Постановление №268-2 постановление от 29 января 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания по делу № 058/04/14.32-15/2021
об административном правонарушении
29 января 2021 г. г. Пенза
Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области , рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 058/04/14.32-15/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Курьер» (ИНН 5836620327, ОГРН 1045803003223, 440600 г. Пенза, ул. Московская, д. 11Е), (далее - Общество), по факту нарушения требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в результате заключения и участия в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Наш дом» (ИНН 5836615447, ОГРН 105801356900), которое привело к поддержанию цен на торгах, установленному решением Пензенского УФАС России от 30.07.2020г. по делу № 058/01/11-124/2020, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), без участия защитника ООО «Курьер» (ООО «Курьер» в установленном порядке уведомлено о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №058/04/14.32-15/2021),
УСТАНОВИЛ:
На рассмотрение поступил протокол от 19.01.2021 года №058/04/14.32-15/2021 об административном правонарушении, составленный главным специалистом-экспертом отдела антимонопольного контроля и рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее – Пензенское УФАС России) в отношении ООО «Курьер», в связи с совершением деяния, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении следует, что решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела №058/01/11-124/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2020г. действия ООО «Курьер», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом Обществом с ограниченной ответственностью «Издательство «Наш дом» (ИНН 5836615447, ОГРН 105801356900), которое привело к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В соответствии с частью 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.31.1 - 14.33 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела защитник ООО «Курьер» не присутствовал. В адрес Пензенского УФАС России ООО «Курьер» представило письменные пояснения, а также ходатайство о рассмотрении данного административного дела без участия своего представителя. Кроме того, вину в рассматриваемом правонарушении признало, ходатайствовало о снижении административного штрафа. В обосновании заявленного ходатайства ООО «Курьер» представило документы, указывающие на тяжелое финансовое положение Общества.
Рассмотрев материалы настоящего административного дела, представленные материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства №058/01/11-124/2020, приняв во внимание объяснения ООО «Курьер», прихожу к следующим выводам.
Факт совершения ООО «Курьер» действий, которые являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, доказан в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 058/01/11-124/2020 и подтверждается представленными в деле доказательствами.
В Пензенское УФАС России поступило обращение о нарушении антимонопольного законодательства при проведении аукционов.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства установлены аукционы 0855200000517001723, 0855200000517002634, 0255200000118000007, 0855200000518000819, 0855300002818000380, 0855200000518002765, 0855300002819000028, 0255200000119000032, в которых Ответчики принимали участие с использованием единой инфраструктуры.
По результатам рассмотрения обращения в действиях ООО «Курьер» и ООО «Издательство «Наш дом» установлены признаки антиконкурентного соглашения при проведении аукциона №0855200000519001128.
В ходе рассмотрения дела были установлены следующие аукционы с участием ООО «Курьер» и ООО «Издательство «Наш дом»: 0855200000517001723, 0855200000517002634, 0255200000118000007, 0855200000518000819, 0855300002818000380, 0855200000518002765, 0855300002819000028, 0255200000119000032, 0855200000519001128.
15.08.2017 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000517001723 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей о развитии экономики, предпринимательства, сельского хозяйства и жилищно-коммунальной сферы.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 350 000,00 рублей.
Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.
23.10.2017 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000517002634 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационных и аналитических статей об основных тенденциях социально-экономического развития Пензенской области.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 350 000,00 рублей.
Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.
14.02.2018 заказчиком Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области опубликовано извещение о проведении открытого аукциона № 0255200000118000007 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг в виде публикаций в печатных изданиях (прямая линия).
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 104 000,00 рублей.
13.04.2018 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000518000819 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей о развитии предпринимательства, туризма и инноваций.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 700 000,00 рублей.
Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.
10.05.2018 Уполномоченный орган в лице МКУ «Центр закупок города Пензы» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855300002818000380 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по производству и публикации информационных и аналитических интервью, статей, репортажей в еженедельнике, который распространяется на территории г. Пензы и Пензенской области.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 200 000,00 рублей.
Заказчик: Пензенская городская Дума.
26.09.2018 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000518002765 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационных и аналитических статей о развитии экономики, науки, предпринимательства, жилищно-коммунальной сферы и сельского хозяйства в Пензенской области.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 300 000,00 рублей.
Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.
21.02.2019 Уполномоченный орган в лице МКУ «Центр закупок города Пензы» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855300002819000028 в электронной форме на размещение государственного заказа: Оказание услуг по производству и публикации информационных и аналитических интервью, статей, репортажей в еженедельнике, который распространяется на территории г. Пензы и Пензенской области.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 200 000,00 рублей.
Заказчик: Пензенская городская Дума.
31.05.2019 заказчиком Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Пензенской области опубликовано о извещение о проведении открытого аукциона № 0255200000119000032 в электронной форме на размещение государственного заказа: Место для рекламы в газетах.
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 106 026,66 рублей.
15.05.2019 Уполномоченный орган в лице ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» опубликовало извещение о проведении открытого аукциона № 0855200000519001128 в электронной форме на размещение государственного заказа: Поставка «Оказание услуг по предпечатной подготовке, размещению и распространению на территории Пензенской области посредством регионального печатного СМИ информационно-аналитических статей об основных тенденциях развития информационных технологий, здравоохранения, образования, экономики, культуры, политики и жилищно-коммунального хозяйства».
Аукцион проводится на площадке: www.sberbank-ast.ru .
Начальная максимальная цена контракта: 700 000,00 рублей.
Заказчик: Департамент информационной политики и средств массовой информации Пензенской области.
Согласно данным электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк АСТ» в указанных аукционах принимали участие (поданы заявки):
ООО «Курьер» (ИНН5836620327);
ООО «Издательство «НАШ ДОМ» (ИНН 5836615447).
Согласно информации, представленной электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», в ходе проводимых аукционов участниками сделано по 1ценовому предложению.
По итогам проведенных процедур контракты заключены с ООО «Издательство «НАШ ДОМ».
Из представленных электронной площадкой материалов установлено, что IP-адреса, используемые участниками при подачи заявок и ценовых предложений, ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» совпадают и имеют ip 85.234.37.130.
Согласно информации, представленной оператором ПАО «МТС» указанный IP адрес 85.234.37.130 в соответствии с договором от 22.06.2015 предоставлен и ООО «Издательство «НАШ ДОМ».
ООО «Курьер» (ИНН5836620327) и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» в соответствии с выписками из ЕГРЮЛ зарегистрированы по одному адресу: г. Пенза, ул. Московская, 11Е.
Согласно представленным пояснениям ООО «Курьер» общество не имеет договоров аренды и не владеет помещениями для размещения. Деятельность Общества осуществляется по месту жительства директора.
Данные обстоятельства подтверждают, что нахождение ответчиков в одном помещении, в том числе во время проведения аукциона не является случайным и подтверждает наличие возможности информационного обмена во время проведения аукциона.
Также из представленных электронной площадкой материалов установлено, что указанные при регистрации на электронной площадке и используемые участниками электронная почта контактного лица ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» совпадают: saul60@mail.ru.
Кроме того, контактным лицом ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ», согласно данным электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ», является Саул Андрей Оттович.
Вышеизложенное свидетельствует об использовании конкурентами единой инфраструктуры при участии в торгах. Использование самостоятельными субъектами гражданского оборота единой инфраструктуры возможно только в случае кооперации и консолидации, при этом такие действия осуществляются для достижения единой для всех цели. Однако коммерческие организации в аналогичных ситуациях, конкурируя между собой, не действуют в интересах друг друга. Следовательно, такие действия ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ» возможны исключительно в результате достигнутых договоренностей.
Таким образом, ООО «Курьер» и ООО «Издательство «НАШ ДОМ», заранее зная о намерениях друг друга, отказались от самостоятельных действий с целью обеспечения победы в аукционе ООО «Издательство «НАШ ДОМ».
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 закона о защите конкуренции конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и доказан, в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.
Целью указанного соглашения между Ответчиками является исключение между участниками картеля конкурентной борьбы, назначение «победителя» до проведения конкурсной процедуры.
В соответствии частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Подача заявок на участие в аукционе выражает согласие и намерение хозяйствующего субъекта исполнить контракт на представленных условиях и, соответственно, возлагает ответственность в случае отказа от его исполнения (пени, штрафы, включение в реестр недобросовестных поставщиков). Поскольку в случае поступления единственной заявки, аукцион признается несостоявшимся, контракт может быть заключен с единственным участником. Поэтому хозяйствующие субъекты в сложившихся условиях, прежде чем направлять заявку на участие, устанавливают экономический интерес к контракту и свои экономические возможности по его исполнению.
Доказательств того, что участники не имели возможность продолжить снижение цены контракта на рассматриваемых закупках, то есть конкурировать, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Признаки ограничения конкуренции сформулированы в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, в том числе: отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
Квалификация действий хозяйствующих субъектов при подготовке и участии в торгах по части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должна учитывать наступление или возможность наступления негативных последствий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, а именно: повышение, снижение или поддержание цен на торгах.
При наступлении или возможности наступления перечисленных последствий заключения антиконкурентного соглашения доказыванию подлежит причинно-следственная связь между соглашением и наступившими или потенциальными последствиями в виде повышения, снижения или поддержания цен на торгах.
При этом сам факт ограничения конкуренции в случае наступления либо возможности наступления негативных последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом (запрет "per se"). (Разъяснения ФАС России от 30.05.2018 N 14 "О квалификации соглашений хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах").
Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по рассмотрению дела №058/01/11-124/2020 о нарушении антимонопольного законодательства от 30.07.2020г. действия ООО «Курьер», выразившиеся в заключении и участии в соглашении с хозяйствующим субъектом-конкурентом ООО «Издательство «Наш дом», которое привело к поддержанию цен на торгах, признаны нарушением требования пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения дела ООО «Курьер» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации. Предписание исполнено в установленный срок.
Место совершения правонарушения – г. Пенза.
Время совершения правонарушения – с 15.08.2017 по 04.07.2019.
Согласно части 2 статьи 14.32 КоАП РФ Заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, если такое соглашение приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, либо заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такое соглашение имеет своей целью либо приводит или может привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, либо участие в них - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной десятой до одной второй начальной стоимости предмета торгов, но не более одной двадцать пятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.
У ООО «Курьер» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 6 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и исчисляется со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства по делу № 058/01/11-124/2020 принято Комиссией Пензенского УФАС России в полном объеме 30.07.2020г.
То есть на момент рассмотрения дела об административном правонарушении срок давности привлечения ООО «Курьер» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП ООО «Курьер» признается виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях ООО «Курьер» содержится состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, а именно, заключение и участие в соглашении недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Исходя из письменных пояснений и представленных ООО «Курьер» налоговых сведений установлено, что общая сумма выручки Общества за 2018 год составила 0 рублей.
При рассмотрении дела об административном правонарушении в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность согласно статье 4.2 КоАП РФ учитывается следующее:
- Общество впервые совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ;
- оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
- лицо, совершившее административное правонарушение, не является организатором ограничивающих конкуренцию соглашения или согласованных действий и (или) получило обязательные для исполнения указания участвовать в них;
- признало вину в совершении правонарушения.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность, согласно статье 4.3 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлены.
Согласно произведенным расчетам в соответствии с частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ и рекомендациями ФАС России, сумма штрафа составляет 100 000 рублей.
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является правонарушением в области предпринимательской деятельности. Данное административное правонарушение посягает на интересы общества и государства. Государственный контроль за соблюдением запрета на заключение ограничивающего конкуренцию соглашения и участие в нем направлен на обеспечение хозяйствующим субъектам равных возможностей при осуществлении предпринимательской деятельности и пресечения ограничения конкуренции.
Состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.32 КоАП РФ, является формальным и представляет собой существенную угрозу общественным отношениям, связанным с регулированием хозяйственной (предпринимательской) деятельности организаций в целях пресечения ограничения (устранения) конкуренции. Следовательно, опасность совершенного ООО «Курьер» правонарушения заключается в факте совершения действий, запрещенных антимонопольным законодательством.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в сфере конкуренции. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении ООО «Курьер» к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению установленного государством запрета на заключение ограничивающих конкуренцию соглашений.
Оценив конкретные обстоятельства совершения ООО «Курьер» административного правонарушения, а именно то, что данное правонарушение привело к ограничению конкуренции при проведении аукционов, считаю, что основания для признания правонарушения малозначительным и применения положения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Обстоятельств, исключающих согласно статье 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении административного дела, не установлено.
В ходатайстве о снижении административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ Защитник указал на тяжелое финансовое положение Общества. За 2019 год у Общества сложился отрицательный финансовый результат (убытки).
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая то обстоятельство, что у Общества тяжелое финансовое положение, принимаю решение удовлетворить ходатайство ООО «Курьер» о снижении административного штрафа ниже низшего предела в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 3.2 статьи 4.1, статьями 23.48, 29.9, а также частью 2 статьи 14.32 КоАП, с учетом характера совершенного ООО «Курьер» административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность,
ПОСТАНОВИЛ:
1. Признать в действиях Общества с ограниченной ответственностью «Курьер» (ИНН 5836620327, ОГРН 1045803003223, 440600 г. Пенза, ул. Московская, д. 11Е) состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
2. Назначить ООО «Курьер» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.