Определение №ЕП/3160/24 Определение о назначении от 9 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/15-443/2024 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«08» июля 2024 года

г. Пенза

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области поступило заявление АО «Молочный комбинат «Пензенский» о нарушении антимонопольного законодательства Управлением муниципального имущества города Пензы (далее – УМИ г. Пензы) при передаче муниципального имущества - централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения хозяйствующему субъекту – ООО «Горводоканал».

По результатам рассмотрения поступивших документов и информации установлено следующее.

08.08.2007 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и ООО «Горводоканал» на основании постановления главы администрации г. Пензы от 08.08.2007 № 914 заключены договоры аренды муниципального имущества № 51, 52.

В соответствии с пунктом 1.2 договоров № 51, 52 от 08.08.2007 предметом договора являются объекты водоснабжения и водоотведения, сооружения и оборудование, входящие в водоснабжающие комплексы, принадлежащие муниципальному образованию город Пенза на праве собственности, согласно приложениям к договорам. Муниципальное имущество передается в аренду на срок 30 лет (пункты 5.1 договоров № 51, 52 от 08.08.2007).

08.08.2007 сторонами заключено дополнительное соглашение № 1 к договору № 51 об изменении формулировки пунктов 1.4 и 3.5 договора в частности определено, что неотделимые улучшения, произведенные за счет средств арендатора, являются собственностью арендодателя. Затраты арендатора на реконструкцию, восстановление, модернизацию, техническое перевооружение, капитальный и текущий ремонт арендованного имущества, превышающие суммы, установленные в п. 2.2. договора, являются собственными расходами арендатора и возмещению не подлежат.

Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и ООО «Горводоканал» 19.12.2008 заключен договор аренды муниципального имущества № 5. Указанный договор заключен по результатам проведения открытого конкурса.

В соответствии с пунктом 1.2 договора № 5 муниципальное имущество передается в арендное пользование на неопределенный срок. В приложении № 1 к договору № 5 приведен перечень муниципального имущества, передаваемого в арендное пользование, а именно 60 объектов водоснабжения и водоотведения.

Также, по результатам открытого конкурса 23.04.2009 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пензы и ООО «Горводоканал» заключен договор аренды муниципального имущества № 11.

Пунктом 1.1 договора от 23.04.2009 № 11 предусмотрено, что арендодатель передает арендатору из муниципальной имущественной казны города Пензы, а арендатор принимает в арендное пользование муниципальное имущество согласно приложению 1 к договору (10 объектов водоснабжения и водоотведения).

Как следует из пункта 1.2 договора от 23.04.2009 № 11 муниципальное имущество передается в арендное пользование на неопределенный срок.

30.10.2009 на основании приказа Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации г. Пензы от 04.09.2009 № 115 между Управлением и ООО «Горводоканал» заключен договор аренды муниципального имущества № 15.

Предметом договора от 30.10.2009 № 15 являются объекты водоснабжения и водоотведения, принадлежащие муниципальному образованию г. Пенза на праве собственности (пункт 1.2 договора от 30.10.2009 № 15; 44 объекта в соответствии с приложением № 1 к договору). Муниципальное имущество передается в аренду на неопределенный срок (пункт 1.1 договора от 30.10.2009 № 15).

В период с 2010 по 2017 гг. между УМИ г. Пензы и ООО «Горводоканал» заключено 24 дополнительных соглашения к Договору от 30.10.2009 № 15 в части передачи Обществу объектов водоснабжения и водоотведения.

Как следует из технического заключения МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации», объекты, переданные в рамках договора от 30.10.2009 № 15, являются технологически связанными и имеют взаимные точки присоединения к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения и иным объектам централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, правами владения и пользования которыми обладает ООО «Горводоканал», в том числе, по договорам аренды от 08.08.2007 № 51, 52.

23.12.2011 между УМИ г. Пензы и ООО «Горводоканал» заключен договор аренды муниципального имущества № 51к. В рамках указанного договора в арендное пользование ООО «Горводоканал» на неопределенный срок передается 73 объекта. Согласно пояснениям УМИ г. Пензы данный договор заключен по результатам проведения открытого конкурса.

Постановлением администрации г. Пензы от 21.02.2013 № 147 с 01.07.2013 ООО «Горводоканал» наделено статусом гарантирующей организации на территории г. Пензы.

В соответствии с договором от 23.11.2020 № 53 УМИ г. Пензы передано в арендное пользование ООО «Горводоканал» муниципальное имущество, технологически связанное с объектами водоотведения, находящимися в арендном пользовании Общества. Муниципальное имущество передается сроком на 10 лет со дня подписания сторонами акта приема-передачи (пункты 1.2, 1.3 договора от 23.11.2020 № 53).

Согласно акту технического обследования от 29.03.2018, а также экспертному заключению МУП «Объединенная городская служба архитектуры, градостроительства и технической инвентаризации» объекты водоотведения, переданные ООО «Горводоканал» в рамках договора от 23.11.2020 № 53, технологически связаны с объектами, переданными Обществу в рамках договора от 08.08.2007 № 52 и дополнительного соглашения № 4 от 26.07.2010 к договору аренды от 30.10.2009 № 15.

Правовая основа распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, определена Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Правовой статус и полномочия органов местного самоуправления определены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом. При этом органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ).

Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Закон № 416-ФЗ, в соответствии с которыми определены особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности. Указанные изменения вступили в силу с 08.05.2013.

