Решение №3-09/21-2019 Решение по делу от 9 сентября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 3-09/21-2019

г. Пенза

Резолютивная часть решения оглашена «26» августа 2019 г.

В полном объеме решение изготовлено «09» сентября 2019 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

- <...> – председателя Комиссии, заместителя руководителя Пензенского УФАС России;

- <...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

- <...> – члена Комиссии, государственного инспектора отдела контроля органов власти и рекламы;

при участии:

- ответчика – представителей общества с ограниченной ответственностью «Стройинжениринг» <...> (доверенность от 09.01.2019) и <...> (доверенность от 12.08.2019);

в отсутствие <...>,

рассмотрев дело № 3-09/21-2019, возбужденное в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы им. М.Н. Загоскина с. Рамзай (МБОУ СОШ им. Загоскина с. Рамзай; ИНН 5823000615, ОГРН 1025800898738, ул. Желиховского, 1А, с. Рамзай, Мокшанский район, Пензенская область, 442395) и общества с ограниченной ответственностью «Стройинжениринг» (ООО «Стройинжениринг»; ИНН 5835107507, ОГРН 1145835002532, ул. Ульяновская, 1, оф. 104, г. Пенза, Пензенская область, 440047) по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении договоров с единственным поставщиком,

УСТАНОВИЛА:

В Пензенское УФАС России из прокуратуры Мокшанского района Пензенской области поступила информация о нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой им. М.Н. Загоскина с. Рамзай (далее также – МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, Учреждение) при заключении контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

По результатам рассмотрения данной информации в действиях МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» усмотрены признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при заключении договоров на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай на общую сумму 992 517, 02 руб. с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 23 и частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 07.03.2019 № 29 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 11.03.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 назначено на 12.04.2019.

На рассмотрении дела 12.04.2019 представители МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай поддержали доводы, изложенные в пояснениях от 09.04.2019 (исх. № 22 от 09.04.2019), дополнительно указав, что реконструкция здания школы осуществляется поэтапно на протяжении нескольких лет на основании единого проекта по реконструкции. Не включение в муниципальный контракт ряда работ, выполнение которых в дальнейшем было осуществлено в рамках договоров с единственным поставщиком, обусловлено ограниченностью денежных средств, выделенных Учреждению на реконструкцию здания школы в 2018 году.

На рассмотрении дела 12.04.2019 представители ООО «Стройинжениринг» поддержали доводы, изложенные в пояснениях от 09.04.2019 (исх. № 34 от 09.04.2019), указав, что в процессе выполнения работ по муниципальному контракту общество пришло к выводу о нецелесообразности выполнения ряда работ, предусмотренных сметной документацией, поскольку данные работы были выполнены ранее. Кроме того, ООО «Стройинжениринг» была выявлена невозможность продолжения ряда работ по муниципальному контракту без проведения дополнительных работ, которые контрактом предусмотрены не были, в связи с чем между обществом и заказчиком были заключены договоры с единственным поставщиком.

Определением от 12.04.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 отложено и назначено на 15.05.2019.

15.05.2019 в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии в заседании объявлен перерыв на срок до 22.05.2019 14 ч. 00 мин.

22.05.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 продолжено.

На заседании Комиссии представители МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай дополнительно пояснили, что процедура определения подрядчиков и заключение с ними контрактов на реконструкцию школы в рассматриваемый и предыдущие периоды осуществлялись бывшим директором Учреждения, в связи с чем представители Учреждения не обладают полной информацией относительно рассматриваемых в рамках дела вопросов и не могут дать соответствующие пояснения.

Определением от 22.05.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 отложено и назначено на 14.06.2019.

