Решение б/н решение от 27 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Пензенской области

ул. Урицкого, 127, г. Пенза, 440000

тел. (8412) 55-14-02, факс (8412) 52-03-70

e-mail: to58@fas.gov.ru

 
   

   

На №

 

от

   

Заявитель:

ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ»

350075, г. Краснодар, ул. Селезнева, 112

alice.goncharova@gmail.com

info@tscom-project.ru

Уполномоченный орган:

Министерство экономического развития и промышленности Пензенской области (МЭРП Пензенской области)

440000, г. Пенза, ул. Московская, 75 pgz.pnz@obl.penza.net

Ks_obl@mail.ru

Заказчик:

Государственное бюджетное учреждение Пензенской области «Пензенский пожарно-спасательный центр»

(далее – ГБУ ПО «ППСЦ»)

440018, г. Пенза ул. Тимирязева, 125, guppsc@mail.ru

РЕШЕНИЕ

по жалобе № 058/06/106-716/2022

о нарушении законодательства Российской Федерации

о контрактной системе

27 сентября 2022 года г. Пенза, ул. Урицкого, 127

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия, Комиссия Управления) в составе:

  • … – председателя Комиссии, руководителя Управления,
  • … – заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок;
  • … – члена Комиссии, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;

при участии:

со стороны подателя жалобы – ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ» - … (представителя по доверенности),

со стороны уполномоченного органа – МЭРП Пензенской области – … (представителя по доверенности),

со стороны заказчика – ГБУ ПО «ППСЦ» - …, … (представителей по доверенности, после перерыва),

рассмотрев жалобу ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ ПО «ППСЦ» электронного аукциона «Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области» (извещение № 0155200000922000626 от 14.09.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

20.09.2022 в Пензенском УФАС России зарегистрирована жалоба ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ ПО «ППСЦ» электронного аукциона «Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области» (извещение
№ 0155200000922000626 от 14.09.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).

Согласно доводам жалобы, положения извещения об электронном аукционе не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе, а именно заказчиком созданы условия, которые влекут ограничение количества участников закупки, так как в проекте контракта предусмотрено требование к исполнителю о наличии лицензии на услуги связи.

В соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе жалоба принята и назначена к рассмотрению на 26.09.2022 в 14 часов 00 минут.

В связи с необходимостью дополнительного анализа материалов по жалобе, в рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 27.09.2022 16 часов 30 минут.

Представители подателя жалобы, уполномоченного органа участвовали в рассмотрении жалобы дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 № ИА/27903/20, представители заказчик принимали очное участие в рассмотрении жалобы.

В рамках рассмотрения жалобы представитель подателя жалобы поддержала изложенные доводы в полном объёме, просила признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители уполномоченного органа, заказчика поддержали позиции, изложенные в отзывах на жалобу, просили признать жалобу необоснованной.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона контрактной системы внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.

14.09.2022 уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 0155200000922000626 об осуществлении аукциона в электронной форме «Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области» для нужд заказчика – ГБУ ПО «ППСЦ».

Начальная (максимальная) цена контракта – 185 648 625,72 руб.

Дата и время окончания срока подачи заявок 26.09.2022 09:00 (МСК).

Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 26.09.2022.

Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 28.09.2022.

ИКЗ 222583601347458360100100240018422244.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.

Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.

В рассматриваемом случае предметом закупки является выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области.

В составе извещения размещен электронный документ «Описание объекта закупки», который содержит указание на проектно-сметную документацию на выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области, а также Техническое задание, в котором определены основные виды работ, этапы выполнения работ и пр.

По мнению подателя жалобы, заказчиком созданы условия, которые влекут ограничение количества участников закупки, так как в проекте контракта предусмотрено требование к исполнителю о наличии лицензии на услуги связи при том, что Техническое задание, а также проектно-сметная документация не содержит работ, которые требуют подобной лицензии.

При этом учитывая, что заказчик проводит закупку на модернизацию региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области, а не на ее реконструкцию, то организация и предоставление каналов связи, которое могло бы требовать наличия такой лицензии, не предполагается.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).

В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.

В рассматриваемом случае извещение об электронном аукционе содержит требование к участникам закупки в рамках части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе и пункта 4 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 «О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Требования именно к участникам закупки о наличии и представлении в составе заявки каких-либо лицензий извещение об электронном аукционе правомерно не содержит.

Согласно части 1 статьи 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.

Исходя из позиции, изложенной в пункте 7 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, если выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является самостоятельным объектом закупки, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о наличии у них лицензии на такой вид деятельности. При этом, возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки.

Вместе с тем, если работы, услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а должны были выполняться исполнителем наряду с иными работами, то в целях расширения круга участников закупки необходимо устанавливать возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта, имеющих соответствующую лицензию.

