010 № 2605, от 25.01.2011 № 212, 08.02.2011 № 653 на указанные обращения отказало Абоненту в перерасчете стоимости за ТО ВДГО. При этом Общество продолжало настаивать на оплате потребителем работ, не предусмотренных Договором.

Вместе с тем, пунктом 3.1.8 Договора установлено, что при изменении перечня газового оборудования, указанного в Приложении № 1 к настоящему договору, необходимо перезаключить Приложение № 1 в новой редакции до ввода оборудования в эксплуатацию или оформить данные изменения дополнительным соглашением.

Договором изменение его условий в одностороннем порядке не предусмотрено.

Согласно представленным документам, а также объяснениям представителей ОАО «Кузнецкмежрайгаз» от 11.04.2011 № 1653, Приложение № 1 к Договору действует в прежней редакции.

Статьей 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что основанием для изменения договора может являться только соглашение сторон (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором). Изменение условий договора в одностороннем порядке возможно по решению суда, но лишь в определенных случаях.

Требование со стороны специализированной организации оплатить непредусмотренные Договором услуги по ТО ВДГО и отказ в произведении расчета платы за оказанные услуги в соответствии с Договором, может привести к дополнительным необоснованным расходам Абонента и ущемлению его интересов.

Комиссия отклоняет ссылки ОАО «Кузнецкмежрайгаз» на подпись гр-ки Шоетовой В.И. в акте выполненных работ по ТО ВДГО от 22.09.2010 г., поскольку имеющиеся в деле материалы (переписка гр. Шоетовой В.И. с ответчиком) свидетельствуют о несогласии Абонента с изменением условий заключенного между сторонами Договора.

Таким образом, действия ОАО «Кузнецкмежрайгаз» по предъявлению Абоненту необоснованных требований о внесении платы за не предусмотренные Договором услуги по ТО ВДГО в размере 76,69 руб., являются неправомерными.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия единогласно пришла к выводу, что вышеуказанные действия ОАО «Кузнецкмежрайгаз», выразившиеся в ущемлении интересов потребителя в результате предъявления к оплате непредусмотренных договором услуг по ТО ВДГО, являются злоупотреблением доминирующим положением и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

Признать действия ОАО «Кузнецкмежрайгаз», выразившиеся в  ущемлении интересов потребителя в результате предъявления к оплате стоимости услуг по ТО ВДГО, не предусмотренных договором, злоупотреблением доминирующим положением на рынке услуг по ТО ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении и нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Выдать ОАО «Кузнецкмежрайгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно произвести расчет платы за услуги по ТО ВДГО в соответствии с договором.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 2-03/07-2011

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

«4» мая 2011 г.                                                                                                                  г. Пенза

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе:

Авдеева А.И. – руководителя управления, председателя Комиссии,

Бутузовой Т.В. – заместителя руководителя управления, члена Комиссии,

Кузнецовой О.Н. – начальника отдела антимонопольного контроля и естественных монополий,

Францевой Е.В. – ведущего специалиста-эксперта отдела антимонопольного контроля и естественных монополий

на основании своего решения от 4 мая 2011 года по делу № 2-03/07-2011 о нарушении ОАО «Кузнецкмежрайгаз» (442530, Пензенская область, г. Кузнецк, ул. Красноармейская, д.117)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь статьей 23, частью 1  статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

ОАО «Кузнецкмежрайгаз» прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в ущемлении интересов потребителя, в результате предъявления к оплате стоимости услуг по ТО ВДГО, не предусмотренных договором.

ОАО «Кузнецкмежрайгаз» в срок до 01.06.2011 привести предъявленную гр-ке Шоетовой В.И. плату за услуги по ТО ВДГО в соответствии с договором от 22.09.2010 № 759175.

О выполнении настоящего Предписания письменно сообщить в Пензенское УФАС России в срок до 06.06.2011 года с приложением подтверждающих документов.

Связанные организации

Связанные организации не указаны