На заседании Комиссии 14.06.2019 представители администрации Мокшанского района Пензенской области дали пояснения относительно порядка финансирования и проведения работ по реконструкции здания школы, указав, что проект по реконструкции, разработанный проектной организацией, не предусматривал разделения работ на этапы, между тем, в связи с поэтапным финансированием реконструкции по государственной программе, проектной организацией в период с 2016 по 2018 гг. ежегодно выделялись объемы подлежащих выполнению работ. Договоры с единственным поставщиком в 2018 году заключены в связи со сложившейся экономией денежных средств, при этом Учреждением заключено несколько договоров в целях соблюдения установленного статьей 93 Закона о контрактной системе лимита в 400 тыс. руб.

Определением от 14.06.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 отложено и назначено на 09.07.2019.

На рассмотрение дела 09.07.2019 лицо, располагающее сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, – <...>, надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, не явилась. В материалы дела представлены письменные пояснения <...> по рассматриваемому вопросу.

На рассмотрении дела 09.07.2019 представители администрации Мокшанского района Пензенской области возразили на пояснения, представленные лицом, располагающим сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, – <...>, указав, что изложенные в них обстоятельства в части подготовки Администрацией аукционной документации и проектов рассматриваемых в рамках дела контрактов не соответствуют действительности. Также пояснили, что отдельные вопросы проведения реконструкции здания школы обсуждались на совещаниях с участием представителей заказчика, подрядной организации, Администрации, а также министерства образования Пензенской области.

Определением от 09.07.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 отложено и назначено на 18.07.2019.

18.07.2019 в соответствии со статьей 46 Закона о защите конкуренции по инициативе Комиссии в заседании объявлен перерыв на срок до 25.07.2019 11 ч. 30 мин.

25.07.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 продолжено.

На рассмотрении дела председателем Комиссии оглашено заключение об обстоятельствах дела.

Определением от 25.07.2019 рассмотрение дела № 3-09/21-2019 отложено и назначено на 26.08.2019.

Заключение об обстоятельствах дела направлено в адрес лиц, участвующих в деле, для представления таким лицам возможности проанализировать изложенные обстоятельства по делу, представить Комиссии пояснения, привести свои доводы.

До рассмотрения дела лицами, участвующими в деле, каких-либо пояснений в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, не представлено.

На рассмотрении дела 26.08.2019 представителями ООО «Стройинжениринг» новых доводов и доказательств по делу не представлено.

На рассмотрение дела 26.08.2019 ответчик – представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а также лица, располагающие сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, не явились (о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом).

Изучив материалы дела, представленные документы и информацию, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Управления установила следующее.

29.05.2018 уполномоченным органом – администрацией Мокшанского района Пензенской области – на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155300002218000024 о проведении электронного аукциона на реконструкцию здания МБОУ СОШ им. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 36 361 979, 09 рублей.

Объектом закупки являлась реконструкция здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области, предусматривающая проведение исполнителем по муниципальному контракту работ в объеме, предусмотренном Техническим заданием (Приложение № 1 к Информационной карте электронного аукциона), в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Техническим заданием предусмотрено проведение реконструкции по следующим системам объекта капитального строительства:

- Автоматизация систем отопления и вентиляции, школа;

- Архитектурная часть, школа;

- Бытовая канализация (К1), школа;

- Вентиляция;

- Внутренние водостоки (К2), школа;

- Водопровод хоз-питьевой, противопожарный (В1), школа;

- Горячее водоснабжение (Т3), школа;

- Демонтажные работы. Силовое электрооборудование и электроосвещение, школа;

- Конструктивное решение, школа;

- Отопление, школа;

- Охранно-пожарная сигнализация, школа;

- Производственная канализация (К3), школа;

- Силовое электрооборудование, школа;

- Система охранного телевидения, школа;

- Теплоснабжение установок, школа.

В составе документации об электронном аукционе № 0155300002218000024 размещены проектная документация на реконструкцию здания МБОУ СОШ им. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области, локальные сметы.

На участие в электронном аукционе подано 2 заявки: ООО «Стройинжениринг», ООО РСУ «Спецработ Плюс».