Так, согласно части 1 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 41.1 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно- технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, с 08.05.2013 передача прав владения и (или) пользования системами водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды, заключаемым по результатам конкурса, или по концессионным соглашениям. Исключением является передача прав владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно- технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

При этом согласно части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ (в редакции от 08.05.2013) договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, должен включать в себя следующие существенные условия:

1) описание централизованных систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, в том числе их технико-экономические показатели и целевое назначение;

2) размер арендной платы;

3) срок договора аренды;

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;

5) значения долгосрочных параметров регулирования тарифов;

6) предельные сроки прекращения поставок абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимый объем непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением условий договора аренды;

7) порядок возмещения расходов арендатора, которые подлежат возмещению арендатору в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, но не будут ему возмещены на день окончания срока действия договора аренды.

Срок договора аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 настоящего Федерального закона, не может быть более чем десять лет (часть 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, для договоров аренды систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, существенными являются условия, указанные в части 2 и части 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

Частью 6 статьи 42 Закона № 416-ФЗ установлено, что до внесения в законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, эти акты применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Из этой нормы также следует, что договорные отношения в сфере водоснабжения и водоотведения должны быть приведены в соответствие с требованиями Закона № 416- ФЗ.

Из анализа положений договоров аренды муниципального имущества от 08.08.2007 № 51, 52, от 19.12.2008 № 5, от 23.04.2009 № 11, от 30.10.2009 № 15, от 23.12.2011 № 51к, от 23.11.2020 № 53 следует, что указанные договоры не содержат существенные условия, предусмотренные в пунктах 4-7 части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

Таким образом, поскольку рассматриваемые договоры не содержат существенных условий, предусмотренных в пунктах 4-7 части 2 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ, данные договоры в силу положений статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются заключенными.

Кроме того, срок действия вышеуказанных договоров, за исключением договора от 23.11.2020 № 53, не соответствует части 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ.

Возможность использования ООО «Горводоканал» муниципального имущества по истечении срока, предусмотренного частью 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ, предоставляет данному хозяйствующему субъекту неконкурентные преимущества по использованию муниципального имущества при осуществлении своей предпринимательской деятельности на рынке услуг водоснабжения и водоотведения.

Отсутствие в договорах аренды муниципального имущества существенных условий договора, предусмотренных статьей 41.2 Закона № 416-ФЗ, а также несоответствие срока действия договоров, предоставляет ООО «Горводоканал» неконкурентные преимущества при осуществлении деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения на территории г. Пензы, что влечет (может повлечь) ограничение конкуренции на соответствующем товарном рынке.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, бездействие УМИ г. Пензы, выразившееся в непринятии мер по приведению договоров аренды муниципального имущества от 08.08.2007 № 51, 52, от 19.12.2008 № 5, от 23.04.2009 № 11, от 30.10.2009 № 15, от 23.12.2011 № 51к, от 23.11.2020 № 53 в соответствие с требованиями положений, установленных частью 2 и 4 статьи 41.2 Закона № 416-ФЗ, содержит признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в бездействии УМИ г. Пензы признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что приводит (может привести) к ограничению конкуренции на соответствующем товарном рынке, Пензенским УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции УМИ г. Пензы выдано предупреждение от 17.11.2023 № 3-01-02/34-2023 о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (далее - Предупреждение).

Данным Предупреждением УМИ г. Пензы было предписано в срок до 24.06.2024:

1. принять меры, направленные на приведение условий договоров аренды муниципального имущества от 08.08.2007 № 51, 52, от 19.12.2008 № 5, от 23.04.2009 № 11, от 30.10.2009 № 15, от 23.12.2011 № 51к, от 23.11.2020 № 53, заключенных с ООО «Горводоканал», в соответствие с требованиями, установленными частью 2 и 4 статьи 41.2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»;

2. о выполнении Предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения с приложением надлежащим образом заверенных копий документов, подтверждающих исполнение вышеуказанных действий.

В Пензенское УФАС России документы, подтверждающие исполнение Предупреждения не поступали.

Таким образом, УМИ г. Пензы в установленный срок Предупреждение не исполнило.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае невыполнения предупреждения в установленный срок, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для исполнения предупреждения.

На основании изложенного, в соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, Пензенским УФАС России издан приказ от 08.07.2024 № 94/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения УМИ г. Пензы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Назначить дело № 058/01/15-443/2024 к рассмотрению на «19» июля 2024 в 11 часов 00 минут.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 058/01/15-443/2024 в качестве:

заявителя:

- АО «Молочный комбинат «Пензенский» (ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709, ул. Курская, д. 70, г. Пенза, 440031);

ответчика:

- Управление муниципального имущества города Пензы (ИНН 5836013675, ОГРН 1095836002481, пл. Маршала Жукова, д. 4, г. Пенза, 440000);

заинтересованного лица:

- ООО «Горводоканал» (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714, ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031);

3. Управлению муниципального имущества города Пензы в срок до 16.07.2024 представить следующие документы и информацию:

3.1. письменную позицию по обстоятельствам дела;

3.2. письменное обоснование причин непринятия мер по приведению договоров аренды муниципального имущества в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» с приложением подтверждающих документов;

3.3. иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

4. ООО «Горводоканал» в срок до 16.07.2024 представить следующие документы и информацию:

4.1. письменную позицию по обстоятельствам дела;

4.2. иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

5. АО «Молочный комбинат «Пензенский» в срок до 16.07.2024 представить следующие документы и информацию:

5.1. письменную позицию по обстоятельствам дела;

5.2. иные документы и материалы, имеющие доказательственное значение по рассматриваемому вопросу.

 

Явка лиц, участвующих в деле или их представителей (с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

 

 

Связанные организации

ООО "Горводоканал"
ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714
УМИ города Пензы
ИНН 5836013675, ОГРН 1095836002481
АО "МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ "ПЕНЗЕНСКИЙ"
ИНН 5837006078, ОГРН 1025801441709