Решение (комиссия) №ЕП/1341/24 Решение от 22 марта 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/07/3-150/2024

 

«20» марта 2024 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:

- П<...> – заместителя руководителя Пензенского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;

- Ф<...> – начальника отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

- В<...> – главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии;

при участии:

- заказчика – представителя ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» Е<...> (доверенность от 05.07.2024 б/н);

- победителя аукциона – представителя ООО «НК-ПЕНЗА» Ж<...> (доверенность от 13.03.2024 б/н);

в отсутствие заявителя – ООО «Солинг» (о дне, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлено надлежащим образом),

рассмотрев жалобу ООО «Солинг» (ИНН 7839120220, ОГРН 1197847167650, ул. Дровяная, д. 6, лит. А, пом. 1-Н, оф. 49, г. Санкт-Петербург, 190103) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» (ИНН 5834001770, ОГРН 1025801107078, ул. Ботаническая, д. 30, г. Пенза, 440014) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (извещение № 32413296390 от 16.02.2024 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области 04.03.2024 поступила жалоба ООО «Солинг» (ИНН 7839120220, ОГРН 1197847167650, ул. Дровяная, д. 6, лит. А, пом. 1-Н, оф. 49, г. Санкт-Петербург, 190103) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» (ИНН 5834001770, ОГРН 1025801107078, ул. Ботаническая, д. 30, г. Пенза, 440014) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (извещение № 32413296390 от 16.02.2024 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).

Из жалобы заявителя следует, что заказчиком при проведении закупки не применены положения Постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами» (далее – Постановление от 16.09.2016 № 925), в частности в итоговом протоколе отсутствует информация об уменьшении цены, предложенной победителем закупки, на 15%.

Правовая позиция ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» изложена в письменном отзыве на жалобу от 12.03.2024 вх. № 1982/24.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 06.03.2024 № ЕП/1089/24 назначено и проведено 14.03.2024 в 11 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 14.03.2024 заявитель не явился, о дне, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 14.03.2024 представитель ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» с доводами жалобы не согласилась, позицию, изложенную в письменном отзыве на жалобу, поддержала в полном объеме, просила в удовлетворении жалобы отказать. Указала, что заказчиком в документации установлен приоритет товаров российского производства по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925.

Согласно информации, указанной в итоговом протоколе из 4 (четырех) участников, допущенных до участия в аукционе, 3 (тремя) участниками предложены к поставке товары иностранного производства, 1 (одним) участником - товар российского происхождения. Победителем признан участник, предложивший товар, происходящий из иностранного государства.

Соответственно, в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925, при заключении договора, цена, предложенная победителем, подлежит снижению на 15%.

В соответствии с Положением о закупке, в итоговом протоколе нет обязанности заказчика указывать цену, по которой заключается договор. При заполнении карточки договора в реестре договоров для направления его победителю, цена договора автоматически пересчитывается в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925 и договор заключается с учетом снижения цены, предложенной победителем.

В соответствии с частью 14.1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» если при рассмотрении жалобы комиссии антимонопольного органа необходимо получение дополнительной информации, срок принятия решения может быть продлен однократно на срок, установленный частью 14 настоящей статьи, то есть на семь рабочих дней.

Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением–требованием от 14.03.2024 № ЕП/1204/24 назначено и проведено 20.03.2024 в 11 часов 00 минут.

На рассмотрение жалобы 20.03.2024 заявитель не явился, о дне, времени и месте рассмотрения настоящей жалобы уведомлен надлежащим образом.

На заседании Комиссии 20.03.2024 представителем заказчика поддержана ранее изложенная позиция. Дополнительно, представитель указал, что 06.03.2024 заказчиком сформирован новый протокол подведения итогов аукциона, в соответствии с которым все участники аукциона признаны участниками, предложившими товар, происходящий из иностранного государства. Соответственно, в силу положений Постановления от 16.09.2016 № 925 в данном случае приоритет не применяется, а цена, предложенная победителем, не снижается.

Изучив представленные документы, Комиссией Управления установлено следующее.

Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).

Частями 4, 5 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В случае, если заключение договора не осуществлено по результатам торгов, либо в случае признания торгов несостоявшимися обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном настоящей статьей, допускается в течение трех месяцев со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

Из положений части 11 статьи 3 Закона о закупках следует, что жалоба на положения документации о проведении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

В ходе заседания Комиссией Управления установлено, что жалоба ООО «Солинг» подана в пределах срока, установленного статьёй 18.1 Закона о защите конкуренции. ООО «Солинг» является участником закупки, подавшим заявку на участие в рассматриваемой закупке.

Общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц установлены Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

Пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

При осуществлении закупочной деятельности ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» руководствуется Положением о закупке товаров, работ, услуг, утвержденным распоряжением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.12.2023 № 258-р (далее – Положение о закупке).

16.02.2024 ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» размещено извещение и документация о проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (извещение № 32413296390 от 16.02.2024 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru).

Дата начала срока подачи заявок – 16.02.2024.

Дата и время окончания срока подачи заявок – 29.02.2024 09:00.

Дата подведения итогов – 04.03.2024.

Начальная (максимальная) цена договора – 2 995 808,04 руб.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок от 29.02.2024 на участие в аукционе 6 (шестью) заявителями поданы заявки, 4 (четыре) из которых признаны участниками закупки и допущены до дальнейшего участия в процедуре.

В соответствии с протоколами рассмотрения вторых частей заявок и подведения итогов аукциона от 01.03.2024 в заявках 3 (тремя) участниками предложен товар, происходящий из иностранного государства, 1 (одним) участником предложен товар российского происхождения. Победителем закупки признан участник, предложивший товар, происходящий из иностранного государства, с ценовым предложением в размере 2 471 538,7 руб.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе установить приоритет товаров Российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых Российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Пунктом 1 Постановления 16.09.2016 № 925 закреплено, что в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках Правительство Российской Федерации постановило установить приоритет товаров Российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых Российскими лицами, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения конкурса, аукциона и иных способов закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами (далее - приоритет).

Согласно пункту 3 Постановления 16.09.2016 № 925 при осуществлении закупок товаров, работ, услуг путем проведения аукциона или иным способом, при котором определение победителя проводится путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о закупке, на «шаг», установленный в документации о закупке, в случае, если победителем закупки представлена заявка на участие в закупке, содержащая предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств, или предложение о выполнении работ, оказании услуг иностранными лицами, договор с таким победителем заключается по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной им цены договора.

Конкурентная закупка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3.2 Закона о закупках, и на основании требований, предусмотренных статьями 3.3 и 3.4 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 3.2 Закона о закупках).

В силу части 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Согласно части 14 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составленный по итогам конкурентной закупки (далее - итоговый протокол), должен содержать следующие сведения:

1) дата подписания протокола;

2) количество поданных заявок на участие в закупке, а также дата и время регистрации каждой такой заявки;

3) утратил силу с 1 июля 2018 года. - Федеральный закон от 29.06.2018 N 174-ФЗ;

4) порядковые номера заявок на участие в закупке, окончательных предложений участников закупки в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора, включая информацию о ценовых предложениях и (или) дополнительных ценовых предложениях участников закупки. Заявке на участие в закупке, окончательному предложению, в которых содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке, окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения договора, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, окончательному предложению, которые поступили ранее других заявок на участие в закупке, окончательных предложений, содержащих такие же условия;

5) результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке, извещением об осуществлении закупки на последнем этапе проведения закупки предусмотрены рассмотрение таких заявок, окончательных предложений и возможность их отклонения) с указанием в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, окончательных предложений, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке, каждого окончательного предложения с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют такие заявка, окончательное предложение;

6) результаты оценки заявок на участие в закупке, окончательных предложений (если документацией о закупке на последнем этапе ее проведения предусмотрена оценка заявок, окончательных предложений) с указанием решения комиссии по осуществлению закупок о присвоении каждой такой заявке, каждому окончательному предложению значения по каждому из предусмотренных критериев оценки таких заявок (в случае, если этапом закупки предусмотрена оценка таких заявок);

7) причины, по которым закупка признана несостоявшейся, в случае признания ее таковой;

8) иные сведения в случае, если необходимость их указания в протоколе предусмотрена положением о закупке.