По результатам проведения электронного аукциона (протокол от 21.06.2018 № 0155300002218000024-3) с участником – ООО «Стройинжениринг», предложившим наиболее низкую цену муниципального контракта – заключен Муниципальный контракт от 05.07.2018 № 1 на сумму 31 998 541, 49 руб. (далее – Муниципальный контракт № 1). Срок окончания работ, согласно указанному контракту, определен 01.12.2018.

Таким образом, в результате проведения закупки экономия (разница между НМЦК и предложением победителя электронного аукциона) составила 4 363 437, 60 руб.

В соответствии с условиями заключенного контракта, подрядчик обязуется выполнить все работы в установленные сроки по объекту «Реконструкция здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области» собственными силами в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение № 1 к настоящему контракту) и проектной документацией (п.п. 1.1-1.2 Муниципального контракта № 1).

Письмами в адрес МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай №№ 157, 169, 170, 171, 172, 178, 182, 183, 185, 188, 188/1, 188/2 от 22.10.2018, 12.11.2018, 13.11.2018, 14.11.2018, 15.11.2018, 19.11.2018, 20.11.2018, 21.11.2018, 30.11.2018 ООО «Стройинжениринг» сообщило Заказчику об отсутствии необходимости выполнения ряда работ, предусмотренных сметной документацией.

Дополнительным соглашением от 07.12.2018 к Муниципальному контракту от 05.07.2018 № 1 стороны договорились расторгнуть Муниципальный контракт № 1. Стоимость исполненных обязательств по контракту составила 26 592 403, 35 руб.

Проведение работ по реконструкции здания школы осуществлялось в рамках государственной программы Пензенской области «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 18 сентября 2013 г. N 691-пП, подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий Пензенской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»; муниципальной программы «Развитие образования в Мокшанском районе на 2014-2020 годы».

Реконструкция здания МБОУ СОШ им. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области проводилась в соответствии с разработанной проектной документацией на реконструкцию объекта капитального строительства.

На основании договора от 22.10.2013 № 1-к, заключенного между МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Научно-исследовательский институт «Агропромстрой», в 2014 году разработана проектная документация на реконструкцию объекта капитального строительства – здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, получившая положительное заключение государственной экспертизы № 58-1-5-038-14 от 21.03.2014 ГАУ «Региональный центр государственной экспертизы и ценообразования в строительстве Пензенской области».

Реконструкция объекта осуществлялась по этапам путем выделения из проектной документации объема работ, соответствующего сумме субсидий, выделяемых на цели осуществления капитальных вложений в объект капитального строительства муниципальной собственности Мокшанского района «Реконструкция здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области».

Согласно представленной информации, в 2018 году на реконструкцию здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай выделено 36 362 440, 00 руб. (федеральный бюджет – 31 788 000,00 руб.; бюджет Пензенской области – 2 800 000,00 руб.; муниципальный бюджет – 1 774 440 руб.).

На основании договора № 1 на создание проектной документации от 15.01.2018, заключенного с МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, ООО «НИИ «Агропромстрой» осуществило выделение объемов строительно-монтажных работ и составление по ним локальных смет на завершение строительства в 2018 году по объекту: «Реконструкция здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области». Результат работ принят заказчиком 12.02.2018 (акт № 9 сдачи-приемки проектной документации).

По результатам проведения работ ООО «НИИ «Агропромстрой» выделены объемы и подготовлены локальные сметы на реконструкцию здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай в 2018 году на сумму 36 361,98 тыс.руб. Локальные сметы размещены в составе документации об электронном аукционе № 0155300002218000024.

