Предупреждение №2-01-03/15-2023 предупреждение 2-01-03/15-2023 от 14 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ № 2-01-03/15-2023

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ, КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ

НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

14 июля 2023 года

 

г. Пенза

В Пензенское УФАС России поступило обращение ГАУДО «Многофункциональный туристско-спортивный центр» им.Т.Т.Мартыненко (ИНН 5835006604, 440061, г.Пенза, ул.Герцена, 5, далее – Заявитель, ГАУДО МФТСЦ) в отношении ООО «Очистные сооружения» (ИНН 5823901120, 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11, далее – Общество) по вопросу навязывания невыгодных условий договора об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23.

По результатам анализа документов и информации установлено следующее.

В оперативном управлении Заявителя находятся 17 спортивно-оздоровительных комплексов с плавательными бассейнами, в том числе ГАУДО МФТСЦ в р.п.Мокшан  СОК «Звездный» по адресу: 442730, Мокшанский район, р.п.Мокшан, ул.Студенческая, 4А.

В 5 комплексах система центрального водоотведения отсутствует, в 12 комплексах для осуществления централизованного водоотведения заключены договоры с обслуживающими организациями.

В 2021-2023гг. в отношении 11 комплексов Заявителя заключены договоры на водоотведение с организациями, осуществляющими водоотведение. Данные договоры предусматривали плату за водоотведение и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в соответствии с пунктом 123 Постановления Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила №644).

С января 2023г. ООО «Очистные сооружения» включило в договор об оказании услуг по приему сточных вод от 20.01.2023г. №26/23 (далее – договор об оказании услуг по приему сточных вод) плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, мотивируя это положением пункта 203 Правил №644 и положением пункта 5.3 «ГОСТ Р 57015-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги населению. Услуги бассейнов. Общие требования»  (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 20.07.2016 N 860-ст), согласно которым деятельность  душевых по предоставлению общегигиенических услуг является основной услугой бассейна.

Заявитель не согласился с вышеуказанными действия Общества, ввиду того, что СОК «Звездный» является объектом образования, плавательным бассейном, и под действие положения пункта 203 Правил №644 не подпадает. ГАУДО МФТСЦ считает, что включение в договор об оказания услуг по приему сточных вод пункта о плате за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод является необоснованным, свидетельствует о злоупотреблении Обществом своим доминирующим положением на рынке услуг по водоотведению и о нарушении подпунктов 1, 3 пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно статьям 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в области оказания услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий. Хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии признается субъектом естественной монополии.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Пензенской области от 24.11.2022 № 66-т ООО «Очистные сооружения» на период с 01.12.2022 по 321.12.2023гг. установлен тариф на водоотведение на территории Мокшанского района в размере 36 руб.

Таким образом, ООО «Очистные сооружения», осуществляющее деятельность в области оказания услуг по водоотведению, является хозяйствующим субъектом естественной монополии.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу указанных норм ресурсоснабжающая организация – ООО «Очистные сооружения» занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей на территории Мокшанского района Пензенской области и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на указанном рынке.

Подпунктом «е» пункта 34 Правила № 644, установлена обязанность организации водопроводно-канализационного хозяйства (далее – организация ВКХ) осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в централизованную систему водоотведения сточных вод, соблюдением устанавливаемых в соответствии с настоящими Правилами нормативов по объему сточных вод и нормативов состава сточных вод, а также установленных настоящими Правилами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.

Согласно подпункту «и» пункту 35 Правил № 644 абонент обязан соблюдать нормативы по объему сточных вод и нормативы состава сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, а также принимать меры по соблюдению указанных нормативов и требований;

В силу подпункта «г» пункта 36 Правила № 644 организация ВКХ имеет право взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему сточных вод, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Порядок определения размера и порядок компенсации расходов организации водопроводно-канализационного хозяйства при сбросе абонентами сточных вод, оказывающих негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, установлены разделом VII Правил №644.

Согласно пункту 194 Правил №644 в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

Пункт 167 Правил N 644 определяет, что в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

При этом согласно указанному пункту нормативы состава сточных вод не устанавливаются:

- на объекты абонентов, являющиеся жилыми домами, многоквартирными домами (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;

- на иные объекты абонентов, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил (за исключением объектов абонентов, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов).

Таким образом, взимание платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод возможно:

 - в отношении объектов абонентов, для которых установлены нормативы состава сточных вод,

- в отношении абонентов, вид экономической деятельности которых соответствует пункту 203 Правил №644.

Пунктом 203 Правил №644 определена формула расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод для объектов абонентов при наличии любого из условий:

- среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с объекта менее 30 куб. метров в сутки, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

- с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

- расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

- для отбора сбрасываемых сточных вод с которых отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГАУДО МФТСЦ  является - образование дополнительное детей и взрослых. В выписке из ЕГРЮЛ у ГАУДО МФТСЦ  такой вид деятельности, как деятельность бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, отсутствует.

Таким образом, при отсутствии у Заявителя соответствующего вида деятельности, указанного в абзаце втором пункте 203 Правил №644, ООО «Очистные сооружения» включило в договор об оказании услуг по приему сточных плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленного норматива сточных вод и рассчитало ее.

Заявитель, не согласившись с включением в договор об оказании услуг по приему сточных вод платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов, направил в адрес Общества письмо от 29.05.2023г. №539, в котором просил исключить пункт 5.2.3 указанного договора и уменьшить сумму по договору.

ООО «Очистные сооружения» в пересмотре условий договора об оказании услуг по приему сточных вод и уменьшении суммы по данному договору отказало.

Такие действия ООО «Очистные сооружения», выразившиеся во включении в договор об оказания услуг по приему сточных вод условия о взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отсутствии оснований, предусмотренных Правилами №644, свидетельствует о навязывании Обществом невыгодных условий договора.      

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределённого круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Исходя из вышеизложенного, организация водопроводно-канализационного хозяйства не вправе навязывать потребителям условия невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами и нормативными правовыми актами).

Таким образом, в действиях ООО «Очистные сооружения» содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в навязывании в договор об оказания услуг по приему сточных вод условия о взимании платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в отсутствии оснований, предусмотренных Правилами №644, которые являются невыгодными для абонентов поскольку выставляемые ему счет приводит (может привести)  к увеличению платы.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, в том числе, в случае выявления признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеуказанное, Пензенское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ООО «Очистные сооружения» (ИНН 5823901120, 442370, Пензенская область, р.п.Мокшан, ул.Энгельса, 11) о необходимости прекращения действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в срок до 14 августа 2023 года путем устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, для чего прекратить навязывание невыгодных условий, не отвечающих требованиям действующего законодательства.

О выполнении предупреждения сообщить в Пензенское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

В силу части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Связанные организации

Связанные организации не указаны