Решение (комиссия) №ЕК/2125/24 РЕШЕНИЕ по жалобе № 058/06/106-299/2024 о нарушении законода... от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-299/2024

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«02» мая 2024 года                                                г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

со стороны заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» - <…>, <…> (представители по доверенности);

со стороны уполномоченного учреждения – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» - <…> (представитель по доверенности);

в отсутствие представителя подателя жалобы – ООО «ЛДЦ», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,

рассмотрев жалобу ООО «ЛДЦ» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» электронного аукциона «Поставка перчаток» (извещение № 0855200000524001406 опубликовано 16.04.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

24.04.2024 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «ЛДЦ» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» электронного аукциона «Поставка перчаток» (извещение № 0855200000524001406 опубликовано 16.04.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru).

В жалобе указано, что извещение об осуществлении закупки содержит требования, ограничивающие количество участников закупки, а именно:

1) Характеристика «Текстурный рисунок в области пальцев и ладони. Форма перчатки с повторяющимися анатомическими расширениями в области суставов пальцев» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004, является нестандартным требованием;

2) Характеристика «Структура перчатки двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый. Цвет внутреннего слоя перчатки белый или бежевый» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004, отсутствует надлежащее обоснование включения характеристики;

3) Характеристика «Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004; кроме того, флок имеет ряд недостатков (взаимодействие спирта и флока ведет к разрушению последнего; флок является материалом с высоким риском провоцирования развития аллергии; флок легко электризуется, имеет свойство притягивать пыль и может послужить причиной развития аллергии, аллергического дерматита у сотрудников);

4) Требование «Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед» не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, не упоминается в ГОСТ, следовательно, является избыточным, необоснованным и ограничивающим круг участников электронного аукциона.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 02.04.2024 в 11 часов 30 минут (МСК).

Представители заказчика, уполномоченного учреждения участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

В ходе рассмотрения жалобы представители заказчика поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 02.05.2024, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного учреждения поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 27.04.2024, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

16.04.2024 уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» на официальном сайте https://zakupki.gov.ru размещено извещение № 0855200000524001406 о проведении электронного аукциона «Поставка перчаток».

Начальная (максимальная) цена контракта 1 600 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 06.05.2024 08:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 06.05.2024.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 08.05.2024.

Идентификационный код закупки (ИКЗ) 242583601345058360100100310012219244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе обязательно использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;

Согласно описанию объекта закупки, размещенному в составе извещения № 0855200000524001406, к объекту закупки в числе прочих установлены следующие требования:

№ п/п

Наименование товара

Характеристики товара

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Инструкция по заполнению характеристик в заявке

5

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Упаковка

Гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

6

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Упаковка

Гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

7

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Упаковка

Гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

8

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Упаковка

Гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

9.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Форма перчатки

С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет

Белый

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Бежевый

 

10.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Форма перчатки

С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет

Белый

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Бежевый

 

11.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Форма перчатки

С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет

Белый

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Бежевый

 

12.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Форма перчатки

С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет

Белый

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Бежевый

 

13.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Внутреннее покрытие

Полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет наружного слоя

Синий

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Зеленый

 

Структура перчатки

Двухслойная

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внешняя отделка

Текстурный рисунок в области пальцев и ладони

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

14.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Внутреннее покрытие

Полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет наружного слоя

Синий

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Зеленый

 

Структура перчатки

Двухслойная

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внешняя отделка

Текстурный рисунок в области пальцев и ладони

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

15.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Внутреннее покрытие

Полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет наружного слоя

Синий

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Зеленый

 

Структура перчатки

Двухслойная

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внешняя отделка

Текстурный рисунок в области пальцев и ладони

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

16.

Перчатки смотровые/ процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные

Внутреннее покрытие

Полимерное абсорбирующее на основе синтетического флока

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Цвет наружного слоя

Синий

 

Участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики

Зеленый

 

Структура перчатки

Двухслойная

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

Внешняя отделка

Текстурный рисунок в области пальцев и ладони

 

Значение характеристики не может изменяться участником закупки

1) Согласно доводу заявителя, характеристика «Текстурный рисунок в области пальцев и ладони. Форма перчатки с повторяющимися анатомическими расширениями в области суставов пальцев» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004, является нестандартным требованием, которое ограничивает количество участников закупки.

Комиссия обращает внимание на то, что указанная характеристика является двумя различными требованиями к нескольким позициям объекта закупки

«Текстурный рисунок в области пальцев и ладони» - п.п. 13-16;

«Форма перчатки с повторяющимися анатомическими расширениями в области суставов пальцев» - п.п. 9-12.

Согласно позиции заказчика, изложенной в отзыве на жалобу и на заседании Комиссии, требование к форме перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. К поставке требуются перчатки универсальной, неанатомической формы, без разделения на правую и левую руку, что соответствует положениям Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации» (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016). Анатомические расширения требуются в области суставов пальцев. Рука медицинского работника имеет анатомическую форму, кисть согнута в сторону ладони, когда используются перчатки универсальной формы при продолжительных манипуляциях, нагрузка на пальцы возрастает, в связи с чем точность движений рук значительно ухудшается. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.12.2020 № 928н «Об утверждении Правил по охране труда в медицинских организациях» содержит указание на необходимость не только проведения оценки профессиональных рисков, но и требования по применению их результатов. Данный приказ позволяет повысить уровень безопасности медицинских сотрудников и является обязательным для исполнения медицинскими учреждениями. Требование к перчаткам установлены, исходя из потребностей заказчика его работников в товаре именно с такими эксплуатационными характеристиками, необходимыми для осуществления функций. На это прямо указывает пункт 2.6 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в котором сказано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска. Таким образом, учитывая специфику применения, у заказчика имеется реальная потребность в использовании перчаток с кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев. При этом в настоящее время существует как минимум 2 различных производителя, продукция которых соответствует требованиям описания объекта закупки:

1. Heliomed Handelsges m.b.H с регистрационным удостоверением ФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014.

2. WRP Asia Pacific Sdn Bhd с регистрационным удостоверением ФСЗ 2010/07612 от 18.08.2014.

Характеристики указанных перчаток в части наличия соответствующих расширений были подтверждены в ходе практического использования в деятельности заказчика, также подтверждаются соответствующими техническими документами. Дополнительно есть еще один аналог: ООО «Ройал Краун» с регистрационным удостоверением РЗН 2023/21857 от 29.12.2023. Данные для перчаток ООО «Ройал Краун» подтверждаются непосредственно регистрационным удостоверением, в котором указаны конкретные варианты исполнения перчаток с анатомическими расширениями.

Комиссией установлено, что требование о наличии «текстурного рисунка в области пальцев и ладони» не противоречит ГОСТ Р 52239-2004, а напротив, ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). «Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора» в качестве варианта исполнения отделки перчаток выделяет вариант отделки «текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки» (п. 3.3 ГОСТ Р 52239-2004).

С учетом изложенного Комиссия не находит нарушений в части обжалуемых требований описания объекта закупки.

Заявитель на заседание Комиссии не явился, не представил доводы и доказательства. опровергающие позицию заказчика, в том числе не представил доказательств того, что обжалуемые требования описания каким-либо образом ограничивают количество участников закупки (например, ограничивают возможность поставки перчаток до товара единственного производителя).

Рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.

2) Также из жалобы заявителя следует, что характеристика «Структура перчатки двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый. Цвет внутреннего слоя перчатки белый или бежевый» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004, отсутствует надлежащее обоснование включения характеристики. Заявитель указывает, что контрастность определяется иным образом, то есть синий и белый (или бежевый) не являются контрастными цветами в соответствии с цветовым кругом.

Комиссия обращает внимание на то, что указанная характеристика является двумя различными требованиями к нескольким позициям объекта закупки

«Структура перчатки двухслойная. Цвет наружного слоя синий или зеленый» - п.п. 13-16;

«Цвет белый или бежевый» - п.п. 9-12.

С учетом установленных требований Комиссия приходит к выводу о несостоятельности довода заявителя, поскольку участники по позициям 9-12 описания не ограничены тем или иным цветом внутреннего слоя (требование о двухслойности перчатки отсутствует в принципе), участники не ограничены одним цветом перчаток и могут предлагать товар двух различных цветов; в позициях 13-16 описания отсутствует характеристика «Цвет внутреннего слоя», отсутствуют требования к цветам, которые должны быть контрастными друг к другу в одном изделии, то есть участники не ограничены тем или иным цветом внутреннего слоя в принципе и могут предлагать товар с любыми цветами независимо от их контрастности по отношению к наружному слою.

Относительно отсутствия в ГОСТ Р 52239-2004 требования к цвету перчаток и отсутствия в извещении об осуществлении закупки обоснования включения характеристики Комиссия полагает возможным сообщить, что, по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчику при описании объекта следует использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, установленные соответствующими ГОСТами. При этом использование в описании объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, отсутствующих в ГОСТах, нормами Закона о контрактной системе не запрещено. Установление в отношении объекта закупки характеристик и их значений, которые не включены в текст соответствующих ГОСТов, нормами закона не исключается. Более того, при наличии в ГОСТах показателей (их значений) нормами закона также не исключается использование отличных от них (иных, чем указаны в ГОСТе) показателей (значений). При этом их использование требует обоснования.

В настоящем случае, как указано самим подателем жалобы, ГОСТ Р 52239-2004 не содержит тех или иных значений оспариваемой характеристики (цвета перчаток), которые мог проигнорировать заказчик при описании объекта закупки. То есть заказчиком не допущено отклонение от конкретных показателей, требований или их значений, установленных ГОСТом. В связи с отсутствием таких значений в принципе, заказчик предусмотрел характеристики и их значения, соответствующие его потребности.

В отсутствие факта использования «других показателей, требований, условных обозначений и терминологии», чем те, которые установлены в ГОСТ, обоснование необходимости их использования не может являться обязательным к включению.

В настоящем случае податель жалобы не обосновал наличие нарушения Закона о контрактной системе, ограничения количества участников закупки путем включения в описание объекта закупки обжалуемых характеристик (цвета перчаток), в том числе, не представил доказательств неисполнимости условий извещения по данным характеристикам, соответствия данных характеристик товару единственного производителя и т.д.

3) Из доводов жалобы также следует, что характеристика «Внутреннее полимерное абсорбирующее покрытие на основе синтетического флока» не предусмотрена ГОСТ Р 52239-2004; кроме того, флок имеет ряд недостатков (взаимодействие спирта и флока ведет к разрушению последнего; флок является материалом с высоким риском провоцирования развития аллергии; флок легко электризуется, имеет свойство притягивать пыль и может послужить причиной развития аллергии, аллергического дерматита у сотрудников).

Комиссия сообщает, что, согласно позиции заказчика, требование к полимерному покрытию прямо предусмотрено действующим национальным стандартом ГОСТ Р 52239-2004. Так, в разделе 4 «Материалы» ГОСТа указано следующее:

«Перчатки изготовляют из смеси на основе натурального каучука или нитрильного латекса, или полихлоропренового латекса, или смеси на основе бутадиен-стирольного каучука, каучуковой эмульсии на основе сополимера бутадиен-стирола или раствора термоэластопласта. Для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13».

Более того, заказчик помимо ГОСТа учитывал положения Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 «Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях». В пункте 4.2 Методических рекомендаций указано, что перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток. Алгоритм подбора медицинских перчаток в соответствии с классификацией можно условно разделить на несколько этапов:

-          выбор по способу обработки внутренней поверхности перчаток.

В пункте 3.4 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в зависимости от способа обработки внутренней поверхности, медицинские перчатки делятся на:

-          опудренные;

-          неопудренные;

-          обработанные полимерным покрытием (полиуретан, силикон и др.).

Заказчиком дополнительно указано, что при длительном ношении перчаток (свыше 15-20 минут), в результате потовых и сальных желез под перчаткой образуется «перчаточный сок», который был описан Большой медицинской энциклопедии (том 2, 1928 г.) в разделе «Антисептика и Асептика» (стр. 49 и 50). Также, в клинической практике определено, что перчаточный сок – секрет потовых и сальных желез кожи кисти, скапливающийся в процессе выполнения манипуляций в медицинских перчатках. Эти выделения служат питательной средой для бактерий. Перчаточный сок может содержать резистентные микроорганизмы из более глубоких слоев кожи, которые могут пройти через возможные проколы перчаток и попасть в стерильные полости (в том числе слизистые) тела пациента с риском вызвать инфекцию области медицинского вмешательства. Перчаточный сок имеет pH 3,5-5,6, т.е. образует агрессивную кислую среду на коже под изделиями. Учитывая это, если на коже есть мелкие царапины, трещины, мацерации, то кислая среда вызывает жжение и зуд во время длительных манипуляций, что повышает риск развития кожных заболеваний. Также, под воздействием перчаточного сока, учитывая надетые перчатки, кожа рук медицинского персонала находится в условиях повышенной влажности. Указанные условия приводят к мацерации кожи рук медицинского персонала. Мацерация в клинической практике сопоставляется с интертригенозным дерматитом (Интергрито). Интертриго появляется, в результате избытка влаги, которая смягчает и раздражает кожу, и, вследствие этого, вызывает ее разрушение. Разрушение ткани часто приводит к появлению грибковой или бактериальной инфекции. На пораженном участке может появиться покраснение, раздражение, зуд или сочетание вышеперечисленных симптомов. Чаще всего опрелости появляются в теплых, влажных местах. Одним из способов исключения условий возникновения мацерации кожи рук медицинского персонала является использование перчаток с абсорбирующим покрытием. Флок (флокирование) – это способ нанесения полимерного покрытия, при этом состав/материал покрытия в описании объекта закупки не указан и не ограничивает предложения участников. Заказчик не указывает требование к материалу из которого будет сделано покрытие, то есть это может быть полиуретан, акрилонитрил и т.д. Флок (Флокирование) на внутренней поверхности перчаток обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи тем самым защищает кожу и предотвращает ее мацерацию при длительных манипуляциях в медицинских перчатках, что особенно актуально в настоящих условиях, абсорбция и отведение влаги обеспечиваются структурой покрытия, а не свойствами материала покрытия. Полимерные покрытия, нанесенные другим способом, представляют из себя гладкую полимерную пленку на поверхности перчаток и не обладают абсорбирующими свойствами. Флокирование или нанесение покрытия в виде флока формирует на внутренней поверхности перчаток достаточно тонкую пористую структуру из мелких ворсинок полимерного материала, которая обеспечивает абсорбцию влаги и ее отведение от поверхности кожи, при этом покрытие остается достаточно тонким и не влияет на тактильные свойства перчатки. Также, при формировании рассматриваемого требования заказчик знал, что есть и второй вариант абсорбирующего покрытия в медицинских перчатках. Указанное свойство достигается за счет пудры (опудренные перчатки). Однако наличие пудры в медицинских перчатках сопоставлено с риском развития дерматита и аллергических реакций при контакте с кожей. Применение опудренных перчаток – одна из причин риска развития осложнений при оказании медицинской помощи, что отражено в п. 4.11 и в п. 4.12 Методических рекомендаций. Более того, опудренные перчатки – это отдельный вид медицинского изделия, который имеет отдельный код вида и код КТРУ, в связи с чем указанный вариант вообще не относится к объекту закупки.

Заказчик обратил внимание на то, что обработка рук персонала может проводиться различными антисептиками, в том числе не содержащими в своем составе спиртосодержащих веществ (полигексанид, хлоргексидин, цетилперидиния хлорид, антраценсодержащие вещества и иные группы веществ). При этом перчатки надевают только после полного высыхания антисептика на коже рук, на что указывает сам заявитель, что соответствует положениям Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 (п. 5.2). Таким образом, использование перчаток с флоком не создает условий обязательного контакта со спиртосодержащими веществами. Таким образом исключаются последствия, описанные заявителем, в виде разрушения флока.

Доводы заявителя о том, что флок является материалом с высоким риском провоцирования развития аллергии, флок легко электризуется, имеет свойство притягивать пыль и может послужить причиной развития аллергии, аллергического дерматита у сотрудников, являются голословными и ничем не подтверждены.

С учетом изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что обжалуемое требование установлено в соответствии с обоснованной потребностью заказчика, возможность использования полимерного покрытия прямо предусмотрена в ГОСТ Р 52239-2004, Методических рекомендациях МР 3.5.1.0113-16. Нарушений в рассматриваемой части не установлено, довод жалобы признается необоснованным.

4) Из последнего довода заявителя следует, что требование «Упаковка гигиеническая, обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед» не влияет на функциональные, технические и качественные характеристики перчаток, не упоминается в ГОСТ, следовательно, является избыточным, необоснованным и ограничивающим круг участников электронного аукциона.

Довод о невозможности установления в описании объекта закупки требований, отсутствующих в ГОСТ, рассмотрен в рамках 2 довода заявителя.

Дополнительно Комиссия сообщает, что, согласно пояснениям заказчика, обжалуемая характеристика отражает требование которое является для заказчика существенным – перчатки должны быть в такой упаковке, которая позволит заказчику осуществлять извлечение перчаток по одной манжетой вперед из коробки. То есть это может быть любая упаковка перчаток, из которой перчатки не будут извлекаться в хаотичном порядке по несколько штук сразу. Указанный хаотичный способ извлечения характерен для перчаток, например, упакованных навалом. Форма упаковки, её размеры, количество перчаток в упаковке напрямую влияют на функциональные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. Обоснование установления характеристики: исключение контакта рук персонала с рабочей поверхностью и другими перчатками внутри упаковки для профилактики внутрибольничных инфекций. При определении указанного требования заказчик руководствовался опытом предшествующих закупок, потребностью своего медперсонала, а также сложившейся практикой поставки аналогичных товаров. Требуемая упаковка предупреждает распространение микроорганизмов через изделия медицинского назначения, исключая контакт рук медицинского работника с рабочей поверхностью перчаток, тем самым предотвращая контаминацию рабочей поверхности перчатки и риск контактного пути распространения инфекции. Также, имеются научные исследование, подтверждающие снижение риска контаминации при использовании указанного типа упаковки. В частности, использование перчаток, упакованных в диспенсер, обеспечивающий подачу перчаток по одной имеет доказанные преимущества по предупреждению и защите от контаминации (непреднамеренное попадание бактерий и микроорганизмов на кожу рук, на поверхность перчаток) (стр. 136 Диссертации Чанышевой Р.Ф. «Оптимизация технологий борьбы со стафиллококковыми инфекциями») (взято из каталога Высшей аттестационной комиссии Министерства науки и высшего образования РФ). Таким образом, с учетом практики использования перчаток, а также на основе подтвержденного исследования, достоверно установлено, что перчатки, упакованные с возможностью извлечения перчаток по одной, имеет существенное функциональное значение и снижает риск контаминации перчаток, что в свою очередь снижает риски передачи внутрибольничных инфекций. В частности, самыми распространенными схемами контаминации и инфицирования являются:

1)        схема от медицинского персонала — к медицинскому персоналу. На практике связан с использованием одной упаковки перчаток разными врачами. То есть, от контаминированных рук одного врача, бактерии и инфекции попадают на упаковку и перчатки, которые при использовании другим врачом, приводят к контаминации второго врача. При наличии микротрещин и иных повреждений на коже рук врачей (банальный контактный дерматит) происходит заражение медицинского персонала по схеме «врач-врач».

2)        схема от медицинского персонала — к пациентам. На практике связано с контаминацией перчаток бактериями и инфекциями и последующем контакте этих перчаток с пациентом. Аналогично схеме в пункте № 1, последующее заражение от контаминированных перчаток переходит от врача, использующего перчатки, в адрес пациента.

Для исключения указанных путей заражения, заказчиком обоснованно установлено соответствующее требование, которое основано на его объективной потребности.

Комиссия Управления не может прийти к выводу о том, что обжалуемая характеристика в действительности не является существенной и значимой для осуществления заказчиком медицинской деятельности, в связи с чем является избыточной и необоснованной. С учетом изложенного рассматриваемый довод жалобы признается необоснованным.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ЛДЦ» на положения извещения при проведении уполномоченным учреждением – ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная станция скорой медицинской помощи» электронного аукциона «Поставка перчаток» (извещение №  0855200000524001406 опубликовано 16.04.2024 на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

Связанные организации

Государственное казенное учреждение Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области»
ИНН 5836013851, ОГРН 1145836002377
ГБУЗ "ПОССМП"
ИНН 5836013450, ОГРН 1065835029094
Общество с ограниченной ответственностью «ЛДЦ»
ИНН 9102241435, ОГРН 1189102003540