В период действия Муниципального контракта № 1 между Учреждением и исполнителем по контракту, ООО «Стройинжениринг», как с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе дополнительно заключены договоры на проведение дополнительных работ по реконструкции здания школы, а именно:

- Договор от 13.08.2018 № 2 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно, устройству плитки, плинтусов, окраске потолков, на сумму 310 329, 38 руб.;

- Договор от 15.08.2018 № 3 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно, монтажу провода видеонаблюдения, на сумму 263 408, 03 руб.;

- Договор от 30.08.2018 № 4 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно монтажу системы охранного телевидения, на сумму 275 614, 56 руб.;

- Договор от 27.09.2018 № 5 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно демонтажу перекрытий, на сумму 143 165, 05 руб.

Общая сумма заключенных Учреждением договоров с ООО «Стройинжениринг» на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе составила 992 517, 02 руб.

Анализом указанных договоров, а также представленных в ходе рассмотрения настоящего дела документов и информации установлено следующее.

1. 15.08.2018 между МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» заключен договор № 3 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно, монтажу провода видеонаблюдения, на сумму 263 408, 03 руб.

Срок выполнения работ, предусмотренных договором: с 15.08.2018 по 27.08.2018.

Техническим заданием (приложение 1 к договору № 3 от 15.08.2018) предусмотрено выполнение подрядчиком следующих работ:

Наименование работ

Единица измерения

Количество

Раздел 2. Монтажные работы

     

Провод, количество проводов в резинобитумной трубке до 2, сечение провода до 6 мм2

100 м трубок

20,6

Провод в коробах, сечением до 6 мм2

100 м

1

Труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, диаметр: до 50 мм

100 м

0,05

Приемка работ осуществлена заказчиком 27.08.2018 (акт о приемке выполненных работ КС-2 № 1) и, в соответствии с платежными поручениями, оплачена 19.10.2018.

30.08.2018 между МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» заключен договор № 4 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно монтажу системы охранного телевидения, на сумму 275 614, 56 руб.

Срок выполнения работ, предусмотренных договором: с 30.08.2018 по 20.09.2018.

Техническим заданием (приложение 1 к договору № 4 от 30.08.2018) предусмотрено выполнение подрядчиком следующих работ:

Наименование работ

Единица измерения

Количество

Раздел 2. Монтажные работы

     

Видеокамера

1 шт.

21

Монитор

1 шт.

2

Цифровой видеорегистратор

1 устройство

2

Источник резервного питания, аккумуляторы

1 шт.

10

Жесткий диск

1 шт.

2

Приемка работ осуществлена заказчиком 20.09.2018 (акт о приемке выполненных работ КС-2 № 1) и, в соответствии с платежными поручениями, оплачена 19.10.2018.

Анализом рассматриваемых договоров установлено, что Техническое задание документации об электронном аукционе № 0155300002218000024 (Приложение № 1 к Информационной карте электронного аукциона), включенное впоследствии в Муниципальный контракт № 1 (Приложение № 1 к муниципальному контракту), содержит раздел «Система охранного телевидения, школа», предусматривающий выполнение подрядчиком следующих работ:

Система охранного телевидения, школа

Монтажные работы

Видеокамера

1 шт.

21

Монитор

1 шт.

2

Цифровой видеорегистратор

1 устройство

2

Источник резервного питания, аккумуляторы

1 шт.

10

Жесткий диск

1 шт.

2

Провод, количество проводов в резинобитумной трубке до 2, сечение провода до 6 мм2

100 м трубок

20,6

Провод в коробах, сечением до 6 мм2

100 м

1

Труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, диаметр: до 50 мм

100 м

0,05

Таким образом, договоры № 3 от 15.08.2018 и № 4 от 30.08.2018 заключены на проведение работ, проведение которых было предусмотрено Муниципальным контрактом № 1 от 05.07.2018.

Согласно пояснениям лиц, участвующих в деле, техническая документация (локальные сметы), размещенная в составе документации об электронном аукционе № 0155300002218000024, не предусматривала проведение указанных работ. Объем работ, выделенный проектной организацией и заложенный в локальную смету на систему охранного телевидения, не позволял обеспечить функционирование данной системы, в связи с чем с ООО «Стройинжениринг» были заключены дополнительные договоры как с единственным поставщиком.

Необходимость проведения дополнительных работ оформлена письмами ООО «Стройинжениринг» в адрес заказчика от 13.08.2018 № 108/1, от 27.08.2018 № 118/2.

В соответствии с локальным сметным расчетом № 02-01-21 на систему охранного телевидения, размещенным в составе документации об электронном аукционе № 0155300002218000024, подрядчиком надлежало выполнить следующий объем работ:

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Кол.

1

О

Раздел 1. Оборудование

2

О

Резервированный источник питания РИП-12

шт

4

3

О

Жесткий диск 2000 Тб SATA HDD

шт

2

 

Батарея аккумуляторная 17 А/ч

шт

3

 

Раздел 2. Материалы, неучтенные ценником

4

Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением

1000 м

0,84

5

Гофротруба ПВХ с протяжкой диаметром 32 мм

10 м

144,5

Анализом проектной документации установлено, что локальная смета № 02-01-21 на систему охранного телевидения (Том 9 Рабочей документации «Локальные сметы» 1-К-СМ) содержит комплекс работ,

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Кол.

Раздел 1. Оборудование

1

Видеокамера цветная уличная JSC-XV540IR

шт

21

2

Монитор 24

шт

2

3

Видеорегистратор JSR-L1602

шт

2

4

Источник бесперебойного питания, APC

шт.

1

5

Резервированный источник питания РИП-12

шт

4

6

Жесткий диск 2000 Тб SATA HDD

шт

2

7

Батарея аккумуляторная 17 А/ч

шт

5

8

Мышь USB

шт

2

Раздел 2. Монтажные работы

9

Видеокамера

1 шт.

21

10

Монитор

1 шт.

2

11

Цифровой видеорегистратор

1 устройство

2

12

Источник резервного питания, аккумуляторы

1 шт.

10

1+4+5

13

Жесткий диск

1 шт.

2

14

Провод, количество проводов в резинобитумной трубке до 2, сечение провода до 6 мм2

100 м трубок

20,6

15

Провод в коробах, сечением до 6 мм2

100 м

1

16

Труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, диаметр: до 50 мм

100 м

0,05

Раздел 3. Материалы, неучтенные ценником

17

Кабели радиочастотные RG-6

м

1320

18

Кабель силовой с медными жилами с поливинилхлоридной изоляцией и оболочкой, не распространяющий горение, с низким дымо- и газовыделением марки ВВГнг-FRLSLTx, с числом жил - 2 и сечением 1,5 мм2

1000 м

0,84

19

Гофротруба ПВХ с протяжкой диаметром 32 мм

10 м

206

2060/10

20

Paзъем BNC

шт

42

21

Кабель-канал (короб) «Электропласт» 100x50 мм

10 м

0,5

5/10

22

Коробка универсальная марки: УК-П

шт.

21

Локальным сметным расчетом к договору № 3 от 15.08.2018 предусмотрено проведение следующих работ:

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Кол.

Раздел 2. Монтажные работы

12

Провод, количество проводов в резинобитумной трубке до 2, сечение провода до 6 мм2

100 м трубок

20,6

13

Провод в коробах, сечением до 6 мм2

100 м

1

14

Труба винипластовая по установленным конструкциям, по стенам и колоннам с креплением скобами, диаметр: до 50 мм

100 м

0,05

Раздел 3. Материалы, неучтенные ценником

15

Кабели радиочастотные RG-6

м

1320

16

Гофротруба ПВХ с протяжкой диаметром 32 мм

10 м

61,5

17

Кабель-канал (короб) «Электропласт» 100x50 мм

10 м

0,5

18

Коробка универсальная марки: УК-П

шт.

21

Локальным сметным расчетом к договору № 4 от 30.08.2018 предусмотрено проведение следующих работ:

№ пп

Наименование

Ед. изм.

Кол.