Статьей 23 главы 5 Положения о закупке предусмотрены аналогичные требования к содержанию протокола, составляемого по итогам закупки.

Из изложенного следует, что ни положениями Закона о закупках, ни Положением о закупке не установлена обязанность заказчика в случае применения приоритета в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925 указывать в итоговом протоколе информацию об уменьшении цены, предложенной победителем закупки, на 15%.

Пунктом 2.20 извещения, пунктом 1.7 раздела 1 документации об аукционе установлен приоритет товаров российского происхождения в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925 и предусмотрен порядок его предоставления.

Как следует из ответа оператора электронной торговой площадки ООО «РТС-тендер», функционалом ЭТП предусмотрена техническая возможность перерасчета цены договора в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925.

В рассматриваемом случае заказчиком в извещении установлен приоритет товаров российского происхождения.

Таким образом, в электронной карточке договора перерасчет цены договора в соответствии с нормами Постановления от 16.09.2016 № 925 будет произведен автоматически.

Как следует из материалов дела, победителем – ООО «НК-ПЕНЗА» (участник № 1) предложен товар, происходящий из иностранного государства, а участником № 3 – ООО «Солинг» предложен к поставке товар российского производства (протокол подведения итогов от 01.03.2024).

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание положения, предусмотренные Постановлением от 16.09.2016 № 925, заказчик при заключении договора с победителем обязан применить приоритет и заключить договор по цене, сниженной на 15 процентов от предложенной победителем цены договора.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что 06.03.2024 заказчиком сформирован новый протокол подведения итогов аукциона, согласно которому товар, предложенный участником № 3 - ООО «Солинг» признан комиссией заказчика в качестве товара, происходящего из иностранного государства.

Указанные действия комиссии заказчика ООО «Солинг» в антимонопольный орган в установленном порядке не обжалованы, и в силу части 13 статьи 3 Закона о закупках не подлежат рассмотрению Комиссией Управления.

В связи с тем, что в соответствии с протоколом подведения итогов от 06.03.2024 всеми участниками предложены товары, происходящие из иностранного государства, приоритет в соответствии с Постановлением от 16.09.2016 № 925 не применяется.

На основании изложенного, основываясь на материалах дела и имеющихся доказательствах, Комиссия Управления находит доводы жалобы заявителя необоснованными и не усматривает нарушений в действиях ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» при проведении процедуры закупки.

Руководствуясь статьей 18.1, статьей 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Управления,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Солинг» (ИНН 7839120220, ОГРН 1197847167650, ул. Дровяная, д. 6, лит. А, пом. 1-Н, оф. 49, г. Санкт-Петербург, 190103) на действия заказчика – ФГБОУ ВО «Пензенский государственный аграрный университет» (ИНН 5834001770, ОГРН 1025801107078, ул. Ботаническая, д. 30, г. Пенза, 440014) при проведении открытого аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на поставку системных блоков и мониторов (извещение № 32413296390 от 16.02.2024 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

ООО «НК-ПЕНЗА»
ИНН 5836691303, ОГРН 1195835014100
Пензенский государственный аграрный университет
ИНН 5834001770, ОГРН 1025801107078
ООО "Солинг"
ИНН 7839120220, ОГРН 1197847167650
ООО «РТС-тендер»
ИНН 7710357167, ОГРН 1027739521666