Постановление №341-2 постановление от 5 февраля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
по делу № 058/04/14.3-926/2020
об административном правонарушении
5 февраля 2021 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.3-926/2020, возбужденного в отношении индивидуального предпринимателя , в связи с совершением деяния, содержащего состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение поступил протокол от 22.01.2021 № 058/04/14.3-926/2020 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) в отношении ИП , в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Из протокола об административном правонарушении от 22.01.2021 № 058/04/14.3-926/2020 и материалов дела следует.
Пензенским УФАС России было рассмотрено дело № 058/05/18-879/2020 о нарушении законодательства о рекламе в отношении ИП по факту нарушения части 7 статьи 5; статьи 9 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее ФЗ «О рекламе»).
Распространяемая ИП реклама решением Комиссии Пензенского УФАС России от 23.12.2020 года в соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» признана ненадлежащей.
В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 настоящего Кодекса.
При рассмотрении настоящего дела К. не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России представил ходатайство о рассмотрении данного административного дела без его участия. Кроме того, факт нарушения законодательства о рекламе признал.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, прихожу к следующему.
Факт совершения ИП действий по распространению ненадлежащей рекламы доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства о рекламе и подтверждается представленными доказательствами.
Из материалов настоящего административного дела и дела о нарушении законодательства о рекламе № 058/05/18-879/2020 следует, что в декабре 2020 года в г. Пензе распространялась реклама следующего содержания: «При поддержке Министерства культуры самое интерактивное шоу с элементами театра и цирка от экс-солиста цирка Никулина на Цветном бульваре участника телепроекта «Минута славы» Дмитрия Корнеевич. Аквапарк «Фэнтази» детский билет в Аквапарк (в Москве) в подарок!!! Дед мороз представляет! Билеты в вашей школе только один день-Завтра! Детям и взрослым корнеевич и цирковое шоу «Моряк» Москва. В стоимость билета входит: игрушка и билет в аквапарк!!! Каждый зритель получает: Бесплатный детский билет в «Фентази-аквапарк» (г.Москва), Игрушку-сувенир, Возможность выиграть главные призы – Электросамокат, 3d-очки и Bluetooth-колонка! 3 января (воскресенье) начало 16:00 на сцене Концертного зала библиотеки им.Лермонтова адрес: г.Пенза пр-кт Строителей, 168а. цена билетов: Лучшие – 1000р. Хорошие – 900р. Стандарт – 800р. Эконом – 700р. Продолжительность шоу 1 час 10 минут без антракта. Шоу <Моряк>- новое направление цирка (без зверей) это зрелище которому нет примеров! Эквилибристика, акробатика, жонглирование, клоунада…Канатоходец без страховки!!! Яркие декорации, потрясающая музыка…Рекомендуется к просмотру детям от 3 до 99 лет. Главные призы Электросамокат 3d-очки и Bluetooth-колонка! Дети до 3 лет проходят бесплатно по одному билету со взрослыми. Здесь впишите номер вашего билета и перед началом сдайте флаер контролёру. Количество билетов ограничено! Справки:+7-9265785501 отзывы: vk.com/sailorshow Билеты в вашей школе только один день-Завтра!».
В соответствии со статьёй 3 ФЗ «О рекламе» рекламой является информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования – товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар – продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
Иными словами, информация, признаваемая рекламой, должна удовлетворять следующим условиям, а именно:
-предназначаться для неопределенного круга лиц;
-привлекать, формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования;
-способствовать продвижению объекта рекламирования (товара) на рынке (т.е. возможность купить товар или воспользоваться услугой).
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования – товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Признаком любой рекламы является ее способность стимулировать интерес к объекту для продвижения его на рынке и закрепить его образ в памяти потребителя.
Информация циркового шоу «Моряк», распространяющаяся в г. Пензе, содержит все определяющие правовые признаки рекламы, позволяющие квалифицировать ее именно в этом качестве и отличить от информации нерекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц; преследует строго заданные цели информирования: формирует и поддерживает интерес к объектам рекламирования и способствует их продвижению на рынке аналогичных услуг (по своему характеру разовым предложением не является) следовательно, является рекламой.
В соответствии со статьей 9 ФЗ «О рекламе» в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее – стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:
1) сроки проведения такого мероприятия;
2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.
Для признания рекламы стимулирующим мероприятием необходимо установить такой признак как выполнение его участником обязательного условия – приобретение определенного товара.
Из текста распространяемой рекламы циркового шоу «Моряк» следует: «Возможность выиграть главные призы – Электросамокат, 3d-очки и Bluetooth-колонка».
Текст рекламного сообщения свидетельствует о намерении рекламодателя привлечь внимание потребителей и воспользоваться рекламируемой услугой. Для того, чтобы стать претендентом на получение главных призов: «Электросамокат, 3d-очки и Bluetooth-колонка», предлагается совершить покупку билета на цирковое шоу «Моряк».
Таким образом, реклама содержит информацию о проведении стимулирующего мероприятия, условием в котором является приобретение определенного товара.
Между тем, в указанной рекламе циркового шоу «Моряк» о возможности выиграть главные призы не указаны: срок проведения такого мероприятия, источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, что является нарушением статьи 9 ФЗ «О рекламе».
В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Указанная норма принята в интересах потребителя, с целью формирования у него правильного (неискаженного и относительно полного) представления о рекламируемой услуге.
Поскольку в рекламе циркового шоу «Моряк» указана информация о возможности выиграть главные призы, которая направлена на формирование у потребителя желания ею воспользоваться, то существенной является также подробная информация, относящаяся к данной акции (кто может быть участником акции).
Таким образом, отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о возможности выиграть главные призы приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой акцией, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Кроме того, указание срока проведения такого мероприятия, источника информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является одной из гарантий информационного права потребителей.
Отсутствие в рекламе сведений о сроке проведения такого мероприятия, об источнике информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, является нарушением части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе.
Следовательно, рассматриваемая реклама содержит нарушения части 7 статьи 5, статьи 9 ФЗ «О рекламе».
Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Согласно части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных частями 2-8 статьи 5, статьей 9 настоящего закона несет рекламодатель.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламодатель – это изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Рекламодателем вышеуказанной рекламы является ИП
Действия ИП были квалифицированы Комиссией Пензенского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, как нарушение требований части 7 статьи 5; статьи 9 ФЗ «О рекламе», а распространяемая реклама признана ненадлежащей.
На основании части 1 статьи 14.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем и рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Место совершения административного правонарушения: г. Пенза.
Время совершения административного правонарушения: 09.12.2020.
Таким образом, в действиях ИП , содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое наступает по части 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей.
Вместе с тем, в соответствии с ч.1 ст.4.1.1. КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела 2 настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса.
В силу ч.1,2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ИП подпадает под критерий малого и среднего предпринимательства. Совершенное ИП правонарушение не причиняет вреда и не создает угрозу возникновения причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также не причиняет имущественный ущерб.
Согласно п.4 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве смягчающих обстоятельств признаются нарушение законодательства о рекламе впервые, а также добровольное устранение нарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не установлены.
Статья 51 Конституции Российской Федерации:
1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая характер совершенного индивидуальным предпринимателем административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, руководствуясь статьями 3.2, 3.4, 4.1.1, 4.2, 4.3, 23.48, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать индивидуального предпринимателя виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.