Раздел 1. Оборудование

1

Видеокамера цветная уличная JSC-XV540IR

шт

21

2

Монитор 24

шт

2

3

Видеорегистратор JSR-L1602

шт

2

4

Источник бесперебойного питания, APC Back-UPS BC750-RS, 750 B

шт.

1

5

Батарея аккумуляторная 17 А/ч

шт

2

6

Мышь USB

шт

2

Раздел 2. Монтажные работы

9

Видеокамера

1 шт.

21

10

Монитор

1 шт.

2

11

Цифровой видеорегистратор

1 устройство

2

12

Источник резервного питания, аккумуляторы

1 шт.

10

13

Жесткий диск

1 шт.

2

Таким образом, в Муниципальный контракт № 1 заложена меньшая часть работ по реконструкции системы охранного телевидения, предусмотренных проектной документацией. Договоры № 3 и № 4, заключенные с единственным поставщиком, содержат объем работ, не включенный в Муниципальный контракт № 1.

Вместе с тем, заказчику заранее и достоверно было известно о необходимости поставки оборудования и проведения указанных работ, а также о невозможности функционирования системы без их проведения, поскольку данные работы в полном объеме содержались в проектной документации.

Заказчиком не были осуществлены действия по проведению конкурентных процедур на проведение указанных работ. Вместо этого между заказчиком и исполнителем по Муниципальному контракту № 1 заключены несколько договоров на сумму, не превышающую лимит, установленный пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, с целью ухода от проведения конкурентных процедур и формального соблюдения ограничения, предусмотренного специальным законом, что не отрицалось представителями заказчика на заседаниях Комиссии Управления.

2. 13.08.2018 между МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» заключен договор № 2 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно, устройству плитки, плинтусов, окраске потолков, на сумму 310 329, 38 руб.

Срок выполнения работ, предусмотренных договором: с 13.08.2018 по 30.08.2018.

Техническим заданием (приложение 1 к договору № 2 от 13.08.2018) предусмотрено выполнение подрядчиком следующих работ:

Наименование работ

Единица измерения

Количество

Раздел 1. Полы

Тамбур (в осях 7-8/Н-С)

Устройство покрытий на цементном растворе из плиток: керамогранитных для полов многоцветных

100 м2 покрытия

0,4792

Коридор (в осях 7-8/Н-С)

Устройство покрытий на цементном растворе из плиток: керамогранитных для полов многоцветных

100 м2 покрытия

0,2754

Раздел 2. Плинтуса

Устройство плинтусов: из плиток керамических

100 м плинтуса

5,6867

Разборка плинтусов: цементных и из керамической плитки

100 м плинтуса

0,3785

Раздел 3. Окраска потолков

Очистка вручную поверхности фасадов от перхлорвиниловых и масляных красок: с земли и лесов

100 м2 расчищенной поверхности

3,62635

Окраска поливинилацетатными водоэмульсионными составами улучшенная: по штукатурке потолков

100 м2 окрашиваемой поверхности

3,62635

Приемка работ осуществлена заказчиком 30.08.2018 (акт о приемке выполненных работ КС-2 № 1) и, в соответствии с платежными поручениями, оплачена 19.10.2018.

Согласно пояснениям МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, приведенный договор заключен в связи с необходимостью приведения в надлежащее состояние путей эвакуации (устройство плитки и плинтусов в холле первого этажа), а также необходимостью устранения следов протекания кровли в спортивном зале (покраска потолков). Проведение электронных процедур представлялось нецелесообразным в связи с ограниченностью времени (начало учебного года).

Между тем, доказательств, подтверждающих внезапно возникшую необходимость проведения указанных работ, Комиссии не представлено.

Проектной документацией предусмотрено выполнение всего объема работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, в том числе по укладке напольной керамогранитной плитки, устройству плинтусов. Кроме того, проектной документацией предусмотрена необходимость проведения работ по устройству кровли над спортзалом, внутренней отделке спортзала, его оборудования.

3. 27.09.2018 между МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» заключен договор № 5 ИКЗ № 183582300061558230100100040010000000 на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно демонтажу перекрытий, на сумму 143 165, 05 руб.

Срок выполнения работ, предусмотренных договором: с 27.09.2018 по 15.10.2018.

Техническим заданием (приложение 1 к договору № 5 от 27.09.2018) предусмотрено выполнение подрядчиком работ по демонтажу перекрытий 2 этажа в здании МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, а именно, по разборке покрытий полов: цементных; демонтажу изделий из волокнистых и зернистых материалов на битуме холодных поверхностей: покрытий и перекрытий в помещениях школы №№ 206, 207, 208, 209, 213, 202, а также по уборке строительного мусора.

Лицами, участвующими в деле разъяснено, что необходимость выполнения работ по демонтажу перекрытий возникла непосредственно в ходе реконструкции здания школы, подтверждена заключением эксперта и оформлена письмом подрядчика в адрес заказчика о необходимости проведения дополнительных работ, неучтенных в технической документации (письмо от 25.09.2018 № 137/1).

В рамках рассмотрения дела Комиссии представлен акт экспертного обследования № 141 от 14.08.2018, проведенного АНО «Приволжский экспертно-консультационный центр», в соответствии с которым экспертом давалась оценка соответствия стяжки и конструкции пола в помещениях № 202, 206 здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай.

В рамках обследования экспертом сделан вывод о несоответствии фактически устроенной конструкции пола в помещениях №№ 202, 206 принятым проектным решениям, выполнение работ по устройству напольного покрытия в помещениях №№ 202, 206 здания школы без выполнения дополнительных, не предусмотренных условиями контракта работ невозможно.

Антимонопольным органом принято во внимание, что потребность заказчика в проведении работ по демонтажу перекрытий возникла непосредственно в ходе исполнения Муниципального контракта № 1, без проведения соответствующих дополнительных работ подрядчик не мог надлежащим образом выполнить работы, предусмотренные контрактом.

В соответствии со статьей 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно частям 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В силу части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 указанного закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случаях, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в случаях осуществления закупки государственным или муниципальным учреждением культуры, уставными целями деятельности которого являются сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, а также иным государственным или муниципальным учреждением (зоопарк, планетарий, парк культуры и отдыха, заповедник, ботанический сад, национальный парк, природный парк, ландшафтный парк, театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом культуры, дворец культуры, клуб, библиотека, архив), государственной или муниципальной образовательной организацией, государственной или муниципальной научной организацией, организацией для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую помещаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, под надзор, физкультурно-спортивной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем двадцать миллионов рублей.

Данная норма не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих 400 000 рублей, в том числе по данному и тому же виду услуг, у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (месяц, день).

Вместе с тем, по своему содержанию указанная правовая норма предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение конкурентных процедур нецелесообразно.

На момент подписания рассматриваемых договоров с единственным поставщиком у заказчика имелась нужда в закупке всего объема работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, в том числе работ по устройству плитки, плинтусов, окраске потолков, монтажу системы охранного телевидения, установленная единой проектной документацией на проведение реконструкции здания школы. Сумма контрактов на выполнение рассматриваемых работ с единственным поставщиком составила 849 351,97 руб., что превышает предельно допустимый размер стоимости заказа работ, при размещении которого его стороны вправе заключить гражданско-правовой договор без проведения конкурентных процедур.

Следует отметить, что реконструкция здания школы осуществлялась по этапам в соответствии с выделяемыми проектной организацией объемами подлежащих выполнению строительно-монтажных работ.

При этом действия МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай по заключению договоров на реконструкцию здания школы с единственным поставщиком позволяют заказчику самостоятельно выделять объемы работ, которые, по его мнению, необходимы для проведения в настоящее время, а также самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять выбор подрядчика в обход конкурентных процедур, предусмотренных Законом о контрактной системе, что приводит (может привести) к нарушению прав иных потенциальных участников закупки, которые по результатам конкурентной борьбы могли бы выполнить те же работы в лучшем качестве и по меньшей цене.

