Решение №058/06/106-631/2022 жалоба ООО «Мек медикал» на положения извещения при проведен... от 25 августа 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Мек-медикал»

115404, Россия, Москва г., Муниципальный Округ Бирюлево Восточное вн. тер. г., 6-я Радиальная ул., д. 3, к. 10, ком. 1-3

sales@mek-medical.ru

 

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко»

г. Пенза, ул. Лермонтова, 28

burdenko58@mail.ru

 

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области (МЭРП Пензенской области)

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75 pgz.pnz@obl.penza.net

 

 

 

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-631/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

 

«25» августа 2022 года                                                                         г. Пенза, ул. Урицкого, 127

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • <…> – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
  • <…> – члена Комиссии, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «Мек-медикал» - <…> (представитель по доверенности);

со стороны заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» - <…> (представители по доверенности);

со стороны уполномоченного органа – МЭРП Пензенской области – <…> (представитель по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Мек-медикал» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка стерилизатора парового, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение № 0155200000922000538 от 10.08.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

 

18.08.2022 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «Мек‑медикал» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка стерилизатора парового, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение № 0155200000922000538 от 10.08.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводу жалобы, требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, свидетельствуют о его конкретном производителе – АО «ТЗМОИ», Россия - Стерилизатор паровой прямоугольный с автоматическим управлением ГП-400-2-"ТЗМОИ" (в комплектации с тележкой с загрузочными контейнерами) по ТУ 9451-099-12517820-2007.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 24.08.2022 в 15 часов 30 минут.

Представители подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа участвуют в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20.

До рассмотрения жалобы заказчиком, уполномоченным органом представлены отзывы (возражения) на жалобу.

В ходе рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержал доводы, изложенные в жалобе, указал, что стерилизаторы иных производителей требованиям описания объекта не соответствуют. Так, стерилизатор Zentracert (Германия) не соответствует описанию по типу двери «сейфовая», cтерилизатор «DGM» (Китай) не проходит по диапазону температур стерилизации. Заявляемый заказчиком стерилизатор HS‑5035S производства Hanshin (Южная Корея) также не может быть поставлен в рамках настоящей закупки, поскольку, несмотря на его соответствие требованиям описания объекта закупки, он в соответствии с регистрационным удостоверением имеет иной код вида медицинского изделия (173090 «Стерилизатор сухожаровой»), то есть не является паровым стерилизатором.

В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 23.08.2022, указала, что под требования описания объекта закупки подходит оборудование как минимум двух производителей. В ходе формирования начальной (максимальной) цены контракта заказчиком получены 3 коммерческих предложения, тремя поставщиками был предложен товар производства Корея, модель HS-5035S, другой поставщик предлагал к поставке товар производства Германия. Коммерческое предложение также было получено и на модель ГП-400-2 (АО «ТЗМОИ»), но ввиду того, что цена поставщика превышала выделенные лимиты денежных средств, использовать его при формировании НМЦК не представлялось возможным. Таким образом, описанию объекта закупки соответствует товар как минимум 3 производителей (Корея, Германия и Россия), о чем свидетельствуют полученные коммерческие предложения, а также результаты прошедшего электронного аукциона, в котором приняло участие 3 хозяйствующих субъекта со страной происхождения товара Россия и Корея. Процедура была конкурентной, процент снижения составил 2%. Более того, заказчиком осуществлен анализ параметров модели HS-5035S производства Hanshin (Южная Корея) на соответствие требованиям описания объекта закупки, из которого следует, что данное оборудование полностью соответствует требованиям заказчика. Кроме того, заказчиком от ООО «Медико-техническое объединение «Стормовъ» (согласно письму производителя оборудования, имеет право на официальное представление, реализацию и эксплуатационное сопровождение продукции Hanshin) получено письмо, в котором общество подтвердило соответствие параметров корейской модели параметрам, указанным в описании объекта закупки.

В ходе рассмотрения жалобы представитель уполномоченного органа поддержала доводы, изложенные в отзыве на жалобу от 23.08.2022, считает жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.

В соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв.

На основании пункта 3.32 Административного регламента в целях получения дополнительных документов и информации в заседании Комиссии Управления объявлялся перерыв до 25.08.2022 в 12 часов 00 минут.

После перерыва дополнений от лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, не поступило.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

10.08.2022 уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000922000538 об осуществлении аукциона в электронной форме «Поставка стерилизатора парового, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий».

Начальная (максимальная) цена контракта – 6 950 000,00 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 19.08.2022 09:00.

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 19.08.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 23.08.2022.

ИКЗ 222583700874158370100103900013250244.

Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из довода заявителя следует, что требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, свидетельствуют о его конкретном производителе – АО «ТЗМОИ», Россия – Стерилизатор паровой прямоугольный с автоматическим управлением ГП-400-2-"ТЗМОИ" (в комплектации с тележкой с загрузочными контейнерами) по ТУ 9451-099-12517820-2007.

Комиссия Управления сообщает, что законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, самостоятельное описание собственных потребностей с учетом целей и условий использования закупаемого товара и не устанавливает обязанность заказчика предусматривать такие требования к объекту закупки, которые удовлетворяют всех возможных ее участников.

В соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

При этом согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.

В силу положений частей 1 и 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, ограничением при описании потребности для заказчика является недопущение установления в отношении объекта закупки требований, которым соответствует товар единственного производителя, то есть соблюдением требований и принципов закона, с точки зрения контрольного органа в сфере закупок, в рассматриваемом случае будет являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых удовлетворяет всем требованиям извещения об осуществлении закупки, что подразумевает наличие возможности обеспечения конкуренции в том числе между производителям оборудования.

Согласно позиции заказчика, заявленной в отзыве, а также высказанной на заседании Комиссии Управления, характеристикам, установленным в описании объекта закупки, и их значениям, помимо оборудования производства АО «ТЗМОИ», соответствует также оборудование HS-5035S производства Hanshin, Корея. В качестве подтверждения заказчиком представлена таблица с указанием параметров оборудования HS-5035S, соответствующих параметрам, установленным в описании объекта закупки, и источников информации о таких параметрах. Также заказчиком представлено руководство по эксплуатации для медицинского изделия. Кроме того, заказчиком представлены фото (скриншоты) письма от ООО «Медико-техническое объединение «Стормовъ» (согласно авторизационному письму производителя оборудования (представлено в составе отзыва), общество имеет право на официальное представление, реализацию и эксплуатационное сопровождение продукции Hanshin). В своем письме ООО «Медико-техническое объединение «Стормовъ» подтвердило соответствие параметров корейской модели параметрам, заявленным заказчиком в описании объекта закупки.

Заявитель не оспаривает соответствие параметров оборудования HS-5035S описанию объекта закупки, однако считает, что, несмотря на его соответствие требованиям заказчика, такое оборудование не может быть поставлено в рамках настоящей закупки, поскольку имеет иной код вида медицинского изделия (173090 «Стерилизатор сухожаровой») и не является паровым стерилизатором.

Согласно пункту 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Минздрава России от 06.06.2012 № 4н «Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий» утверждена Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 1416 «Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий», вид медицинского изделия в соответствии с Номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам указывается в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия. Обеспечение организации работы по формированию и ведению номенклатурной классификации медицинских изделий по видам осуществляется регистрирующим органом.

Регистрационное удостоверение от 06.07.2016 № РЗН 2016/4395 на медицинское изделие «Стерилизаторы медицинские серий Н, HS с принадлежностями» производства Ханшин Медикал Ко., Лтд. Hanshin Medical Со., Ltd., Корея, запись в Государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий содержат код вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации – 173090.

Согласно номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, данный код соответствует разделу 2. Вспомогательные и общебольничные медицинские изделия, подразделу 2.42. Стерилизаторы и сопутствующие изделия, наименование изделия в соответствии с кодом «Стерилизатор сухожаровой». Описание по коду:

«Работающее от сети (сети переменного тока) изделие, разработанное для полного уничтожения и/или инактивации микроорганизмов с использованием процесса сухожаровой стерилизации на нечувствительных к высоким температурам медицинских изделиях и связанных с ними изделиях. Как правило, изделие имеет специальную камеру с полками, на которые помещают стерилизуемые изделия, как правило, после их очистки от наиболее заметных остатков инородных веществ; также имеется источник тепла (например, электрические нагреватели); и ручки настройки для регулирования времени и/или температуры процедуры. Жар может поступать в камеру либо за счет естественной конвекции, либо с использованием нагнетаемого воздуха для ускорения и/или обеспечения большей равномерности процесса (например, работы вентиляторов, струй горячего воздуха с высокой скоростью движения). Изделие может быть отдельно стоящим автономным (крупным блоком) и настольным блоком».

В соответствии с выбранной для закупаемого товара позицией КТРУ 32.50.50.190-00000064 «Стерилизатор паровой для неупакованных изделий» данному оборудованию соответствует код вида медицинского изделия – 125810 «Стерилизатор паровой для неупакованных изделий». Описание по классификатору:

«Работающее от сети (сети переменного тока) устройство, разработанное для полного уничтожения и/или инактивации микроорганизмов на медицинских изделиях, не помещенных в упаковку для стерилизации, с использованием сжатого пара (т.е., влажного тепла) в качестве стерилизующего вещества; используется для стерилизации изделий, не чувствительных к воздействию высоких температур, воды или пара. Как правило, состоит из камеры с полками, в которую после очистки от основных загрязнений помещают медицинские изделия; средства подачи пара в камеру; а также элементов управления для регулировки времени и/или температуры стерилизации. Доступны изделия различных форм и размеров, включая автономные и настольные блоки».

В настоящем случае податель жалобы основывает свою позицию на том, что стерилизатор производства Ханшин не может быть поставлен в рамках настоящей закупки только потому, что ему присвоен иной код вида медицинского изделия, при этом податель жалобы не оспаривает тот факт, что данное оборудование по своим характеристикам соответствует описанию объекта закупки.

Податель жалобы при этом не приводит конкретные нормы законодательства, которые обязывают заказчика закупать медицинские изделия со строго определенными кодами по виду медицинского изделия и запрещают закупать и использовать медицинские изделия с иными кодами даже при фактическом соответствии данных изделий требованиям заказчика.

Стерилизатор производства Ханшин, согласно руководству по эксплуатации, оснащен встроенным паровым генератором и осуществляет паровую стерилизацию паром под давлением, то есть по своим свойствам является стерилизатором паровым, что соответствует наименованию объекта закупки и потребности заказчика.

Описание объекта закупки не содержит указание на тот или иной конкретный код номенклатурной классификации медицинских изделий по видам, не содержит требований о предоставлении участниками закупки сведений о коде вида предлагаемого к поставке медицинского изделия. Извещение предполагает предоставление конкретных характеристик медицинского изделия, которые бы соответствовали установленным заказчиком требованиям.

Таким образом, присвоенный медицинскому изделию код номенклатурной классификации по видам не должен оказать влияние на возможность подать заявку и принять участие в закупке с рассматриваемым медицинским изделием.

Комиссии неизвестно, по каким причинам медицинскому изделию присвоен соответствующий код вида медицинского изделия, однако при указанных обстоятельствах Комиссия не может сделать вывод о том, что стерилизатор производства Ханшин невозможно предложить и поставить в рамках настоящей закупки, в связи с чем поставка ограничена до товара единственного производителя – АО «ТЗМОИ», Россия.

С учетом изложенного довод подателя жалобы признается Комиссией необоснованным.

В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.

В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Из пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.

В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок КТРУ и Правила использования КТРУ установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145.

В соответствии с подпунктами «а», «б», «г», «ж» пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается следующая информация:

  • код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
  • наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
  • информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
  • дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога.

Из подпункта «б» пункта 2 Правил использования КТРУ следует, что каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

Пунктом 4 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами «б» - «г» и «е» - «з» пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:

а) наименование товара, работы, услуги;

б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);

в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).

В силу подпункта «а» пункта 5 Правил использования КТРУ, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства», при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. № 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.

В рамках применения национального режима при осуществлении закупок в извещении № 0155200000922000538 установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878.

Из приведенных норм следует, что при установлении ограничения допуска в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 заказчик в извещении об осуществлении закупки не вправе указывать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.

В настоящем случае извещение об осуществлении электронного аукциона № 0155200000922000538 в информации об объекте закупки содержит указание на код позиции КТРУ 32.50.50.190-00000064. Наименование товара в позиции КТРУ: «Стерилизатор паровой для неупакованных изделий». Единица измерения: Штука. Описание товара, работы, услуги в позиции КТРУ отсутствует. В связи с отсутствием в позиции КТРУ описания товара, работы, услуги, заказчиком самостоятельно сформировано описание объекта закупки.

При этом в перечне кодов КТРУ присутствуют иные коды, например, код 32.50.12.190-00000011 «Стерилизатор паровой». Обязательное применение: 16.05.2022 – Бессрочно. Описание из справочной информации позиции 32.50.12.190-00000011 по коду вида медицинского изделия:

«Работающее от сети (сети переменного тока) устройство, разработанное для полного уничтожения и/или инактивации микроорганизмов на медицинских изделиях и связанных с ними предметах с использованием сжатого пара (т.е., влажного тепла) в качестве стерилизующего вещества; используется для стерилизации изделий, не чувствительных к воздействию высоких температур, воды или пара. Как правило, состоит из камеры с полками, в которую помещают медицинские изделия; может использоваться для стерилизации как упакованных, так и неупакованных изделий. Доступны изделия различных форм и размеров, включая автономные и настольные блоки».

В позицию КТРУ 32.50.12.190-00000011, в отличие от выбранной заказчиком позиции 32.50.50.190-00000064, включено описание товара, работы, услуги, которое представляет собой три характеристики, являющиеся обязательными для применения:

Характеристики товара, работы, услуги

Наименование характеристики

Значение характеристики

Единица измерения характеристики

Давление пара в стерилизационной камере

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 1  и  ≤ 2.1

Бар

Объем камеры

(характеристика является обязательной для применения)

≥ 300  и  ≤ 350

Литр;^кубический дециметр

Принтер

(характеристика является обязательной для применения)

Внешний

 

Встроенный

 

Нет

 

 

 

Разница позиций КТРУ 32.50.12.190-00000011 и 32.50.50.190-00000064 заключается в том, что первая позиция распространяется на стерилизаторы для стерилизации как упакованных, так и неупакованных изделий, вторая позиция – на устройства для стерилизации изделий, не помещенных в упаковку для стерилизации.

Указанная разница в настоящем случае является значимой, поскольку влияет на правильность выбора позиции КТРУ и, соответственно, на набор характеристик для описания объекта закупки, т.е. при закупке стерилизатора для стерилизации как упакованных, так и неупакованных изделий на объект закупки будет распространяться позиция КТРУ 32.50.12.190-00000011, применение которой влечет для заказчика обязанность использовать для описания закупаемого товара только те три характеристики, которые включены в данную позицию КТРУ.

Описание объекта закупки, размещенное в составе извещения № 0155200000922000538, не содержит в качестве характеристики указание на назначение устройства (для стерилизации упакованных либо неупакованных изделий), однако в тексте пункта 1.21 описания в столбце «Обоснование» указано следующее:

Наименование показателя

Значения показателей, которые не могут изменяться

Обоснование

1.21.

Встроенные программы стерилизации:

Стерилизация текстиля и посуды.

Стерилизации инструментов и оборудования.

Стерилизация резиновых изделий.

Стерилизации растворов.

Программа со свободными параметрами.

Наличие

ГОСТ 31598-2012,п.3.30.

 ( а так же п.28.3.)

Требуются непосредственно для стерилизации упакованных изделий, текстиля, инструментов, пакетов, растворов, резиновых материалов, а также для создания нового свободного режима, для стерилизации иных изделий

Таким образом, в извещении об осуществлении закупки содержится противоречие в части выбранного кода КТРУ («Стерилизатор паровой для неупакованных изделий») и потребности заказчика, которая прописана в описании объекта закупки: «Требуются непосредственно для стерилизации упакованных изделий».

Как указано представителем заказчика при рассмотрении жалобы в рассматриваемом пункте описания объекта закупки им допущена техническая ошибка (пропущена приставка «не»). Обоснование пункта 1.21 должно указывать на необходимость стерилизации неупакованных изделий в соответствии с потребностью заказчика и выбранной позицией КТРУ.

В соответствии с письменными пояснениями заказчика, при стерилизации паровым методом, как правило, стерилизация происходит в упаковочных материалах. Для этого используют бумажные, комбинированные и пластиковые стерилизационные упаковочные материалы. При стерилизации неупакованных изделий используют стерилизационные корзины или как их называют открытые лотки (что и указано в описании объекта закупки заказчика п. 2.3.). При паровом методе стерилизации стерилизующим средством является водяной насыщенный пар под избыточным давлением под температурой 121-135 °С. Паровым методом стерилизуют общие хирургические и специальные инструменты, детали приборов и аппаратов из коррозионностойких металлов, стекла, шприцы хирургическое белье, перевязочный и шовный материал, изделия из резин (перчатки, трубки, катетеры, зонды и т.д.), латекса, отдельных видов пластмасс. Все изделия, простерилизованные в неупакованном виде, целесообразно сразу использовать по назначению. При необходимости, инструменты, простерилизованные в неупакованном виде, после окончания стерилизации допускается хранить в разрешенных к применению в установленном порядке бактерицидных (оснащенных ультрафиолетовыми лампами) камерах в течение срока, указанного в руководстве по эксплуатации оборудования, или на стерильном столе не более 6 часов. ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» является много профильным медицинским учреждениям, оказывающим плановую и экстренную медицинскую помощь. Требование, установленное выбранным КТРУ, обусловлено спецификой учреждения, необходимостью процесса проведения медицинских манипуляций. На базе учреждения существует структурная единица (по адресу г. Пенза, ул. Краснова, 60) оказывающая неотложную, экстренную медицинскую помощь. Данная структурная единица включает в себя профильные отделения (хирургические отделения, гинекологическое, урологическое и ожоговое). Именно туда и приобретается закупаемое оборудование. То есть, к примеру, в случае поступления экстренного больного для оказания неотложной помощи, требуемый инструмент для хирургических вмешательств помещается в неупакованном (открытом виде) в стерилизатор и после прохождения процедуры стерилизации помещается на стерильный стол, оснащенный ультрафиолетовыми лампами. Далее инструменты в мобильном режиме поступают врачу с целью оказания неотложной медицинской помощи. Кроме того, как указано заказчиком, стерилизация изделий в неупакованном виде приводит к экономии бюджетных средств, так как учреждению не приходится закупать изделия для стерилизации: (Упаковка (пакет) для стерилизации, одноразового использования; Упаковка (Рулон) для стерилизации, одноразового использования). Закупка стерилизационной упаковки ежегодно обходится учреждению примерно в 4 млн. рублей.

Из изложенной позиции заказчика следует, что он имел намерение закупить стерилизатор, работающий именно с неупакованными изделиями, в связи с чем обоснован выбор соответствующей позиции КТРУ.

Однако, допущенная заказчиком в описании объекта закупки техническая ошибка может вводить в заблуждение участников закупки относительно потребности заказчика. Используемая в пункте 1.21 формулировка фактически не соответствует требованиям заказчика к назначению закупаемого товара, которое следует из наименования выбранной позиции КТРУ и подтверждается пояснениями заказчика.

Из изложенного Комиссия делает вывод о наличии в рассматриваемом случае нарушения требований части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия полагает, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика по контракту (в закупке приняли участие 3 хозяйствующих субъекта, процент снижения составил 2%), в связи с чем принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Мек-медикал» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУЗ «Пензенская областная клиническая больница им. Н.Н. Бурденко» электронного аукциона «Поставка стерилизатора парового, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий» (извещение № 0155200000922000538 от 10.08.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны