Предупреждение №2-01-03/01-2022 предупреждение от 31 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/01-2022
О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

131 января 2022 года

г. Пенза

 

В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) поступило обращение гражданки по вопросу нарушения законодательства диспетчерской службой заказа такси «ГОСТ» в связи с предоставлением для оказания услуг такси перевозчика ..., не имеющему соответствующего разрешения на перевозку пассажиров легковым такси и полиса ОСАГО.

Из заявления следует, что гражданка 03.12.2021 воспользовалась приложением «Заказ такси ГОСТ» для вызова легкового такси в г. Кузнецке в целях поездки по маршруту от дома 9 по ул. Победы до дома 27 по ул. Минская. После оформления заказа от диспетчерской службы пришло сообщение о прибытии автомашины ГРАНТА Серебро, .... По данным заявителя, водитель указанной автомашины ... не оказал надлежащим образом заказанную услугу и, применив физическую силу, вытолкнул ее из машины. Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении от 06.12.2021. Заявитель указывает на отсутствие у перевозчика разрешения на перевозку пассажиров легковым такси

В ходе рассмотрения обращения установлено, что согласно данным, размещенным на официальном сайте диспетчерской службы такси «ГОСТ» (https://kuzneck.taxigost.com/kontakty/), деятельность по оказанию диспетчерских услуг осуществляет индивидуальный предприниматель

ИП  является организатором перевозок легковым такси с использованием коммерческого обозначения такси «ГОСТ». При этом, Предприниматель не осуществляет деятельность по непосредственной перевозке пассажиров и багажа легковым такси, но предоставляет операторские (диспетчерские) услуги, то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных, содержащую в себе информацию о параметрах заявок (начальная и конечная точки маршрута, тип транспортного средства и др.), и определяет стоимость услуги (заявки). Кроме того, именно ИП  информирует заказчика (пассажира) о подаче транспортного средства с указанием марки, модели, цвета и государственного номера транспортного средства. Пассажиры не вступают в какие-либо отношения с лицом, осуществляющим фактическую перевозку, не имеют выбора конкретного перевозчика.

Фактически оказываемые ИП диспетчерские услуги по организации перевозок легковым такси являются сопутствующими и неразрывно связанными с услугами по перевозке легковым такси.

Доступ к приложению «Заказ такси ГОСТ» имеют перевозчики, у которых установлено соответствующее программное обеспечение. Через приложение перевозчики принимают заявки к исполнению и извещают заказчиков о принятии заявки к исполнению.

Правоотношения между ИП  и перевозчиками регулируются Регламентом, который размещен на сайте диспетчерской службы. Данный Регламент, в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является договором присоединения, принятие условий Пользовательского соглашения является присоединением к настоящему договору, что считается равносильным заключению договора на условиях, изложенных в Регламенте, размещенном на Интернет-сайте: http://www.kuzneck.taxigost.com/voditelyu/

Согласно п. 2.1 Регламента для аккредитации на Электронной информационной площадке Пользователь предоставляет в адрес Оператора данные указанные в пункте 2.4 настоящего Регламента. К аккредитации допускаются только Пользователи, отвечающие требованиям, указанным в абз. 1 п.1 настоящего договора.

В соответствии с пунктом 2.4 Регламента для аккредитации на Электронной информационной площадке Оператору предоставляются следующие данные, определяемые исключительно программным обеспечением для физического лица:  фамилия, имя; марка и цвет транспортного средства, а также цифры регистрационного номера;  для юридического лица: наименование юридического лица, список транспортных средств, с указанием марки, цвета и цифрами регистрационного номера автомобилей, разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом (с копией паспорта или свидетельства о регистрации).

Сама по себе аккредитация, не является основанием, для безусловного предоставления доступа к Электронной информационной площадке (ЭИП). Пользователь в праве самостоятельно определять в зависимости от различных обстоятельств (подготовленность и техническое состояние транспортного средства, наличие разрешения и т.д.) с какого момента и в течение, какого времени он готов пользоваться услугами Оператора. В случае непредоставления вышеуказанной информации, Оператор имеет право в любой момент прекратить доступ Пользователя к ЭИП, вплоть до предоставления им этой информации в полном объеме.

Таким образом, именно ИП имеет возможность при аккредитации перевозчиков в своем приложении «Заказ такси ГОСТ» запрашивать и получать информацию о наличии у водителя разрешения на перевозку, состоянии используемого автомобиля и т.п.

ИП , распространяя о информацию о деятельности диспетчерской службой заказа такси «ГОСТ», предлагает потребителям оказать услугу такси. При этом, ИП не обладает (и не запрашивает при аккредитации на Электронной информационной площадке в приложении «Заказ такси ГОСТ») информацией о наличии у водителя (физического лица) разрешения на перевозку, состоянии используемого автомобиля и т.п.

Согласно части 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу части 4 статьи 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 16 статьи 9 Федерального закона № 69-ФЗ легковое такси в целях обеспечения безопасности его пассажиров и идентификации по отношению к иным транспортным средствам должно соответствовать следующим обязательным требованиям: должно иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке; соответствовать установленным цветовым гаммам кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации; должно быть оборудовано таксометром; водитель легкового такси должен иметь общий водительский стаж не менее трех лет.

Следовательно, такси признается только такое транспортное средство, которое отвечает поименованным требованиям.

Рядовой потребитель, не обладающий специальными юридическими познаниями, надеется увидеть и вправе рассчитывать, что по его заказу к нему прибудет именно такси, то есть легковое транспортное средство желтого цвета со специальной цветографической схемой, оборудованное таксометром, прошедшее в установленном порядке контроль технического состояния и отвечающее иным обязательным требованиям.

В ходе рассмотрения обращения установлено, что водитель автомашины ГРАНТА Серебро, Р... деятельность по перевозки пассажиров осуществлял как физическое лицо. В свою очередь у данного гражданина отсутствовало разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом (услуг такси). При этом, данный водитель был зарегистрирован в приложении «Заказ такси ГОСТ» и был направлен на исполнение заказа заявительницы.

Отсутствие в регламенте работы диспетчерской службы «Заказ такси ГОСТ» условия о наличии у перевозчика физического лица разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортом (услуг такси), а также не осуществление надлежащей проверки необходимых документов при регистрации водителей в качестве перевозчиков, влечет за собой нарушение действующего законодательства Российской Федерации, обычаев делового оборота, требований добропорядочности, разумности и справедливости.

Таким образом, данные действия ИП приводят (может приводить) к тому, что потребители могут быть введены в заблуждение относительно предоставления услуг такси надлежащего качества и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Кроме того, действия ИП могут отвлечь потребителей от добросовестных субъектов рынка и создать у них определенное впечатление о лице, оказывающем диспетчерские услуги по заказу такси, которые не соответствуют действительности. В данном случае ИП может обеспечиваться преимущество при введении в заблуждение о предоставлении качественных услуг, предоставляя указанному хозяйствующему субъекту необоснованное конкурентное преимущество при осуществлении предпринимательской деятельности в виде привлечения большего объема перевозчиков. Указанные действия ИП  могут привести к перераспределению спроса на товарном рынке путем оттока потребителей. Конкуренты ИП  могут лишится возможности эффективно реализовывать свои услуги, что, в свою очередь, не может не отразиться на размере их прибыли. В результате указанных действий у ИП может возникнуть возможность причинения убытков конкурентам в результате перераспределения спроса.

Указанные действия ИП , направленные на получение конкурентных преимуществ, противоречат действующему законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам.

По данным Администрации города Кузнецка, деятельность по оказанию диспетчерских услуг такси на территории г. Кузнецка Пензенской области осуществляют другие хозяйствующие субъекты («Яндекс»).

Действия ИП , связанные с введением в заблуждение путем распространения недостоверной информации о диспетчерских услугах в качестве услуг по заказу такси «ГОСТ», являются актом недобросовестной конкуренции.

В силу статьи 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883 Страны Союза обязаны обеспечить гражданам стран, участвующих в Союзе, эффективную защиту от недобросовестной конкуренции. Актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах. В частности, подлежат запрету: 1) все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента; 2) ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента; 3) указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

По смыслу приведенных нормативных положений использование субъективных гражданских прав в условиях соперничества (борьбы) хозяйствующих субъектов обусловлено определенными границами (пределами реализации) с учетом прав и интересов иных лиц, в том числе потребителей товаров, работ, услуг. Жесткость конкуренции не может отождествляться с ее недобросовестностью.

Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции недобросовестной конкуренцией признаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция путем введения в заблуждение относительно качества и потребительских свойств товара, предлагаемого к продаже, назначения такого товара, способов и условий его изготовления или применения, результатов, ожидаемых от использования такого товара, его пригодности для определенных целей.

Таким образом, в действиях ИП  усматриваются признаки недобросовестной конкуренции и нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, выразившиеся во введении в заблуждение относительно качества предоставляемых услуг.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в случае выявления признаков нарушения, в том числе, статьи 14.2 настоящего Федерального закона.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ИП , выразившихся во введении в заблуждение относительно качества предоставляемых услуг, признаков недобросовестной конкуренции и нарушения пункта 1 статьи 14.2 Закона о защите конкуренции, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ИП  о необходимости прекращения указанных действий в срок до 22 февраля 2022 года, для чего необходимо:

- внести в регламент работы приложения «Заказ такси ГОСТ» условия о наличии у перевозчика разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси,

- принять меры по недопущению привлечения к оказанию услуг такси через приложение «Заказ такси ГОСТ» перевозчиков в отсутствие соответствующего разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Связанные организации

Связанные организации не указаны