О наличии на товарном рынке хозяйствующих субъектов, способных выполнить для нужд заказчика работы по реконструкции здания школы свидетельствует, в частности, наличие иных хозяйствующих субъектов, принявших участие в электронном аукционе № 0155300002218000024, а также иных организаций, в предыдущие годы осуществлявших реконструкцию здания школы.

Заключение нескольких договоров до 400 тыс. рублей в целях избежания проведения конкурентных процедур и формального соблюдения ограничений, предусмотренных Законом о контрактной системе, не соответствует целям ведения возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В результате заключения в 2018 году рассматриваемых договоров на проведение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) ООО «Стройинжениринг» получило доступ к выполнению таких работ по максимально возможной цене, без участия в какой-либо конкурентной борьбе.

Отсутствие публичных процедур в данном случае не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (статья 34 Бюджетного кодекса РФ).

Заключение договоров с единственным поставщиком и отсутствие конкурентных процедур способствовало созданию преимущественного положения единственному поставщику и лишило возможности других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, реализовать свое право на заключение указанных договоров. В результате, не был обеспечен равный доступ всем потенциальным участникам товарного рынка, что привело (могло привести) к ограничению, устранению конкуренции.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» (далее также – Порядок) в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Временным интервалом исследования товарного рынка следует считать 2018 год.

Продуктовые границы товарного рынка определены в соответствии с предметом рассматриваемых контрактов: реконструкция объекта капитального строительства – здания школы (ОКВЭД 2 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий»; ОКПД 2 41.20.40.900 «Работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки»).

Географические границы товарного рынка определены с учетом места выполнения работ по контрактам – с. Рамзай Мокшанского района Пензенской области.

В силу требований пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашением признается договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

В силу статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Статьей 422 ГК РФ установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Таким образом, обязанность проверять соответствие положений договора и правовых оснований для его заключения действующему законодательству, в том числе Закону о защите конкуренции и Закону о контрактной системе, возложена на обе стороны договора.

Заключение договора, являющегося согласованием воли сторон обо всех существенных условиях, в том числе противоречащих законодательству о контрактной системе и антимонопольному законодательству, свидетельствует о наличии антиконкурентного соглашения.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай и ООО «Стройинжениринг» нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при заключении контрактов с единственным поставщиком

(подрядчиком, исполнителем)

Принимая во внимание, что на момент принятия решения по настоящему делу обязательства по контрактам, заключенным с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), сторонами исполнены, Муниципальный контракт № 1 расторгнут по соглашению сторон, Комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче обязательного для исполнения предписания.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства

РЕШИЛА:

  1. Признать действия муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы им. М.Н. Загоскина с. Рамзай (МБОУ СОШ им. Загоскина с. Рамзай; ИНН 5823000615, ОГРН 1025800898738, ул. Желиховского, 1А, с. Рамзай, Мокшанский район, Пензенская область, 442395), выразившиеся в заключении и участии в соглашении с ООО «Стройинжениринг», целью которого являлось предоставление ООО «Стройинжениринг» преимущественного права на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Стройинжениринг» (ООО «Стройинжениринг»; ИНН 5835107507, ОГРН 1145835002532, ул. Ульяновская, 1, оф. 104, г. Пенза, Пензенская область, 440047), выразившиеся в заключении и участии в соглашении с МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, целью которого являлось предоставление ООО «Стройинжениринг» преимущественного права на выполнение работ по реконструкции здания МБОУ СОШ им. М.Н. Загоскина с. Рамзай, которое привело (могло привести) к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, нарушением пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
  3. Предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства не выдавать.
  4. Материалы дела передать должностному лицу Пензенского УФАС России для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель комиссии <...>

Члены комиссии <...>

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны