Определение б/н определение о назначении дела к рассмотрению от 21 августа 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 058/01/10- 497/2023 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

«21» августа  2023г.                                                                                   г. Пенза

 

  Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного  законодательства.

 УСТАНОВИЛ:

В Пензенское УФАС России поступило обращение ГАУДО «Многофункциональный туристско-спортивный центр» им.Т.Т.Мартыненко (ИНН 5835006604, 440061, г.Пенза, ул.Герцена, 5, далее – Заявитель, ГАУДО МФТСЦ) в отношении ООО «Очистные сооружения» (ИНН 5823901120, 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11, далее – Общество) по вопросу навязывания невыгодных условий договора об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

В оперативном управлении Заявителя находятся 17 спортивно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами, в том числе ГАУДО МФТСЦ в р.п.Мокшан  СОК «Звездный» по адресу: 442730, Мокшанский район, р.п.Мокшан, ул.Студенческая, 4А.

В 5 комплексах система центрального водоотведения отсутствует, в 12 комплексах для осуществления централизованного водоотведения заключены договоры с обслуживающими организациями.

В 2021-2023гг. в отношении 11 комплексов Заявителя заключены договоры на водоотведение с организациями, осуществляющими водоотведение. Данные договоры предусматривали плату за водоотведение и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).

С января 2023г. ООО «Очистные сооружения» включило в договор об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23 (далее – договор об оказании услуг по приему сточных вод) плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, мотивируя это положением пункта 203 Правил №644 и положением пункта 5.3 «ГОСТ Р 57015-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования»  (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 860-ст), согласно которым деятельность  душевых по предоставлению общегигиенических услуг является основной услугой бассейна.

Заявитель не согласился с вышеуказанными действия Общества, ввиду того, что СОК «Звездный» является объектом образования, плавательным бассейном, и под действие положения пункта 203 Правил №644 не подпадает. ГАУДО МФТСЦ считает, что включение в договор об оказания услуг по приему сточных вод пункта о плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является необоснованным, свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим доминирующим положением на рынке услуг по водоотведению и о нарушении подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 24.11.2022 № 66-т ООО «Очистные сооружения» на период с 01.12.2022 по 31.12.2023гг. установлен тариф на водоотведение на территории Мокшанского района в размере 36 руб.

Таким образом, ООО «Очистные сооружения», осуществляющее деятельность в области оказания услуг по приему сточных вод (водоотведению), является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу указанных норм ресурсоснабжающая организация – ООО «Очистные сооружения» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по приему сточных вод с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей на территории Мокшанского района Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Подпунктом «е» пункта 34 Правила № 644, установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункту 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;

В силу подпункта «г» пункта 36 Правила № 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил №644.

В силу пункт 118 Правил №644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (далее - плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения), в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.

Согласно пункту 119 Правил №644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение.

В соответствии с пунктом 123 (4) Правил №644 расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, рассчитывается, в том числе для объектов абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил.

В силу пункта 124 Правил №644 в целях обеспечения контроля состава и свойств сточных вод абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года (для абонентов, с которыми договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) был заключен после начала указанного периода, - за весь фактический период сброса ими сточных вод) в среднем составляет 30 куб. метров в сутки и более суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта, обязаны подавать в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларацию в отношении сточных вод, сбрасываемых с такого объекта. Иные абоненты вправе подать декларацию в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.

По сведениям, полученным от ООО «Очистные сооружения» и ГАУДО МФТСЦ среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод у последнего составляет менее 30 куб.м.

Согласно пункту 194 Правил №644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Пункт 167 Правил N 644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно только в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод, а также в отношении абонентов, подпадающих под исключения, изложенные в абзаце 4 пункт 167 Правил №644.

По сведениям ГАУДО МФТСЦ Заявителю нормативы состава сточных вод не установлены.

Также согласно пункту 203 Правил №644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится для объектов абонентов:

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

По мнению ООО «Очистные сооружения», в связи  с тем, что на территории ГАУДО МФТСЦ расположен бассейн с душевыми кабинами для предоставления общегигиенических услуг, Заявителю был произведен расчет платы за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГАУДО МФТСЦ  является - образование дополнительное детей и взрослых. В выписке из ЕГРЮЛ у ГАУДО МФТСЦ  такой вид деятельности, как деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, отсутствует.

Также, исходя из фактически предоставляемых ГАУДО МФТСЦ услуг, информация о которых размещена на официальном сайте, ГАУДО МФТСЦ деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг не осуществляет.

Доказательств обратного ООО «Очистные сооружения» не представило.

Таким образом, при отсутствии у Заявителя соответствующего вида деятельности в ЕГРЮЛ и в перечне фактически оказываемых услуг, указанного в абзаце втором пункте 203 Правил №644, ООО «Очистные сооружения» включило в договор об оказании услуг по приему сточных плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленного норматива сточных вод и рассчитало ее.

Заявитель, не согласившись с включением в договор об оказании услуг по приему сточных вод платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, направил в адрес Общества письмо от 29.05.2023г. №539, в котором просил исключить пункт 5.2.3 указанного договора и уменьшить сумму по договору.

ООО «Очистные сооружения» в пересмотре условий договора об оказании услуг по приему сточных вод и уменьшении суммы по данному договору отказало.

Такие действия ООО «Очистные сооружения», выразившиеся во включении в договор об оказания услуг по приему сточных вод условия о взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отсутствии оснований, предусмотренных Правилами №644, свидетельствует о навязывании Обществом невыгодных условий договора.      

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из вышеизложенного, организация водопроводно-канализационного хозяйства не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами).

В связи  с указанным, Пензенское УФАС России, руководствуясь  статьей 39.1 Закона о защите конкуренции выдало ООО «Очистные сооружения» предупреждение от 14.07.2023г. №2-01-03/15-2023 о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в срок до 14 августа 2023 года путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, для чего прекратить навязывание невыгодных условий, не отвечающих требованиям действующего законодательства.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

31.07.2023г. ООО «Очистные сооружения» представило в Пензенское УФАС России возражения на предупреждение, в которых просило отменить выданного предупреждение.

В связи с тем, что  в действиях ООО «Очистные сооружения» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании в договор об оказания услуг по приему сточных вод условия о взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отсутствии оснований, предусмотренных Правилами №644, которое повлекло (могло повлечь)  к ущемлению интересов ГАУДО МФТСЦ  в сфере предпринимательской деятельности.

На основании изложенного, издан приказ Пензенского УФАС России от 21.08.2023 №114/23 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Очистные сооружения» по признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», руководствуясь частью  13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 058/01/10-497/2023 к рассмотрению на 22.09.2023г. в 15 часов 00 мин. по адресу: г. Пенза, ул. Урицкого, д. 127, к. 301.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика: ООО «Очистные сооружения» - 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11.

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя ГАУДО «Многофункциональный туристско-спортивный центр» им.Т.Т.Мартыненко - 440061, г.Пенза, ул.Герцена, 5.

4. ООО «Очистные сооружения» в срок до «18» сентября 2023г. представить следующие документы и информацию:

- письменные объяснения по рассматриваемому делу;

 - сведения об установлении ГАУДО МФТСЦ нормативов состава сточных вод;

- сведения о проведении ООО «Очистные сооружения»  в отношении ГАУДО МФТСЦ  контроля состава и свойств сточных вод, с приложением подтверждающих документов;

- иные документы, материалы и пояснения по рассматриваемому делу (при наличии).

 

Явка сторон по делу или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Все документы представляются в подлинниках или надлежаще заверенных копиях с сопроводительным письмом за подписью руководителя предприятия.

Непредставление запрашиваемой информации либо представление заведомо недостоверных сведений влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Пензенское УФАС России сообщает о возможности дистанционного участия в рассмотрении дела в формате видеоконференции.

Для целей принятия участия в заседании Комиссии, сторонам необходимо перейти по гиперссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6040535256

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                    <...>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны