Постановление №ЕП/1758/23 постановление от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 058/04/9.21-211/2023 об административном правонарушении

 

22 июня 2023 года                                                                 г.Пенза, ул.Урицкого, 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Демидова Елена Николаевна, рассмотрев   протокол, составленный по результатам административного расследования, и   материалы дела об административном правонарушении № 058/04/9.21-211/2023, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Гудок» (ИНН 5835053636, юридический адрес 440066, Пензенская область, г.Пенза, ул.Бородина, д.23), (далее – СНТ «Гудок», Товарищество) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), присутствии законного представителя  СНТ «Гудок» - <...>  (согласно выписке из ЕГРЮЛ, протокола общего собрания СНТ «Гудок» от 30.04.2023г.), (паспортные данные

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

по делу № 058/04/9.21-211/2023 об административном правонарушении

 

22 июня 2023 года                                                                 г.Пенза, ул.Урицкого, 127

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области Демидова Елена Николаевна, рассмотрев   протокол, составленный по результатам административного расследования, и   материалы дела об административном правонарушении № 058/04/9.21-211/2023, в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Гудок» (ИНН 5835053636, юридический адрес 440066, Пензенская область, г.Пенза, ул.Бородина, д.23), (далее – СНТ «Гудок», Товарищество) по факту нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), присутствии законного представителя  СНТ «Гудок» - <...>  (согласно выписке из ЕГРЮЛ, протокола общего собрания СНТ «Гудок» от 30.04.2023г.), (<...> , в отсутствии потерпевшего/представителя потерпевшего <...> 

УСТАНОВИЛ:

На рассмотрение поступил протокол № 058/04/9.21-211/2023 от 19.05.2023 г. об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России, антимонопольный орган) <...>  по результатам административного расследования в отношении СНТ «Гудок», в связи с нарушения Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг,  утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 23.48 КоАП РФ Федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьёй 9.21 настоящего Кодекса.

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.05.2023 г. (исх. № ЕП/1242/23) дело назначено к рассмотрению на 11 часов 00 минут 30 мая 2023 года.

05.05.2023г. от СНТ «Гудок» поступили письменные пояснения, согласно которым решением общего собрания СНТ «Гудок» электроэнергия на опорах ЛЭП, расположенных на территории СНТ «Гудок», отключается на зимний период времени.

Также в пояснениях СНТ «Гудок» указано, что <...>  необходимо провести отдельную линию электроэнергии от своего домовладения до трансформаторной подстанции путем обращения с заявлением о присоединении к электрической энергии в сетевую организацию ПАО «Россети Волга».

Кроме того, согласно письменным объяснениям по состоянию на 05.05.2023г. электроснабжение объекта Заявителя возобновлено.

19.05.2023 г. при составлении протокола по настоящему административному делу представитель СНТ «Гудок» - Председатель Правления Товарищества – <...>  с обстоятельствами, изложенными в протоколе согласился, вину не признал, ввиду того, что на момент имеющихся противоречий между <...>  и СНТ «Гудок» Председателем Правления Товарищества являлся <...> 

29.05.2023г. от потерпевшего <...>  поступило обращение, из которого следует, что по состоянию на 29.05.2023г. подача электроэнергии в его домовладение, расположенное на территории СНТ «Гудок», восстановлена. Претензий к СНТ «Гудок» не имеет. Также просит штрафные санкции к СНТ «Гудок» и к председателю СНТ «Гудок» не применять.

В целях объективного рассмотрения обстоятельств настоящего дела определением от 30.05.2023г. рассмотрение дела было отложено и назначено на 11 часов 00 минут 22 июня 2023г.

Рассмотрев материалы настоящего административного дела, приняв во внимание объяснения законного представителя СНТ «Гудок» - <...> , прихожу к следующим выводам.

В Пензенское УФАС России поступило обращение Гр.<...> в отношении  СНТ «Гудок» по вопросу отключения от электрической энергии объекта заявителя, расположенного по адресу: г.Пенза, Октябрьский район, с/т «Гудок» 1 квартал, участок, 50.

Из обращения следует, что между Гр.<...> и ПАО «Россети Волга» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям  (в случае присоединения объектов заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14  Правил ТП) (регистрационный номер договора 2240-000806), (далее – договор №2240-000806), согласно которому сетевая организация приняла на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя ВРУ-0,4 КВ жилого дома, который располагается на земельном участке по адресу: Пензенская область, г.Пенза, Октябрьский район, с/т Гудок 1 квартал, участок №50. Точкой присоединения по договору №2240-000806 является яч.№10 от ПС 35/10 кВ «Ухтинка», опосредованно через участок ВЛ-0,4 кВ от ТП-10/0,4кВ и участок ВЛ-10 кВ, принадлежащих с/т «Гудок». Акт об осуществлении технологического присоединения от 28.03.2022г. и акт допуска в эксплуатацию прибора учета электрической энергии от 28.03.2022г. сторонами подписан.

Из указанного следует, что объект заявителя опосредованно присоединен к ПАО «Россети Волга» через внутренние сети СНТ «Гудок».

Согласно информации, представленной ООО «ТНС энерго Пенза», 21.06.2022г. по заявлению гр.<...>  открыт лицевой счет/заключен договор энергоснабжения №582002008368 на объект энергоснабжения, расположенный по адресу: г.Пенза, Октябрьский район, с/т «Гудок» 1 квартал, участок, 50.

Гр.<...>  в обращении сообщает, что 01.11.2022г. было произведено отключение вышеуказанного объекта от электроснабжения, в результате действий председателя СНТ «Гудок».

Из ответа ПАО «Россети Волга» (исх.№МР6/124/ВК/3581 от 05.12.2022г.) следует, что сетевая организация ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей СНТ «Гудок» не производило. Задолженность по оплате электрической энергии у Заявителя отсутствует. Сетевой организацией установлено, что отключение электрической энергии у Заявителя связано с сезонным выводом из эксплуатации трансформатора и сетей по инициативе СНТ «Гудок».

Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики).

Согласно статье 20 Закон об электроэнергетики к основным принципами государственного регулирования и контроля в электроэнергетике является обеспечение доступности электрической энергии для потребителей и защита их прав.

В силу части 4  статьи 26 Закона об электроэнергетики сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

СНТ «Гудок» по смыслу положений Закона об электроэнергетике является иным владельцем объектов электросетевого хозяйства, с помощью которых осуществляется процесс энергоснабжения объектов, расположенных на территории СНТ «Гудок».

Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг, установлены Постановлениием Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям»  (далее – Правила №861).

Согласно части 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 №14-ФЗ (далее – ГК РФ) в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 ГК РФ.

Абзацем 1 пункта 2 статьи 546 ГК РФ установлено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энегоснабжающая организация должна предупредить абонента.

В соответствии с пунктом 3 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Основания и порядок прекращения подачи электрической энергии определяются в соответствии с Правилами полного и/или (частичного) режима потребления электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее - Правила №442).

Пунктом 4 Правил №442 установлены участники рынка энергоснабжения, по инициативе которых может вводиться ограничение режима потребления электрической энергии, а также основания ограничения режима потребления электрической энергии.

Кроме того, статьей 7 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в цели создания и деятельности таких товариществ, в том числе, входит создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия).

При этом, из содержания статей 17, 18, 19 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о СНТ), которыми определены объемы полномочий общего собрания, правления и председателя правления садоводческого товарищества, не следует, что в компетенцию органов управления садоводства входят вопросы ограничения и прекращения подачи электроэнергии.

В правоотношениях с поставщиком электроэнергии товарищество не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов товарищества. СНТ, заключая договор энергоснабжения, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов товарищества.

СНТ в силу положений Закона о СНТ осуществляет функции эксплуатационной организации в части электроснабжения применительно к возведенным на земельных участках жилым строениям садоводов, выступает посредником в отношениях между гражданами-садоводами и энергоснабжающей организацией, то есть является исполнителем коммунальных услуг, а не их потребителем, так как эти услуги оказываются гражданам, членам садоводческого товарищества для удовлетворения их коммунально-бытовых нужд, решения задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые (граждане) и являются непосредственными потребителями электроэнергии.

Таким образом, применительно к садоводческим некоммерческим товариществам потребителями электроэнергии следует рассматривать каждого отдельного потребителя, чье принимающее устройство присоединено к общей электросети товарищества, а не само товарищество, выступающее, главным образом, лишь в качестве посредника между энергоснабжающей организацией и гражданами потребителями.

СНТ «Гудок» не является гарантирующим поставщиком электроэнергии в том объеме прав и обязанностей, которые установлены для данного субъекта гражданских правоотношений, согласно Закону об электроэнергетике. Соответственно, СНТ «Гудок» не наделено полномочиями прекращать энергоснабжение на территории садоводческого товарищества.

Также СНТ «Гудок» не является электроснабжающей организацией, поэтому не наделено полномочиями в одностороннем порядке принимать решение о приостановлении или прекращении энергоснабжения лиц, потребляющих электроэнергию с использованием электросети товарищества.

В силу части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

Согласно пункту 6 Правил №861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.

Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.

Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

Таким образом, СНТ «Гудок» как собственник объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно  присоединено к электрическим сетям сетевой организации (ПАО «Россети Волга») энергопринимающее устройство Заявителя (Гр.<...> .), не вправе препятствовать перетоку электрической энергии на объект Заявителя.

Действия СНТ «Гудок», выразившиеся в создании препятствий по перетоку электрической энергии через свои электрические сети на объект Заявителя, являются нарушением пункта 6 Правил недискриминационного доступа.

Ответственность за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии установлена статьей 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ  юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Юридическое лицо может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, если представит доказательства того, что им были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения. Однако СНТ «Гудок» не представлены достаточные доказательства того, что товариществом были предприняты все необходимые и достаточные меры для предотвращения правонарушения.

Место совершения административного правонарушения: г.Пенза, Октябрьский район, с/т «Гудок».

Время совершения административного правонарушения: с 01 ноября 2022 года по 05.05.2023г.

Состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, совершенного СНТ «Гудок», образуют:

- объект административного правонарушения - установленный и охраняемый порядок в области недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям;

- объективная сторона - нарушение СНТ «Гудок» пункта 6 Правил №861;

- субъект правонарушения - СНТ «Гудок»;

- субъективная сторона - виновное совершение административного правонарушения, так как у СНТ «Гудок» имелась возможность соблюдения Правил №861, но им не были приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Следовательно, установлено, что имело место событие административного правонарушения и факт его совершения СНТ «Гудок». Кроме того, имелись основания для составления протокола об административном правонарушении, юридические признаки (противоправность, виновность, наказуемость) и все элементы состава административного правонарушения, предусмотренные нормой права (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), не установлено.

Оценив характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, роль правонарушителя, должностное лицо Пензенского УФАС России пришло к выводу о том, что совершенное СНТ «Гудок» правонарушение несет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его малозначительным.

По смыслу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведения о том, что СНТ «Гудок» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения в материалах дела, отсутствуют. Аналогично отсутствует документально подтвержденная информация о возникновении причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при совершении рассматриваемого правонарушения, о наличии материального ущерба.

В соответствии со статьей 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение является официальным предостережением лица о недопустимости противоправного поведения. Вынесение предупреждения является профилактической мерой, которая призвана побудить правонарушителя к добровольному исполнению нарушенной им же обязанности, способствовать выполнению им правовых обязанностей. Вместе с тем применение этой меры, как и других административных санкций, влечет для правонарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности.

Должностное лицо Пензенского УФАС России, оценив представленные доказательства в их совокупности, принимает во внимание вышеизложенные конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств и считает, что для достижения целей административного наказания, установленных частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ СНТ «Гудок» достаточно такой меры административного наказания как предупреждение.

С учётом характера совершённого СНТ «Гудок» административного правонарушения, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

  1. Признать в действиях Садоводческого некоммерческого товарищества «Гудок» (ИНН 5835053636, юридический адрес 440066, Пензенская область, г.Пенза, ул.Бородина, д.23) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации.
  2. Назначить  СНТ  «Гудок» наказание в виде предупреждения.

 

В соответствии с частями 1, 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

 

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны