Решение (комиссия) №ЕП/2452/23 Решение от 4 августа 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
|
РЕШЕНИЕ
по жалобе № 058/07/3-436/2023
01 августа 2023 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127
Комиссия Пензенского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Комиссия Управления), в составе:
- П<...> – заместителя председателя Комиссии, заместителя руководителя управления;
- Ф<...>– члена Комиссии, начальника отдела контроля органов власти;
- Б<...> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти;
при участии:
со стороны ООО «ГОРВОДОКАНАЛ»:
- К<...> – представителя по доверенности от 04.07.2022 серия 58АА номер 1815413;
в отсутствие подателя жалобы – ООО «МОТОР» (лицо уведомлено надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО «МОТОР» (ИНН <...>, адрес <...>) на действия Заказчика – ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» (5836623790, ОГРН 1065836023714, 440031,
ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление от имени и за счет Принципала действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по оплате коммунальных услуг/ресурсов и повышению суммы сбора для нужд ООО «Горводоканал» в 2023 году ГВК-90 (извещение от 04.07.2023
№ 32312551016 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области из ФАС России 26.07.2023 поступила жалоба ООО «МОТОР» (ИНН <...>, адрес <...>) на действия Заказчика – ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» (5836623790, ОГРН 1065836023714, 440031, ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление от имени и за счет Принципала действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по оплате коммунальных услуг/ресурсов и повышению суммы сбора для нужд ООО «Горводоканал» в 2023 году ГВК-90 (извещение от 04.07.2023
№ 32312551016 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) (далее – Конкурс).
Из жалобы заявителя следует, что в разделе 2 агентского договора (приложение
№ 1 закупочной документации) указан регистрационный номер свидетельства определенного общества с ограниченной ответственностью, что исключает возможность участия в закупке иных участников. Считает, признание участника Конкурса победителем неправомерным.
Правовая позиция ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» изложена в письменном отзыве на жалобу от 31.07.2023 № 2679/23, в котором указано о подаче жалобы ООО «МОТОР», не являющимся лицом, участвующим в закупке, после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, в связи с чем, данная жалоба, в соответствии с действующим законодательством, не подлежит рассмотрению.
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением-требованием от 26.07.2023 № ЕД/2319/23 назначено и проведено 01.08.2023.
На заседании Комиссии Управления 01.08.2023 представитель ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» поддержал доводы, изложенные в отзыве. Также указал, что единственная поданная на участие в закупочной процедуре заявка ООО «Агентство Р.О.С. долгъ» отклонена; решение о признании данного общества победителем не принималось, иных лиц на участие в Конкурсе не заявлялось.
На заседании Комиссии Управления 01.08.2023 представитель ООО «МОТОР» не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссией Управления установлено следующее.
Статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлен порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.
В соответствии с частью 10 статьи 3 Закона о закупках любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Частью 11 статьи 3 Закона о закупках предусмотрено, что, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Таким образом, из буквального толкования приведенной нормы права следует, что законодателем разделены возможные к оспариванию действия организаторов закупки на совершенные до окончания срока подачи заявок и действия, совершенные после этого срока. При этом, действия, совершенные организатором закупки до окончания такого срока, могут быть оспорены в антимонопольном органе абсолютно любыми лицами вне зависимости от факта подачи ими заявок на участие в закупке.
В свою очередь, действия, совершенные уже на стадии рассмотрения заявок, допустимы к обжалованию исключительно лицами, подавшими заявки на участие в закупке.
Кроме того, из положений части 10 статьи 3 Закона о закупках следует, что для обжалования подобных действий лицо, обращающееся в антимонопольный орган с жалобой, должно доказать нарушение оспариваемыми действиями своих законных прав и интересов либо прав и законных интересов неопределенного круга лиц - потенциальных участников закупки.
При этом границы антимонопольного контроля торгов оканчиваются при достижении баланса частных и публичных интересов, на необходимость соблюдения которого указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, а также стабильности публичных правоотношений. В то же самое время "баланс" означает равновесие и равноправие сторон в публичных правоотношениях, а не смещение вектора административной защиты в сторону одного из участников таких отношений без достаточных к тому оснований. Указанное означает недопустимость применения со стороны антимонопольного органа мер публично-правового принуждения на основании жалобы лица, не посчитавшего необходимым со своей стороны оспорить положения Закупочной документации до момента подачи своей заявки на участие в этой закупке, а попытавшегося обойти эти требования и впоследствии стремящегося сорвать закупочную процедуру после отказа ее организатора в допуске такому лицу к участию в этой закупке.
Обратное будет противоречить не только балансу частных и публичных интересов, но и принципам добросовестной реализации и защиты своих гражданских прав (часть 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 ГК РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 ГК РФ).
Реализация права на оспаривание участником закупки положений закупочной документации за пределами окончания срока подачи заявок необоснованно затрагивает права и законные интересы иных участников закупки, которые подали заявку в соответствии с условиями Документации.
Таким образом, жалоба на положения документации конкурентной закупки может быть подана, в том числе, участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке (Письмо ФАС России от 23.01.2018 № ИА/3655/18 «О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг», письмо ФАС России от 25.06.2019 № МЕ/53183/19 «О принятии антимонопольным органом в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции жалобы к рассмотрению, поданной лицом, не являющимся участником закупки»).
Комиссией Управления установлено, что ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» в Единой информационной системе в сфере закупок в сети Интернет на сайте www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) 04.07.2023 размещено извещение № 32312551016 о проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление от имени и за счет Принципала действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по оплате коммунальных услуг/ресурсов и повышению суммы сбора для нужд ООО «Горводоканал» в 2023 году ГВК-90.
Дата начала срока подачи заявок: 04.07.2023.
Дата и время окончания подачи заявок (по местному времени): 12.07.2023 10:00.
Место рассмотрения первых частей заявок: согласно закупочной документации.
Дата рассмотрения первых частей заявок: 13.07.2023.
Дата начала срока подачи дополнительных ценовых предложений: 14.07.2023.
Время начала срока подачи дополнительных ценовых предложений: 09:00.
Дата и время окончания срока подачи дополнительных ценовых предложений (по местному времени заказчика): 14.07.2023 12:00.
Место рассмотрения вторых частей заявок: согласно закупочной документации.
Дата рассмотрения вторых частей заявок: 18.07.2023.
Место подведения итогов: согласно закупочной документации.
Дата подведения итогов: 19.07.2023.
Согласно протоколу от 13.07.2023 рассмотрения первых частей заявок для конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312551016 на участие в Конкурсе подана 1 (одна) заявка, которая допущена до участия в торгах.
В соответствии с протоколом от 19.07.2023 рассмотрения вторых частей заявок для конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства № 32312551016, Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам проведения конкурентной закупки все заявки на участие в Конкурсе отклонены.
В ходе заседания Комиссии Управления установлено, что ООО «МОТОР» не является лицом, подавшим заявку на участие в Конкурсе.
Согласно извещению о проведении Конкурса, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 12.07.2023 10:00.
Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в антимонопольный орган 21.07.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Исходя из изложенного, Комиссия Пензенского УФАС России не вправе рассматривать доводы жалобы Заявителя относительно положений конкурсной документации.
Таким образом, учитывая, что сроки, установленные действующим законодательством для обжалования действий заказчика в части положений документации истекли, заявитель не являлся лицом, подавшим заявку на участие в закупке № 32312551016, Комиссия Управления, на основании части 11 статьи 3 Закона о закупках, части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,
РЕШИЛА:
Оставить жалобу ООО «МОТОР» (ИНН <...>, адрес <...>) на действия Заказчика – ООО «ГОРВОДОКАНАЛ» (5836623790, ОГРН 1065836023714, 440031,
ул. Кривозерье, д. 24, г. Пенза, 440031) при проведении открытого конкурса в электронной форме среди субъектов малого и среднего предпринимательства на право заключения договора на осуществление от имени и за счет Принципала действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей) по оплате коммунальных услуг/ресурсов и повышению суммы сбора для нужд ООО «Горводоканал» в 2023 году ГВК-90 (извещение от 04.07.2023
№ 32312551016 размещено на сайте https://zakupki.gov.ru) без рассмотрения.