В пункте 2.1.11 проекта контракта указано, что исполнитель должен предоставить заказчику в течение 2 рабочих дней с даты заключения контракта:

Выписку/копию выписки из реестра лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, либо иной документ, содержащий регистрационный номер из указанного реестра лицензий, включающая (ий) в себя следующий вид работ (услуг): оказание услуг связи в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на оказание услуг связи в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и со статьей 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», включающая услуги связи по предоставлению каналов связи.

В случае привлечения к оказанию услуг связи соисполнителя, исполнитель предоставляет договор с соисполнителем, а также выписку/копию выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343, либо иной документ, содержащий регистрационный номер из указанного реестра лицензий, включающая (ий) в себя следующий вид работ (услуг): оказание услуг связи в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», на оказание услуг связи в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ и со статьей 29 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», включающая услуги связи по предоставлению каналов связи соисполнителя.

В силу пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» оказание услуг связи подлежит лицензированию.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 № 2385 «О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» услуги связи по предоставлению каналов связи вносятся в реестр лицензий на оказание услуг связи.

При этом пункт 3.3.3 Пояснительной записки проектно-сметной документации содержит следующее: «3.3.3 Системы связи. Взаимодействие центров оповещения, пунктов сиренно-речевого оповещения, технических средств КСЭОН и пунктов перехвата телерадиовещания осуществляется через сеть связи и передачи РАСЦО, организуемую на базе технологии VPN. Важной функцией данной технологии является защита от несанкционированного доступа за счет организации виртуальных частных сетей со сквозным шифрованием трафика от оконечного оборудования до центров оповещения. Взаимодействие оборудования внутри пунктов и центров осуществляется в основном через ЛВС технологии Ethernet. Подключение к сетям связи и передачи данных оператора связи осуществляются согласно техническим условиям.

Необходимая гарантированная пропускная способность основного канала связи элементов РАСЦО представлена в таблице 3.3»

Представители заказчика пояснили, что основная масса работ по модернизации системы оповещения связана в том числе с предоставлением каналов связи, что в свою очередь обуславливает необходимость установления такого требования к непосредственному исполнителю по контракту.

Относительно доводов заявителя, в том числе с учетом письменных дополнений в части несоответствия наименования закупки работам, предполагаемым к выполнению исходя из «Методических рекомендаций по созданию и реконструкции систем оповещения населения» (утв. МЧС России 19.02.2021 № 1) (далее – Методические рекомендации), Комиссия Управления отмечает следующее.

Согласно разделу 2 Методических рекомендаций система оповещения населения является составной частью системы управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивает доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из взаимодействующих элементов, включающих специальные программно-технические средства оповещения, средства комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения, а также обеспечивающие ее функционирование каналы, линии связи и сети передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Целью мероприятий по реконструкции является изменение параметров системы оповещения населения (приведение ее в соответствие с требованиями, нормами, техническими условиями и показателями готовности), в том числе полная замена оборудования и (или) восстановление ресурса составных частей всей системы оповещения, за исключением мероприятий по замене отдельных элементов (устройств, блоков) составных частей системы на аналогичные или иные, улучшающие показатели (повышающие технический уровень) элементы (устройства, блоки), проводимых в рамках модернизации системы оповещения.

Отличительной чертой модернизации является то, что заменяются исправные узлы и элементы. Мероприятия, в результате которых осуществляется дополнение системы оповещения населения новыми техническими средствами оповещения и другими подсистемами, которые будут составлять единое целое с этой системой оповещения и придадут ей новые дополнительные функции или изменят показатели работы, являются мероприятиями по совершенствованию (развитию, дооборудованию) системы оповещения.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что определяющее значение имеет сама суть, описание объекта закупки, включающее в данном случае проектно-сметную документацию.

Разница в понятийном аппарате, содержащемся в определенной степени в Методических рекомендациях, по мнению Комиссии, не отменяет необходимость привлечения к выполнению работ по предоставлению каналов связи, прямо поименованных в проектно-сметной документации, квалифицированного исполнителя, имеющего соответствующую лицензию.

При этом, необходимо понимать, что такую лицензию может иметь либо сам участник закупки в качестве непосредственного исполнителя, либо он вправе привлечь любого соисполнителя с соответствующей лицензией (любого оператора связи) для выполнения конкретного объема работ, что в полной мере соответствует позиции, изложенной в «Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

В связи с изложенным Комиссия Управления приходит к выводу об отсутствии доказательств ограничения количества участников закупки в связи с установлением рассматриваемого требования к непосредственному исполнителю по контракту, и соответственно, к выводу о необоснованности довода жалобы.

Оценив материалы дела, выслушав доводы и объяснения сторон, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «ТСКОМ-ПРОЕКТ» на положения извещения при проведении уполномоченным органом – МЭРП Пензенской области для нужд заказчика – ГБУ ПО «ППСЦ» электронного аукциона «Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Пензенской области» (извещение № 0155200000922000626 от 14.09.2022 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru) необоснованной.

В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны