Решение №058/06/106-886/2021 жалоба ООО «Морской ординар» на положения документации при п... от 30 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заказчик:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Пенза) (ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза)

440071, г. Пенза, ул. Стасова, 6

cardio-penza-torgi@rambler.ru

 

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Морской ординар»

197198, г. Санкт Петербург, ул. Ропшинская, д. 4, литер А, пом. 5Н, 6Н

morskojput@gmail.com

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-886/2021

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«30» сентября 2021 года                                                                       г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – председателя Комиссии, врио руководителя Пензенского УФАС России,
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны заказчика – ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза) – <…>;

со стороны заявителя – общества с ограниченной ответственностью «Морской ординар» - <…>;

рассмотрев жалобу ООО «Морской ординар» на положения документации при проведении заказчиком – ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза) аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий» (извещение № 0355100002721000321 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

23.09.2021 в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО «Морской ординар» на положения документации при проведении заказчиком – ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза) аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий» (извещение № 0355100002721000321 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2021).

Из довода жалобы следует, что в проекте контракта документации об электронном аукционе однозначно не определено, какие документы должны предоставляться при поставке в качестве подтверждающих качество, эффективность и безопасность товара, что ограничивает количество участников закупки. Как полагает заявитель, заказчик требует предоставить декларацию о соответствии, которая в отношении медицинских изделий не оформляется в обязательном порядке. При этом декларация о соответствии должна быть заверена держателем подлинника, нотариусом или органом, его выдавшим, что является избыточным требованием и накладывает на поставщика дополнительные необоснованные расходы, поскольку подлинность деклараций о соответствии подтверждается наличием информации о них в реестре деклараций, ведение которого осуществляется Минпромторгом России.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба ООО «Морской ординар» принята и назначена к рассмотрению на 29.09.2021 в 14 часов 00 минут.

Представители заявителя, заказчика участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, указав, что в соответствии с условиями проекта контракта заказчик может требовать от поставщика предоставления любых документов, его право требования в этом случае ничем не ограничено. Заявитель полагает, что единственным предусмотренным действующим законодательством документом, который подлежит предоставлению для подтверждения соответствия и качества, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Вместе с медицинским изделием предоставляются документы, передаваемые с товаром, к которым относится, например, инструкция к медицинскому изделию. Дополнительно представитель подателя жалобы заявил довод о том, что заказчиком не применен типовой контракт на поставку медицинских изделий в соответствии с Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н. Данный довод заявлен после истечения срока подачи заявок, в связи с чем податель жалобы заявил его для рассмотрения в рамках проведения Комиссией Управления внеплановой проверки. Дополнительно представителем заявителя указано, что в случае, если Комиссия сочтет необходимым, он просит передать настоящую жалобу для рассмотрения и выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции».

На рассмотрении жалобы представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 28.09.2021 (вх. № 4910э), указал, что, учитывая изменения законодательства, в соответствии с которыми в отношении закупаемых медицинских изделий исключено обязательное принятие декларации о соответствии, заказчик не предусматривал предоставление данной декларации в проекте контракта. Однако, в условиях постоянно изменяющегося законодательства заказчик не может предусмотреть, какие требования будут предъявляться к медицинским изделиям и документам на данные изделия в момент поставки товара, при этом поставляемый товар должен будет соответствовать данным требованиям в силу законодательства Российской Федерации, в связи с чем заказчик включил оспариваемое положение в проект контракта. В условиях действующего на данный момент законодательства заказчик при приемке будет требовать от поставщика только регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Представителем заказчика также указано, что типовой контракт, утвержденный Приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н, не подлежит применению в отношении объекта закупки, поскольку его код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) не входит в информационную карту типового контракта.

В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.

Для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 30.09.2021.

После окончания перерыва заседание Комиссии продолжено с момента, на котором заседание было прервано.

Во время перерыва от заявителя в адрес Пензенского УФАС России поступили дополнительные пояснения (вход. № 4935э от 30.09.2021) для проведения внеплановой проверки в рамках рассмотрения жалобы. Согласно пояснениям, код объекта закупки по ОКПД 2 входит в информационную карту типового контракта, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.03.2019 № 144н, в связи с чем данный типовой контракт должен быть применен заказчиком, однако этого сделано не было, в связи с чем заказчик нарушил часть 11 статьи 34 Закона о контрактной системе.

Во время перерыва Комиссии представлены дополнительные пояснения заказчика (вход. № 4943э от 30.09.2021), в соответствии с которыми в отношении объекта закупки, учитывая его код позиции по каталогу товаров, работ, услуг (далее – КТРУ), типовой контракт, утвержденный Приказом Минтруда России от 11.03.2019 № 144н, не подлежит применению.

На заседании Комиссии после перерыва представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в дополнительных пояснениях. В отношении довода жалобы указал, что в соответствии с гражданским законодательством заказчик вправе установить открытый перечень документов, подлежащих предоставлению вместе с товаром, однако оспариваемое положение проекта контракта ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии после перерыва представитель заказчика поддержал доводы, изложенные в дополнительных пояснениях.

После оглашения представителем заказчика возражений, содержащихся в дополнительных пояснениях от 30.09.2021, представитель подателя жалобы согласился с позицией заказчика относительно неприменения в настоящем случае типового контракта, утвержденного Приказом Минтруда России от 11.03.2019 № 144н.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

16.09.2021 ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0355100002721000321 о проведении электронного аукциона «Поставка медицинских изделий».

Начальная (максимальная) цена контракта – 3 115 500,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе – 24.09.2021 08:00.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе – 27.09.2021.

Дата и время проведения электронного аукциона – 28.09.2021 09:00.

ИКЗ 211583507566158350100100100940000244.

Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения извещения о закупке), под электронным аукционом понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

Из части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из извещения о проведении электронного аукциона № 0355100002721000321, аукционной документации, следует, что в рамках проводимой процедуры закупается медицинское изделие «Катетер для захвата эмболов». Код позиции КТРУ – 32.50.13.110-00005101 «Катетер для захвата эмболов». Код по ОКПД 2 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты».

В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В составе документации об электронном аукционе № 0355100002721000321 размещен проект гражданско-правового договора (контракта) на поставку медицинских изделий (Раздел 5 документации об электронном аукционе) (далее – Проект контракта).

В соответствии с пунктом 4.2 Проекта контракта, проверка товаров по количеству осуществляется в момент передачи товаров Заказчику на основании сопровождающей партию товарной накладной (универсального передаточного документа, счета-фактуры). Поставщик предоставляет на соответствующую партию поставляемых товаров регистрационное удостоверение, а также иные предусмотренные законодательством РФ документы, подтверждающие, что предлагаемые товары соответствуют обязательным требованиям, обеспечивающим их качество, эффективность и безопасность. Указанные в настоящем пункте документы, за исключением регистрационного удостоверения, предоставляются в подлиннике или в копии, заверенной держателем подлинника документа, нотариусом или органом, выдавшим документ. Поставка товаров должна сопровождаться инструкциями на русском языке, входящими в состав заводской упаковки. Поставка товаров должна сопровождаться иными обязательными документами, предусмотренными действующим законодательством РФ. Проверка товаров Заказчиком по количеству подтверждается подписанной Сторонами товарной накладной (универсальным передаточным документом, счет-фактурой).

В ходе проведения закупки заказчику в соответствии со статьей 65 Закона о контрактной системе направлен запрос о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе, в котором участник закупки просит уточнить, какие именно «иные предусмотренные законодательством РФ документы» необходимы заказчику при поставке товара. Согласно ответу заказчика от 22.09.2021 (исх. № 1542), документы, подтверждающие качество, эффективность и безопасность поставляемого товара, определяются при исполнении Контракта в соответствии с действующим на момент поставки законодательством РФ.

Из пункта 2 статьи 456 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 утвержден единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (далее – Перечень). Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 982 в указанный Перечень внесены изменения, которые вступили в силу с 1 января 2021 года. Постановлением № 982 раздел 9436 Перечня, который включал в себя в том числе медицинские изделия «катетеры», признан утратившим силу. Таким образом, для данного вида изделий с 01.01.2021 не предусматривается обязательное декларирование соответствия.

Комиссия Управления обращает внимание на то, что проект контракта (договора) не содержит условие о предоставлении поставщиком декларации о соответствии в отношении поставляемого товара.

Из анализа приведенных норм и требований документации о закупке, Комиссия приходит к выводу о том, что оспариваемое положение проекта контракта соответствует действующему законодательству (п. 2 ст. 456 ГК РФ) и не дает заказчику право требовать от поставщика любые документы по своему усмотрению, в данном случае заказчик ограничен законодательством Российской Федерации.

Как указано представителем заказчика, и следует из текста пункта 4.2 проекта контракта, в том случае, если действующее на момент поставки законодательство не предусматривает наличие документов, подтверждающих соответствие обязательным требованиям к качеству такого товара, с товаром предоставляется только регистрационное удостоверение на медицинское изделие. Наличие указанных документов в условиях действующего законодательства, как указано представителем заказчика и подтверждается позицией заявителя, не предусмотрено, в связи с чем поставщику надлежит представить только регистрационное удостоверение.

Комиссия Управления полагает, что оспариваемое положение проекта контракта не нарушает права участников закупки и потенциального поставщика, которому как участнику рынка поставки медицинских изделий должно быть известно об актуальных требованиях, предъявляемых законодательством Российской Федерации к качеству поставляемого товара и документации, его подтверждающей.

Комиссия обращает внимание на то, что предоставление регистрационного удостоверения по условиям пункта 4.2 проекта контракта не требует заверение держателем подлинника, нотариусом или органом, выдавшим документ.

В связи с изложенным, довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

Оснований для передачи материалов по жалобе для рассмотрения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции», не усматривается.

Относительно заявленных представителем подателя жалобы на заседании Комиссии 29.09.2021 и в дополнительных пояснениях от 30.09.2021 доводов о неприменении типовых контрактов в рамках настоящей закупки Комиссия Управления сообщает следующее.

В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах.

Доводы подателя жалобы заявлены после истечения срока подачи заявок на участие в рассматриваемой закупке, в связи с чем не подлежат рассмотрению в силу указанной нормы Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, Комиссия сообщает, что в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку при получении обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.

В ходе проведения внеплановой проверки нарушений в части неприменения типовых контрактов не установлено.

В силу части 11 статьи 34 Закона о контрактной системе, для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос», осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 16 Правил разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.07.2014 № 606, условием применения типовых контрактов, типовых условий контрактов является одновременное соответствие показателей для применения типового контракта, типовых условий контракта, указанных в информационной карте, данным, характеризующим конкретную закупку по следующим показателям:

а) коды закупаемых товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2), а также по каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

б) размер начальной (максимальной) цены контракта или цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);

в) иные показатели для применения типового контракта, типовых условий контракта (при наличии иных показателей в информационной карте).

В отношении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 15.10.2015 № 724н, установлено, что в информационной карте типового контракта отсутствует код закупаемого товара по ОКПД 2 32.50.13.110 «Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты», в связи с чем типовой контракт не применим к рассматриваемой закупке.

В отношении типового контракта на поставку отдельных видов технических средств реабилитации серийного производства, не требующих индивидуального изготовления, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного приказом Минтруда России от 11.03.2019 № 144н, установлено, что в информационной карте типового контракта отсутствует код закупаемого товара по позиции КТРУ 32.50.13.110-00005101 «Катетер для захвата эмболов», в связи с чем типовой контракт не применим к рассматриваемой закупке.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Морской ординар» на положения документации при проведении заказчиком – ФГБУ «ФЦССХ» Минздрава России (г. Пенза) – аукциона в электронной форме «Поставка медицинских изделий» (извещение № 0355100002721000321 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 16.09.2021), необоснованной.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны